Проблема привлечения зрительской аудитории



Дата31.12.2021
өлшемі25,45 Kb.
#21520
түріДоклад

Министерство культуры и спорта Республики Казахстан

Казахский Национальный Университет Искусств


Доклад
На тему: Проблема привлечения зрительской аудитории

По предмету: Творческий проект

Подготовила: Мамметкалиева Мадина, 2 курс

магистратура, специальность

«Фортепиано»

Проверила: Есембекова Гайни Кенжебековна

г. Нур – Султан, 2020

Проблема привлечения зрительской аудитории.

В театре, где произведение искусства рождается не только творческой деятельностью режиссёра-постановщика и артистов, а совместными усилиями представителей различных профессий и обязательно — в присутствии зрителей, содействует значительное число разнородных элементов, связи между которыми нередко сложны и более того — уникальны. Можно сказать, что специфика театральной организации — сочетание несоединимого. Произведение сценического искусства есть результат не только коллективного творчества режиссёра, артистов, художника, композитора, музыкантов, но и коллективной деятельности более широкого круга специалистов, требующей вовлечения материальных ресурсов. Если творчество спонтанно и непредсказуемо, то производство не может успешно осуществляться без планирования, организации и регулирования. Если социально-культурная миссия театра воплощается через качественные характеристики потребления, то есть здесь одинаково важно, что показывают, кто смотрит и как воспринимает, то театральное дело (организация творческого процесса и его материальной базы) рассматривает театральную аудиторию, публику прежде всего, как источник доходов, и собственно качественные характеристики потребления ему (театральному делу) в значительной мере безразличны. Если театру как социальному институту важно удовлетворить общественные потребности, и поэтому он в большей степени ориентирован на сложившиеся интересы социума, то сценическому творчеству, как правило, необходим художественный поиск, творческий эксперимент.

Число посещений театров в 1980 – 1990 году в Казахстане резко увеличился. Это — абсолютный показатель по всей стране. А далее — резкое падение посещаемости. Начиная с 2000 года, и с каждым годом посещаемость театров постепенно росла. К сожалению, статистический учёт не позволяет продемонстрировать картину зрительского интереса в полном объёме, так как не включает в себя сведения о посещаемости негосударственных театров и данные о заполняемости залов на фестивальных спектаклях. Но можно заметить, что зрительская аудитория частных театров очень мала по сравнению с государственными театрами, поэтому значимость её для данного анализа не существенна. Новые театральные труппы, которые появлялись в рассматриваемый период, работают преимущественно в городах, уже имевших театры. Этот феномен вполне объясним: новый театр возникает прежде всего в тех городах, где возможен спрос, где уже есть потенциальная театральная аудитория. А аудитория есть там, где занимались её формированием на протяжении определенного, как правило, довольно продолжительного времени. Чаще всего новые театры возникают в исторически сложившихся театральных центрах. В таких театральных городах концентрируются творческие силы, а импульсом создания театра служит волеизъявление мастеров сцены, — добровольно собравшихся вместе актёров и режиссёров драматического театрального искусства, музыкантов, артистов, дирижёров, режиссёров музыкального театрального искусства. И здесь мы сталкиваемся с ещё одним противоречием. Если для малого города наиболее рационально начинать развитие театрального предложения с его мобильных форм, то есть с систематических коротких гастролей разных профессиональных трупп, разных видов театров, то объединяющаяся группа творцов, театральных деятелей тяготеет к созданию традиционного стационарного репертуарного театра.

Исторический анализ показывает, что «закрепление» трупп, постоянный — на длительное время — состав есть следствие того, что профессиональный театр возник как государственное учреждение, в котором актёры «служили», — работали на правах служащих государственного учреждения. Активно включившись в мировое театральное пространство, сценическое искусство Казахстана за многие десятилетия активно развивалось, была создана высокопрофессиональная театральная школа, сложились уникальные художественно-творческие и организационные традиции. Широкое признание получили не только выдающимися, общепризнанными художественно-творческими достижениями сценического искусства, но и состоянием широкого театрального процесса. Отсутствие постоянной труппы не позволяет продлить жизнь даже самым лучшим и самым востребованным публикой, «аншлаговым» спектаклям: занятые в них артисты большей частью уже имеют контракты с другими театрами, причём многие начинают там работу сразу же после плановой даты окончания проката спектаклей в данном театре.

Главный критерий формирования труппы — репертуар театра. Репертуар формируется не для того, чтобы выровнять арифметически участие артистов в спектаклях, а из желания художника сказать что-то важное миру и ради предполагаемого зрителя, каждый новый спектакль — ему послание.

Произведения искусства соз­даются с учётом восприятия его современной аудиторией и наоборот, пуб­лика определяет судьбу произведений искусства, включаясь в полемику вкусов. Публика ассоциируется с самим обществом, ибо людей, вовсе не причастных к культурно-эстетической деятельности, не существует. Для операционализации диады театр - зритель значимы условия формирования театральной публики, для чего необходим учёт объективных предпосылок: функционирование специализированных социальных институтов и учреж­дений искусства и рынка произведений, репертуаров, наличие исполни­тельских ресурсов, а также развитость субъективных факторов, таких как эстетическая продвинутость зрителей, их открытость художественным контактам, ресурсы личного времени, материальных средств, здоровья.



Концерт как форма культурно-досуговой деятельности, в силу своих специфических особенностей обладает значительным потенциалом в современном мире, потому как является одной из самых востребованных форм. Популярность концертных программ позволяет воздействовать на сознание разных возрастных слоев населения и тем самым привлекать внимание общественности к тем или иным проблемам, существующим в современном обществе. Работа над постановкой концертных программ, концертов – процесс творческий и многогранный. И у этого процесса, безусловно, есть объективные законы. Существует определённая, выработанная практикой многих режиссёров методология, которая помогает организовать творческий процесс, определить его последовательность. В принципе, артист эстрады любого жанра в той или иной мере импровизатор. Даже в самых жестко организованных, с точки зрения техники исполнения, номерах, на каждом новом концерте артист вносит более или менее значительные коррективы в свое выступление. В жанре эстрады наиболее всего проявляется приспособляемость в каждом новом концерте к новой аудитории, пространству зала и сцены, городу и стране, времени года и погоде, социальному, возрастному, профессиональному составу публики и т. п. - проявляется в жанре эстрада. Более того, реакция на весь спектр этой динамики – прямая обязанность артиста эстрады. В связи с этим нужно заметить, что предлагаемые обстоятельства в искусстве эстрады порой означают совсем не то, что под этим термином подразумевают в драматическом театре. Огромное значение имеет и реакция зрительного зала, которая может заставить пойти концерт по не выстроенному заранее руслу, поменять местами номера, изъять какие-то из них, заставить артиста импровизировать, сократить или удлинить номер. Конечно, и в драматическом театре зал может быть непредсказуем в своих реакциях, однако непредвиденные реакции не могут внести радикальные изменения в выстроенный спектакль момент его исполнения. «Лучший способ общаться со зрителями это через персонажей, участвующие в спектакле», - говорит Станиславский. Действия актера на сцене должен быть последовательными, его диалоги с партнером и его внутренние чувства непрерывными. В некоторых случаях отношения и преемственность теряются, например, из-за повторного воспроизведения роли, взаимодействие актера с партнером становится слабее и становится очевидным искусственное представление актеров. Опытная публика может быстро понять это, и игра не имеет значение. К. Станиславский говорит, что процессы общения со зрителем разные. Ремесленное общение - это актерское обращение к зрителям прямо со сцены. По словам Станиславского, в таком стиле исполнения актер мысленно отделен от своего партнера и направляет свои слова в зрительный зал. Это приводит к искусственному исполнению спектакля. На самом деле, актер должен иметь возможность использовать любой из методов игры, а не ограничивать его. Только тогда он сможет найти свой собственный стиль, свою индивидуальность и свободно выражать собственные чувства. Воспринимая действие в некоем коллективе, зритель как бы растворяется в нем, представая уже не только руководствующейся лишь индивидуальном вкусом личностью. В его поведении, восприятии, оценках многое определяют коллективные эмоции и установки. Имея в виду эту особенность коллективного восприятия, Вс. Мейерхольд справедливо замечал, что «если один момент спектакля у 75% зрителей вызовет одинаковые реакции, то это означает овладение всем зрительным залом, потому что остальные 25 % пойдут за этими 75%.» В связи с этим заслуживают внимания соображения А. Кугеля о функции хора в греческой трагедии: «Хор была та кучка наиболее нервных, восприимчивых зрителей, которые заражались первыми, свои чувства выражали замечаниями, криками и суждениями и принимая как бы активное участие в представлении, передавали свое настроение, свою энергию зрителям. Таково происхождение хора древнегреческой трагедии». Следующий тип общения относится к аффективным значениям происходящего (на английском языке – happening). В стиле «хеппенинг» общение является единственной целью выражения событий в произведении, то есть идея автора. Это может не быть частью истории произведения. Но способ получить «хеппи», смешивая различные типы театральных элементов и применяя их на сцене к гармонии жизненных событий к примеру, у хеппинга сюжет может быть нелогичным и непоследовательным в последовательности событий, но они имеют психо-эмоциальную связь. Хотя в спектаклях «Хеппи» есть несколько не связанных между собой эпизодов, они все еще имеют идеологическое единство. Актер «Хеппинга» не теряет свою личность во время шоу, поэтому зритель может видеть, что он актер и служит только для того, чтобы передать то, что он видит. Представления «Хеппи» могут быть показаны в галереях, музеях, на площадях и в парках. В некоторых случаях их также часто можно увидеть на сцене. Но в этом процессе форма «сцена-аудитория» отменяется, так как он отвергает концепцию «зрительская аудитория». Стоит отметить, что сегодняшнее разнообразие представлений, как одна из основных форм общественного развлечения для культурного досуга людей, играет важную роль в разнообразных концертах. Потому что концерт стал своеобразным сочетанием небольших эстрадных представлений и функции, которые могут конкурировать с драматическим театральным представлением. Концерт стал событием, которое объединяет знаменитостей и профессиональных артистов. Каждый вид искусства имеет свою единицу измерения. В драматических, оперных и балетных театрах - спектакль составлен в целостном, законченном и художественном виде. В эстрадном искусстве это концерт, но он имеет уникальную и отличительную форму. Концерты бывают симфоническими, эстрадными, филармоническими, с оркестрами, ансамблями и солистами с сольным или групповым стилем. Артисты разных жанров часто участвуют в эстрадных концертах. Основной частью концерта является номер. Расположение номеров в композиционной последовательности создает эстрадный концерт. Стоит отметить, что это не относится ко всем типам эстрады.

Одним из самых популярных праздников является концертное шоу с независимыми от друг друга номерами. Поскольку, изучая широкий спектр разнообразных программ эстрады и массовых представлений, важно признать, что многообразие в этом виде искусства практически безгранично. На самом деле, казалось бы, стабильная форма меняет облик в исполнении другого художника по-новому, до неузнаваемости. Мало того, что разнообразие на эстраде не заканчивается, а развивается с появлением новых актёрских номеров, которые порождают современные стили и формы. Так как каждый актер в своем собственном стремлении создаст оригинальность, уникальный образ или номер. Желание развивать найденный образ даёт возможность улучшить эти формы. Искусство эстрады появилась в кафе и кабаре под шум блюд, где официанты ходят между посетителями разнося подносы, которые и являются зрителями. В связи с этим сохраняются негативные отношения культурологов и искусствоведов к определенным жанрам эстрады. На самом деле, концерт является результатом нескольких лет труда профессиональных специалистов, и их экзаменом перед публикой. Эстрадный концерт – одно из важнейших событий в жизни артиста. Часто поклонники ждут концертов известных и профессиональных артистов, которых они любят, и хотят попасть туда и насладиться их талантом. Каждый художник хочет показать свой потенциал и возможность перед публикой. Демонстрирует навыки, которые приобрёл в течение всего года, делится своими достижениями со своей публикой. Концерт как форма культурной деятельности, в силу своей специфики обладает значительными потенциальными возможностями, что особенно важно в процессе развития и воспитания, и особенно подрастающего поколения. Его социальные функции включают в себя культурно-просветительную и образовательно-воспитательную функцию. Задача концерта – воспитать зрителя. И очевидным является то что, что без зрителей не будет сценического искусства. Но перед театральным и концертным искусством у зрителя также есть ряд задач. И, не осознавая этого зрителю, невозможно будет понять произведение искусства. Прежде всего, посетитель театра или концерта должен быть одаренным и умным. К сожалению, большинство посетителей концерта посещают театры и концерты без надлежащей подготовки. В результате они покидают концерт без необходимых выводов.

Итак, какую подготовку нужно провести и что нужно знать зрителю перед посещением концерта? Эстетическая подготовка к концерту и художественная зрелость – одна из главных задач зрителя. Следовательно, чтобы зритель сделался причастным к творчеству, чтобы в нем пробудился художник, на нынешнем этапе развития искусства необходимо общее повышение художественной культуры зрителя. Создатели любой концертной программы стремятся обеспечить эстетическое удовольствие зрителям, а также духовное воспитание аудитории. Стоит отметить, что перед концертом ведущие объясняют зрителям, как они должны вести себя во время концерта. Влияние на духовное сознание зрителя этим не заканчивается. Любой номер концертной программы направлен на улучшение внутреннего мира человека, поощрение его роста и духовное очищение. Сцена и зритель являются неразделимыми структурами. Искусство должно питать свою аудиторию и формировать ее эстетический вкус. Если искусство в процессе отстанет от зрителя оно создаст напряжение, то есть основная функция искусства будет нарушена и будет бесполезной. Тем не менее, важно помнить, что исполнение концерта таким образом, чтобы оно было полностью понятным для аудитории, не всегда является позитивным. Любой, кто смотрит концерт заранее не должен знать, что произойдет после и, если возможно, не должен предсказать как событие развернется дальше. Только в этом случае представление его заманит, и зритель откроет для себя что-то новое, будет испытать события, которые не были пережиты, замечены или известны для него.

В последние годы стало традицией привлекать конкретные организации или компании к концертным программам. Общение за стеной сотрудников одной организации может оказать положительное влияние на сближение и дружбу людей. Действительно приятно пойти на концерт после тяжелого дня в офисе. Мы знакомимся с нашими друзьями по ближе, шутим, делимся нашими новостями, а иногда мы забываем о сложной работе. В результате такого подхода со стороны администрации организации отношение людей к рабочему месту определенно улучшится и как вы видите производительность возрастет. К сожалению, некоторые люди не знают о необходимости являться на концерт на полчаса раньше. Прежде всего, после начала концерта опоздавшая публика мешает другой аудитории. Таким образом, он также отвлекает аудиторию, которая уже вошла в концертную атмосферу. Когда зрители отвлекаются, актеры и певцы на сцене чувствуют себя неловко, и ритм концерта нарушается. Эти мысли также относятся к тем, кто пытается уйти до окончания концерта. Во время выступления артистов запрещается шуметь. Но если номер артистов вам приглянулся, то приняты овации. Искусствоведы советуют зрителям прийти на концерт пораньше, выйти из зала посмотреть декорации, взять программы и кратко познакомиться с артистами концерта. Сама программа – является маленьким кусочком концерта. К сожалению, индустрия развлечений в стране еще не полностью развита, и в результате люди не приходят к определенному выводу о том, как проводить свой досуг. Поэтому процесс должен начинаться с образования, в детских садах и школах. Надо наслаждаться литературой и искусством с детства и часто приводить детей в музеи, театры, на симфонические и классические концерты, различные шоу.



Культура и искусство играют важную роль в развитии духовного мира человека. Отличительной особенностью восприятия концертных программ является следующее: «Если сравнить механизм восприятия театральных и концертных постановок, то необходимо разобрать и проанализировать эмоциональное воздействие зрителя и исполнение концерта. Опыт переплетается с визуализацией жизненных процессов, происходящих на сцене и моделирующих те части сцены, которые инструменты визуальных образов не могут заполнить.» Вокальные и музыкальные концерты в некоторых отношениях отличаются от театрального представления. Это отражается не только в визуализации видимых процессов, но и в скрытых аспектах общественной жизни. Рассказчик фокусируется на одном или нескольких важных аспектах истории, раскрывая мысли и эмоции героя. Зритель опирается на недостающие части истории или создает трехмерное представление на сцене, используя действия актера и его собственное воображение. Филармонический способ общения с аудиторией принципиально отличается от театра. Актер театра общается со зрителем через свой художественный образ. Чем глубже его образ, тем больше вероятность, что он приведет аудиторию к самой сути истории. Но канал прямого общения с аудиторией также не теряет контроля. Из этого канала актеру все равно, смотрит ли зритель или слышит, то есть он создаст непрерывную передачу информации со сцены. Исполнитель концерта тесно связан с зрительским залом. Таким образом, он также чувствует влияние аудитории на близость. В некоторых случаях, даже в жанрах филармонии, он исполняет диалог художника и создает театральный стиль. В этом случае создаваемый образ становится многогранным объектом. За исключением общения актера со зрителем от имени рассказчика или лирического героя, каждый концерт будет иметь свою собственную эмоциональность, близость, дружбу и уважение между актером и аудиторией. Потому что актёр и зритель – одновременно находятся в одной временной среде обитания. Конечно, это зависит от художественной ценности выполняемой работы, таланта и мастерства актера, настроения аудитории и желания общаться с друг другом. Если наладиться связь, то это прекрасная возможность для актеров и зрителей насладиться представлением.

Как известно, концертные выступления включают разговорные и вокальные жанры. Но есть также номера, где эти два жанра смешаны, дополняют и синтезируют друг друга. Это направление можно назвать литературно-музыкальным жанром. Художественное восприятие музыкального произведения требует от слушателя высокой внимательности и умственной подготовки. При восприятии классической музыки, наше сердцебиение начинает резонировать с его ритмом, и мы вспоминаем наши замечательные моменты жизни. Мы слышим, как актеры читают и говорят литературные произведения. Но другие средства исполнения также не менее важны. Эстрадный-музыкальный номер сочетает в себе не только средства исполнения, но грим, костюмы, бутафорию, мимику и пластику которые также оказывают влияние на человеческий разум. Поэтому мы должны использовать все нашего воображения, чтобы постичь произведение вокального направления, которые объединяют два синтезированных жанра. Номера, созданные путем добавления танцевальных элементов к вокальным номерам, более эмоционально привлекательны и красочны. Исполнение народных песен и танцев вызвало большой интерес и аплодисменты зрителей. Эстрадный концерт - это чаще всего череда сменяемых артистов, музыки, костюмов, темпо-ритмов, тем и сюжетов, жанров, трюков, эффектов. Ведь само слово «Kонцepт - (concerto) означает «соревнование». В музыке – это соревнование инструментов и музыкальных тем, на эстраде – соревнование номеров и артистов. А там, где соревнование, - там борьба, противостояние. Зритель эстрадного концерта изначально настроен на частую смену впечатлений. Но номер номеру - рознь: один - веселый и эксцентричный, другой - лирический; третий - легковесный и незатейливый, в четвертом - глубокая социальная или нравственная тема, и так далее. Но в целом он должен быть подчинен вечной идеи гармонии воспитания зрителя.

Достарыңызбен бөлісу:




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет