Два исторических этюда о мусульманах империи Allen J. Frank. Muslim Religious Institutions in Imperial Russia



Pdf көрінісі
бет1/4
Дата08.10.2022
өлшемі74,75 Kb.
#41902
  1   2   3   4


Два исторических этюда о мусульманах империи
Allen J. Frank. Muslim Religious Institutions in Imperial Russia:
The Islamic World of Novouzensk District and the Kazakh Inner Horde,
1780–1910. Leiden—Boston—Koln: E. J. Brill Academic Publishers,
2001, viii, 341 p.
Paul W. Werth. At the Margins of Orthodoxy. Mission, Governance and
Confessional Politics in Russia’s Volga—Kama Region, 1827–1905.
Ithaca—London: Cornell University Press, 2002, xiv, 269 p.
Мусульманам Российской империи долго не везло. Пока импеB
рия была жива, интерес историков и востоковедов в России и за
рубежом к ее мусульманским подданным в первую очередь опредеB
лялся целями политики. Уже поэтому он не мог не быть «внешним»,
а те, кто его проявлял, не просто принадлежали к иной культуре и
иному вероисповеданию, но и разделяли, в силу такой своей приB
надлежности, чувство превосходства над мусульманами. Когда же
империя прекратила существование, все, что было связано с росB
сийскими формами ислама, надолго стало неудобной темой для соB
ветских ученых и во многом «закрытой» для их зарубежных коллег.
Только в последнее десятилетие, после распада Советского Союза,
внутренняя жизнь мусульман империи стала привлекать внимание
исследователей. И в России, и за рубежом появились десятки посвяB
щенных ей публикаций. Среди них встречаются безусловно интеB
ресные
1
. О двух недавних англоязычных работах и пойдет речь на
этих страницах: о книге Аллена Франка «Мусульманские религиозB
ные учреждения царской России: исламский мир Новоузенского
уезда и Внутренней казахской орды, 1780–1910 гг.» и о монографии
Пола Верта «На задворках православия: миссионерство, религиB
озная политика и управление в ВолгоBКамском регионе России,
1827–1905 гг.». 


Авторы обеих книг — современные американские историки.
Книги, несомненно, очень разные. Первая написана в лучших траB
дициях классического востоковедения. Франк рассматривает систеB
му исламских институтов дореволюционного Поволжья, опираясь
главным образом на одну подробную аульную хронику на старотаB
тарском языке. Исследование Верта относится скорее к истории
дореволюционной России. Его источниками были архивные докуB
менты на русском языке из СанктBПетербурга и региональных ценB
тров Поволжья. Сам предмет и направление исследований тоже
различны. Франк сосредоточился на изучении местных учреждений
мусульман южного Поволжья и северного Казахстана, прямо не
связанных с властью. Его интересует восприятие империи ее обраB
зованными мусульманскими подданными, выраженное в традициB
онных исламских категориях, иначе говоря, 
исламский дискурс
империи (понятие, введенное в 1998 году немецким исламоведом
Михаэлем Кемпером
2
). Книга Верта рассказывает не столько о муB
сульманах, сколько о религиозной (в том числе мусульманской)
политике и православных миссиях в центральном и северном ПоB
волжье. Автора в первую очередь занимают отношения между неB
русскими подданными империи, чиновниками и миссионерами.
В то же время книги обнаруживают много общего. ВоBпервых, их
связывает один регион — Поволжье. У Франка речь идет о татарах,
башкирах, каракалпаках, казахах и казакахBмусульманах Самарской
и Пензенской губерний. Верт пишет о еще более пестром в этничеB
ском и конфессиональном отношении населении Казанской, СимB
бирской, Вятской и североBзападной части Оренбургской губернии
в границах до 1850 года: о тюркоязычных татарах, кряшенах, тептяB
рях, башкирах, чувашах и финноязычных марийцах, удмуртах и
мордве. Одни из них исповедовали ислам, другие — православие,
ктоBто оставался язычником. ВоBвторых, книги в значительной меB
ре совпадают по охватываемому в них периоду бесконечных реформ
в империи — от работы Уложенной комиссии 1767 года до революB
ции 1905 года. ВBтретьих, оба исследования представляют хороший
пример популярного сегодня жанра микроистории (microBhistory),
подхода к империи через историю ее регионов. Книга Пола Верта
выросла из его диссертации «Подданные империи: православная
миссия и имперское управление в ВолгоBКамском регионе», которую
он защитил в Мичиганском университете в 1996 году под руководстB
вом Уильяма Розенберга и Джейн Бурбанк. Монография Аллена
Франка тоже связана, хотя и в меньшей степени, с его диссертацией
Два исторических этюда о мусульманах империи...
197


по Поволжью, которая была защищена им в 1994 году в университеB
те Индианы под руководством Девина ДиУиса (ДеВиса) и Юрия
Брегеля и опубликована издательством Брилл в 1998 году.
*
*
*
Обратимся вначале к книге Франка. Целью автора было «изучить
одновременно материальную и человеческую стороны этих (исламB
ских. — 
В. Б.) институтов на уровне отдельного селения, более того,
понять их значение для содержавших их мусульманских общин и раB
зобрать, какие отношения проистекали из этого» (с. 3). Цель вполне
достигнута: книга Франка — самое подробное и точное на сегодня
описание местных мусульманских институтов империи. Основное
внимание в ней уделено учреждениям и лицам, которые с точки зреB
ния русских властей придавали любой мусульманской общине
легальный исламский статус — мечетям, примечетным школам
(начальная — 


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет