Ислам и общество



Pdf көрінісі
бет1/6
Дата23.02.2022
өлшемі371.61 Kb.
#26183
  1   2   3   4   5   6


Яхьяев М.Я.

 

    


 

 

ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2015. № 2 



64 

 

ИСЛАМ И ОБЩЕСТВО 



 ISLAM AND SOCIETY 

 Исламоведение, 2015  

Том 6. № 2 (24)  

ИСЛАМОВЕДЕНИЕ 

ISSN 2077-8155 (print) 

ISSN 2411-0302 (on-line) 

Онлайн-доступ к журналу: 

http://islam.dgu.ru

 

 

УДК  297.1 



Информация о статье: 

 

Поступила в редакцию: 20.02.2015 



Передана на рецензию: 22.02.2015 

Получена рецензия: 14.03.2015 

Принята в номер: 25.04.2015

 

М.Я. Яхьяев 



 

 

 



К вопросу об экстремизме в исламе 

 

Дагестанский государственный университет; muchtar59@mail.ru 

 

Отмечая  дискуссионность  проблемы  религиозного  экстремизма  и  конкретных  форм  его 



проявления,  автор  в  статье  увязывает  ее  социально-историческую  природу  с  особенностями 

религиозной  веры,  имманентными  религиозной  идеологии  возможностями  экстремистских 

превращений,  реализующимися  в  действительности  в  конкретных  экономических,  политико-

правовых,  социокультурных  условиях.  Автор  приходит  к  выводу,  что  экстремистские  мета-

морфозы происходили в истории со всеми религиями, однако из этого не следует, что религия 

неизбежно приводит к экстремизму. Религиозный экстремизм как превращенная форма истин-

ной религиозной веры всегда проявляется на основе конкретной идеологии. В истории религий 

периоды экстремистских идеологических метаморфоз были всего лишь отдельными моментами 

их  исторической  эволюции.  Путем,  ведущим  к  экстремистской  метаморфозе  религии  в  целом 

или  отдельных  ее  толков,  является  селективная  актуализация  обнаруживающихся  в  религии 

ростков экстремизма.  

Экстремистская  идеологическая  метаморфоза  в  условиях  России  произошла  с  салафит-

ским исламом, и эту уже превращенную исламскую идеологию взяли на вооружение отдельные 

конфессиональные группы. Экстремистские идеологические превращения в исламе отграничи-

ваются от нормальной религиозной идеологии по  четырем базовым пунктам исламского веро-

учения: статус земного мира в исламской картине мира, понимание природы человека, отноше-

ние человека к видимому миру и отношение человека к потустороннему миру. На основе экс-

тремистского  исламского  сознания  формируется  экстремистское  религиозное  поведение  от-

дельных групп мусульман, что и используется многими оппонентами ислама для отождествле-

ния  ислама  с  экстремизмом,  фанатизмом,  терроризмом,  другими  формами  человеческой  дест-

руктивности.  

 

Ключевые  слова:  религия,  ислам,  салафизм,  идеология,  психология,  экстремизм,  терро-



ризм, метаморфоза.  

 

Discussing the problem of religious extremism and its concrete forms, the author of the article 

ties  its  historical  and  social  origins  to  the  specific  features  of  a  religious  faith,  to  the  immanent  reli-

gious ideology leading to the possibility of extremist transformations and their further realization and 

existence  under  specific  economic,  political,  legal,  social  and  cultural  conditions.  The  author  con-

cludes that religious metamorphoses historically took place in all religions. However, it does not mean 

that  religion  inevitably  leads  to  extremism.  Religious  extremism  as  a  transformed  form  of  true  faith 

always appears on the ground of a certain ideology. In the history of religions, the periods of extremist 

ideological metamorphoses are known as only some moments of religions’ evolution. The way leading 

to extremist metamorphoses of a religion as a whole or its separate interpretations is a selective actual-

ization of its/their extremist germs. In Russia, extremist ideological metamorphosis took place in Sala-



Яхьяев М.Я.

 

    


 

 

ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2015. № 2 



65 

fit Islam whose transformed ideology was accepted by other confessional groups. The author differen-

tiates extremist ideological transformations in Islam from common religious ideology according to the 

four basic points in the Islamic faith: the status of the world in the Islamic world image, the compre-

hension of human nature, Man’s treatment of the visible and another worlds. The religious behavior of 

certain Moslem groups based on extremist Islamic consciousness makes the opponents of Islam identi-

fy it with extremism, fanaticism, terrorism and other forms of human destructiveness. 

 

Keywords: religion, Islam, ideology, psychology, extremism, terrorism, metamorphosis.  







Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6




©emirsaba.org 2022
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет