Философский и общественно гуманитарный журнал



Pdf көрінісі
бет1/12
Дата03.03.2017
өлшемі1,16 Mb.
#6090
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

3 (69) 2016 | Адам әлемі     1
3 (69)·2016
ФИЛОСОФИЯЛЫҚ ЖӘНЕ ҚОҒАМДЫҚ-
ГУМАНИТАРЛЫҚ ЖУРНАЛ
ФИЛОСОФСКИЙ И ОБЩЕСТВЕННО-
ГУМАНИТАРНЫЙ ЖУРНАЛ
1999 ж. шыға бастады
Тiркелген куәлiк № 13395-Ж 
Қазақстан Республикасының 
мәдениет және ақпарат
министрлiгi
Ақпарат және мұрағат комитеті 
22.02.2013 ж. берген 
Редакция алқасы
Н.Л. Сейтахметова (бас редактор)
А. Сағиқызы (бас редактордың 
орынбасары)
К.Н. Бұрханов
Т.Х. Ғабитов
С.Ю. Колчигин
А.К. Назарбетова
З.К. Шәукенова
М.С. Шәйкемелев
Ш.М. Жандосова
М.Н. Смағұлов (жауапты хатшы)
Редакционная коллегия
Н.Л. Сейтахметова (главный          
редактор)
А. Сагикызы (зам. главного 
редактора)
К.Н. Бурханов
Т.Х. Габитов
С.Ю. Колчигин
А.К. Назарбетова
З.К. Шаукенова
М.С. Шайкемелев
Ш.М. Жандосова
М.Н. Смагулов (ответ. секретарь)
Регистрационное свидетельство 
№ 13395-Ж выдано Комитетом 
информации и архивов
Министерства культуры 
и информации Республики 
Казахстан 22.02.2013 г.
Издается с 1999 года
 Адам
 
әлемі
Халықаралық редакциялық кеңес
Международный редакционный совет
Нысанбаев А.Н. (кеңес төрағасы, Қазақстан)
Фиерман У. (АҚШ)
Халилов С. (Әзірбайжан)
Мехди Санаи (Иран)
Жумагулов М. (Қырғызстан)
Зотов А.Ф. (Ресей)
Лекторский В.А. (Ресей)
Малинин Г.В. (Ресей)
Нечипоренко О.В. (Ресей)
Тощенко Ж.Т. (Ресей)
Кенан Гюрсой (Түркия)
Шермухамедова Н.А. (Өзбекстан)

2     Адам әлемі | 3 (69) 2016
МАЗМҰНЫ                 ●               СОДЕРЖАНИЕ
Қ
азіргі
 
әлемдегі
 
философиялыҚ
 
трендтер
  ● 
ф
илософские
 
тренды
 
современности
Шаукенова З.
25 лет Независимости Казахстана
в философско-политологическом измерении..................
3
Колчигин С.
Философия в Казахстане: сущность 
и метаисторическое задание.............................................. 10
Сейтахметова Н., 
Жандосова Ш.
Философия в XXI веке: проблемный ракурс..................... 21
Амельченко С.
Философское познание культуры в современном 
научном мире....................................................................... 28
Қ
азіргі
 
әлемдегі
 
философиялыҚ
 
білім

дәстүр
 
мен
 
инновацияның
 
мәселелігі
  ● 
ф
илософия
 
образования
 
в
 
современном
 
мире

проблемность
 
традиций
 
и
 
инноваций
Хабибуллина З.
Современное вузовское философское образование......... 37
Аубакиров М.
Воспитание культуры креативного мышления 
и духовности как задачи философского образования..... 45
ф
илософия
 
және
 
дін
 ● ф
илософия
 
и
 
религия
Жүсіпбек Ғ., 
Сатершинов Б.
 
Ислам және плюрализм: әл-Матуриди 
идеялары не ұсынады?........................................................ 51
Соловьева Г.
Философия и религия: дискурс о совести........................ 66
Нигметжанов К.,
Бектенова М.
Диалог религий в эпоху постсекулярности...................... 76
ф
илософия
 
тарихы

Қайта
 
жаңарту
 
парадигмасы
 ● 
и
стория
 
философии

парадигмы
 
реконструкций
Нұрмұратов С.
Қазақ халқының рухани құндылықтары: 
тарих және қазіргі заман..................................................... 87
Барлыбаева Г.
Казахская философия ХХ века: опыт осмысления 
вечных вопросов бытия....................................................... 95
Абдильдина Р.
Абай как критик традиционного сознания....................... 103
Қалдыбай Қ., 
Абдрасилов Т. 
Гегель философиясындағы адамның 
рухани болмысы.................................................................. 110
Азербаев А.
Философия аль-Фараби в социально-нравственных 
аспектах творчества узбекских поэтов 
Мукими и Фурката.................................................................... 122
                                      б
іздің
 
авторлар
 ● н
аши
 
авторы
..........................................    133

3 (69) 2016 | Адам әлемі     3
МРНТИ 02.41.11
УДК 101.1:316
Зарема Шаукенова
1
1
Институт философии, политологии и религиоведения КН МОН РК
25 ЛЕТ НЕЗАВИСИМОСТИ КАЗАХСТАНА
В ФИЛОСОФСКО-ПОЛИТОЛОГИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ
Аннотация. В статье автор осуществляет философско-политологическое из-
мерение общественных и гуманитарных процессов, произошедших в казахстан-
ском обществе в период Независимости и концептуализирует идею независимости 
как идею интеграции Казахстана в мировой исторический процесс.
Ключевые  слова:  философия,  политология,  Независимость,  интеграция, 
стратегия.
25-летие  Независимости  Республики  Казахстан  является  главной  те-
мой нынешнего конгресса.
За  четверть  века,  прошедшие  со  времени  провозглашения  государ-
ственного суверенитета Республики Казахстан, выросло и крепко встало на 
ноги новое поколение казахстанцев. Ровесники Независимости приобрели 
профессии, востребованные современной системой хозяйственно-экономи-
ческой деятельности страны, многие закончили колледжи и университеты, 
некоторые уже успели обзавестись собственными семьями. При этом осоз-
нание себя гражданином суверенного государства, самостоятельно решаю-
щего все вопросы собственного развития – это тот вектор, по которому на-
правлялась социализация и вступление в полноценную гражданскую жизнь 
Поколения Независимости. Поэтому в социально-психологическом плане 
нынешняя молодёжь – это поколение с качественно новым типом социаль-
ной идентичности. Одним из главных завоеваний Независимости является 
то, что молодые люди воспринимают как должное, как само собой разуме-
ющееся тот факт, что они живут в свободной стране с открытыми граница-
ми, в стране, где конституционно закреплены и законодательно защищены 
базовые права человека и гражданина, где демократия объявлена и на деле 
стала основой функционирования политических институтов.
Празднуя 25-летие Независимости и оценивая его итоги сегодня, мы в 
то же время должны смотреть в будущее. Пройденный Казахстаном за 25 
лет независимости путь преобразований подвёл страну к рубежу, на кото-
ром стала возможной постановка и решение принципиально новых задач 
хозяйственно-экономического,  научно-технологического,  граждански-по-
Қ
азіргі
 
әлемдегі
 
философиялыҚ
 
трендтер
 ● ф
илософские
 
тренды
 
современности

4     Адам әлемі | 3 (69) 2016
литического, социального, культурного развития. В последние годы руко-
водством страны и лично Президентом РК – Лидером нации Н.А. Назарбае-
вым выдвинут целый ряд стратегических инициатив, программ, концепций, 
лейтмотивом которых выступает идея повышения качества жизни казах-
станцев как цели и абсолютного приоритета нового этапа развития Респу-
блики Казахстан как состоявшегося государства.
За годы независимости экономическое развитие Казахстана основыва-
лось преимущественно на экстенсивном использовании ресурсов. Опираясь 
на нефтегазовую отрасль, мы формировали новый уровень благосостояния 
граждан,  попутно  создавая  инновации  и  новые  отрасли,  привлекая  техно-
логии и инвестиции. Между тем ресурсная база мирового экономического 
развития  претерпела  принципиальные  изменения.  Сейчас  эта  конкуренто-
способная в мировом масштабе база создаётся по преимуществу продуктами 
цифровой революции, нанотехнологиями, новейшими космическими техно-
логиями, стремительным внедрением робототехники, электронных денег, ин-
тернет-банкинга, переходом на возобновляемые источники энергии.
Умные  города  будут  во  многом  определять  конкурентоспособность 
стран в будущем, поскольку здесь будет концентрироваться экономика бу-
дущего  –  цифровые  технологии,  сервисы.  Города  будут  выступать  хаба-
ми  распространения  услуг  и  товаров  по  территориям  высокоскоростным 
транспортом.  По  данным  Juniper  Research  только  внедрение  технологий 
«умного» управления траффиком и парковки городского транспорта позво-
лит сэкономить в мире к 2021 году 4,2 млрд. человеко-часов в  год, что эк-
вивалентно 1 рабочему дню каждого из водителей.
Нужно подчеркнуть, что содержащиеся в предложенном Президентом 
РК Плане нации проекты во многом предполагают скачок страны в постин-
дустриальный мир. Это относится, например, к проекту создания Между-
народного финансового центра в Астане. Целевые значения МФЦА всем 
вам хорошо известны. Это 40 млрд. долл. вклада в ВВП и дополнительно 
более 2300 высокопрофессиональных рабочих мест к 2025 году.
Вместе  с  созданием  мультимодального  Евразийского  транспортного 
коридора Казахстан получит возможность оказывать транспортные услуги 
более высокого класса – это комбинированные, смешанные перевозки, с ис-
пользованием разных видов транспорта – земля-воздух-вода. В результате 
объём транзитных перевозок всеми видами транспорта увеличится с ны-
нешних 18 млн. тонн до 50 млн. тонн в 2030 году, дополнительный прирост 
ВВП достигнет 1%, будет создано 15 тыс. новых рабочих мест логистиче-
ской компетенции, прогнозируется повышение в рейтинге LPI c 88 до 40-го 
места.
По опыту передовых стран – Канады и Австралии мы создаём компанию 
единого провайдера госуслуг: Госкорпорация «Правительство для граждан». 
Философские тренды современности

3 (69) 2016 | Адам әлемі     5
Так, компании Канада Сервис и австралийский Сентрлинк имеют широкий 
перечень услуг для граждан, которые оказываются в электронном формате. 
Сервисы охватывают практически весь жизненный цикл человека от рожде-
ния, образования, получения работы, натурализации, получения справок.
Выстраивание  безвизового  режима,  упрощение  таможенных  проце-
дур, всеобщее декларирование, перевод налоговых и таможенных оформ-
лений в электронную систему и т.д. способствуют адаптации Казахстана к 
качественно новым условиям функционирования мирового рынка товаров 
и услуг. 
Таким  образом,  чтобы  адекватно  отвечать  на  возникающие  вызовы, 
чтобы совершить скачок из третьего мира в первый, как это сделал в своё 
время Сингапур. 
Такие новые шаги предпринимают и развитые страны сегодня. Напри-
мер,  во  Франции  при  Президенте  Саркози  принималась  программа  «300 
решений, чтобы изменить Францию». Одной из концептуальных идей ны-
нешнего президента Франции Ф.Олланда является создание «позитивной 
экономики». Означает переход от индивидуалистической экономики к эко-
номике всеобщих интересов и будущих поколений; от экономики, основан-
ной на богатстве и максимизации прибыли, к экономике обязательств. 
Поэтому  у  нас  принят  план  институциональных  реформ  100  шагов, 
представляющий собой новую программу перехода Казахстана от моде-
ли догоняющего развития к модели экономического роста. 
Нестандартные, инновационные шаги по реформированию националь-
ной экономики предпринимают сегодня и развитые страны. Например, во 
Франции при Президенте Н. Саркози принималась программа «300 реше-
ний, чтобы изменить Францию». Одной из концептуальных идей нынешне-
го президента Франции Ф. Олланда является создание «позитивной эконо-
мики», что означает переход от экономики, основанной на богатстве и мак-
симизации прибыли, к экономике обязательств; от индивидуалистической 
экономики к экономике всеобщих интересов и будущих поколений. 
Действительно, в XXI столетии критерием развитости стран и показа-
телем эффективности государственного управления становится уже не уро-
вень дохода, материального благосостояния, динамика роста ВВП и другие 
макроэкономические показатели, но создание комплекса условий для твор-
ческой, свободной, всесторонней самореализации личности, для наиболее 
полного удовлетворения материальных, культурных и духовных потребно-
стей граждан. К этому мегатренду постиндустриальной цивилизации сегод-
ня активно и во многом успешно подключается и Казахстан.
Интегральное понятие-стратагема «повышение качества жизни» при-
менительно к условиям развития современного Казахстана раскрывается 
через  ряд  социально-философских,  политологических,  культурологиче-
Шаукенова З. 25 лет Независимости Казахстана в философско-политологическом...

6     Адам әлемі | 3 (69) 2016
ских концептов, сформулированных в программных выступлениях Главы 
нашего государства и раскрывающих грани нового, возникающего здесь 
и сейчас, на наших глазах  образа казахстанского общества. Остановимся 
на  важнейших  из  этих  понятий,  выступающих  не  только  теоретически-
ми конструктами, но и заключающих в себе мощный эмоциональный и 
интеллектуальный потенциал мобилизации граждан на выполнение вдох-
новляющих задач по продвижению казахстанского общества к качествен-
но новому состоянию.
1) Общество Равных Возможностей. В Казахстане, как неоднократно 
подчёркивал Президент страны Н.А. Назарбаев, социальная политика на-
правлена на создание равных стартовых возможностей для всех граждан, 
независимо от пола, расы, национальной и конфессиональной принадлеж-
ности и т.д. Вместе с тем реализация этих возможностей предполагает ак-
тивное формирование, приумножение и использование каждым граждани-
ном своего творческого потенциала. В обществе равных возможностей, как 
отметил Президент в своей лекции «Казахстан на пути к обществу знаний», 
государство – не бесконечный донор, а партнёр, создающий условия для 
роста благосостояния граждан [1].
2) Общество Всеобщего Труда. В разработанной Н.А. Назарбаевым 
концепции Общества Всеобщего Труда [2] зафиксирована важнейшая тен-
денция изменения характера трудовой деятельности в современных усло-
виях перманентной научно-технологической революции: переход от «эко-
номики  товара»  к  «экономике  человеческих  способностей».  В  экономике 
нового типа основу производительного труда составляет интеллектуальный 
потенциал общества, накопленный им «человеческий капитал». В Страте-
гии  «Казахстан-2050.  Новый  политический  курс  состоявшегося  государ-
ства» Н.А. Назарбаев подчёркивает: «Наша цель – сформировать принци-
пиально новую модель трудовых отношений, сочетающую поддержку пред-
принимательства с учётом интересов работников» [3]. При этом успешное 
функционирование этой модели обусловлено постиндустриальным типом 
мотивации трудовой деятельности. В обществе всеобщего труда индивид 
более не принуждается к труду экономической формой организации обще-
ственного производства, но сам труд выступает как свободное ассоцииро-
ванное творчество, как способ производства собственных творческих сил и 
самореализации личности. 
3)  Общество  Прогрессивных  Идеалов.  Президентская  Стратегия 
«Казахстан-2050» предлагает казахстанцам оптимистичный и вместе с тем 
строго реалистичный взгляд на будущность страны через призму прогрес-
сивных социальных идеалов и научно выверенных механизмов их реализа-
ции. Это принципиально важно, поскольку в современном социально-фило-
софском, политологическом дискурсе чуть ли не нормой стала дискредита-
Философские тренды современности

3 (69) 2016 | Адам әлемі     7
ция идеи социального прогресса, представление об общественном развитии 
как  принципиально  непредсказуемом  процессе,  лишённом  исторической 
перспективы и не имеющем рационально познаваемых ориентиров и целей. 
4)  Казахстанская  модель  межэтнического  и  межрелигиозного  со-
гласия.  Необратимость  процесса  укрепления  межэтнического  и  межкон-
фессионального согласия – одно из главных достижений и наиболее впечат-
ляющих результатов 25-летней истории независимого развития Республики 
Казахстан. В Стратегии «Казахстан-2050» Президентом отмечается: «Мир 
и  согласие,  диалог  культур  и  религий  в  нашей  многонациональной  стра-
не справедливо признаны мировым эталоном» [4]. Пример нашей страны 
тем более важен в свете последних событий в мире, демонстрирующих на-
растание общей нестабильности и конфликтности в межгосударственных, 
межнациональных и межконфессиональных взаимодействиях, рост экстре-
мизма и ксенофобских настроений, радикализацию религиозно-политиче-
ских движений и т.д. 
Необходимо  отметить,  что  казахстанская  модель  межэтнического  и 
межрелигиозного согласия преодолевает узкие рамки толерантности и по-
литкорректности, заведшие в тупик европейские модели мультикультура-
лизма. Достигнутое в нашей стране за годы независимости Национальное 
Единство основано на формировании в общественном сознании системы 
ценностей и принципов, общих для всех граждан Казахстана. В качестве 
такого рода принципов в Доктрине национального единства Казахста-
на формулируются следующие положения: «Одна страна – одна судьба». 
«Разное происхождение – равные возможности». «Развитие националь-
ного духа». Нельзя не указать и на выдающуюся роль в укреплении и каче-
ственном совершенствовании межэтнического и межрелигиозного согласия 
такого института гражданского общества, как Ассамблея народа Казахста-
на под председательством Президента РК - Лидера нации Н.А. Назарбаева.  
5)  Модель  Будущего  Страны.  Комплекс  мировоззренческих  ценно-
стей, социальных идеалов, целей и задач развития страны формирует футу-
рологический образ, или модель будущего страны. Президент РК Нур-
султан Абишевич Назарбаев отметил: «Нам нужно сформировать менталь-
ную модель, образ будущего страны на основе нового политического курса 
«Казахстан-2050». Этот образ должен быть реальным, привлекательным и 
вдохновляющим» [5].
Реалистичная и вместе с тем достаточно амбициозная Модель Будуще-
го Страны, принятая и разделяемая широкими массами населения, является 
важной составной частью формирования позитивного имиджа страны. Об-
раз современного Казахстана и Модель Будущего Страны у наших соотече-
ственников прочно ассоциируется с образом и деятельностью Президента 
страны Н.А. Назарбаева как признанного Лидера нации. В условиях инфор-
Шаукенова З. 25 лет Независимости Казахстана в философско-политологическом...

8     Адам әлемі | 3 (69) 2016
мационного общества, когда утвердилось понимание роли информации и 
обмена ею как ключевых ресурсов развития, привлекательный образ стра-
ны позиционируется в качестве вполне осязаемого инструмента продвиже-
ния национальных и групповых интересов, повышения конкурентоспособ-
ности страны в глобальном мире.
Сам Президент уделяет много внимания проблеме формирования при-
тягательного имиджа и модели будущего страны, при этом основной акцент 
им ставится на ценностно-мировоззренческом содержании модели будуще-
го. Поэтому закономерно, что ключевую роль в проектировании менталь-
ной, мировоззренческой модели будущего страны должна, по словам Пре-
зидента, сыграть национальная интеллигенция. Наш форум, без сомнения, 
внесёт свой весомый вклад в решение поставленной Президентом задачи. 
В настоящее время потенциал государства определяется не только эко-
номическими  ресурсами  и  технологиями,  которыми  они  распоряжаются. 
Выработанные веками культурные коды, смыслы и ценности социальной 
жизни, чёткое видение исторической перспективы, «конкурентоспособная 
национальная  идентичность»  становятся,  наряду  с  инновационностью  и 
эффективностью  хозяйственно-экономического  механизма,  важнейшим 
ресурсом устойчивого развития страны в современном мире и её перехода 
к  качественно  новому  состоянию.  «В  условиях  глобальных  вызовов  дать 
адекватный ответ можно только при условии сохранения нашего культурно-
го кода – языка, традиций и ценностей. Особое значение для всех казахстан-
цев имеют любовь к родине, ко всей земле» [6],  – подчёркивает Президент 
РК Н.А. Назарбаев.
Сохранение, воспроизводство и обогащение в новых исторических ус-
ловиях культурного кода нации является стратегической задачей общена-
циональной  идеи  Мәңгілік  Ел,  провозглашённой  в  патриотическом  акте 
Первого Президента Республики Казахстан – Лидера нации Н.А. Назарбае-
ва. Очевидно, что одной из магистральных линий философско-политологи-
ческих исследований учёных нашей страны станет всесторонняя разработ-
ка  сущности, содержания и ценностей национальной идеи «Мәңгілік Ел», 
ярко выразившей идеи роста национального самосознания, единства, спло-
чённости и высокой духовности нации, являющихся ядром нового казах-
станского  патриотизма.  Новые  мировоззренческие  ориентиры  и  перспек-
тивы  духовного  развития,  создание  высокоинтеллектуальной  творческой 
атмосферы в казахстанской науке и обществе инициируются и развиваются 
философами,  политологами  и  социологами  Казахстана.  Это  открыло  он-
тологические возможности казахстанской гуманитарной науке быть реле-
вантной  и  востребованной  в  трендах  и  реалиях  мирового  гуманитарного 
дискурса. 
Философские тренды современности

3 (69) 2016 | Адам әлемі     9


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет