«ижевская государственная сельскохозяйственная академия» деловая этика



Pdf көрінісі
бет1/19
Дата03.03.2017
өлшемі2,67 Mb.
#6938
түріРеферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
ДЕЛОВАЯ ЭТИКА
Автор-составитель В.К. Трофимов
Ижевск
ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА
2012

УДК 174
ББК 87.75
 
Д 29
Рецензенты:
Б.А. Родионов – д-р филос. наук, профессор ГОУ ВПО УдГУ;
Г.М. Тихонов – д-р филос. наук, профессор ГОУ ВПО ИжГТУ
Деловая этика / авт.-сост. В.К. Трофимов. – Ижевск : 
ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2012. – 352 с.
ISBN 978-5-9620-0187-6
В  книге  содержатся  ответы  на  практические  вопросы 
этики и этикета в процессе деловой коммуникации.
Издание предназначено для руководителей и специали-
стов,  желающих  углубить  свои  знания  в  области  деловой 
этики и этикета, а также для студентов, аспирантов и пре-
подавателей. 
УДК 174
ББК 87.75
© Трофимов В.К., составление, 2012
© ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2012
Д 29
ISBN 978-5-9620-0187-6

3
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ И СПЕЦИФИКА ДЕЛОВОЙ ЭТИКИ. . . . . . . . .9
1.1 Этика как учение о морали. Структура и функции морали. . . .9
1.2 Этические проблемы деловой жизни. 
Деловая этика как научная дисциплина. 
Соотношение универсальной и деловой этики . . . . . . . . . . . . . . . .19
1.3 Структура деловой этики (макроэтика и микроэтика). 
Социальные функции и принципы деловой этики . . . . . . . . . . . . .32
1.4 Соотношение этики и этикета. 
Понятие делового этикета  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .37
ГЛАВА 2. ВЕРБАЛЬНЫЙ И НЕВЕРБАЛЬНЫЙ ЯЗЫК 
ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ: ВОПРОСЫ ЭТИКИ И ЭТИКЕТА 46
2.1 Речевой этикет в деловом общении. 
Правила этикета для говорящего  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .46
2.2 Публичное выступление. 
Выразительные средства публичной речи   . . . . . . . . . . . . . . . . . . .58
2.3 Слушание как элемент речевой культуры. 
Правила этикета для слушающего  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .67
2.4 Невербальная коммуникация. Виды невербального языка: 
такесика, проксемика, визуальный контакт, 
жестика, мимика  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .77
ГЛАВА 3. ЭТИКА И ЭТИКЕТ В ОБЩЕНИИ 
С КОЛЛЕГАМИ ПО РАБОТЕ  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .99
3.1 Правила этикета при собеседовании. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .99
3.2 Нормы современного делового этикета 
в общении с коллегами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110
3.3 Этикет взаимоотношений руководителя 
и подчиненного.  Служебный этикет руководителя. . . . . . . . . . . 118
3.4 Этика служебных взаимоотношений 
мужчины и женщины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .129

4
Деловая этика
ГЛАВА 4. ЭТИКА И ЭТИКЕТ В УСТНЫХ ВИДАХ 
ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141
4.1 Сущность и виды деловой беседы. 
Подготовка и этапы протекания беседы  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141
4.2 Основные правила и тактика ведения переговоров  . . . . . . . .152
4.3 Технология проведения делового совещания  . . . . . . . . . . . . .163
4.4 Этикет телефонного делового общения . . . . . . . . . . . . . . . . . .177
ГЛАВА 5. ЭТИКА И ЭТИКЕТ В ПИСЬМЕННЫХ 
И ЭЛЕКТРОННЫХ ВИДАХ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ  . . . . . . . . . . .187
5.1 Деловое письмо: требования этикета  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .187
5.2 Резюме, его структура и правила составления  . . . . . . . . . . . .202
5.3 Визитные карточки, их оформление 
и использование в общении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 210
5.4. Этические аспекты 
использования компьютерных технологий . . . . . . . . . . . . . . . . . . 215
ГЛАВА 6. ДЕЛОВЫЕ КОНФЛИКТЫ 
И СПОСОБЫ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .226
6.1. Понятие, типология и структура конфликта. . . . . . . . . . . . . .226
6.2 Предпосылки возникновения конфликта. 
Объективные и субъективные причины конфликта. . . . . . . . . . .232
6.3 Стратегии разрешения конфликтных 
ситуаций: приспособление, компромисс, 
сотрудничество, уклонение, конкуренция. . . . . . . . . . . . . . . . . . .241
6.4. Правила поведения в условиях конфликта. 
Профилактика деловых конфликтов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .248
ГЛАВА 7. ДЕЛОВОЙ ИМИДЖ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .258
7.1 Имидж и его составные элементы. 
Технологии формирования имиджа  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .258
7.2 Хорошее отношение к людям как главный фактор 
формирования имиджа. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .271
7.3 Роль уверенности в себе и манер поведения 
в формировании имиджа  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .281
Содержание

5
7.4 Значение одежды в процессе формирования 
делового имиджа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .286
7.5 Имидж организации и способы его формирования  . . . . . . . .297
ГЛАВА 8. ЭТИКЕТ НА ПРИЕМЕ, БАНКЕТЕ, В ГОСТЯХ. 
МЕЖДУНАРОДНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ДЕЛОВОМ ЭТИКЕТЕ . . . . . .305
8.1 Виды приемов в деловом общении 
и подготовка к их проведению. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .305
8.2 Правила поведения за столом  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 316
8.3 Этикет в гостях  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .321
8.4 Национально-культурные особенности 
делового этикета  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .325
8.5 Особенности делового поведения россиян  . . . . . . . . . . . . . . .339
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .344
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  . . . . . . . . . . . . . . . .347
ОБ АВТОРЕ  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 351
Содержание

6
Деловая этика
ВВЕДЕНИЕ
Цель данной работы – дать читателям знания в области этики 
и  этикета,  которые  помогут  им  компетентно  осуществлять  кон-
структивное  взаимодействие  в  производственной  и  социальной 
сфере, а именно: успешно устанавливать контакт с коллегами, эф-
фективно  организовывать  коммуникацию  и  использовать  полу-
ченные знания и навыки в профессиональной деятельности в ка-
честве сотрудника, подчиненного или руководителя.
При изучении деловой этики необходимо решить следующие 
задачи:
•  сформировать представление о нормах и ценностях, опреде-
ляющих поведение людей в деловой сфере;
•  познакомиться  с  основами  делового  общения,  коммуника-
тивного  процесса,  особенностями  вербальных  и  невербальных 
коммуникаций;
•  развить  навыки  публичных  выступлений,  деловой  беседы, 
переговоров;
•  освоить технологию разрешения конфликтов;
•  освоить рекомендации по ведению деловой переписки;
•  изучить  основные  принципы  поведения  при  трудоустрой-
стве,  получить  навыки  прохождения  собеседований  при  приеме 
на работу.
Необходимость этической подготовки диктуется современной 
социокультурной  ситуацией  в  России,  всей  традицией  мировой 
общественной мысли, которая всегда была самым непосредствен-
ным образом связана с этическими знаниями. Деловая этика при-
звана регулировать человеческие отношения в сфере служебных 
взаимоотношений.
Основой  ее  является  нетерпимость  к  пренебрежению  обще-
ственными интересами, высокое сознание общественного долга. 
В настоящее время все больше профессиональных общностей соз-
дают этические кодексы, задавая моральные требования, опреде-

7
ляющие этическое поведение тех, кто принадлежит к данной про-
фессии. Например, дипломатическая, судебная, медицинская, ин-
женерная, спортивная этика.
В этике показана нравственная сторона поступка, его содер-
жание, в этикете – эстетическая направленность, форма его про-
явления.  Этикет  (в  современном  его  понимании)  немыслим  вне 
этики.  Этические  представления  человека  могут  выражаться,  в 
частности, в манерах, речи, одежде, стиле общения и др. 
Деловая этика – это нравственные отношения людей в основ-
ной  сфере  общественной  жизни – трудовой  (материально-
производственной,  хозяйственно-экономической,  управленче-
ской, духовной, культурной и т. д.). Деловая этика есть совокуп-
ность  моральных  норм,  определяющих  отношение  человека  к 
своему профессиональному долгу, а посредством него к людям, 
с которыми он связан в силу характера своей профессии, к обще-
ству в целом.
Деловая этика изучает:
•  отношение трудовых коллективов и каждого специалиста в 
отдельности к обществу, государственным интересам;
•  нравственные  качества  личности  специалиста,  необходи-
мые в данной профессии;
•  специфику нравственных отношений специалистов и людей;
•  взаимоотношения внутри профессиональных коллективов и 
нравственные нормы, которые выражают эти отношения;
•  профессиональную деятельность как нравственное качество 
личности;
•  особенности профессионального воспитания, его цели и ме-
тоды.
Деловая  этика  неразрывно  связана  с  общей,  универсальной 
этикой, она как бы вырастает из нее и, соединяясь с практикой, 
показывает,  что  все  высшие  моральные  законы  всегда  относи-
тельны в реальном проявлении и зависят от ряда факторов, глав-
ный из которых – это профессиональное разделение труда.
Введение

8
Деловая этика
Основные социальные функции деловой этики:
1) содействие успешному решению задач профессии;
2) роль посредника, сочетающего интересы общих и профес-
сиональных групп населения;
3)  участие  в  согласовании  интересов  общества  и  личности  в 
рамках данной социальной группы;
4)  сохранение  моральных  традиций,  выработанных  предста-
вителями той или иной профессии на протяжении десятилетий;
5)  осуществление  связи  и  наследования  прогрессивных  мо-
ральных норм в трудовой сфере жизни общества.
Деловая  этика  представляет  совокупность  специфических 
требований и норм нравственности, реализующихся при выпол-
нении специалистами профессиональных обязанностей. Цель де-
ловой  этики – сформировать  у  работников  понятие  своего  про-
фессионального долга и чести, привить навыки культуры обще-
ния как с клиентами, так и со своими коллегами.
Норма  в  деловой  этике – это  главное,  это  первооснова  высо-
кого  профессионализма.  Соблюдение  моральных  норм,  истори-
чески сложившихся в рамках отдельного вида профессиональной 
деятельности, есть условие и требование времени.
При подготовке данной работы использовались работы следу-
ющих  специалистов  в  области  деловой  этики  и  делового  этике-
та:  А.В.  Непогода,  Б.В.  Макаров,  В.А.  Кондрашов,  В.К.  Борисов, 
В.Н. Лавриненко, В.П. Шейнов, В.Р. Веснин, В.С. Кукушин, Г.В. Бо-
роздина,  Е.А.  Чичина,  Е.В.  Баженова,  Е.В.  Ксенчук,  Е.М.  Пани-
на, Е.Н. Каменская, Ж. Данкел, И.Н. Кузнецов, Л.А. Введенская, 
Л.Г. Павлова, М.И. Панов, М.К. Киянова, Н.М. Власова, Т.И. Ревя-
ко, Ф.А. Кузин, Ю.Ю. Петрунин.

9
ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ И СПЕЦИФИКА 
ДЕЛОВОЙ ЭТИКИ
1.1 Этика как учение о морали. 
Структура и функции морали
Этика как учение о морали
Cлова «этика», «мораль», «нравственность» часто употребля-
ются как синонимы, и этому способствует перевод слов «этос» и 
«моралис» с греческого и латинского как «обычай», «уклад», «по-
рядок», «нрав». Однако в философии сложилась традиция разли-
чения этих понятий.
Термины «мораль», «нравственность» здесь означают опреде-
ленную  сферу  общественной  и  личной  жизни,  сферу  культуры, 
а под «этикой» понимается исследование, изучение морали и ее 
обоснование. Таким образом, мораль, или нравственность, явля-
ется  предметом  изучения  этики,  подобно  тому,  как  право  пред-
ставляет собой предмет юридической науки, а язык – языкозна-
ния.
Иногда этику и определяют как науку о морали. Однако не вся-
кое учение является научным, ибо научность – это высшая форма 
знания, предполагающая его истинность, систематичность, дока-
зательность и проверяемость. Поэтому точнее этику определить 
именно как учение о морали.
При  этом  важно  подчеркнуть,  что  этика  не  просто  учение  о 
морали,  но  и  моральное  учение,  ибо  в  зависимости  от  того  или 
иного понимания морали формируется и само моральное состо-
яние субъекта.
Этическое  учение  как  бы  создает,  формирует  свой  предмет, 
наделяет его определенными характеристиками. Этика может по-
лагать, что мораль дана человеку свыше, Богом, либо утверждать 
ее  природное,  эволюционное  происхождение,  либо  вскрывать  и 

10
Деловая этика
анализировать ее общественно-историческую природу. И все эти 
концептуальные представления о своем предмете будут одновре-
менно являться и разными состояниями морали, разными систе-
мами ценностей и требований к человеческому поведению. 
Поэтому некоторые ученые даже определяют этику как само-
сознающий моральный опыт, то есть как теоретическую рефлек-
сию морального сознания о самом себе.
Но  что  же  представляет  собой  мораль  как  предмет  этики? 
В первом приближении мораль можно определить как совокуп-
ность правил и норм поведения, которыми люди руководствуют-
ся в своей жизни. Эти нормы выражают отношения людей друг к 
другу, коллективу, обществу в целом. При этом важнейшую чер-
ту морального отношения составляет оценка общественных явле-
ний и человеческого поведения с точки зрения добра и зла, спра-
ведливости  или  несправедливости.  С  помощью  нравственных 
оценок эти отношения и поведение людей как бы проверяются на 
их соответствие высшим нравственным ценностям, нравственно-
идеальному порядку.
К сфере морали относят также сами отношения и нормы пове-
дения людей, получившие устойчивый общеобязательный харак-
тер и образующие общественные нравы.
Не  менее  важно  для  морали  и  наличие  у  человека  качеств  и 
склонностей, делающих его способным к нравственной жизни, –
«добродетелей».  Это  такие  устойчивые  черты  характера  и  цен-
ностные  установки,  которые  отражают  наличие  у  человека  по-
требностей в духовных ценностях, внутреннее уважение им нрав-
ственного миропорядка, способность жить по совести, вести себя 
культурно и ответственно.
Отсюда можно сделать вывод о том, что к сфере морали отно-
сятся достаточно разнородные явления: правила и нормы поведе-
ния, оценки и ценности, идеалы, свойства и способности челове-
ческого характера, само поведение людей.

11
Итак,  мораль  представляет  собой  сложную  сферу  духовной 
жизни человека и общества, сферу духовной культуры и являет-
ся предметом изучения этики. Этика же является учением о мора-
ли, о нравственном освоении человеком действительности. Эти-
ка не создает морали, не придумывает нормы, принципы, прави-
ла доведения, оценки и идеалы, а изучает, теоретически обобща-
ет, систематизирует и стремится обосновать одни нормы и цен-
ности и раскритиковать и опровергнуть другие. Для этого она с 
необходимостью должна раскрыть источник происхождения мо-
ральных ценностей, общую природу морали, ее специфику и роль 
в жизни человека, выявить закономерности функционирования и 
развития.
Тем  самым  этические  знания  становятся  важным  фактором 
формирования  духовной  культуры  общества  и  нравственного 
миропонимания личности. И хотя, как уже отмечалось, не этика 
формирует моральный облик человека, она как бы заранее пред-
полагает нравственную развитость тех, к кому обращается, – без 
этических  знаний  нравственная  позиция  личности  оказывается 
либо несовершенна, либо уязвима.
Структура морали
Определение основных компонентов и характера их взаимос-
вязи очень важно для анализа любого явления. Сказанное в пол-
ной  мере  относится  и  к  характеристике  морали.  Учитывая,  что 
мораль  представляет  собой  сложное  и  многогранное  явление,  в 
процессе ее анализа неизбежны различные подходы, неодинако-
вые точки зрения. Вместе с тем большинство современных уче-
ных исходит из признания в морали двух относительно самосто-
ятельных сфер: морального сознания и нравственной практики, 
в процессе которой и реализуются нравственные идеи, чувства.
Чем же характеризуются эти сферы?
Моральное сознание представляет собой специфический син-
тез  представлений,  чувств,  в  котором  особым  образом  выража-
Глава 1. Предмет и специфика деловой этики

12
Деловая этика
ются основополагающие стороны человеческого существования –
отношения индивида с другими людьми, с обществом и природой 
в целом. Специфика морального сознания выражается в соответ-
ствующих понятиях: добро и зло, справедливость, совесть, досто-
инство и др., в устремленности к высшим ценностям.
В зависимости от носителя моральное сознание подразделяет-
ся на индивидуальное и общественное.
Исходной точкой исследования морального сознания является 
конкретная  личность,  поскольку  сама  мораль  обращена  прежде 
всего к индивиду. Поэтому необходимо в первую очередь рассмо-
треть внутренний мир отдельного человека.
Со времен античности в человеческой душе выделяли три ча-
сти: разумную, волевую и чувственную. В соответствии с этим 
мы можем указать три базовых компонента индивидуального мо-
рального сознания. Первый из них – понятия, представления о до-
бре и зле, долге, совести, о высших ценностях и др. Все это обра-
зует так называемую рациональную часть индивидуального мо-
рального сознания. Еще Сократ и Платон подчеркивали важную 
роль разума в нравственной жизни человека. Именно разум вы-
рабатывает стратегию нравственного поведения, анализирует ту 
или иную ситуацию, тактику конкретных действий. И в повсед-
невном общении понятия «разумный человек» и «человек нрав-
ственный»  нередко  рассматриваются  как  синонимы.  Заблужде-
ния, просчеты разума могут привести к печальным последстви-
ям. Разум в определенных ситуациях может «обуздывать» стра-
сти. Однако всегда ли нам приятен человек, который живет одним 
рассудком? Не является ли такой человек олицетворением холод-
ности и даже равнодушия? Кроме того, стоит обратить внимание 
и на то, что нередко встречаются ситуации, когда одного разума 
недостаточно, он «дает сбои». Здесь на помощь разуму приходят 
нравственные чувства (чувство совести, чувство долга, чувство 
справедливости и т. д.) – второй компонент индивидуального мо-
рального сознания.

13
Роль  чувств  в  нравственной  жизни  человека  также  велика. 
В них аккумулируется его нравственный опыт. Именно чувства 
«улавливают» те оттенки поступков, ситуаций, которые «холод-
ный»  рассудок  просто  не  замечает.  Они  же  являются  мощным 
стимулятором  тех  или  иных  действий, «переводят»  намерения 
в конкретные поступки. Таким образом, для полноценной нрав-
ственной жизни важно гармоническое взаимодействие разума и 
чувств. Впрочем, они и не существуют изолированно друг от дру-
га и вместе образуют моральные убеждения личности.
В жизни нам нередко приходится сталкиваться с людьми, у ко-
торых, казалось бы, имеются вполне достойные убеждения. Од-
нако  в  реальной  жизни  они  практически  не  реализуются,  оста-
ваясь  «прекраснодушными  мечтаниями».  Классический  пример 
тому – гоголевский Манилов. Подобные случаи побуждают нас 
вспомнить о третьем компоненте морального сознания – воле, ко-
торая проявляется в стойкости, решительности, в определенном 
психическом  настрое  и  готовности  совершить  конкретные  по-
ступки.
Итак, мы рассмотрели три исходных компонента морального 
сознания.  Следует,  однако,  заметить,  что  иногда  исследователи, 
характеризуя структуру морального сознания, выделяют и иные 
ее компоненты – веру в торжество добра, справедливости, в суще-
ствование высших нравственных ценностей, интуицию как про-
зрение  в  понимании  сущности  моральных  явлений,  нравствен-
ные потребности и др. Правда, эти проявления нравственной жиз-
ни  можно  свести  к  различным  сочетаниям  первых  трех  компо-
нентов.
Общеизвестно,  что  человек  может  существовать  и,  следова-
тельно,  развивать  свои  нравственные  качества,  реализовывать 
свою свободу, свои нравственные убеждения не иначе как в об-
ществе. Редкие случаи воспитания малолетних детей дикими жи-
вотными  убедительно  свидетельствуют  об  этом.  Индивидуаль-
ное моральное сознание формируется во взаимодействии с обще-
Глава 1. Предмет и специфика деловой этики

14
Деловая этика
ственным  моральным  сознанием,  носителем  которого  является 
общество в целом. Хотя, видимо, следует признать, что различ-
ные социальные группы вносят неодинаковый вклад в его разви-
тие. Между индивидуальным и общественным моральным созна-
нием  существует  весьма  сложное  взаимодействие,  взаимообога-
щение, которое осуществляется в повседневном моральном твор-
честве, в утверждении тех или иных нравов, привычек, обычаев. 
Общественное моральное сознание нельзя свести к некой арифме-
тической сумме. Не все проявления индивидуальной нравствен-
ной жизни становятся достоянием общественного морального со-
знания,  и  наоборот,  в  индивидуальном  моральном  сознании  не 
может закрепляться весь сложный мир нравственных ценностей. 
К тому же общественное моральное сознание в значительно боль-
шей  мере  использует  опыт  нравственных  исканий  предшеству-
ющих  поколений,  которые  уже  на  ранних  этапах  человеческой 
истории в различных памятниках культуры зафиксировали исхо-
дные моральные принципы, чтобы и общество, и личность окон-
чательно не «заблудились» в периоды смут и потрясений.
Общественное моральное сознание не является аморфным об-
разованием, а имеет свою структуру. Наиболее простой ее вари-
ант  включает  обыденное  моральное  и  теоретическое  моральное 
сознание.  Первое  стихийно  возникает  (в  зачаточном  виде)  еще 
в  первобытном  обществе.  Второе  складывается  в  значительной 
мере целенаправленно с отделением умственного труда от физи-
ческого,  с  появлением  профессий,  представители  которых  рас-
сматривали  различные  проблемы  нравственной  жизни,  занима-
лись  обучением  и  воспитанием  молодежи  (священнослужители, 
философы, учителя и т. д.). В теоретическом моральном сознании 
центральное место занимает нравственная философия (этика).
По  своей  сути  обыденное  моральное  сознание  представляет 
собой  наши  повседневные  суждения  по  различным  проблемам 
морали  и  соответствующие  оценки,  нравственные  чувства.  Его 
понятия отличаются размытостью, нечеткостью, противоречиво-

15
стью и в значительной мере связаны с практическими, непосред-
ственными нуждами людей (к примеру, добро нередко отождест-
вляется с пользой). Теоретическое моральное сознание в большей 
степени нацелено на коренные вопросы человеческого бытия, ха-
рактеризуется большей четкостью, последовательностью, рацио-
нальностью и системностью.
Между  обыденным  и  теоретическим  сознанием  практиче-
ски невозможно провести четкую грань: они находятся в тесней-
шем взаимодействии. Необходимо учитывать, что в нравственной 
жизни  значительную  роль  играют  нравственные  чувства,  вера, 
которые пронизывают все уровни морального сознания.
Мораль существует не только в виде сознания. Нравственные 
чувства  и  представления  проявляются  в  самых  разнообразных 
действиях, в которых и выражается отношение человека к другим 
людям, к обществу в целом, наконец, к самому себе. Иными сло-
вами, можно считать, что нравственные отношения представля-
ют собой нравственную практику.
Какова же специфика нравственных отношений?
Во-первых, очевидно, что в процессе этих отношений вопло-
щаются нравственные ценности, жизнь человека как бы соотно-
сится с высшими ценностями. Во-вторых, нравственные отноше-
ния возникают не стихийно (как, например, нередко бывает с хо-
зяйственными  отношениями,  которые  часто  осуществляются, 
так  сказать,  механически,  без  должного  осмысления),  а  целена-
правленно, сознательно, свободно. Можно без особых раздумий 
покупать товары, получать заработную плату (конечно, без раз-
думий  в  смысле  определения  их  места  в  общественной  жизни), 
но вряд ли можно стихийно быть добрым, ответственным, спра-
ведливым. Последнее требует соотношения конкретных поступ-
ков, ситуаций с высшими нравственными ценностями. Наконец, 
в-третьих,  нравственные  отношения  не  существуют,  как  прави-
ло,  в  чистом  виде,  сами  по  себе,  а  являются  компонентом,  сто-
роной  отношений  хозяйственных,  политических,  религиозных 


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет