Формирование способов анализа художественного произведения Принципы литературного анализа



бет1/4
Дата16.03.2023
өлшемі26,39 Kb.
#75022
  1   2   3   4

Формирование способов анализа художественного произведения
Принципы литературного анализа
Что такое анализ, в том числе литературный анализ? Первое терминологическое значение слова «анализ» — это проявление способов понимания предметов и явлений. Изучая художественное произведение, каким бы образом и какими бы средствами оно ни было написано, мы всегда должны твердо помнить о его художественной целостности. Мы можем рассмотреть любую мельчайшую деталь художественного произведения, любую его составную часть. Литературный анализ в его истинном, правильном смысле не есть деление литературного произведения на какие-либо части и детали, но только такой анализ помогает обрести глубокое понимание произведения. Мысль художника никогда не бывает отчетливо видна в произведении, она «прячется» в глубине. Анализируя произведение, мы должны научить ученика обнаруживать замысел художника. Большие и маленькие новости, которые можно распознать только при анализе, всегда должны быть связаны с целым. Только тогда литературный анализ будет эффективным. При анализе необходимо обратить внимание на моменты, имеющие особое значение для художника и анализируемого произведения. То есть мы смотрим на художественную часть в рамках художественного целого. В таком случае художественная часть является первым материалом анализа, а художественное целое — его конечным результатом. Иногда анализ проводится вблизи крупного явления, имеющего общее значение для всей художественной структуры (например, история композиции произведения). Правильно применяемые методы анализа в любом случае, основанные на глубоком изучении произведения, несомненно, приведут к художественной целостности. Любой анализ становится проблематичным только в том случае, если он направлен на предсказание скрытых аспектов произведения искусства. Предмет литературы учит учащегося распознавать произведение искусства, а также необходимым знаниям и умениям судить о нем глазами ума. В связи с этим следует не ограничиваться поверхностным прочтением произведения, а уметь разделять судьбы действующих в нем персонажей, понимать его содержание и своеобразие, художественный уровень, подтекст, функцию и значение различных деталей. Отсюда вытекает необходимость овладения литературным анализом при работе с произведением. Интерес школьника к чтению художественного произведения напрямую зависит от стиля и мастерства писателя. Основные задачи работы с художественным произведением заключаются в том, чтобы научить героев давать собственную оценку, знать направление писателя, идею произведения, уровень искусства, уметь сравнивать и выбирать. Актуальным вопросом является анализ прочитанного произведения как единицы содержания и формы. Для этого необходимо использовать методы эстетического анализа - проблемный анализ, тематический анализ, методы анализа образов по жанровым и художественным особенностям произведения. Обучение художественному произведению тесно связано с жизнью человека, средой, в которой он живет, течением времени и даже его природным адресом, поэтому суметь донести все это до сознания учащегося означает осознать тот принцип, что, как и Критик Белинский говорит: «Поэт говорит образом, он не доказывает в соответствии с действительностью, а воображает». Поэтому личность героя есть главное звено, самый основной корень в любом искусстве. Известно, что при обучении литературному произведению главная задача учителя литературы состоит в том, чтобы сформировать у учащихся представление об окружающем, показать социальные проблемы окружающего мира и раскрыть личность отдельных персонажей. В связи с этим следует помнить, что сюжетная линия занимает особое место в раскрытии всего композиционного строя и идейной сущности художественного произведения, и она опять-таки опирается на художественный образ. Содержание анализируемого художественного произведения должно быть ему знакомо. Б. Сланов в своей книге «Анализ образа персонажа» /А., 1990/ предлагает педагогам следующие методы анализа художественных образов:

  1. Автор высказывает свое мнение о портрете героя, поступках и его внутренней психологии.

  2. Черты, характерные для художественного образа, проявляются через речь других персонажей.

  3. Представлен литературный образ /речь главного героя/, внутренние переживания, мысли /монолог/.

  4. Характеристика литературного персонажа на основе умения показать характер героев путем их противопоставления/диалога, разговора и т.п.

Авторская цель приводит к конечной цели в зависимости от цели произведения. Портрет персонажа не может быть раскрыт в одном рассказе. Упомянутый автором «другой персонаж» – это образы, которые приводят к открытию в произведении главного героя. В любом произведении видно, что монолог персонажа или его собственные эмоции, поступки раскрывают его художественный образ. Основными деталями, раскрывающими образ (характеры) персонажей художественного произведения, являются поступки, волнение, взгляды на жизнь, представление об окружающем мире, отношения с окружающими, мысли и даже речь. Чтобы рассмотреть систему персонажей, лучше правильно подобрать отрывки и рассуждения из романа. Обратитесь к тексту, глубоко вникнуть в художественное произведение, значит уметь четко найти детали, отличающие личность персонажа, которые следует использовать с точки зрения мысли и логики и психологии. Важно изучить языковые навыки писателя при анализе произведения. Язык произведения можно разделить на язык писателя и язык персонажей. Все качество художественного произведения рождается из этого языка, из слов, составляющих язык. Следовательно, язык имеет большое значение и функцию. Место и назначение персонажей в художественном произведении можно определить по его разговорному языку. При анализе языковых особенностей следует обращать внимание на индивидуальные словоупотребления писателя и контекст предложений, различные выразительные средства и собственный стиль автора. Цитаты и отрывки из художественных произведений показывают внутреннюю душу, индивидуальность созданных писателем художественных образов. Для создания образа необходимо помочь определить его место в романе. Анализируя и оценивая каждый образ, учащийся должен уметь соотносить образ героя со средой, в которой он вырос, по социальным признакам и в связи с той эпохой. Поскольку каждое произведение отличается по своему содержанию и форме, его анализ также требует различных подходов. Анализ не может быть встроен в один чертеж (схему). Однако в ходе анализа художественного произведения необходимо иметь систему, сплетающую идеи вокруг основных вопросов. Начиная с сюжета и композиции художественного произведения, каждая деталь, художественный подход основывается на определенной идее и цели. Обратим внимание на «Абая дорога». Например, давайте посмотрим на начало и конец первой книги. В обоих моментах писатель использует пейзаж для объяснения психологического состояния. «Невинное желтое высокое, синее поселение, прекрасная земля с белой крышей будет возвышаться. Он смотрит на широкий мир вокруг себя, особенно на Сахару, с таким теплым чувством родства и прощения. Какое удовольствие доставлять красивый холодный коричневый ветер, который дует по единой схеме, не ломаясь и не застывая!? При этом ветре поля болот и болот трепещут и трепещут на глади воды... не поля - какие моря!? Из того поля он смотрит молча и долго смотрит» /М. Ауэзов. А. 1979/. Какое это удовольствие, когда постоянно дует прекрасный холодный коричневый ветер!? При этом ветре поля болот и болот трепещут и трепещут на глади воды... не поля - какие моря!? Из того поля он смотрит молча и долго смотрит» /М. Ауэзов. А. 1979/. Какое это удовольствие, когда постоянно дует прекрасный холодный коричневый ветер!? При этом ветре поля болот и болот трепещут и трепещут на глади воды... не поля - какие моря!? Из того поля он смотрит молча и долго смотрит» /М. Ауэзов. А. 1979/.
Писатель описал зеленое поле, усыпанное пестрыми цветами, вид на широкий мир, по бодрому настроению юного Абая, его ясные чувства, не изменившиеся с того момента, как он покинул аул, и его незапятнанный разум. И на последней странице этой первой книги: «У Абая есть задание поехать в Акшок. Ушел из Орды и так ходил. Неправильный путь. Но снег был тонкий. Ербол и Эсембай, обнявшись, пошли по дороге возле Тахирбулака. В свое время, возвращаясь с учебы в город, это была та голубая равнина, которую он тосковал по деревне. Сейчас белый холодный снег. Отдаленные хребты и окружающие районы также пустынны и пустынны. Айкпас был глубоко опечален. В один день Абай чувствует себя беспомощным и слабым, как и состояние всей Сахары и ее жителей.
Когда-то он думал, что доверчивое, чистое детское сердце, вся радость и счастье в этой стороне, в деревне, но теперь Абай возвращается» (с. 407).
Перед глазами предстают два разных образа, вида и эффекта одного и того же места под названием Есембай и Такырбулак. Мы видим два разных чувства, два разных психологических момента в жизни одного Абая. В начале книги юный Абай, только что вернувшийся с учёбы, шёл в объятиях солнечной весны, огромного мира, окутанного голубым миром. В конце книги Абай, покинувший аул и вернувшийся в город, идет по холодному полю, выжженному пронизывающим ветром. Сравнивая основные периоды жизни Абая, он изображает изменение психологии, изменение сознания и жизни путем смешения ее с миром природы1.


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет