Выполнила: Акимджанова Э Специальность: Русский язык и литература в школах с нерусским языком обучения Дисциплина: Методика преподования литературы Проверила: Тажибаева Ш.А
Изучение художественного произведения в школе проходит в несколько этапов:
вступительное занятие;
чтение;
первичное восприятие;
анализ;
вторичное восприятие;
заключительное занятие.
Вступительное занятие призвано подготовить учеников к восприятию произведения, обеспечить правильность его понимания, возбудить интерес, создать наиболее благоприятную атмосферу.
Можно уточнять, видоизменять и конкретизировать эти задачи (сообщение необходимых исторических, биографических сведений, объяснение непонятных слов и т.д.), но не следует включать во вступительное занятие сам анализ текста, проверку его содержания, характеристику героев. На вступительных занятиях мы только задаем атмосферу, настраиваем на прочтение и анализ текста, но не раскрываем его идею.
Методисты выделяют:
вступительные занятия, помогающее понять историческую эпоху, отраженную в произведении или относящуюся ко времени его создания;
вступительные занятия, дающие определенный угол зрения на произведения или вводящие в его тематику;
занятия, основанные на использование жизненного опыта и живых наблюдений учащихся;
вступительные занятия, связанные с использованием биографического материала и т.д.
Трудно регламентировать и объем вступительных занятий. Он может быть различен — от 5-20 мин. в средних классах, до целого урока в старших. Методика этих занятий может быть разнообразной. Это могут быть:
– вступительное слово учителя;
– беседа по личным впечатлениям;
–постановка и запись вопросов, которыми учащиеся должны руководствоваться при чтении;
– доклад;
– презентации;
– экскурсии.
В рамках психолингвистических представлений предполагается, что информацию об окружающем мире мы получаем, используя три основных канала восприятия (визуальный, аудиальный, кинестетический). При этом у каждого человека ведущим каналом является какой-то один.
В учебном процессе основная задача учителя заключается в том, чтобы дети освоили учебный материал с максимальной легкостью и как можно прочнее. Поэтому важно, чтобы на уроках были задействованы все каналы восприятия.
Одним из основных принципов, на котором базируется изучение литературы, является принцип наглядности, который реализуется через активизацию чувственно-зрительного восприятия школьников. Под наглядностью подразумеваются прежде всего те средства конкретизации и обогащения знаний о художественной литературе, которые лежат вне её текстов и имеют по преимуществу либо образный, либо документальный характер, то есть произведения изобразительного искусства, а также грамзаписи, кинокадры, фотографии и т.д. К непосредственной наглядности относят предметы, которые помогают воссоздать облик эпохи, отображённой в литературном произведении.
Выделяют следующие виды наглядности:
Словесная наглядность– слово учителя, прослушивание звукозаписей, выразительное и творческое чтение или пересказ;
Предметная наглядность используется в виде книжных выставок, репродукций, портретов, иллюстраций, фотографий, скульптурных фигурок, макетов и т.д;
Графическая наглядность – таблицы, схемы, алгоритмы, эпиграф к уроку.
Можно использовать материалы, которые объединяют в себе зрительную и слуховую наглядность: экранизации произведения, документальные фильмы, киноэкскурсии по памятным местам. Но не следует злоупотреблять временем на просмотр этого материала. Объем, содержание, методика приведения вступительных занятий определяются спецификой произведения, воспитательными и учебными задачами, возрастными особенностями учащихся.
На вступительных занятиях необходимо поднимать вопросы и предлагать задания, устанавливающие связь с ранее изученными и самостоятельно прочитанными произведениями. Эта связь может быть осуществлена как в виде вопросов: «Какие произведения данного автора вы читали?», так и в виде вступительного слова об истории создания, месте данного произведения в творческой судьбе автора.
Для того, чтобы учащиеся правильно поняли идею произведения, во вступительном занятии учителю необходимо прокомментировать моменты, сложные для восприятия школьников.
Часто оказывается необходимым историко-бытовой комментарий, да и принцип историзма в изучении литературы требует знания исторической эпохи, в которой создавалось художественное произведение и которая изображена в нем.
Сообщение исторических сведений и объяснение непонятных слов призваны обеспечить правильность понимания произведения. Нужно, чтобы эпоха предстала перед учащимся живописно и красочно. С этой целью следует, прежде всего, воссоздать эмоциональный облик эпохи, для чего следует использовать произведения художественной литературы, смежных видов искусств, воспоминания современников, исторические документы.
Важным этапом вступительного занятия является лингвистический комментарий.Чтобы правильно понять идею текста, нужно разобраться с неизвестными учащимся словами, выражениями. Художественные тексты очень часто пестрят таковыми. При ознакомлении учащихся с литературными произведениями различного времени учитель иллюстрирует элементарные данные об основном словарном фонде и словарном составе языка, об устойчивости словарного составе языка, об изменениях в значении некоторых слов, о выпадении из языка старых появлении новых слов.
Учащимся следует понимать, что язык художественного произведения иногда переходит рамки литературной речи. Писатель для более конкретного и полного изображения литературного персонажа или эпохи может привлекать такие языковые средства, как диалектизмы, просторечные слова, архаизмы и другие. Ученику нужно знать, что не всякое слово, встречаемое им в произведении даже великого писателя, уместно и соответствует речевой культуре учащихся.