Литературные теории в поэтическом мире джона китса



бет1/77
Дата15.12.2022
өлшемі1,4 Mb.
#57447
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   77

УДК 821.111
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ТЕОРИИ В ПОЭТИЧЕСКОМ МИРЕ ДЖОНА КИТСА

Абдикадиров А. – студент группы РЯ-19-1


Научный руководитель: к.ф.н., старший преподаватель Мамирова Ш.К.
ЦАИУ

Түйін. Бұл шығарма әйгілі ағылшын романтик ақыны Джон Китстің шығармашылығына арналған. Мақалада ақынның кейбір өлеңдеріне талдау жасап, автордың қандай көркемдік концепцияларды жиі қолданатынын қадағалап, Китстің поэтикалық әлемін суреттеп, оған сипаттама беруге тырысамыз.


Summary. This work is dedicated to the work of the famous English romantic poet John Keats. In the article we tried to make an analysis of some of the poet's poems, to trace what artistic concepts the author most often uses, we will try to describe the poetic world of Keats and give him a description.


Понятие художественного концепта находится в стадии осмысления. Л.В. Миллер определяет этот феномен как «сложное ментальное образование, принадлежащее не только индивидуальному сознанию, но и (в качестве интенсиональной составляющей эстетического опята) психоментальной сфере определенного этнокультурного сообщества», как «универсальный художественный опыт, зафиксированный в культурной памяти и способный выступать в качестве фермента и строительного материала, при формировании новых художественных смыслов». Существует так же другая точка зрения, которая говорит, что под концептом понимается единица сознания поэта или писателя, и выражает индивидуально-авторское осмысление сущности предметов или явлений. Таким образом, мы видим, что в различных трактовках это понятие занимает две противоположные позиции - концепт как понятие универсальное и концепт, как понятие индивидуально-авторское. В исследовании творчества Джона Китса нас интересует концепт, прежде всего как единица индивидуального сознания, авторской концептосферы, вербализованная в едином тексте творчества писателя. Так же, я уже упоминал о том, что существуют различные типы концептов.


Каждый тип концепта имеет так называемые слои. Принято отличать понятийный слой в содержании концепта, так же предметный, образный, ассоциативный, символический и ценностно-оценочный. Позже я попробую проанализировать наиболее часто употребляемые концепты в поэзии Джона Китса, в соответствии с разделением на типы и слои. Понятийный слой отражает не общую формулировку значения того или иного предмета, а то, как автор воспринимает тот или иной предмет или значение, он характеризуется большой степенью индивидуальности. Формулировка значения должна сохранять лишь те признаки, которые существенны для автора. Если понятийный слой отражает результат первичной категоризации человеком окружающего мира, то предметный слой соотносится с перцептом, то есть чувственно воспринимаемым образом.
Предметный слой включает представления ряда модальностей: зрительной, обонятельной, тактильной. Иногда, в ряде контекстов может наблюдаться синестезия, то есть смешение модальностей. Явление ассоциирования предопределяет существование образного, ассоциативного и символического слоя концепта. Образный слой концепта обладает рядом когнитивных признаков, например, зрительные, обонятельные и осязательные характеристики объекта. Эти признаки носят чувственно воспринимаемый характер и выступают в роли предметных интерпретант других объектов природного и человеческого мира. Ассоциативный слой концепта включает реалии художественного мира поэта, соотносящиеся с ядерным образом. В тексте они представлены словами-ассоциатами референтного, ситуативного, тематического, когнитивного типа. Эти ассоциации носят экстралингвистический характер и отражают закрепленную в языковом сознании поэта принадлежность к одной референтной области, определенной ситуации или области знаний в пределах одного культурного кода. Символический слой, по мнению И.А. Тарасовой возникает следующим образом: концепт как ментальное образование многослойного типа включает в свой состав различные типы ассоциаций, связанных с референтом в национальном или индивидуальном сознании. На основе устойчивых ассоциаций возникают символические значения, фиксирующиеся в семантической структуре слова-символа. Фиксация типичной ассоциации в символическом слое концепта происходит при выполнении хотя бы одного из следующих условий:
- данная ассоциация восходит к мифу или архетипу;
- носит традиционно-поэтический характер;
- принимает устойчивый для поэтического сознания автора характер и отражает связь конкретной и абстрактной сущностей;
- сопровождается определенными лингвистическими средствами экспликации (включение в ассоциативный ряд с другими символами; воспроизведение символической функции денотата; сквозной повтор в контексте всего произведения; метафорическое употребление и др.) Ценностно-оценочный слой концепта зависит прежде всего от оценки содержащейся в понятийном слое концепта. Она может быть положительной или отрицательной.
Понятие концепты-гештальты, по мнению Л.О. Чернейко, правомерно использовать по отношению к когнитивным структурам, составляющим содержание абстрактной лексики. К концептам такого типа могут относиться «жизнь», «судьба», «вечность», «ад», «рай». Они номинированы абстрактной лексикой и с содержательной точки зрения представляют собой чувственно-рациональные способы постижения непредметных сущностей. Понятие гештальта, заимствованное из области психологических исследований, используется в когнитивной лингвистике вслед за Д.Лакоффом. Главный признак гештальт-структуры, по Д.Лакоффу – целостность и анализируемость (расчлененность) одновременно. И.А. Стернин в своей работе по типологии концептов, понимает под гештальтами комплексные, целостные функциональные структуры, упорядочивающие многообразие отдельных явлений в сознании, целостные образы, совмещающие чувственные и рациональные элементы, а также объединяющие динамические и статические аспекты отображаемого объекта или явления. Так же, по мнению И.А. Стернина, в основе гештальтов обязательно должен лежать чувственный образ. Гештальты тоже имеют свою типологию, например, разделяют гештальты с логической доминантой и гештальты с чувственной доминантой.
Следующий тип концепта, который я хотел бы рассмотреть это образно-схематический, или топологический концепт. К этому типу относятся концепты с сенсорно-моторной доминантой (пространственные схемы и двигательные представления). К их числу относятся концепты передвижения (полет), формы (круг), положения в пространстве(верх, низ). Анализ данных концептов опирается на вычленение топологических типов, пространственных образов, идеографических позиций, а также моделирующих свойств этих концептов по отношению к структуре поэтического мира. Согласно Лакоффу-Джонсону, такие концепты оформляются на базе доконцептуальных, мышечных, кинестетических ощущений, обрастая постепенно как культурно-традиционными, так и индивидуальными ассоциациями. Эмоциональные концепты. Основу эмоционального концепта составляют непосредственно сами эмоции, считающиеся общими для ряда культур (гнев, радость, горе, страх, ненависть), топологизирующиеся по своим «знакам» - «положительному» или «отрицательному». Это явление не случайно, так как базисом эмоции как психического состояния является «оценивание обстоятельств той или иной ситуации с позиций некоторых убеждений, желаемых целей и планов». Так как, по мнению психолога М.Веккера эмоция имеет двухкомпонентный состав. Таким образом, и основу эмоционального гештальта составляют два вида ткани: когнитивная и эмоциональная. Мы кратко хотели дать характеристику тем терминам, которыми собираюсь пользоваться при анализе творчества Джона Китса.
Так как мы не смогли проанализировать полностью все произведения этого замечательного поэта, мы взяли несколько наиболее интересных, по-нашему мнению, стихотворений. Начну, пожалуй, с концепта, который является классическим для поэзии вообще и романтической поэзии в частности. Гештальт с чувственной доминантой, концепт «смерть». Когда я читал стихотворения Китса впервые, я обратил внимания на тот факт, что слово употребляется очень редко, хотя большинство стихотворений, мною прочитанных поднимают проблему жизни и смерти. Ядерная зона поля включает единицы, имеющие сему «смерть» в узуальном значении. Среди них представлены разные части речи: существительные. Субъектами смерти выступают как люди, так и сам автор, в общем человек. В словаре В.Даля смерть определяется как «конец земной жизни, кончина, разлучение души с телом…конец плотской жизни, переход к вечной, духовной жизни». Для поэзии Китса это определение смерти подходит как нельзя лучше. Будучи христианином, Китс верит, что душа, покинув тело, отправляется в Рай или Ад. Также имеется очень интересное определение смерти как высшей награды жизни.
Теперь я хотел бы перейти к образно-схематическому концепту «полет». Концепт «полет» представлен в творчестве Джона Китса рядом схожих по значению слов. Понятийный слой концепта в качестве базовых признаков заключает в себе идею «передвижения» и «среды перемещения» - над землей, по воздуху. Другие когнитивные признаки, лежащие в основе общеязыковых употреблений лексем данного словообразовательного гнезда («способ передвижения» - «при помощи крыльев», «скорость передвижения» - «быстро») оказываются также важны для Джона Китса. В основе предметного слоя лежит топологическая схема пути. В большом количестве научных работ определен основной набор признаков, составляющих ядро этого и других концептов перемещения. Вот некоторые из них:
- движущийся объект (траектория);
- траектория движение;
- среда, в которой осуществляется передвижение;
- способ перемещения;
- позиция наблюдателя (ориентир).
Естественно, не все эти когнитивные признаки могут оказываться в фокусе описания. Проанализировав творчество Джона Китса можно вычленить несколько групп, в основе которых могут усматриваться когнитивные признаки, актуальные для ассоциативного слоя концепта «полет». Одушевленные крылатые существа. В первой группе возможно выделение трех типов ментальных образов: птицы, насекомые, мифологические персонажи. Неодушевленные природные объекты. Основные когнитивные признаки «природность», «легкость» . Артефакты, с четко выделяемой подгруппой «транспортные средства» . Здесь имеются в виду сандалии из мифа об Андромеде. Космические объекты. Основные когнитивные признаки «естественный характер», «среда перемещения». Основной когнитивный признак «звучащее». Время – когнитивный признак «быстротечность». Человек физический и человек душевный. Основной когнитивный признак «нематериальность». Экзистенциальное основной когнитивный признак «смерть», «божественное». На основе актуализированных когнитивных признаков формируется как образный, так и символический слой данного концепта – стремительность, быстротечность, нематериальность. Теперь попробуем описать топологическую схему полета. Субъект перемещения – преимущественно предметные субстанции – стихии, птицы и насекомые, звуки. Траектория движения. В фокусе, как правило, оказывается либо начальная либо конечная точка движения. Способ и среда перемещения. Локализация движения относительно наблюдателя самая разнообразная. Также необходимо заметить, что Джон Китс соотносит понятие. Человеческая жизнь представляется ему, как полет.
Будучи ядром концепта базового уровня, топологическая схема полета выступает в качестве метафоризатора для других, более абстрактных, представлений. Эта способность проявляется как внутри парадигмы значений многозначных лексем, характеризующих полет, так и в образных контекстах, соотносящих мотив полета с художественными идеями смерти, бессмертия, вечности.
К сожалению, у меня не было достаточного количества времени, чтобы как следует проанализировать некоторые другие концепты, к тому же стихотворения, которые я выбрал для анализа, не могут дать характеристику всему творчеству этого замечательного поэта. Тем не менее, я попытаюсь описать вам картину мира Джона Китса, основываясь на выбранных мною стихотворениях и кратком анализе основных видов концептов. Прежде всего, нужно отметить, что лирический герой неотделим от природы, человек, живущий в мире поэзии Джона Китса, сам является частью природы. Природа – именно так, с большой буквы, является хозяйкой и распорядительницей всего, она так же является декорацией к событиям, чувствам:
Чувства, переживания лирического героя находят отражение в природе. Жизнь человека полностью отождествляется со сменой времен года. Китс пишет, что каждый человек, проходит весну, лето и осень своей жизни, но у него есть так же и зима, иначе бы он избежал участи смертных.
Лирический герой Китса не живет в городе. Это понятие употребляется всего однажды, в одном ряду со словом «кладбище». В поэтическом мире Китса пространство ограничено понятиями «восток» и «запад». Это мир озер, рек и ручьев, бушующего и, вместе с тем, дарящего покой, моря, тенистых садов, деревьев-шатров и высокой травы, серебряно-синих цветов, розовых, плывущих вдаль облаков и света. Все буквально пропитано светом. Понятие «солнце» встречается крайне редко, зато солнечные «лучи», свет, или же звездные лучи - встречаются очень часто. Время не ограничено ничем, кроме одного понятия. Оно является как бы переломным пунктом время, когда приходят страхи и сомнения, или же наоборот, когда душа, наконец, обретает долгожданный отдых. Концепт несколько раз употребляется в стихотворениях Китса в значении места уединения, отдохновения, достижения гармонии с собой и окружающим миром. Нередко в этом же значении встречаются такие концепты как . Лес, нередко отождествляется с храмом . Вообще, понятия «природа» и «божественность» тесно связаны в поэзии Китса. Единения с Богом можно достичь, единением с природой. Китс был верующим и это, конечно же, нашло отражение в его поэзии. В его поэтическом мире «смерть» не называют по имени, но о ней часто говорят, размышляют, упоминают. Китс точно знает, что станет с душой после смерти, он понимает, что нужно радоваться тому, что она, высвободившись из бренного тела, воссоединится с Богом на небесах, но он пишет:
Мы, также, хотели бы отметить то, что в поэзии Китса, лирический герой не испытывает какого-то одного полноценного чувства. Если это радость – то с оттенком грусти, если боль, то сладостная, если страх неизвестности, то он сопровождается смехом, если горе, то приятное. Китс удивительно умеет сочетать совершенно различные понятия.
Особое место в поэзии Джона Китса занимает концепт. Например смертность человека, может тяготить, как нежелательный сон, может приносить облегчение. Китс посвятил целый сонет сну. Сон представляется нам как избавление от времени усталости, совести, как успокоение, как милость. Сон может служить переходом в совершенно другую реальность, в мир фантазий. Неразрывно с концептом связан концепт, несколько раз Китс употребляет слово «мак», отождествляя его со сном.
Хотя, на наш взгляд, более свойственным Китсу было бы употребление в связи с понятием «сон» такого мифологического персонажа как Морфей. Китс очень часто использует в своих работах мифологические сюжеты, персонажей, артефакты и понятия, связанные с древней Грецией. Мир его поэзии просто не может существовать без культуры Древней Греции. В мире лирического героя Китса существуют и реальные исторические личности – Байрон, Милтон, Сидни, а так же множество мифологических персонажей. Еще один немаловажный герой в поэтическом мире Китса – поэзия. О ней он заботится и пытается освободить от оков, её он пестует и гордится ею. Крайне важны в этом мире звуки, музыка. Здесь почти не бывает тишины: стенания, плач, смех, пение хора, жужжание и стрекотание, шепот, звуки лютни, лиры, флейты, свирели.
Любовь в поэтическом мире Джона Китса разная. Она может быть теплой, может быть тихой, страстной, может обернуться любовью самого лирического героя Китса к Поэзии, а может быть куклой разодетой, для ласки, пестованья и баловства.
Человека и его переживания в поэтическом мире Китса описывается через два основных понятия – глаза и душа. Концепт «глаза» занимает особое место во всем творчестве поэта.
Поэт не просто видит глазами, он чувствует ими. Глаза являются как бы независимыми от всего остального, живут своей собственной жизнью, и, в то же время, у них есть свойство характеризовать всего человека в целом, отождествляться с ним.
Душа человека, помимо того, что она бессмертна, представляется в виде шкатулки с ключиком.

Литература



  1. ирмунский В.М. Гёте в русской литературе. Л., 1981.

  2. Левин Ю.Д. К вопросу о переводной множественности // Классическое наследие и современность. Л., 1981.

  3. Дьяконова Н.Я. Китс и его современники. М., 1973.

  4. Подольская Г.Г. Джон Китс в России. Новые переводы. Астрахань, 1993.

УДК 821.111




Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   77




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет