Лирическое произведение это, прежде всего, картина внутренней



Pdf көрінісі
Дата07.06.2022
өлшемі199,02 Kb.
#36469



Лирика Саади 
Лирическое произведение — это, прежде всего, картина внутренней 
жизни человека, его индивидуальных конкретных переживаний. 
Лирика обращается непосредственно к чувствам человека, его духовному 
миру, она имеет огромное воспитательное значение. Именно поэтому ее 
особенно важно изучать в школе. Читая лирические произведения, школьники 
учатся разбираться в человеческом характере, сокровенных движениях души, 
оценивать с точки зрения высоких нравственных критериев свои поступки. 
Поэзия особенно привлекает старшеклассников, что обусловлено их 
психологическими 
особенностями 
(тенденция 
к 
романтическому 
мировосприятию, к рефлексии). Более того, ученики старших классов часто 
начинают сами писать стихи, и важно поддержать их в этом, показывая им 
подобающий пример для подражания, объясняя, что учиться этому надо у 
мастеров слова, а не у современных исполнителей. 
Лирика часто определяется как наиболее сложный, специфический 
литературный род. Согласно «Краткой литературной энциклопедии», он 
характеризуется особым типом построения художественного образа, 
представляющего собой образ-переживание, в то время как в эпосе и драме в 
основе образа лежит многостороннее изображение человека в его 
деятельности, сложных взаимоотношениях с людьми в жизненном процессе. 
В лирике чувство поэта выражено прямо, непосредственно, именно 
поэтому для нее характерна монологическая форма изложения. 



Эпос и драма воспроизводят человеческое бытие, объективную сторону 
жизни, лирика же — человеческое сознание и подсознание, субъективный 
момент. Можно сказать, что лирика, в отличие от двух других родов, в первую 
очередь апеллирует к человеческим эмоциям, чувствам, зачастую оказывает 
на человека наиболее сильное воздействие, ее эмоциональность часто 
связывается с таким понятием как «суггестивность» (внушаемость). Именно 
поэтому поэзия, по сравнению с прозой, обладает емкостью всех 
составляющих элементов. Исключительную важность в композиции 
лирического произведения приобретает взаимодействие образов, часто 
создающее двуплановость и многоплановость художественного смысла. 
Лирическая речь, как правило, — речь с повышенной экспрессивностью 
отдельных слов и речевых конструкций. Лирика тяготеет к малому объему и, 
как следствие, к напряженной и сложной композиции, в ней наблюдается 
больший удельный вес тропов и синтаксических фигур по сравнению с эпосом 
и драматургией, но эта закономерность просматривается лишь в общем 
массиве всех лирических произведений. Само движение слов в стихе, их 
взаимодействие и сопоставление в условиях ритма и рифм, отчетливое 
выявление звуковой стороны речи, даваемое стихотворной формой, 
взаимоотношения ритмического и синтаксического строения — все это таит в 
себе неисчерпаемые смысловые возможности, которых проза, в сущности, 
лишена. Многие прекрасные стихи, если их переложить прозой, окажутся 
почти ничего не значащими, ибо их смысл создается главным образом самим 
взаимодействием стихотворной формы со словами. Отсюда следует, что при 
анализе лирике необходимо обращать особое внимание на закон единства 
формы и содержания, который в данном случае является основополагающим. 
Определяющими в лирике становятся такие понятия как «лирической 
герой» и «лирическая ситуация», которые заменяют понятия «персонаж» и 
«сюжет», характерные для эпоса и драмы. Лирический герой — это образ 
поэта (человека) в лирике, носитель переживания в лирическом произведении. 



Как всякий образ, лирический герой несет в себе не только уникально-
неповторимые черты личности, но и определенное обобщение, поэтому 
недопустимо его отождествление с реальным автором. Часто лирический 
герой бывает весьма близок к автору по складу личности, характеру 
переживаний (Есенин, писавший о том, что вся его биография – в его стихах) 
или же, наоборот, может быть весьма далек от него (как, например, Фет), но, 
тем не менее, различие между ними является принципиальным и сохраняется 
во всех случаях, так как в каждом конкретном произведении автор 
актуализирует в лирическом герое какую-то часть своей личности, типизируя 
и обобщая лирические переживания. Благодаря этому читатель легко 
отождествляет себя с лирическим героем. Можно сказать, что лирический 
герой — это не только автор, но и всякий читающий данное произведение и 
вчуже испытывающий те же переживания и эмоции, что и лирический герой. 
В ряде случаев лирический герой лишь в очень слабой мере соотносится с 
реальным автором, обнаруживая высокую степень условности этого образа. 
Лирическую ситуацию можно определить как некий аналог сюжета в 
лирическом стихотворении, который является крайне условным, выполняет 
психологическую функцию и в комплексе с другими характеристиками 
лирического текста помогает понять идею произведения. 
Популярность лирики среди учеников часто зависит от ее 
принадлежности к какому-то определенному периоду. Так, лирика XVIII века 
привлекает школьников куда меньше, чем лирика XIX, а поэзия Серебряного 
века, как правило, находит в их душе особый отклик. Это обусловлено ее 
большей близостью к современности. 
Жизнь Саади разделяют на три периода: школьный (1205—1226), 
скитальческий (1226—1256) и шейхский (1256—1291). 
Прозвище «Саади» происходит от имени атабека Фарса Саада ибн Занги 
(1195—1226), которому служил ещё отец поэта, рано умерший, и который 



принял участие в воспитании Муслих ад-Дина. Под попечением Саада ибн 
Занги Муслих ад-Дин поступил в медресе Низамийа в Багдаде. Учился у 
суфийских шейхов и старался проникнуться их аскетическими идеалами. 
Однако стихи, написанные Саади в то время, дышат юношеской любовью к 
жизни и её радостям; и сам он в старости сознавался, что все убеждения шейха 
Абуль-Фараджа Джузии не могли его исцелить от любви к музыке. 
Нашествие монголов на Иран и низвержение Саада ибн Занги в 1226 году 
заставило Саади бежать, и в течение 30 лет судьба, полная всяких 
превратностей, беспрерывно бросала его то в один, то в другой конец 
мусульманского мира. В Индии, в Суменате, для сохранения своей жизни 
Саади притворно принял веру огнепоклонников и потом бежал, убив камнем 
сторожевого жреца. В Мекке, большей частью пешком, Саади побывал 14 раз. 
Благодаря блестящему знанию классического арабского языка он стал 
проповедником в Дамаске и Баальбеке, но начал томиться миром и уединился 
в пустыне под Иерусалимом. Тут он попал в плен к крестоносцам, которые 
перевезли его на сирийское прибрежье, в Триполи, и заставили там рыть окопы 
для крепости. Его за 10 червонцев выкупил один знакомый богач из Алеппо, 
привёз к себе и женил на своей безобразной и сварливой дочери. Спасаясь от 
невыносимой семейной жизни, Саади бежал в Северную Африку. 
Пространствовав сквозь всю Малую Азию, Саади очутился в родном 
Ширазе (1256) и под покровительством Абу-Бекра, сына покойного Саада, 
прожил в подгородном монастыре до конца жизни. «Князья, вельможи и 
лучшие горожане, — по выражению Девлет-шаха, — являлись на посещение 
шейха». 
Саади написал много стихотворных и прозаических произведений, 
причём в качестве поучительных примеров очень часто пользовался личными 
воспоминаниями из своей скитальческой жизни. Испытав на себе всю 
бренность мира, Саади теоретически вполне согласен с такими своими 



суфийскими предшественниками или современниками, как поэты Фаридаддин 
Аттар и Джалаладдин Руми, шейх Абд ал-Кадир ал-Джилани и др. Но, хорошо 
зная людей, Саади понимает, что далеко не все способны удалиться от мира, 
умертвить плоть и исключительно предаться мистическому созерцанию. 
Поэтому Саади рекомендует мирянам аскетизм житейский: жить в мире, но не 
пристращаться к нему, сознавать его превратность и быть ежечасно готовым к 
потере земных благ. 
В 1257 году он написал поэтический трактат «Бустâн» («Плодовый сад»), 
где в десяти главах стихами изложена суфийская философия и этика, 
подкрепляемая занимательными притчами и рассказами. По глубине 
поэтического чувства и по высоте нравственных идей «Бустâн» — одно из 
величайших произведений всей суфийской литературы. Однако не «Бустâн», 
а «Гулистâн» (= «Розовый сад» — писан прозой вперемежку со стихами, в 1258 
году), во многом аналогичный с предшествующим произведением, но более 
просто написанный, составляет до сих пор настольную книгу каждого перса и 
с детства заучивается в школах. «Гулистâн» имеет своеобразную прелесть 
народности, потому что пересыпан множеством пословиц и поговорок. 
Аналогию с «Гулистâном» имеет ещё довольно сухая «Книга советов» (Пенд-
наме), одноимённая с такой же книгой Аттара; но её принадлежность Саади не 
вполне доказана. 
Прочие произведения Саади, составляющие до двух третей его дивана, 
относятся преимущественно к лирике. Основной заслугой Саади видится то, 
что в своей газели он сумел соединить дидактику суфийской газели с красотой 
и образностью любовной газели. Каждый бейт в ней можно прочитать как в 
любовном, так и в философско-дидактическом ключе. Продолжателем этой 
традиции является другой известный персидский поэт Хафиз Ширази. 
 
 


Достарыңызбен бөлісу:




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет