Казахские жузы и клановая система Золотой Орды



Pdf көрінісі
Дата08.02.2017
өлшемі225,77 Kb.
#3656

 

Казахские жузы и клановая система Золотой Орды. 

 

Клановая  структура  Казахского  ханства  практически  не  становилась 



объектом пристального научного изучения. С одной стороны это вызвано тем, 

что  клановую  структуру  Казахского  ханства  всегда  рассматривали  отдельно, 

без  попыток  найти  связи  с  Клановой  структурой  Золотой  Орды  или  других 

государств-наследников  Золотой  Орды.  С  другой  стороны  существует 

огромный промежуток с начала образования Казахского ханства и до 18 века, 

когда  практически  отсутствуют  данные  о  клановой  структуре  Казахского 

ханства. 

Клановая  структура  Казахского  ханства  хорошо  известна  из  источников 

примерно  со  времен  правления  Тауке-хана  (1680-1715).  Вопрос  как  она 

развивалась  с  момента  появления  Казахского  ханства  и  до  времен  Тауке  в 

принципе  очень  слабо разработан.  Поняв,  как  возникла  Классическая  жузовая 

система  времен  Тауке-хана  у  казахов,  мы  поймем,  каким  образом  она 

трансформировалась из Классической клановой структуры Золотой Орды. 

Вопрос о времени и обстоятельствах появления трех казахских жузов не 

раз  становился  объектом  научного  изучения  историков.  Но  до  сих  пор  не 

существует  единой  точки  зрения  по  данному  вопросу.  В  данной  статье,  автор 

намерен предложить свой вариант ответа на вопрос о появлении трех жузов. 

Как мы знаем, каждый казахский род имел в наличии свой уран. Зачастую 

ураном выступало имя предка или самого известного представителя этого рода. 

Кушкумбаев  А.К.  высказывал  точку  зрения  о  том,  что  уран  зачастую 

использовался  в  военных  целях,  служа  иногда  паролем,  а  иногда  знаком  для 

понимания диспозиции своего войска во время битв. Зачастую войско казахов 

состояло  из  отрядов  разных  родов,  каждый  из  которых  имел  свое  место  при 

расположении  войска  (в  правом  или  левом  крыле)  и  имел  свой  уран.  Скорее 

всего,  места  при  расположении  войск  у  казахов  были  одинаковыми  в  течение 

долгого времени. 

У  нас  есть  одно  прямое  и  пять  косвенных  свидетельств,  а  также  две 

легенды,  на  основе  которых  мы  постараемся  ответить  на  вопрос  о  появлении 

жузов: 

1. Маджма ал Гараиб. Данное сочинение было написано приблизительно 



в 974 г.х. (1566-67). Вторая редакция труда вышла в 984 г.х. (1576-77). Автор 

сочинения служил при дворе Балхских правителей. 

Согласно  его  данным  (перевод  Тулибаевой  Ж.М.):  «В  исторических 

книгах Большой Жуз, Средний жуз, Младший жуз не упоминаются. А обычай 

казахов  таков:  обитающих  на  верховьях  называют  Большим  жузом,  живущих 

ниже  –  Средним  жузом,  а  живущих  на  низовьях  Младшим  жузом»  (МИКЦА, 

2011, с. 224-225). 

Видимо,  здесь  имеются  в  виду  низовья  и  верховья  Сырдарьи.  Косвенно 

это  свидетельство  подтверждается  данными  Потанина  Г.Н.:  «все  300  человек 

соединившись,  посоветовались….,  назвав  Улу  жуз  расположили  по  реке  Сыр, 

последнюю  (сотню)  прибывшую  с  Алчин-мурзой,  назвав  Киши  жуз, 

расположили  по  низовьям  той  же  реки,  вторую  сотню  с  Болат-ходжой, 

расположили в середине и назвали Орта жуз» (Потанин, 2007, С. 123).  


2. Кадырали Жалаири 

Согласно Кадырали Жалаири, казахи делились на два крыла: 

Маймене  (он  кол  -  правое  крыло),  в  которое  входили  Катаганы, 

численностью 20 тысяч (два сана). 

Майсара (сол кол – левое крыло), которое также называлось Алаш мыны, 

численностью  30  тысяч  (три  сана).  Внутри  Алаш  мыны  самым  большим  был 

род жалаир с тамгой тарак (КТТТД, 2006, с. 172).  

Как  мы  знаем,  труд  Кадырали  Жалаири  был  окончен  в  самом  начале 

1600-х  годов.  Сам  Кадырали  Жалаири,  оказался  в  России  около  1585  года, 

вместе  с  Ораз  Мухаммедом.  Отец  Ораз-Мухаммеда  (Ондан)  погиб  в  войне  с 

ойратами около 1585 года и Ораз-Мухаммед со своей семьей с этого времени 

потерял  связь  с  родственниками  (дяди  Таукель,  Ишим,  брат  Кучук  и  др.)  

(Сабитов, 2012, с. 76-79). 

С  1594-ого  года  Таукель  и  Ораз-Мухаммед  смогли  наладить  переписку, 

обмениваясь новостями. То есть можно утверждать, что данная схема деления 

казахов отражает сложившуюся крыльевую систему времен правления Таукеля, 

хотя  сам  Кадырали  Жалаири  утверждает,  что  данное  деление  было  еще  во 

времена  Урус-хана.  Вполне  возможно  такое  деление  на  крылья  берет  свое 

начало со времен Керея и Джанибека. 

Скорее  всего,  при  Ишим-хане  модель  оставалась  такой  же,  но  с 

некоторыми  модификациями:  как  известно,  в  это  время  в  Казахском  ханстве 

существуют  несколько  ханов:  Турсун-Мухаммед,  владелец  Ташкента  тесно 

связан  с  катаганами  (Кляшторный,  1992,  с.  300).  Ишим  же  связан  был  с 

другими родами. В Бахр ал Асрар он был назван с приставкой джалаир, видимо 

в эпоху Таукеля джалаиры были его подданными (Кляшторный, 1992, с. 295). 

Также позже в 1620-х годах войско Ишима в набеге на ойратов состояло 

из алачинов (алшинов), части катаганов и других племен улуса  (Кляшторный, 

1992,  с.  301).  Как  известно,  после  1613-14  годов  Ишим  ушел  к  могулам  и 

киргизам,  участвовал  в  могульских  междоусобицах и был  ханом  части  киргиз 

(Кляшторный, 1992, с. 298). 

В 1614 году Ишим назван с эпитетом алатувыев хан  (ИКРИ т.1, 2005, с. 

261). Есть две версии интерпретации данного названия: ала ту (пестрое знамя) и 

Алатау  (географическая  местность).  Здесь  можно  согласиться  с  мнением,  что 

вторая  интерпретация  наиболее  обоснована  (ИКРИ  т.1,  2005,  с.  262).  Это 

косвенно подтверждается нахождением Ишим-хана среди могулов и киргизов. 

В  общем,  до  1627  года  (времени  репрессий  против  катаганов  Турсун-

Мухаммеда),  политическая  система  с  этими  двумя  крыльями  видимо  не 

изменялась. В 1627 году Турсун-Мухаммед был убит Ишимом, его подданные 

катаганы  были  подвергнуты  репрессиям  и  частью  ушли  к  другим  народам. 

Среди казахов осколком катаганов остался род Шанышкылы. 

Видимо с тех пор поменялась политическая структура родов. Если ранее, 

катаганы  занимали  одно  крыло,  то  сейчас  их  практически  их  не  осталось  и 

другое  крыло  (алаш  мыны)  стало  единственным  объединением  казахов.  Если 

рассматривать этимологию словосочетания Алаш мыны, можно выдвинуть три 

версии, как данное словосочетание можно перевести: 

а. Тысяча Алаша (имя владельца тысячи  - Алаш). Возможно, этот Алаш 

жил  во  времена  детства  Керея  и  Джанибека  и  был  одним  из  главных  эмиров 


войск,  оставшихся  верными  дому  Урус-хана,  после  убийства  Барака  и  Булада 

(отцы Джанибека и Керея). Косвенно это подтверждается известием о том, что 

Абулхаир  узбекский  провел  одну  зиму  1429-1430  годов  в  гостях  у  Алаша, 

«калантара большого аймака». 

б.  Тысяча  «убийц»  (алаш  на  монгольском  языке  означает  убивать, 

убийца) 


в.  Пестрая  тысяча  (ала  -  пестрый),  свидетельствующая  о  пестром 

(разнородном) составе данной тысячи. 

Безусловно  данное  название  сформировалось  давно,  когда  в  ее  состав 

примерно  равен  был  тысяче:  в  эпоху  Таукеля  их  численность  была  равна  30 

тысячам  (3  сана).  Вполне  можно  предложить,  что  эта  «пестрая  тысяча» 

появилась  еще  во  времена  Джанибека  и  Кирея,  когда  они  после  гибели 

родителей  (Барака  и  Булада)  отступили  в  Могулистан.  Видимо  тогда 

существовало два крыла: катаганы и сборная различных родов (алаш мыны). 

Очень  интересным  является  версии  происхождения  «Алты  алаш». 

Тынышпаев М. не нашел толкования этого выражения и выдвинул версию, что 

Алты  алаш  это  союз  шести  объединений  (3  казахских  жуза,  киргизы, 

каракалпаки, курама) времен Тауке-хана (Тынышпаев, 1925, с. 57). По нашему 

мнению  словосочетание  алты  алаш  это  искаженное  словосочетание  Алты  сан 

алаш  (60  тысяч  алашей),  распространенное  название  казахов  («все  казахи») 

(Бейсембиев, 2009, с. 183).  

3.  Первое  упоминание  о  Большой  Казачьей  Орде.  В  русских  источниках 

Большая  Казачья  Орда  впервые  фиксируется  в  1616  году  (ИКРИ  т.1,  2005,  с. 

267), причем как отмечали ойратские посланники, она вместе с киргизами была 

в подчинении у ойратов. Также там отмечено, что Савран царевич подчиняется 

Бухарскому  ханству  (ИКРИ  т.1,  2005,  с.  267),  как  упоминалось  годом  ранее, 

бухарский  хан  Имамкули  согнал  с  Саурана  Аблахана  (Аблай)  и  на  его  место 

назначил Турсуна (Турсун-Мухаммед), причем Аблахан побежал в «Казацкую 

Орду»  (ИКРИ  т.1,  2005,  с.  264).  То  есть  здесь  правитель  Саурана  и  вообще 

присырдарьинских городов, противопоставляется правителям Казачьей Орды. 

Это  сообщение  немного  выпадает  из  контекста  других  сообщений. 

Известно,  что  около  1617  года,  ойраты  напали  на  Казачью  Орду  (ИКРИ  т.1, 

2005, с. 277). Известно, что в Ташкенте в это время правил Турсун-Мухаммед, 

ставленник  бухарского  хана  Имамкули.  Алатауский  хан  Ишим  в  1616  году 

(ИКРИ т.1, 2005, с. 261), правители Топинского государства Ишим и Батыр. В 

одном месте помечено, что Топинское государство это «прямая Казачья Орда» 

(ИКРИ  т.1,  2005,  с.  269-270).  При  этом  Ишим  и  Батыр  вели  переговоры  с 

Алтан-ханом о нападении на ойратов, которые окончились победами Ишима и 

Алтан-хана 1619 года, что известно по сообщению 1620 года  (ИКРИ т.1, 2005, 

с. 275-276). 

Исин А. считает, что в 1616 году у казахов уже существовали три жуза, 

Старший жуз в подчинении у Турсун-Мухаммеда, Средний жуз  в подчинении 

у  Ишим-хана,  Младший  жуз  в  подчинении  у  Батыр-хана  (ИКРИ  т.1,  2005,  с. 

529).  


4.  Разделение  Казахского  ханства  на  две  части,  с  двумя  ханскими 

резиденциями  в  Ташкенте  и  Туркестане.  Еще  Абулгази  в  1625-27  годах, 

пребывая у казахов, называл Ишим-хана Туркестанским, а Турсун-Мухаммеда 


Ташкентским  или  катаганским.  Русские  источники  называют  Ишим-хана 

кочевым, а Турсун-Мухаммеда Ташкентским (ИКРИ т.1, 2005, с. 301) . 

То  есть  в  начале  17  века  Казахское  ханство  разделилось  на  две  части. 

Изначально  это  было  основано  на  крыльевом  делении  казахов.  Катаганы, 

относящиеся  к  правому  крылу,  заняли  Ташкент.  Другие  казахские  рода  из 

объединения Алаш мыны относились к левому крылу и владели Туркестаном. 

Структура  крыльев  видимо  поменялась  после  разгрома  и  бегства 

катаганов (правого крыла). Катаганы в конце 16 века, составляющие около 40 

%  от  всего  казахского  этноса,  в  одночасье  лишились  своих  позиций  в  силу 

разгрома  и  бегства.  На  данный  момент  их  потомки  (Шанышкылы)  не  имеют 

большой численности, по сравнению с 16 веком. Но при этом разделение на два 

владения в Туркестане и Ташкенте сохранились и через век в сообщении сарта 

Нур-Мухаммеда Алимова о казахских ханах написано: 

«В Казацкой Орде было два хана: первый в Большой, второй в Средней и 

Меньшей Ордах» (ИКРИ т.6, 2007, с. 25). 

5.  Реформы  Тауке.  Согласно  при  Тауке  уак,  керей  и  таракты  были 

объединены,  также  были  объединены  племена,  входящие  в  жетиру  против 

притеснений алчинов (ИКРИ т.3, 2005, С. 302-303). Есть также свидетельства, 

что уак и керей присоединились из Старшего жуза в Средний (ИКРИ т.4, 2007, 

с.  169).  Кроме  того  Тынышпаев  М.  писал,  что  жетиру  это  семь  родов  из 

Среднего  жуза,  присоединенные  к  Младшему  жузу  во  времена  Тауке 

(Тынышпаев, 1925, с. 25). 

Таким  образом,  можно  утверждать,  что  при  Тауке-хане  сложилась 

классическая  жузовая  система:  до  него  в  Младшем  жузе  было  только  одно 

племя Алшин (с двумя подразделениями Байулы и Алимулы), В Среднем жузе 

были племена Аргын (вместе с Таракты), Найман, Кипчак, Кунграт (конырат), 7 

родов из жетиру: Табын, Тама, Кердери, Кереит, Жагалбайлы, Рамадан, Телеу. 

В  Старшем  жузе  племена:  Уйсын  (с  подразделениями  Дулат,  Албан,  Суан, 

Ысты,  Ошакты,  Сргелы,  Сары-Уйсын,  Шапрашты,  Шакшам),  Шанышкылы, 

Канлы, Жалаир, Уак, Керей. 

6. Тынышпаев М. утверждает, что деление на жузы возникло во времена 

правления  Хак-Назара,  сына  Касыма  (Тынышпаев,  1925,  с.  56).  Также  он 

отмечает,  что  в  начале  17  века  существовал  термин  алаш,  когда  Жиембет  из 

рода Тана (сын Биртогаша, сына Таны) рассердившись на Есим-хана пригрозил 

последнему  «Алашыма  уран  салармын»  (крикну  клич  своему  алашу) 

(Тынышпаев, 1925, с. 54).  

7.  Легенда  записанная  Потаниным  Г.Н.  об  образовании  казахских 

жузов.Согласно ней основатели трех казахских жузов это дети Котана: Уйсун, 

Булат,  Алшин  (Артыкбаев,  2012,  с.  95-96).  Здесь  стоит  отметить,  что 

вышеупомянутый  Котан  происходил  из  рода  Аргын,  он  был  отцом  Акжола 

(Даирходжа)  и дедушкой  Кара-ходжи  (эмир  Тохтамыша).  Уйсун  и  Алшин  это 

названия племен, которые скорее всего детьми Котана не являлись. 

8.  Легенда  записанная  Машхур-Жусупом  Купеевым.  Согласно  ней 

основателями казахских жузов были Уйсун, сын Майкы-бия, Болат, сын Котана 

и Алшин, сын Когама (Артыкбаев, 2012, с. 221-223). 

Если  исходить  из  легенд,  основателями  и  предводителями  трех  жузов 

были  люди  из  родов  Уйсун,  Аргын  и  Алшин.  Скорее  всего,  основателям 


Казахского  ханства  Джанибеку  и  Керею  в  годы  казачества  и  жизни  в 

Могулистане  подчинялось  малое  количество  людей,  из  которых  выделялось 

племя катаган, относившееся к правому крылу и три отряда по 100 человек во 

главе  с  беками  из  родов  Уйсун,  Аргын  и  Алшин,  входившие  в  Алаш  мыны 

(тысячу Алаша) – левое крыло. 

Таким  образом,  мы  можем  предположить,  что  четырьмя  карачи-беками 

Джанибека  и  Керея  были  беки  таких  родов  как  Катаган  (беклярибек),  Уйсун, 

Аргын, Алшин. Причем в битвах, Катаганы занимали правое крыло войска, в то 

время как остальные 3 карачи-бека занимали левое крыло войска. После смерти 

Абулхаир-хана,  к  казахским  ханам  перешло  огромное  количество  населения, 

которое было интегрировано в уже созданную крыльевую систему. 

После  краха  двухкрыльевой  системы  (катаган-алаш  мыны)  в  1627  году, 

алаш  мыны  (кратко  алаш)  стало  синонимом  названия  казах.  Хотя  здесь  стоит 

отметить,  что  катаганы  стали  терять  власть  ранее:  в  период  правления  в 

Яркенде  Абд  ал-Керим-хана  (умер  в  1591  году),  сына  Абд  ар-Рашид-хана 

(конец  XVI  в.),  в  Кашгарию  ушли  казахи  племени  катаган  во  главе  с  Султан 

Гази-султаном.  В  дальнейшем  его  потомки  играли  значительную  роль  в 

политических событиях в этой стране, а катаганы до их полной натурализации 

встречались  в  боях  с  казахами  Ишим-хана.  То  есть  уже  в  конце  16  века 

численность катаганов у казахов снизилась. 

Скорее  всего,  уход  Султан-Гази  с  катаганами  следует  ограничить 

временными рамками с периода казахско-ойратских столкновений (с 1585 года) 

и до смерти Абд ал-Керима (1591 год). Видимо поражение казахов от ойратов, 

повлекло бегство некоторой части катаганов в Восточный Туркестан. Схема же 

Кадырали  Жалаири  описывает  состояние  двухкрыльевой  структуры  до  1585 

года (смерти Ондана и бегства Ураз-Мухаммеда в Сибирь). 

После этого три подразделения алаш мыны, стали играть большую роль и 

увеличились в численности с 30 тысяч (времена Таукеля) до 60 тысяч (времена 

до Тауке). 

Во  времена  Жангира,  Младший  жуз  (который  целиком  состоял  из  рода 

алшин)  возглавлял  Жалантос  алшин,  Среднюю  Орду  возглавлял  сам  Жангир.  

Во  времена  Тауке-хана  (1680-1715)  она  приобрела  современный  вид.  Можно 

предположить,  что  все  племена,  входившие  в  три  жуза,  были  частью  крыла 

Алаш  мыны (отсюда  название  алаш  как  синоним  этнонима  казах) и  как  то по 

численности  соотносились  с  теми  тремя  санами,  упоминаемыми  Кадырали 

Жалаири. 

Видимо изначально каждый жуз был по силам выставить один сан войска 

(10 тысяч), со временем численность каждого жуза увеличилась. При Жангире 

ему  самому  подчинялось  около  15  тысяч  войска,  в  то  время  как  Жалантосу 

(неформальному  правителю  Младшего  жуза)  около  20  тысяч.  В  то  время  как 

Ташкентское  владение  (бывшие  владение  катаганов),  заняли  некоторые 

казахские рода, которые образовали в будущем Старший жуз. 

Как мы знаем, Тауке правил в Туркестане и на основе этого его называли 

ханом Среднего и Младшего жузов. В то время как в Старшем жузе в то время 

упомянут  правителем  некий  Иман.  По  нашему  мнению  власть  данного  Имана 

не  распространялась  за  пределы  Ташкента  и  его  округи.  Это  было  связано  с 

деятельностью  Тауке-хана.  Как  мы  знаем,  он  выдвинул  трех  персон  для 


управления  жузами:  Толе-бий  (уйсын-дулат-жаныс)  Казыбек-бий  (аргын-

каракесек),  Айтеке-бий  (алшин-алимулы-торткара).  Их  выдвижение  было 

связано с тем, что Тауке хотел централизовать свою власть. 

Выдвигая представителей «черной кости» в высшие эшелоны власти, он 

получал  поддержку  от  тех  родов,  к  которым  относились  вышеуказанные 

персоны. В итоге номинальным ханом старшего жуза мог считаться чингизид, 

сидящий  в  Ташкенте,  в  то  время  как  Тауке  реально  через  Толе-бия  и  его 

родственников контролировал племена, относящиеся к Старшему жузу. Таким 

образом,  более  «младший»  по  статусу  хан  в  Туркестане  (хан  Среднего  и 

Младшего  жузов),  оказался  общеказахским  ханом,  контролировавшим  все 

кочевое  население  Казахского  ханства.  Ташкентские  ханы  в  его  правление 

видимо  вообще  утратили  свое  влияние,  сохранив  его  в  городах,  а  кочевое 

население Старшего жуза контролировалось Тауке-ханом. 

Кроме  того,  интересны  те  перемещения,  которые  провел  Тауке-хан. 

Племена  Уак  и  Керей  он  перевел  в  Средний  жуз  из  Старшего  жуза,  стараясь 

снизить роль Старшего жуза в количественном отношении. Переведя Жетиру (7 

родов)  в  Младший  жуз,  Тауке-хан  создавал  противовес  алшинам  Айтеке-бия. 

Таким образом, в процессе создания жузов можно выделить следующие этапы: 

1. Существование двухкрыльевой организации у казахов: правое крыло – 

катаганы, левое крыло – алаш мыны. Она могла зародиться еще в середине 15 

века и просуществовала до 1627 года (разгрома катаганов). В состав алаш мыны 

входили  три  казахских  жуза,  которые  проживали  по  берегам  реки  Сырдарьи. 

Впоследствии  после  разгрома  катаганов  Алаш  стало  синонимом  этнонима 

казах, так как все казахские рода входили в алаш мыны. 

2.  Четырьмя  карачи-беками  Джанибека  и  Керея  были  представители 

родов Катаган, Уйсун, Аргын, Алшин. 

3.  С  1620-х  годов  Ишим-хан  и  Турсун-Мухаммед-хан  фактически 

разделили  казахов:  правым  крылом  (катаганы)  и  Ташкентом  правил  Турсун-

Мухаммед, левым крылом (алаш мыны) и Туркестаном правил Ишим-хан. 

4. После разгрома  катаганов,  осталось только  левое  крыло  (алаш мыны), 

тогда название Алаш стало синонимом этнонима казах, так как все оставшиеся 

казахи  относились  к  алаш  мыны.  Часть  казахских  родов  (Уйсын,  Канлы, 

Жалаир,  Уак,  Керей)  переселилось  ближе  к  Ташкенту,  заняв  место  катаганов. 

Рядом с ними продолжали жить потомки катаганов (Шанышкылы). 

5. В эпоху Жанибек-хана (1628-1643), Жангир-хана (1643-1652) и Батыр-

хана  (1652-1680)  в  Младшем  жузе  было  только  одно  племя  Алшин  (с  двумя 

подразделениями  Байулы  и  Алимулы),  В  Среднем  жузе  были  племена  Аргын 

(вместе  с  Таракты),  Найман,  Кипчак,  Кунграт  (конырат),  7  родов  из  жетиру: 

Табын, Тама, Кердери, Кереит, Жагалбайлы, Рамадан, Телеу. В Старшем жузе 

племена:  Уйсын  (с  подразделениями  Дулат,  Албан,  Суан,  Ысты,  Ошакты, 

Сргелы,  Сары-Уйсын,  Шапрашты,  Шакшам),  Шанышкылы,  Канлы,  Жалаир, 

Уак,  Керей.  Жангир-хан  в  войнах  с  ойратами  фигурирует  в  компании  с 

Жалантосом,  который  был  из  племени  алшин,  а  данное  племя  входило  в 

Младший  жуз,  хотя  сам  Жалантос  являлся  военачальником  бухарского  хана 

Имамкули. 

6.  При  хане  Тауке  Кереи  и  Уаки  были  переведены  из  Старшего  жуза  в 

Средний,  а  Табын,  Тама,  Кердери,  Кереит,  Жагалбайлы,  Рамадан,  Телеу  из 


Среднего жуза в Младший. Тауке-хан использовал систему жузов для усиления 

своей личной власти. Приблизив Толе-бия, Казыбек-бия и Толе-бия к себе, он 

получил  поддержку  от  их  родов  (алшинов,  уйсынов,  аргынов).  И  тем  самым 

ослабил  власть  Ташкентских  ханов  Старшего  жуза,  превратив  их  в 

номинальных  правителей  старшего  жуза,  которым  подчинялись  только 

Ташкент и округа. Все кочевое население Казахстана подчинялось Тауке-хану. 

 

Сабитов Ж.М. 

 

 



Список использованной литературы: 

 

1. Артыкбаев Ж.О. Казахское шежире: источник и концепция истории 



Великой степи. Астана. 2012. 495 с.  

2. Бейсембиев Т.К. Кокандская историография. Исследование по 

источниковедению Средней Азии 18-19 веков. Алматы. 2009. 1263 с. 

3. История Казахстана в русских источниках. Том 1. Алматы. Дайк-Пресс. 

2005. 704 с. 

4. История Казахстана в русских источниках. Том 3. Алматы. Дайк-Пресс. 

2005. 484 с. 

5. История Казахстана в русских источниках. Том 4. Алматы. Дайк-Пресс. 

2007. 368 с. 

6. История Казахстана в русских источниках. Том 6. Алматы. Дайк-Пресс. 

2007. 516 с. 

7.  Қазақстан тарихы туралы түркi деректемелерi XV–XIX ғасырлар 

шығармаларынан үзінділер. Том 5. Алматы. Дайк-Пресс, 2006. 440 с. 

8. Кляшторный С.Г. Султанов Т.И. Казахстан: летопись трех 

тысячелетий. Алматы. 1992. 373 с. 

9. Материалы по истории Казахстана и Центральной Азии. Выпуск 1. 

Астана. 2011. 276 с. 

10. Потанин Г.Н. Труды по этнографии и фольклору. Астана. 2007. 248 с. 

11. Сабитов Ж.М. К вопросу об обстоятельствах появления Ураз-

Мухаммеда и Кадырали Жалаири в Сибири//Сибирский сборник. Выпуск 2. - 

Тобольск: изд-во ТГСПА им. Д.И. Менделеева, 2012. С. 76-79. 

12. Тынышпаев М. Материалы по истории киргиз-казакского народа. 

Ташкент. Восточное отделение Киргизского Государственного Издательства. 

1925. 66 с. 

 

Список сокращений: 



 

ИКРИ т.1. -  История Казахстана в русских источниках. Том 1. Алматы. 

Дайк-Пресс. 2005. 704 с. 

ИКРИ т.3. - История Казахстана в русских источниках. Том 3. Алматы. 

Дайк-Пресс. 2005. 484 с. 

ИКРИ т.4. - История Казахстана в русских источниках. Том 5. Алматы. 

Дайк-Пресс. 2007. 620 с. 


ИКРИ т.6. - История Казахстана в русских источниках. Том 6. Алматы. 

Дайк-Пресс. 2007. 516 с. 

КТТТД - Қазақстан тарихы туралы түркi деректемелерi XV–XIX ғасырлар 

шығармаларынан үзінділер. Том 5. Алматы. Дайк-Пресс, 2006. 440 с. 

МИКЦА - Материалы по истории Казахстана и Центральной Азии. 

Выпуск 1. Астана. 2011. 276 с. 

 

Сведения об авторе: 



Сабитов Жаксылык Муратович. Евразийский Национальный 

Университет. Доцент. PhD. 

010010. Астана. Мирзояна 11/1 кв. 20 

Дом. Телефон 8-7172-43-01-35 

Моб. Телефон +7-707-77-94-888 

e-mail: 


babasan@yandex.ru

 


Достарыңызбен бөлісу:




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет