Формирование поликультурных компетенций педагогов средствами межкультурного диалога в поликультурной



жүктеу 425.83 Kb.
Pdf просмотр
бет1/3
Дата03.03.2017
өлшемі425.83 Kb.
  1   2   3

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА 2014  № 2  ( июнь 2014 г., выпуск 14 ) 

 

108 



УДК 37.082 

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ 

СРЕДСТВАМИ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ДИАЛОГА В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ 

(МНОГОКУЛЬТУРНОЙ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ 

 

 

Болотина Т.В., к.п.н., доцент, Институт управления образованием РАО, АПКиППРО  

E-mail: tatbolotina@mail.ru 



Мишина И.А.,  доцент, АПКиППРО 

Москва, Россия 



 

Аннотация: Россия является одним из самых многонациональных государств мира, в 

ней проживает около 180 этносов и этнических групп, представители всех мировых 

религий, различных этно-конфессиональных сообществ, нескольких цивилизационно-

культурных и историко-культурных общностей. Рассматриваются пути и возможности 

формирования поликультурных компетенций педагогов средствами межкультурного 

диалога 


Ключевые слова: культурамежкультурный диалог, мультикультурализм, 

поликультурное образованиеполикультурные компетенции, поликультурная 

образовательная среда. 

 

FORMATION OF MULTICULTURAL COMPETENCIES OF TEACHERS BY 



MEANS OF INTERCULTURAL DIALOGUE IN A MULTICULTURAL 

(MULTICULTURAL) EDUCATION ENVIRONMENT 

 

 

Bolotina T.V., Phd, associate Professor, Institute of management in education of RAE, 

APKiPRO, E-mail: tatbolotina@mail.ru 



Mishina I.A., associate Professor, APKiPRO 

Moscow, Russia 

 

Abstract: Russia is one of the most multinational countries in the world, it is home to about 

of 180 ethnic groups, representatives of all world religions, different ethnic and religious 

communities, several civilizational-cultural, historical and cultural commonalities. Discusses 

the ways and opportunities of the formation of multicultural competencies of teachers by 

means of intercultural dialogue 

Key words: culture, intercultural dialogue, multiculturalism, multicultural education, 

multicultural competence, multicultural educational environment. 

 

Российская  школа  как  часть  этого  общества  становится  многонациональным, 



многоконфессиональным  и  в  широком  смысле  слова  многокультурным  учебным 

учреждением  как  по  составу  обучающихся  и  их  родителей,  так  и  по  составу 

педагогических  и  руководящих  кадров.  В  этой  обстановке  одним  из  важных  условий 

построения  позитивных  отношений  с  представителями  других  культур  является 

взаимодействие  на  основе  межкультурного  диалога,  принципов  толерантности, 

понимания.  



УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА 2014  № 2  ( июнь 2014 г., выпуск 14 ) 

 

109 



В  данной  статье  поставлены  важные  методологические  вопросы  и  дана  попытка 

ответа на них: 

1.  Что  такое  ситуация  мультикультурализма  и  почему  она  рассматривается  как 

вызов современному российскому обществу и системе образования? 

2.  Что  такое  межкультурный  диалог  и  какую  роль  он  играет  в  процессе 

становления  и  формирования  поликультурных  компетентностей  личности  педагога  и 

обучающегося в условиях ситуации мультикультурализма?  

3.  Что  такое  поликультурное  образование  и  как  его  необходимо  осуществлять  в 

поликультурном  пространстве  школы,  региона,  страны,  мира  посредством 

использования  образовательной  среды  поликультурной  направленности  в  условиях 

ситуации мультикультурализма?  

 

Ситуация мультикультурализма: вызов обществу и системе образования 

 

Ситуация  мультикультурализма  мировым  сообществом  рассматривается  как 

вызов, на который необходимо найти достойный ответ. Характерной чертой ситуации 

мультикультурализма  является  совместное  проживание  в  одном  социокультурном 

пространстве  вследствие  бурных  миграционных  процессов  представителей  разных 

этнодисперсных  сообществ,  никогда  не  соприкасавшихся  в  историческом  прошлом,  и 

потому  не  успевших  за  короткий  срок  выработать  непротиворечивые  формы 

взаимодействия как между собой, так и с автохтонным населением.  

Ситуация  мультикультурализма  многими  исследователями  рассматривается  как 

реальный  вызов  гражданскому  обществу,  правам  и  свободам  личности, 

демократическим  ценностям,  так  как  каждое  этно-конфессиональное  сообщество 

отстаивает  не  приоритет  прав  человека,  а  свои  этнокультурные  особенности  и 

добивается  признания  привилегий  своих  членов.  Здесь  господствует  не  личность,  а 

общность, подчиняющая человека жёстким ограничениям и предписаниям, но дающая 

взамен  защиту  и  покровительство.  Такой  образ  мышления  абсолютно  безразличен  к 

демократической  гражданственности,  так  как  он  ориентирован  на  групповую 

идентичность  и  общинную  солидарность.  В  перспективе  он  приводит  к  "стайной" 

организации общества, что является угрозой разрушения сложившихся наций путём их 

фрагментации  на  противостоящие  друг  другу  культурные  сообщества  по  линиям 

традиционных  культурных  разломов  (конфессиональных,  этнических,  локальных, 

родо-племенных,  кастовых  и  прочих).  Для  российских  условий  мультикультурализм 

представляет  определённую  угрозу  с  точки  зрения  проблемы  формирования 

российской гражданской идентичности и национальной безопасности. 


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА 2014  № 2  ( июнь 2014 г., выпуск 14 ) 

 

110 



Сегодня  хорошо  видно,  что  этнодисперсные  группы,  оказавшись  в  крупных 

мегаполисах и малых городах, вовсе не стремятся к интеграции с местным населением, 

не идентифицируют себя с новым сообществом, не желают овладевать нормами жизни, 

культурным наследием, а в ряде случаев – и языком нового окружения, как это было с 

мигрантами  прошлых  лет.  Более  того,  экономические  и  прочие  мигранты  создают 

трансграничные  сферы,  компактные  зоны  проживания,  в  которых  фактически 

перестают действовать российские законы и нормы общежития. Создаются условия для 

этнической  консолидации  в  противоположность  местному  сообществу  и  другим 

этническим  группам,  не  приветствуется  адаптация  к  местным  формам  жизни, 

этнизируется  профессиональная  (экономическая)  и  деловая  сферы.  Их  поддерживают 

диаспоры в стране и за рубежом. 

Психологи  считают,  что  человек,  живущий  на  границе  культур  и  в  гуще 

культурных  контактов,  без  соответствующих  навыков  поведения  более  психически 

неуравновешен, недоверчив, подозрителен, раним и агрессивен, чем человек, живущий 

в монокультурной среде. Особенно наглядно это проявляется в среде молодёжи, менее 

социально  защищённой  и  более  других  социально-возрастных  групп  склонной  к 

аффектным  формам  поведения,  что  показали  события  2005-2013  гг.  в  ряде  стран 

Европы и в ряде регионов России.  

Сегодня  речь  идёт  не  о  том,  чтобы  сосуществовать  на  бесконфликтной  основе  с 

«другими», по сути, игнорируя их присутствие, хотя и это далеко не всегда достижимо. 

Важно  научиться  конструктивно  взаимодействовать  с  людьми  иных  культур  и 

верований, т.е. принимать совместные решения и нести всю полноту  ответственности 

за  них  ради  общего  блага.  А  значит,  положительно  относиться  к  культурному 

многообразию,  находить  в  нём  источник  развития  общества.  Эта  проблема  имеет, 

прежде всего, политическое, правовое, социально-экономическое, внешнеполитическое 

измерение, но нельзя игнорировать и её культурно-образовательный ракурс.  

Ситуация  мультикультурализма  нова  для  системы  образования,  хотя  именно 

образование  на  сегодняшний  день  обладает  наибольшим  потенциалом  для  её 

конструктивного  разрешения.  Вне  контекста  мультикультурализма  очень  трудно 

разрабатывать 

действенные 

стратегии 

образования 

в 

многокультурном 

(поликультурном  и  мультикультурном)  обществе,  а  также  стратегии  противостояния 

скинхэдству и прочим негативным тенденциям в молодёжной среде. 

Пока  не  существует  надёжных  методик  и  технологий  работы  с  детьми,  как 

коренных этносов, так и мигрантов, в многокультурном пространстве школы, учитывая 

и  то  обстоятельство,  что  во  многих  регионах  России  учительский  корпус  также 

становится  всё  более  мультикультурным.  Но  к  решению  этих  вопросов  сегодня 



УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА 2014  № 2  ( июнь 2014 г., выпуск 14 ) 

 

111 



проявляет  интерес  всё  большее  количество  учёных  и  педагогов.  Необходима 

разработка таких подходов, которые могли бы обеспечить следующие образовательные 

результаты: 

-  понимание  учащимися  того,  что  культурное  разнообразие  людей  является 

непреходящей  ценностью,  залогом  выживания  и  устойчивого  развития  человечества, 

что  заведомо  проигрышным  является  подход  к  культурному  многообразию  с  точки 

зрения  развитости  и  неразвитости  той  или  иной  культуры,  необходимости  изживания 

тех или иных «пережитков»; 

-  понимание  того,  что  уважение  культурного  многообразия  России  является 

фактором развития демократических и гражданско-правовых основ жизни российского 

общества; 

-  понимание  того,  что  носители  различных  моделей  поведения  должны 

взаимодействовать  между  собой  на  основе  «золотого  правила  нравственности»:  не 

делай другому того, чего не желаешь себе; 

-  потребность  в  общении  с  представителем  иной  этнической  и  религиозно-

культурной традиции, стремление интегрировать усилия в решении общих задач; 

-  умение  искать  и  находить  в  собственной  культурной  традиции  то  ценное,  что 

актуально  для  достойной  самореализации  человека  в  современном  мире; 

модернизировать  собственную  культурную  традицию,  наполняя  её  основания 

современным содержанием; 

-  умение  интегрировать  на  непротиворечивой  основе  инокультурный  опыт, 

осуществлять  самопроектирование  и  самодостраивание  личности  из  «культурного 

материала» собственной культуры различных исторических эпох и культуры народов и 

цивилизаций России и мира через развитие культуросозидающих способностей, через 

проникновение в культурно-генетическое ядро социума;  

-  мотивация  учащихся  к  осмыслению  неожиданных  для  них  поведенческих 

реакций, рассмотрение их в контексте ценностей, символов и смыслов породившей их 

культурной традиции; 

-  стремление  предупреждать,  предотвращать  и  избегать  конфликтных  ситуаций, 

навыки находить компромиссные решения выхода из конфликта; 

-  развенчивание  устойчивых  этно-конфессиональных  стереотипов  в  отношении 

носителей различных культурных традиций; 

- определение собственной формулы идентичности, рассмотрение её как элемента 

исторически  сложившегося  гражданского,  этнокультурного,  конфессионального 

сообщества; 


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА 2014  № 2  ( июнь 2014 г., выпуск 14 ) 

 

112 



- осознанное моделирование возможных действий в нём, участие в мероприятиях 

по  социальному  проектированию  и  улучшению  реальных  отношений  в 

социокультурной среде; 

-  существенные  изменения  в  сознании  самого  учителя,  которые  могут  стать 

факторами его профессиональный и личностного совершенствования.  

Для  решения  этих  задач  необходимы  современные  парадигмальные  подходы  к 

понятиям  культура,  межкультурный  диалог,  поликультурная  среда,  поликультурное 

образование, так как от них зависит содержательная сторона обучения поликультурным 

компетентностям обучающихся и педагогов. 

 

Полипарадигмальный подход к пониманию содержания поликультурных 

компетентностей педагога 

 

Сложность  определения  таких  понятий,  как  межкультурный  диалог, 



поликультурные компетенции и поликультурная образовательная среда заключается в 

многозначности  понятия  «культура»,  лежащего  в  основании  всех  трёх  понятий. 

Использование  полипарадигмального  подхода  позволяет  не  только  сузить,  но  и 

унифицировать в целях избежания разночтений само понятие «культура».  

Согласно классической парадигме методологической рефлексии науки, культура – 

это 


«исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в 

типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими 

материальных  и  духовных  ценностях»  (

БСЭ


).  Такое  понимание  культуры 

ориентировано  на  знакомство  детей  с  иными  культурами,  прежде  всего  – 

этнокультурами,  на  основе  изучения  их  высших  достижений  (литература  народов 

России,  искусство  народов  России,  представление  о  материальных  и  духовных 

ценностях  того  или  иного  народа,  его  социальных  институтов  и  т.д.).  Понятие 

«исторически  определённый  уровень  развития  общества  и  человека»  в  данной 

парадигме  позволяет  говорить  о  большей  или  меньшей  развитости  той  или  иной 

культуры, а, следовательно, вскрывает природу заимствований.  

Под  поликультурным  образованием,  как  правило,  понимается  изучение 

многонационального состава населения России и мира с указанных выше позиций. На 

таких  подходах  строилось  в  советские  времена  интернациональное  воспитание 

школьников.  В  основе  него  –  представление  о  первичности  материального  базиса  и 

вторичности  духовных  различий  между  людьми,  утверждение  о  сближении  наций  и 

народностей,  о  формировании  новой  историко-идеологической  общности  людей  – 

советского  народа,  сведение  всего  многообразия  проявлений  и  особенностей  жизни 


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА 2014  № 2  ( июнь 2014 г., выпуск 14 ) 

 

113 



этносов  к  этнографическим  характеристикам  при  замалчивании  религиозно-

культурных  оснований  мировосприятия  и  их  роли  в  жизни  человека  любой 

национальности. 

Такой  подход  к  проблеме  культурного  многообразия  способствовал 

формированию 

определённого 

типа 

методологической 



культуры 

педагога, 

характерными 

чертами которой являлись:  

 

господство  одномерного,  по  сути  негуманитарного  взгляда  на  мир, 



порождающее устойчивые стереотипы и предубеждения в отношении многих народов, 

их  культур  и  верований;  игнорирование  специфики  регионов  по  этническому  и 

религиозному признакам, этнокультурных особенностей обучавших и обучавшихся; 

 



господство 

атеистического 

мировоззрения 

в 

его 



вульгарно-

материалистических  формах;  восприятие  религиозно-культурного  разнообразия  как 

второстепенного по отношению к социально-политическим характеристикам общества, 

а  также  как  признака  отсталости  и  помехи  на  пути  к  сближению  культур  и 

формированию единой национально-гражданской общности; 

 



представление о культуре как о совокупности высших достижений в области 

науки,  литературы  и  искусства  без  учёта  ментальностных  особенностей,  системы 

смыслополагания,  ценностей,  универсалий  культуры,  особенностей  образа  мира 

человека; 

 

отсутствие  широких  культурных  контактов  с  носителями  иных 



мировоззренческих систем в силу закрытости общества; неприятие иных ценностных и 

этических  систем  как  равноценных  собственным,  ориентация  на  критику,  а  не  на 

конструктивный диалог с ними; 

 



господство  европоцентричных  и  славяноцентричных  представлений  об 

истории; восприятие истории народов России прежде всего как истории их контактов с 

русскими, лишение её самоценности, игнорирование её связей с соседними народами и 

остальным миром; 

 

господство  монологичных  форм  проведения  уроков,  ограниченность  опыта 



организации активной и интерактивной, творческой, поисковой,  исследовательской и 

прочей  инновационной  деятельности  учащихся,  а  также  опыта  самоорганизации, 

самопознания, рефлексии оснований собственного мышления.  

Однако  сегодня  такой  подход  и  такие  особенности  методологической  культуры 

педагога  не  могут  считаться  эффективными  как  в  виду  того,  что  исторически  они 

показали  свою  ограниченность,  так  и  вследствие  глобальных  изменений  в  аспекте 



УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА 2014  № 2  ( июнь 2014 г., выпуск 14 ) 

 

114 



межкультурного  взаимодействия,  и,  прежде  всего,  нарастающей  ситуации 

мультикультурализма. 

 

С  точки  зрения  неклассической  парадигмы,  сам  человек  является  важнейшей, 



системообразующей частью гуманитарного мира, он познаёт себя в антропологических 

характеристиках,  а  его  отношения  с  этим  миром  могут  быть  адекватно  описаны  в 

культурологических  категориях  понимания  –  общения  (диалога)  –  переживания 

(«вчувствования»,  эмпатии).  Понимание,  общение,  диалог  как  способы  ориентации  в 

поликультурной  среде  немыслимы  без  изучения  гуманитарной  картины  мира  и 

развития гуманитарной культуры педагога и обучающихся. Это становится возможным 

через  развитие  интереса  к  уникальному,  индивидуальному,  неповторимому,  к 

своеобразию исторического опыта различных общностей.  

Под воздействием неклассической парадигмы в гуманитарных науках произошла 

реабилитация человеческой субъективности, роли мотиваций, ценностных установок и 

ориентиров  в  жизни  общества,  усилилось  внимание  к  роли  духовных  факторов,  без 

учёта которых ни одна объективная закономерность не пробьёт себе дорогу. Культура 

стала трактоваться как «воздух, которым дышит общество, невидимая всеобъемлющая 

среда»


1

,  в  которую  погружены  люди  прошлого  и  настоящего.  Её  стали  воспринимать 

как  систему  смыслополагания,  смысловую  реальность,  пронизывающую  все 

стороны жизни людей. Человек живёт в атмосфере культуры, говорит и мыслит на 

языке той или иной культуры её понятиями и образами, разделяет с другими членами 

данной социально-культурной общности коренные представления о мире и человеке

2



Именно  такое  понимание  культуры  и  поликультурности  позволяет  раскрыть 



культурное  разнообразие  (многообразие)  мира,  рассмотреть  и  оценить  опыт 

сосуществования  разных  человеческих  общностей  в  их  взаимодействии,  контактах  и 

конфликтах, а также охватить культурный опыт человечества в целом - нравственный, 

религиозный,  этический,  философский,  эстетический,  технический,  технологический, 

научный - во всём многообразии культурных практик и техник.  

Историки  французской  школы  «Анналов»,  их  современники  и  последователи  в 

различных  странах

3

  активно  занимались  изучением  коллективного  бессознательного, 



                                                           

1

 А.Я.Гуревич. Категории средневековой культуры. М., Искусство, 1984. – С. 11.



 

2

 Одиссей, 1989. Человек в истории. Исследования по социальной истории и истории культуры. М.: 



Наука, 1989. – С. 5-6. 

3

  См.:  М.Блок.  Апология  истории,  или  Ремесло  историка.  М.,  1986;  Л.Февр.  Бои  за  историю.  /С 



послесловием  А.Я.Гуревича/. М.: Памятники исторической мысли, 1991; Ежегодники  «Одиссей».  –  М.: 

Наука, 1989-1998; Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М.: Искусство, 1984; Гуревич А.Я. 

Исторический  синтез  и  Школа  «Анналов».  –  М.:  Индрик,  1993;  Кнаббе  Г.С.  Материалы  к  лекциям  по 

общей теории культуры и культуре античного Рима. – М.: Индрик, 1994 и др.). 

 


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА 2014  № 2  ( июнь 2014 г., выпуск 14 ) 

 

115 



или  историей  ментальностей,  т.е.  реконструкцией  социального  поведения  людей,  в 

основе  которого  лежат  их  мыслительные  и  эмоциональные  установки.  Специфика  их 

исследований – в изучении истории «изнутри», через человека, через проникновение в 

самосознание изучаемого времени, в повседневные условия существования людей. Это 

достигается  методом  погружения  в  эпоху,  при  котором  исследователь  начинает 

мыслить её универсалиями. Российский последователь французской школы  «Анналы» 

А.Я.Гуревич  так  описывает  новые  подходы  к  историческому  исследованию: 

«Реконструкция духовного универсума людей иных эпох и культур – характерная черта 

современного гуманитарного исследования в отличие от традиционного…»

4

.  



Неклассический  парадигмальный  подход  к  понятиям  культура, 

поликультурность  обладает  большим  воспитательным  и  мировоззренческим 

потенциалом.  Внимание  учащихся  направляется  на  внутренний  мир  человека,  к 

феномену  «иного»,  «другого»,  приучает  видеть  отличия  людей  разных  культур, 

относиться к культурным различиям как к естественному состоянию, учиться вступать 

в диалог с «другими».  

Это  способствует  лучшему  пониманию  людей,  развитию  коммуникативной 

культуры,  толерантности  и  ненасилия,  открывает  широкие  возможности  применения 

диалоговых  методик  обучения.  Такое  понимание  культуры  создаёт  условия  для 

становления  школьника  с  диалогичным  складом  мышления,  для  формирования  у  него 

потребности  услышать  различные,  в  том  числе  и  противоположные  собственной,  точки 

зрения,  узнать  разные  трактовки  одного  и  того  же  события,  увидеть  альтернативы, 

сформировать собственный взгляд на явления. Это возможно в том случае, если учащиеся 

осознают ограниченность собственной точки зрения, её зависимость от ряда факторов.  

Восприятие  людей  как  «иных»,  «других»  позволяет  расширить  понятие 

«поликультурное  образование»  за  пределы  этно-конфессиональных  характеристик.  В 

современной школе существует также проблема внедрения инклюзивного образования 

в образовательный процесс, зафиксированная в профессиональном стандарте педагога 

как  необходимость  учить  детей  самых  разных  категорий  –  от  одарённых  до  детей  с 

ограниченными возможностями, от детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, 

до детей из мигрантской среды. 

Не  менее  актуально  в  условиях  современного  мира  постнеклассическое 

понимание  культуры  как  выживательно-приспособительной  программы  различных 

социумов,  основанной  на  многотысячелетнем  коллективном  опыте,  его  накоплении, 

хранении  и  трансляции.  В  постнеклассической  парадигме  научного  знания  взгляд 

                                                           

4

 А.Я.Гуревич.



 

Категории средневековой культуры. М., Искусство, 1984. – С. 7.

 


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА 2014  № 2  ( июнь 2014 г., выпуск 14 ) 

 

116 



направляется на духовные основания, истоки существующих явлений культуры, науки, 

общественно-экономических  и  общественно-политических  отношений,  на  «вечного 

человека» с неотчуждаемым духовным наследием.  

Постнеклассическое понимание культуры исходит из того, что люди сознательно 

придают значение тем или иным жизненным факторам, условиям, взаимоотношениям и 

обстоятельствам  и  не  замечают  других,  выделяют  то,  что  важно  для  выживания 

сообщества.  Передача  этих  знаний-смыслов  из  поколения  в  поколение  составляет 

сущность культурной адаптивной (приспособительно - выживательной) программы.  

В культурном ядре упорядочены в определенной иерархии важнейшие элементы, 

без  которых  невозможен  порядок  в  нем  как  важнейшее  условие  его  выживания. 

Иерархия  важнейших  для  социума  средств  выживания,  упорядочения  жизни 

присутствует  в  социуме  на  уровне  коллективного  бессознательного.  Такие  средства 

выживания  и  упорядочения  жизни  социума  еще  именуют  генетическими  кодами  той 

или  иной  культуры  .  Их  содержанием  является  образ  миропорядка,  "формула" 

мироустройства,  законы  упорядочения  этого  мира,  у  основания  которых  лежат 

принципы  гармонии  и  целостной  полноты.  Именно  благодаря  генетическим  кодам,  и 

социум  в  целом,  и  отдельный  человек  адаптируются  к  условиям  постоянно 

изменяющегося мира. 

Отсюда  вытекает  огромная  важность  изучения  и  понимания  сути  культурного 

наследия  и  взаимодействия  на  уровне  генетических  кодов  и  системы  смыслов  и 

соотнесения с ними той или иной культуры. Сегодня необходим учёт социокультурной 

(  духовно  –  практической  ),  культурно  -  исторической,  психологической, 

профессиональной,  социальной  обусловленности  мировоззренческих  установок 

субъекта познания. 

Подобные  подходы  к пониманию  культуры  нашли  своё  отражение  в  понятийно-

концептуальном  аппарате,  благодаря  которому  можно  отыскать  действенные  методы, 

средства, формы межкультурного диалога, поликультурных компетентностей и самого 

поликультурного образования. 

 


Каталог: images
images -> Сайын Мұратбеков Жусан иісі
images -> Оқырман конференциясы : Сайын Мұратбеков «Жусанның иісі», «Басында Үшқараның»
images -> Байқау сынағы сұРАҚ кітапшасы 7005 НҮСҚА
images -> С. Бегалин «Бала Шоқан» “Толағай”
images -> Қазақстан мұсылмандары діни басқармасы бас мүфти Ержан қажы Малғажыұлының
images -> Қазақстан республикасы білім және ғылым министрлігі
images -> Краткое содержание проекта Екі елдің данышпан ақындары Абай және Пушкин өмірі мен шығармашылығы қазіргі


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


©emirsaba.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет