Этнопедагогические основы образования: взгляд в будущее



Pdf көрінісі
Дата31.03.2017
өлшемі2,78 Mb.
#10827

ЦИФРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ И 

ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ 

ОСНОВЫ ОБРАЗОВАНИЯ: 

ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ 

А.К. МЫНБАЕВА  

доктор педагогических наук,  

кафедра педагогики и образовательного менеджмента 

КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ.АЛЬ-ФАРАБИ 

 

 


Н.Г. Хлудов (1850

-

1935). Старая уйгурская школа. 1903. 



 

Источник


Н

.



Г

Хлудов



Каталог


 

произведений

живопись


 

и

 



графика



 

Алматы


Эффект,


 2003. 

 



С

.136.  


Картина

 

выставлена



 

в

 



Центральном

 

государственном



 

музее


 

РК,


 

г

.



Алматы

 

По



-

видимому,

 

ученики


 

заучивают

 

аяты


Учитель


 

использует

 

как


 

указку


 

узкую


 

палку,


 

которая


 

иногда


 

может


 

быть


 

использована

 

как


 

плеть


Для


 

описания


 

учебы


 

в

 



школе

 

муллы



 

можно


 

прочитать

 

фрагмент


 

книги


 

Б

.



Момышулы

 

«Наша



 

семья»


Әбілхан Қастеев 

(1904-1973). 

Ликбез. 


 

Из серии «Старый и новый быт». 1940. 

 

Центральный государственный музей



 

РК, Алматы.

 

Источник: Әбілхан Қастеев. –



 

Алматы: Өнер

, 2004. -158 c.  

Рисунок иллюстрирует занятия в школе. Исторически 

запечатлена стратегия ликвидации безграмотности. 

Особенность периода –

 

девочка у доски пишет казахские 



слова на латинице

 


ИСТОРИЯ ШКОЛ  

В МИРЕ 


Альфред Ранкли (1819-1872) 

(Британия).  

Деревенская школа. 1855 

Альберт Анкер (1831-1910). Школьный 

экзамен (Экзамены в школе в кантоне Берн). 

1862. 


Kunstmuseum Bern

, Швейцария

 


В конце XIX века французский художник Жан-Марк Коте опубликовал  

серию почтовых открыток под названием «В 2000 году»  

http://psycity.ru/otkrytki-19-go-veka-predskazyvayushchie-mir-

budushchego 



Цифровое поколение 

Глубокое и поверхностное обучение 



Конструктивизм и коннективизм 

Этнопедагогические основы образования 



Примеры интеграции (проекты)  

 

ВОПРОСЫ 


Old generation

 

Поколение ХХ века 

Next generation

 

Новое поколение 

book  → reading 

 

fluid pace



 

 mono-tasking



 

 linear approach



 

perception by reading



 

 independent



 

 ambitious 



 

pasive 



 

 school as requirement

 



 deliberation



 

 reality



 

technology external



 

 knowing facts



 

книги → чтение 

• текучий шаг, постепенное 

движение 

• одно-задачность 

• линейный подход 

• восприятие путем чтения 

• независимость 

• амбициозность 

• пассивная школа, школа 

как требование 

• обсуждение 

• реальность 

• внешние технологии  

• знание фактов  

Display  → viewing 

 

 non-linear pace



 

 multi-tasking



 

 hypermedia



 

 iconic perception



 

connecting



 

cooperation 



 

active



 

school as game



 

alert



 

fantasy



 

technology internal



 

knowing how to find fact



 

дисплей – визуальное 



восприятие 

нелинейность 



многозадачность 

Гипермедиа 



иконическое  восприятие 

• подключение 

• сотрудничество 

• активность 

• школа как игра 

• предупреждение 

• фантазии 

• технология 

внутреннего 

• знать, как найти то что 

необходимо  

НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ 

(BOŘIVOJ BRDIČKA, 2011) 

CROSS-GENERATIONAL DEVELOPMENT 

(

DON TAPSCOTT, 1998, 2008; DIANA OBLINGER, 2005; 

 ING. BOŘIVOJ BRDIČKA, 2011) 



Socio-digital participation

 

Социально-цифровое участие 

School practices

 

Школьная практика 

• Flexible use of digimedia 

• Multi tasking 

• Intellectual ICT tools 

• Internet searches 

• Socio-digital networking 

• Working on screen 

• Making and sharing in 

groups

 

• Extended networks 



• Knowledge creation 

Гибкое использование 

цифровых медиа 

Многозадачность 

Интеллектуальные 

средства ИКТ 

Поиск в интернет 

Социально-цифровые сети 

Работа с экраном 

Работа в группах 

Расширение сети 

Создание знаний 

• Traditional media, e-mail 

• Linear and sequential 

• Pure mental performance 

• Limited textbook content 

• Off line working, F2F 

• Paper and pencil 

• Individual performance 

• Closed classroom 

community

 

• Knowledge acquistion 



Традиционные медиа, 

эл.почта 

Линейность и 

последовательность 

Умственная 

работоспособность 

Ограниченно содержанием 

учебника 

Работа офф-лайн, лицом к 

лицу 


Бумага и ручка 

Индивидуальные показатели 

Закрытое классное 

сообщество (ограниченное 

классной комнатой 

сообщество учеников) 

Приобретение знаний 

ОТЛИЧИЕ СОВРЕМЕННОЙ ПРАКТИКИ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ И НОВОГО 

«СОЦИАЛЬНО-ЦИФРОВОГО ПОКОЛЕНИЯ» (К.ЛОНКА, 2014) 


К.Лонка пишет, что под  

«…социально-цифровыми технологиями понимаются 



интегрированные системы техники, социальных медиа и 

Интернет, которые обеспечивают постоянное и интенсивное 

онлайн - взаимодействие с информацией, людьми, и 

артефактами»;  

 



социально-цифровое участие – «новая концепция практики 



неформального, социально-цифрового опосредованного 

участия»  

СОЦИАЛЬНО-ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 


«Окружение хай-тека – компьютеров, смартфонов, 

видеоигр, интернет-поисковиков –перекраивает могз 

человека» Г.Х. Мямешева 

 



У школьников и студентов больше загружена 



кратковременная память, и необходимы новые 

методы закрепления знаний в долговременной 



памяти, развития компетенций. 

«Заучивание текста и зубрежка, 

не обращая внимания на смысл, 

понимание, - известны как 

поверхностный подход, а 

целостная и критическая оценка, 

исследование материала 

известно как глубокий подход».  

«Поверхностное обучение - поверхностный подход, - 



это воспроизводство знаний, регламентированное 

педагогом обучение, пассивная эпистемология, 

двойственное видение, и потребление знаний.  

Глубокий подход, трансформация знаний, 



саморегулируемое обучение, активная эпистемология, 

релятивистские представления и построение знания 

подход, который может привести к более глубоким 

уровням обучения (Lonka K., 2014) 

 

Поверхностный 



подход 

Глубокий/глубинный 

подход 


CONNECTIONISM AS A NEW DIDACTIC FOUNDATION 

Behaviourism 

Cognitivism 

Constructivism 

Connectivism 

Бихевиоризм

 

Когнитивизм

 

Конструктивизим

 

Коннективизм

 

Source of 

Knowledge 

Источник


 

знания


 

experience  

reason and 

experience  

reason  

connection 

опыт

 

разум и опыт



 

причина


 

соединение

 

Principle 

Принцип


 

black box 

 

external behavior 



reflected 

placement of 

knowledge to 

brain 


personal activity, 

individualization 

knowledge as 

collective product 

черный ящик 

отражение внешнего



 

поведения

 

размещение



 

знания в


 

Мозге (в голове)

 

личная активность,



 

индивидуализация

 

знания как



 

коллективный 

продукт

 

Motivation  



Мотивация

 

positive/negative 



reinforcement 

marks, 


diploma 

own interest 

interest supported 

by community 

положительное

отрицательное



 

подкрпление

 

знаки,


 

диплом


 

собственный интерес,

 

интерес 


поддерживается

 

Сообществом



 

Process 

Процесс 


 

repeated external 

sensual 

experience

 

knowledge is 



interpreted

 

knowledge is 



constructed 

through thought

 

active network 



cooperation

 

Повторение



 

Чувственный опыт

 

Интерпретация



 

знаний


 

Структурирование 

знаний 

 

Активное сетевое 



сотрудничество

 


CONNECTIONISM AS A NEW 

DIDACTIC FOUNDATION 



Behaviourism 

Cognitivism 

Constructivis



Connectivism 

Бихевиоризм

 

Когнитивизм



 

Конструктивиз

им

 

Коннективизм



 

Авторы 


теорий

 

Skinner, 



Thorndike, 

Pavlov, Watson 

 

Vygotsky, 



Bruner, Gagne, 

Ausubel 


 

Bandura, 

Piaget, 

Bruner, Dewey, 

Papert 

Siemens, 



Downes 

George Siemens, 2006, 

http://www.elearnspace.org/Articles/connectivism_self-amused.htm

 

 



Ing. Bořivoj Brdička, Ph.D.   http://www.slideshare.net/bobr/ 

• Методы обучения 

• Средства … 

ЗУН 

• Стратегии обучения 



• технологии 

Компетенции 

ПРОЕКТИРОВАНИЕ  


Стратегии активного обучения, 

Стратегии инновационного обучения,  



Проектно-ориентированное обучение, 

Игровое обучение 



Смешанное обучение 

 



Могут реализовывать концепции конструктивизма и 



коннективизма 

СТРАТЕГИИ ОБУЧЕНИЯ - ЭТО СИСТЕМА 

РУКОВОДСТВА, НАПРАВЛЕНИЕ, СТИЛЬ И 

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ОБЪЕДИНЕННЫЕ 

КОНЦЕПЦИЕЙ, ИСХОДЯ ИЗ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ 

ОБУЧЕНИЯ


  

 



ПРОГНОЗ КОМПЕТЕНЦИЙ И НАВЫКОВ 2020 ГОДА 

(

 



FUTURE WORK SKILLS 2020

ИНСТИТУТ БУДУЩЕГО)



 

• Неординарное мышление; 

• Социальный интеллект; 

• Инновационное и адаптивное мышление – умение думать вне 

заданных траекторий; 

• Межкультурная компетентность – одинаково эффективно 

общаться со всеми бизнес-партнерами и клиентами, 

независимо от культурных различий; 



ПРОГНОЗ КОМПЕТЕНЦИЙ И НАВЫКОВ 2020 ГОДА 

(

 



FUTURE WORK SKILLS 2020

ИНСТИТУТ БУДУЩЕГО) 



• Вычислительное мышление; 

• Умение фильтровать лишнюю информацию – быстро 

перерабатывать и резюмировать большой объём данных; 

• Умение работать с современными медиа; 

• Знания, не ограничивающиеся своей узкой специализацией; 

• Умение работать удалённо. 



НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ  

(

NEW HORIZON REPORT INSISTS TEACHERS USE TECH  



http://gettingsmart.com/2014/06/new-horizon-report-insists-teachers-use-tech

/



• Переосмысление роли учителей – учитель должен быть 

партнером в процессе обучения

• Сдвиг к более глубокому обучению: Цель глубокого 

обучения для студентов -  учиться на практике и 

развивать чувство собственной эффективности, 

критически мыслить и эффективно общаться.  

• Внимание открытым образовательным ресурсам (ООР). 

• Более широкое использование смешанного 

(гибридного) обучения 

• Использование интуитивных технологий. 

• Переосмысление работы школы. 


ПЕРЕХОД 

• Компетентностному подходу 

 

• Развитие личности (личностно-



ориентированный подход) 

 

• Педагогика – проживания (средовый 



подход) 

ОЦЕНКА 

КОМПЕТЕНЦИЙ 

Критика - 

вестернизация 

Возрождение  

казахской школы и 

этнопедагогические

 

основы образования 



ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ 

• Научная школа этнопедагогики в КазНУ им.аль-Фараби 

Педагогика және психология 

ғылымдарының докторы, 

профессор  Құбығұл Бозайұлы 

Жарықбаев  

Педагогика ғылымдарының 

докторы, профессор  

Ә.Т. Табылдиев 

Педагогика ғылымдарының 

докторы, профессор  

К.Ж. Кожахметова 

С 1998 года работает Центр этнопедагогики и этнопсихологии им. Академика Т.Тажибаева 

Казахская этнопедагогика; 

Этнопедагогика народов Казахстана 



ИДЕИ ЭТНОПЕДАГОГИКИ 

Жизнь в естественной 

природной среде, 

бескрайность степи 

создали культ природы, 

солнца, неба 

Культ Неба и Природы 

был заложен в 

тенгрианстве.  

Тенгри – обожественное 

небо, Умай – мать-

природа. Великая степь 

отражалась в Небе. 

Кочевник зависел от 

природы, занимался 

животными, отражал 

в мировоззрении и 

мироощущении их 

образы.  

С точки зрения 

психологии, человек 

осуществлял «перенос» 

деятельности, общения, 

энергии на природу,  

в небо. 

 Символом 

тенгрианства как 

религии тюрков 

являлся шанырак, 

олицетворявший 

четыре стороны света 

КАЗАХСТАН - СТРАНА ВЕЛИКОЙ СТЕПИ 


ПОДХОДЫ К ПОЛОВОЗРАСТНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ 

(КОЖАХМЕТОВА К.Ж., 1998) 

• Первый подход: 

• от рождения до года – «нәресте», 

• от года до 7 лет –«сәби», 

• от 7 до 12 лет – «ойын баласы», 

• от 12 до 15 лет  – «сығыр», «ересек бала», 

• от 16 до 19 лет – «бозбала», 

• от 20 до 30 лет –«жас жігіт», 

• от 30 до 40 лет –«дүр жігіт», «күр жігіт», 

• от 40 до 50 лет –«ер түлегі», 

• от 50 до 60 лет –«жігіт ағасы», 

• от 60 до 70 лет –«қарасахал», 

• от 70 – 80 лет –«ақсахал». 

 

• Вторая периодизация связана с 



возможностью ухода за животными:  

• - от рождения до 10 лет «қозы жасы» 



(дети данного возраста привлекались к 

уходу за ягнятами);  

• - от 10–до 20 лет –«қой жасы» (возраст 



ухода за барашками); 

• - от 20 до 30 лет «жылқы жасы» (возраст 



ухода за лошадьми);  

• - от 30 –до 40 лет «аға жас» или «ер 



түлегі»;  

• - 40 лет – считался возрастом «патша 



жасы». 

 

Третий подход «Мүшел жас»: 13, 25, 37, 49, 61, 73, 85. «Мүшел жас» – это кризисные периоды 

(их еще называют переломные периодами) в развитии человека, повторяющиеся через каждые 

12 лет на 13 год.  



К.Ж. КОЖАХМЕТОВА ПРЕДЛОЖИЛА 

СЛЕДУЮЩУЮ СИСТЕМУ ПРИМЕНЕНИЯ 

ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОСНОВ  

В ОБРАЗОВАНИИ: 

 

1-2 класс – «казахские народные игры»; 



3-4 класс – понятие «төрт түлік мал»; 

5 класс – «родословная», 

6 класс – «национальные блюда», «казахский 

орнамент»; 7 класс – заветы предков; 

8 класс – «домбыра-дастан» (по музыкально-

эстетическому направлению); 

9 класс – рукоделие, прикладное искусство; 

10 класс – традиции, обычаи;  11 класс – ата-аналар 

келбетi (образ родителей)  

Высшее образование 

2 курс 

Этнопедагогика 



Электив: «Прогрессивные традиции и обычаи корейцев», 

«Особенности семейного воспитания уйгурского народа», 

«Русская этническая педагогика»,  

«Сравнительная этнопедагогика этносов Казахстана» 

Среднее образование 

1-2 


3-4 

6-7 



10-11 



ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ 

ИДЕАЛ 


• Цель народного воспитания – 

«совершенный человек», который 

имеет этнический характер; 

другими словами, «полноценный 

человек».  

 

• Идеальный образ выражается 



пословицей «Сегіз қырлы, бір 

сырлы адамды тәрбиелеу» 

 

Абу Насыр аль-



Фараби 

 

 



Добродетельный 

город 


 

 

Счастливые 



горожане 

ПРОЕКТЫ 

1) Этнопедагогический музей при факультете 

философии и политологии КазНУ им.аль-Фараби 

Студенты предложили 

проекты: 

Образовательный 

туристический маршрут: 

•История образования в зданиях и 

улицах Алматы; 

 

Этнопедагогического аула; 



Улицы.Kz  

Этнопедаг

огические 

сказки 


ЭКСПОНАТЫ МУЗЕЯ 

РЕКОМЕНДАЦИИ 

• Структурирование учебного процесса; 

• Выстроение учебного материала визуально и ярко; 

• Постоянная обратная связь; 

• Чередуйте и интегрируйте групповые и индивидуальные формы работы; переключайте вид 

деятельности каждые 20-25 минут; 

• Используйте мультимедиа, цифровые технологии, а также этнопедагогические средства в 

обучении и воспитании,  

• Используйте техники позитивного мышления; 

• Проектно-ориентированное обучение, 



• Смешанное (гибридное) обучение…  

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ 


Достарыңызбен бөлісу:




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет