Программа курса Планирование Пояснения к урокам Дополнительный



жүктеу 0.52 Mb.
Pdf просмотр
бет1/8
Дата25.02.2017
өлшемі0.52 Mb.
түріПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8

В.А. Лазарева
Система Л.В. Занкова
М
ЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ
Обоснование
курса
Программа
курса
Планирование
Пояснения
к урокам
Дополнительный
материал 
для учителя

В.А. Лазарева
М
ЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ
к курсу «Литературное чтение».
2 класс
Обоснование
курса
Программа 
курса
Планирование
Пояснения
к урокам
Дополнительный
материал 
для учителя
2008
Издательство «Учебная литература»

Лазарева В.А.
Л17
Методические рекомендации к курсу «Литературное чте
ние». 2 класс.
  Самара : Издательство «Учебная литература» :
Издательский дом «Федоров», 2008.
  128 с.
ISBN 978 5 9507 0738 4 (Издательство «Учебная литература»). 
ISBN 978 5 393 00055 4 (Издательский дом «Федоров»).
В методических рекомендациях к учебнику
«Литературное чтение» для 2 класса (автор В.А. Ла
зарева) показаны подходы к анализу произведений,
главные направления аналитической деятельности
учащихся, даны вопросы к текстам, приведены
разнообразные виды самостоятельных и творче
ских работ второклассников.
© Лазарева В.А., 2008
© Издательство 
«Учебная литература», 2008
ББК 74.268.3(2Рос=Рус)
Л17
ISBN 978 5 9507 0738 4
(Издательство «Учебная литература»)
ISBN 978 5 393 00055 4
(Издательский дом «Федоров»)

3
ВВЕДЕНИЕ
Основная задача курса «Литературное чтение» во 2 классе 
опираясь на знания и умения, приобретенные в первый год изу
чения предмета, выйти с детьми на более глубокое освоение ху
дожественных произведений, расширить литературные знания и
нравственные представления учащихся.
Учебник «Литературное чтение» для 2 класса построен по
проблемно тематическому принципу, причем ведущими пробле
мами являются нравственные. Произведения, подобранные для
чтения и обсуждения на уроках, сгруппированы по темам:
детство 
семья (родные, любовь, забота) 
школа (друзья, учеб
ный труд) 
родная природа (красота, ответственность, забота).
Учебный материал расположен таким образом, чтобы та или
иная проблема прослеживалась и в эпическом тексте, особеннос
ти которого позволяют серьезно осмыслить ее, и в лирике, помо
гающей ученику читателю еще и эмоционально воспринять
нравственно этические понятия.
В учебник вошли в основном небольшие произведения и
вместе с тем несколько текстов достаточно объемных и «взрос
лых» по раскрываемым проблемам, таких, как «Сказка о рыбаке
и рыбке» А.С. Пушкина или рассказ А.П. Платонова «Еще ма
ма». Большие тексты для удобства работы разбиты на смысловые
части, и к каждой из них даны вопросы и задания.
Мы поместили в учебник и большой, достаточно жесткий
рассказ В.П. Астафьева «Белогрудка», очень сильный по накалу
чувств и переживаний, поскольку убеждены, что чем сильнее де
ти будут переживать гибель живого беспомощного «котенка» при
чтении, тем больше вероятность, что в жизни у них не подни
мется рука сделать что либо подобное. 
Учебник В.А. Лазаревой «Литературное чтение» для 2 класса соответ
ствует Федеральному компоненту Государственного стандарта общего
образования, включен в Федеральный перечень учебников, допущен
ных Министерством образования и науки Российской Федерации. 

4
Наличие текстов большого объема обусловлено возросшими
по сравнению с 1 классом возможностями учеников, оно позво
ляет учителю реализовать дифференцированный подход, привле
кая хорошо читающих детей к более сложным видам работы. Эти
же задачи помогает решить Хрестоматия для 2 класса, в которой
даны произведения для дополнительного чтения детей. 
В учебнике много произведений современных писателей и
поэтов, связанных очерченной выше тематикой. Для раскрытия
таких вечных проблем, как родной дом, взаимоотношения лю
дей, природа и ее место в жизни человека, мы, конечно, обраща
емся и к классическим произведениям XIX XX веков. В этом го
ду дети познакомятся с прозой С.Т. Аксакова, стихами Ф.И. Тют
чева, И.С. Никитина, И.А. Бунина, А.А. Ахматовой, Н.М. Рубцо
ва, со ставшими классикой детской литературы стихотворениями
Н.А. Некрасова, рассказом Л.Н. Толстого «Прыжок» и другими
произведениями. Поскольку в них много не знакомых детям
слов, в конце каждой части учебника мы поместили небольшой
толковый словарь.
Уровень классических произведений потребовал от нас иного
уровня иллюстраций, и мы решили дать в учебнике ряд репро
дукций картин известных художников, вводя таким образом ре
бенка в культуру не только через литературу, но и через живо
пись. Работа по картине способствует развитию речи учащихся,
именно эту задачу во 2 классе мы начинаем решать последова
тельно, основательно и системно.
В учебнике 2 класса сохраняется главный методический
принцип, обеспечивающий литературное развитие ребенка, 
ра
бота ученика читателя над текстом при последовательном услож
нении содержания и видов работы. Для отслеживания результа
тов развития учащихся в учебнике приводятся контрольные ра
боты, которые помогут учителю определить уровень сформиро
ванности определенного умения у каждого ребенка.
Методический аппарат учебника ориентирован на достижение
двуединой цели курса литературного чтения. С одной стороны,
вопросы и задания к текстам способствуют глубокому анализу
художественного произведения, а с другой 
направлены на ос
мысление учеником читателем нравственных проблем, поднятых
автором, поскольку уровень их понимания и решения зависит от
уровня постижения текста.
Во 2 классе углубляются представления учеников читателей о
литературном герое. Дети начинают работать над его характери

5
стикой, знакомятся с ролью портрета героя и способами его соз
дания в произведениях разных родов и жанров, учатся находить
в тексте изображение внутреннего состояния героя, входить в его
образ и доказывать свое мнение, опираясь на текст произведе
ния.
Дети, уже знакомые по учебнику 1 класса с тем, что автор ху
дожественного произведения может словами нарисовать картину,
в этом году учатся различать детали этой картины, выходя, таким
образом, на более полное и точное представление художественно
го образа. Анализируя способы и средства художественного изоб
ражения, учащиеся и во 2 классе будут пользоваться простым и
понятным словосочетанием рисующие слова. Хотя уже в этом
году, как простой вид тропа, вводится сравнение. Кроме того, не
называя терминов эпитет и  олицетворение, мы учим детей на
практическом уровне находить их в тексте и пользоваться ими.
При чтении и анализе большого количества помещенных в
учебнике лирических произведений ученики начинают разби
раться в достаточно сложном вопросе изображения чувств:
действительно ли автор изображает чувство и настроение или
впрямую  называет его. Наблюдение над поэтическими произве
дениями как особо организованными текстами позволяет дать
учащимся определения поэзии и  прозы (как текста более свобод
ного, не регламентированного размером и рифмой).
Программа 2 класса насыщена и рассказами, что дает воз
можность в процессе их анализа сформировать начальные пред
ставления учеников об этом прозаическом жанре.
Близкие по теме произведения позволяют выйти на осмысле
ние понятия тема и ввести этот термин, а также начать говорить
с учащимися об идее произведения (без введения термина) как
главной мысли и цели создания текста автором.
В учебнике много веселых рассказов и стихотворений, много
игр, что поможет сделать процесс обучения приятным, интерес
ным для детей, не снижая, разумеется, серьезности учения, а, на
оборот, усиливая познавательную активность детей. При чтении
веселых рассказов В.В. Голявкина, В.Ю. Драгунского, смешных
стихотворений учащиеся получают первоначальные представле
ния о юморе.
Материал  первой главы учебника позволяет начать с учащи
мися осмысление детства как поры становления человека. Читая
специально подобранные произведения авторов XIX века и на
ших современников, дети размышляют над тем, чем важны для

6
человека детство, школа, учитель, почему нужно хорошо учиться
и как это делать. Мы начинаем разговор со стихотворения поэта
XIX века И.З. Сурикова «Детство», хорошо знакомого еще ба
бушкам и дедушкам наших учеников, а продолжаем его стихами
А.Л. Барто и С.В. Михалкова, близкими уже их мамам и папам,
чтобы не «порвалась связь времен», чтобы мы с нашими детьми
и внуками не выросли на разных стихах и сказках, т.е. в совер
шенно разных системах ценностей.
Учебный материал первой главы подобран так, чтобы сопо
ставить изображение двух веков 
девятнадцатого и двадцатого 
и при чтении и анализе увидеть с учениками читателями приме
ты времени, подробности жизни и быта людей разных времен в
легкоузнаваемом детьми пространстве детства.
В конце первой главы мы помещаем подборку стихов об осени
прежде всего потому, что именно в начале учебного года, в сен
тябре октябре, проще всего сопоставить изображение осени в ху
дожественных произведениях с жизненными впечатлениями де
тей. Это тем более важно, что очень скоро ученики будут впер
вые писать сочинение 
описание осени. Рассказ В.А. Сухом
линского «Я хочу сказать свое слово» поможет учителю показать
детям, как найти свое слово о том, что тебя окружает, а читая и
анализируя стихи поэтов классиков об осени, дети будут учиться
у них точности слова и верности интонации в передаче чувств.
Если в учебнике 1 класса мы работали с простыми книжными
иллюстрациями, то в этом учебном году начинаем работу c кар
тинами художников, соотнося словесный и живописный образы.
Первой мы рассматриваем репродукцию картины Ф.П. Решетни
кова «Опять двойка». Ситуация, изображенная на картине, ее ге
рои понятны и узнаваемы, поэтому ученики смогут разобраться в
содержании картины и представить себе переживания героев.
Вторая картина идет после стихов об осени 
это знаменитая
«Золотая осень» И.И. Левитана. Вопросы к ней помогут всмот
реться внимательно и понять, о чем рассказывает художник, как
он это делает и как относится к тому, что изображает.
Во  второй главе учебника помещены произведения, в кото
рых поднимается проблема дружбы. Она очень важна для детей и
имеет для многих личностный смысл, поскольку уже второй год
они ходят в школу, находятся в коллективе сверстников. У неко
торых не складываются отношения с товарищами, и детям труд
но разобраться, почему так происходит. Анализируя в классе
произведения, помещенные в учебнике, учитель будет говорить с

7
детьми о том, что настоящая дружба возникает на основе взаим
ной симпатии, уважения, доверия, общности интересов, что
дружба 
это бескорыстные отношения, что радость в дружбе
доставляет не то, что тебе дают, а то, что даешь ты. Помощь дру
гу, стремление поделиться, если надо 
отдать «последнюю руба
ху», всегда были нравственной нормой русского человека. Худо
жественный материал первой и второй глав, в которых говорится
об отношениях людей, о дружбе и взаимопомощи, позволяет на
практическом уровне дать учащимся представление о диалоге и
монологе.
Проблема взаимоотношений взрослых и детей, важная для тех
и других, продолжает осмысливаться и в третьей главе учебни
ка. Мы должны помочь детям всмотреться и вдуматься в жизнь
взрослых, увидеть их проблемы, их ответственность за все, что
происходит в мире, и, самое главное, за жизнь и счастье детей.
Прежде всего мы обращаемся к образу матери и опираемся на
заложенное самой природой чувство любви ребенка к ней. Нам
нужно только напомнить моменты, которые наверняка были у
каждого из учеников, оживить впечатления и помочь детям по
смотреть на своих родителей немного по другому, как бы со сто
роны, чтобы представить себе, например, чего стоит сохранить
спокойствие в ситуации, описанной в рассказе Н.М. Артюховой
«Большая береза». Но, понимая, что серьезными и опасными си
туациями взаимоотношения родителей и детей не исчерпывают
ся и что по законам искусства нельзя долго держать читателя в
напряжении, мы поместили в этой главе учебника также веселые
стихи, которые учат относиться к проблемам с юмором.
Очень важно, чтобы дети осознали значение труда в жизни
взрослых, важность для всей семьи работы родителей, необходи
мость помощи им со стороны детей. Поэтому мы поместили в
учебнике произведения, в которых рассказывается о сверстниках
наших учеников, помогающих родителям сочувствием, понима
нием и добрым словом (стихотворение А.Л. Барто «Перед сном»)
или посильным трудом, как некрасовский «мужичок с ноготок».
Особое место в семье отца, некоторая суровость, свойствен
ная мужчинам, осмысливается маленьким читателем в нашем
учебнике на классическом в этом смысле произведении 
рас
сказе Л.Н. Толстого «Прыжок». Мы хотим, чтобы дети поняли,
каким страшным был для отца этот приказ: «Прыгай, или застре
лю!», 
что это и для отца был «прыжок».
Завершение этой сюжетной линии в учебнике идет через об

8
раз бабушки, носительницы родовых, народных черт и народно
го языка; обратимся мы и к стихам А.С. Пушкина, посвященным
особенной, самой знаменитой няне в русской литературе 
Ари
не Родионовне.
Те же проблемы, темы и образы, о которых мы размышляли в
предыдущих произведениях, представлены и в сказках, поме
щенных в четвертой главе. Дети всегда с удовольствием читают
сказки, но в этом учебном году они должны будут осознать, что
в сказочной форме скрывается мудрость и опыт народа, а значит,
надо уметь при чтении извлечь эти нравственные ценности, пе
режить их и осмыслить. Особенно важно это сегодня, когда на
ши дети очень много смотрят телевизор, бездумно наблюдают за
семейством Симпсонов, благородству и отваге учатся у Бэтмана,
а не у наших народных сказочных героев и былинных богатырей.
В сказках, которые мы отобрали для второклассников, гово
рится о взаимоотношениях взрослых и детей, о материнской
любви и благодарности детей за нее, о корыстолюбии и о наказа
нии за непомерную жадность (как в «Сказке о рыбаке и рыбке»
А.С. Пушкина), об умении дружить, заботиться, помогать, при
носить пользу всем, с кем дружишь (как в сказке Б.В. Заходера
«Серая Звездочка»).
Сказки о животных дают нам возможность, сохраняя понят
ную детям логику сюжета учебника, перейти к последней, пятой
главе, может быть, самой близкой и понятной детям, потому что
в ней мы будем говорить о мире природы, о животных, птицах и
насекомых, о всех тех, кого называют «братьями нашими мень
шими». Самое главное, на что мы хотим выйти с детьми при об
суждении произведений, помещенных в этой главе, 
это убеж
дение в том, что все мы дети природы, что человек 
природное
существо, наделенное сознанием, а значит, способное понять и
осмыслить, пожалеть и позаботиться о слабых, и что, уничтожая
природу, мы уничтожаем человеческое в себе.
Начинается этот разговор с вопроса, который, наверное, все,
особенно в детстве, задавали себе: «Думают ли звери? Умеют ли
они чувствовать?» А затем мы приоткрываем ученикам читате
лям «внутренний мир» животных, птиц и даже насекомых. Это
возможно потому, что художник слова может рассказать нам о
«кискином горе» и «собачкиных огорчениях», объяснить, «куда
спешат головастики» и «о чем шепчутся раки». Писатели и поэ
ты, пишущие о животных так, как Л.Н. Толстой, Н.А. Некра
сов, М.М. Пришвин, В.П. Астафьев, Н.М. Рубцов, Б.В. Захо

9
дер, Г.М. Цыферов и другие, благодаря их «детскому» взгляду
на мир, пониманию общности природы и человека, показывают
маленькому читателю, что звери могут быть «как люди», утвер
ждают доброту как главное человеческое качество. Восприятие
детьми подобных произведений в этом возрасте удивительно глу
боко и личностно; к сожалению, таким оно часто бывает только
в детстве 
вот почему эта глава самая большая в учебнике. Ос
мыслением проблемы «Человек и природа» мы и завершаем
учебник 2 класса.
Последние произведения учебника подобраны таким обра
зом, чтобы вернуть нас к началу разговора, к самым главным его
темам: детство, дети и взрослые, родные и близкие, помощь и
забота как основа отношений и с другими людьми, и с приро
дой. Поэтому можно погладить ручей «по мокрой спинке», а
подснежник малютка «меня считает мамой, а тебя считает па
пой», и если сорвать лилию, «белую сестрицу» цветов, «вздохнут
ивы, сгорбившись устало», «погрустнеют небо и вода» и «вовсе
не обрадуется мать». Завершает этот разговор необычный текст
Г.В. Сапгира «Душа природы».
Методическое пособие к учебнику 2 класса выстроено по
урочно и по методическим блокам, в которых материал сгруппи
рован или по авторам, или по темам, или по учебным задачам.
Краткость или развернутость наших комментариев к урокам объ
ясняется количеством вопросов к текстам в учебнике и желани
ем дать учителю свободу в подготовке к урокам для проявления
его творчества.

10
ИЗ ПРОГРАММЫ КУРСА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСУ
...Второй год обучения литературному чтению базируется на
литературных знаниях и читательских умениях первого класса,
но представления учащихся о природе художественного текста,
о способах создания художественного образа в произведениях
разных родов и жанров расширяются и углубляются. В этом
учебном году сохраняется проблемно тематический подход, но
очевидной «сюжетной» основой программы становится система
нравственных проблем, связанных с детством, школой, друзья
ми, родными и природой. Работа над текстом направляется от
ветами на два ключевых вопроса: «Что читаем? Как это изобра
жено?»
На уроках литературного чтения во втором классе дети чита
ют произведения более сложные и большего объема: «Чук и
Гек» А.П. Гайдара, «Еще мама» А.П. Платонова, «Белогрудка»
В.П. Астафьева, рассказы М.М. Пришвина, В.Ю. Драгунского,
В.К. Железникова, А.И. Приставкина и др. Наряду с народны
ми сказками вводятся авторские сказки А.С. Пушкина,
М. Горького, Д.С. Самойлова, Б.В. Заходера, Г.М. Цыферова.
Расширяется круг авторов поэтических текстов: дети знакомятся
со стихотворениями Ф.И. Тютчева, И.С. Никитина, Н.М. Руб
цова, А.А. Ахматовой, Саши Черного, а также стихами совре
менных поэтов, пишущих для детей. В процессе практической
работы по инсценированию сказки Д.С. Самойлова «Слоненок
пошел учиться» происходит знакомство учащихся с драматиче
ским текстом.
Продолжая совершенствовать навыки чтения, во втором клас
се дети учатся осознанно и выразительно читать вслух, делить
текст на смысловые части, озаглавливать их, находить по зада
нию учителя и в подтверждение своей позиции отрывки в текс
те. Усложнение художественных текстов, их разносторонность,
введение в программу литературных произведений ХIХ века оп

11
ределяет этимологическую направленность работы над словом. 
В этом учебном году впервые начинается работа по формирова
нию у детей навыков написания собственных творческих работ.
Сначала это «работа по образцу», вхождение в авторскую модель:
развитие авторского сюжета, рассказ по картине художника и т.д.
Затем дети будут создавать свои первые творческие работы: на
основании собственных наблюдений и чтения образцовых текс
тов сочинять «осенние этюды», сочинять рассказы по пословице,
о своем любимом домашнем животном и др.
Расширяются и углубляются теоретико литературные пред
ставления учащихся. Дети получают представление о прозе, рас
сказе, выходят на осмысление особенностей авторской сказки,
учатся определять тему произведения, без введения термина ра
ботают над идеей произведения как главной мыслью автора. Рас
ширяются и конкретизируются представления учеников читате
лей о способах создания характера героев произведения, о воз
можностях художников слова в воссоздании художественной
картины мира и изображении настроений и чувств человека. 
В итоге учебно познавательной деятельности по анализу художе
ственных произведений, изучающихся во втором классе, учащие
ся овладевают следующими терминами: 
поэзия, проза, рассказ,
тема, портрет, юмор, диалог, монолог, сравнение.
Учащиеся второго класса знакомятся с произведениями, по
нятными и близкими им по тематике и проблемам: это школь
ная жизнь детей, жизнь семьи, жизнь природы. В процессе чте
ния и анализа произведений дети размышляют над проблемами
взаимоотношений людей, человека и природы, начинают ос
мысливать нравственные представления людей о настоящей
дружбе и коллективизме, о великодушии и человечности, о сме
лости как преодолении страха, об ответственности за другого че
ловека.
Усложняются виды самостоятельной работы учеников читате
лей с текстом: они впервые занимаются сопоставительным ана
лизом лирических произведений, составляют характеристику ге
роя, учатся пересказывать текст от имени героя, от чтения по ро
лям переходят к инсценированию.
Во втором классе дети заучивают наизусть не менее 15 стихо
творений, что способствует расширению их литературного бага
жа, развитию памяти, воображения, формированию коммуника
тивных навыков.

12
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2 КЛАСС (136 часов)
I. КРУГ ЧТЕНИЯ
1. «В начале жизни школу помню я…»
М.В. Шестериков «Детство, детство, заря туманная…»;
И.З. Суриков «Детство»; С.Т. Аксаков «Детские годы Багрова
внука» (отрывок); Т.М. Белозеров «Пельмени»; С.В. Михалков
«Несбывшиеся мечты»; А.Л. Барто «Первый урок», «Почему те
лефон занят»; В.В. Голявкин «Как я под партой сидел», «Крути
снежные вертя»; В.Д. Берестов «Устный счет», «Урок рисования»,
«А дальше, ребята, урок листопада...»; А.П. Платонов «Еще ма
ма»; И.А. Бунин «Листопад» (отрывок); А.С. Пушкин «Осень»
(отрывок); «Осень» (по С.Т. Аксакову); В.А. Сухомлинский «Я
хочу сказать свое слово»; А.А. Ахматова «Мурка, не ходи, там
сыч...»; Э.Э. Мошковская «Разговор с учителем во сне».
2. Друзья товарищи
С.Я. Маршак «Друзья товарищи»; И.П. Токмакова «Я могу и в
углу постоять...»; В.А. Осеева «Три товарища»; Я.Л. Аким «Жади
на», «Друг»; О.Е. Григорьев «Кто прав?»; И.М. Пивоварова «Веж
ливый ослик»; Ю.Ф. Ярмыш «Добрый Клен»; В.Ю. Драгунский
«Он живой и светится...»; В.Д. Берестов «Если хочешь пить...»;
А.П. Кешоков «Мне больно, мальчики!»; И.А. Мазнин «Давайте
будем дружить друг с другом...».
3. Дети и взрослые
Ю.Я. Яковлев «Мама» (отрывок); Н.М. Артюхова «Большая
береза»; А.Л. Барто «Перед сном»; Э.Н. Успенский «Все в поряд
ке»; А. Милн «Непослушная мама»; В.К. Железников «Солдат на
посту»; Н.А. Некрасов «Крестьянские дети» (отрывок); Л.Н. Тол
стой «Прыжок» (быль); А.И. Приставкин «Портрет отца»;
В.Д. Берестов «Бабушка Катя»; А.С. Пушкин «Зимний вечер»;
Р. Сеф «На свете все на все похоже...»; И.З. Суриков «Зима»;
К.Г. Паустовский «Прощание с летом» (отрывок);  И.С. Никитин
«Встреча зимы» (отрывок); А.С. Пушкин «Вот север, тучи наго
няя...»; Н.А. Некрасов «Мороз, Красный нос» (отрывок);
А.П. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок); К.Д. Ушинский «Лес и ру
чей»; Л.Н. Толстой «Правда всего дороже»; Э.Э. Мошковская
«Счастливый остров»; В.А. Осеева «Печенье»; В.Н. Орлов «Если
бы»; Л.Д. Каминский «Про бабушку и про бегемота Борю».

13
4. «Сказка  ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»
«Гуси лебеди» (русская народная сказка); «Хаврошечка» (рус
ская народная сказка); «Три дочери» (татарская народная сказ
ка); Я. Гримм, В. Гримм «Три брата»; А.С. Пушкин «Сказка о ры
баке и рыбке»; М. Горький «Воробьишко»; Б.В. Заходер «Серая
Звездочка»; Н.А. Юсупов «Серый волк и серенькие козлики»;
Г.А. Ладонщиков «В старой сказке»; Ч. Янчарский «В магазине
игрушек» (отрывок); В.Ю. Драгунский «Друг детства» (отрывок).
5. Человек и природа
Саша Черный «Что кому нравится»; А.Л. Барто «Думают ли
звери?»; Б.В. Заходер «Кискино горе», «Куда спешат головасти
ки», «Про сома», «Собачкины огорчения»; Г.М. Цыферов «Цып
ленок», «Как лягушки чай пили»; М.М. Пришвин «О чем шеп
чутся раки», «Лисичкин хлеб»; Н.М. Рубцов «Воробей», «Про
зайца»; Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» (отрывок);
Л.Н. Толстой «Орел» (быль), «Лев и собачка» (быль); В.Д. Берес
тов «Знакомый»; Я.Л. Аким «Мой верный чиж»; И.П. Токмакова
«Мне грустно 
я лежу больной...»; С.А. Махотин «Жук»;
В.А. Сухомлинский «Старый Пес»; В.П. Астафьев «Белогрудка»;
Б. Брехт «Зимний разговор через форточку»; А.С. Пушкин
«Птичка»; М.И. Вейцман «Лилия»; С.А. Махотин «Ручей»;
О.О. Вациетис «Подснежник»; С.Я. Маршак «Чернеет лес, теп
лом разбуженный...»; Ф.И. Тютчев «Весенние воды», «Весенняя
гроза»; А.К. Толстой «Колокольчики мои...»; Г.М. Новицкая
«Крылатый луг»; Г.В. Сапгир «Душа природы»; А.Н. Майков
«Ласточки» (отрывок); Л. Заковоротная «Четыре времени года»
(отрывок); К.А. Коровин «Баран, заяц и еж» (отрывок);
Э.Э. Мошковская «Снова со всех дорожек...»; Дж. Чиарди «Нам
книгу закрывать пора...».
6. Итоговая коллективная творческая работа
Д.С. Самойлов «Слоненок пошел учиться».
II. НРАВСТВЕННО ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
1. «В начале жизни школу помню я…»
Воспоминания детства, их своеобразие. Первые уроки в шко
ле и в жизни, первые учителя.
Способность автора изобразить переживания героя. Роль под
робности в художественном изображении. Представление харак
тера героя через его поступки. Отражение в поэзии внутреннего
мира героя и чувств автора.

14
2. Друзья товарищи
Взаимоотношения людей, дружба. Кого можно считать насто
ящим другом? Что значит «уметь дружить»? Несовместимость
дружбы и зависти.
Изображение взаимоотношений людей через их поступки и
чувства. Рассказ автора и рассказ героя о событиях. Предмет
изображения и смысл изображения. Диалог как способ изобра
жения взаимодействия людей. Эффект неожиданности 
один из
способов художественной убедительности и основа юмора.
3. Дети и взрослые
Взаимоотношения взрослых и детей, забота как основа люб
ви. Образ матери, материнская любовь, ее сила и бескорыстие.
Образ отца; бабушка, няня, нравственные ценности, которые
они передают ребенку. Смысл понятия «родные люди».
Изображение мира глазами разных людей: ребенка и взросло
го, человека городского и деревенского. Художественный образ
(матери), нарисованный в разных произведениях. Стихи веселые
и грустные. Юмор как способ решения проблемы. Связь назва
ния и главной мысли произведения. Развитие действия, роль
случайности в развитии действия; конкретное описание и обоб
щение.
4. «Сказка  ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»
Фантастическое изображение реального мира. В вымышлен
ном сказочном мире живут по тем же законам: любят и ненави
дят, дружат, помогают друг другу и бросают друзей в беде, стре
мятся выделиться, стать лидером, подчинить других. Нравствен
ные уроки сказок, победа добра в финале народной сказки. Свое
образие изображения мира и человека в сказке. Народная сказка
и авторская, первоначальные представления об особенностях ав
торской сказки. Сказка в стихах.
5. Человек и природа
Человек в мире людей и в мире природы; его взаимоотноше
ния с животными. Отношение к животным 
проба на человеч
ность. Способность писателя понять тех, кто не умеет говорить,
вступать с ними в диалог.
Изображение в произведении характера животного, его пере
живаний. Детский взгляд художника на мир, способность уви
деть «обыкновенное чудо» в жизни, роль фантазии, юмора, ли
ризм как способ «заразить» своим восприятием читателя.

15
6. Итоговая коллективная творческая работа
III. ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ
Осмысленное, правильное, выразительное чтение текста це
лыми словами; темп чтения вслух ориентировочно 35 55 слов в
минуту, про себя ориентировочно 45 65 слов в минуту; смысло
вое понимание текста.
IV. РАЗВИТИЕ РЕЧИ, ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ 
ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Работа над умением находить точное и выразительное слово.
Деление текста на смысловые части, озаглавливание их и пере
сказ. Сочинение устных рассказов и небольших текстов на задан
ную тему и по плану. Работа над выразительным чтением диало
гов, чтение по ролям.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
К КОНЦУ ВТОРОГО КЛАССА
Обучающиеся должны:
уметь:
осознанно читать вслух (темп чтения ориентировочно 35 55
слов в минуту) и про себя (темп чтения ориентировочно 45 65
слов в минуту);
находить в тексте отрывки по заданию (выборочное чте
ние);
делить текст на смысловые части, озаглавливать их;
выделять главную мысль прочитанного произведения;
определять тему произведения;
сочинять устные рассказы и небольшие тексты на заданную
тему и по плану;
отвечать на вопросы по содержанию картины художника;
составлять описание природы, предметов;
пересказывать текст подробно и выборочно;
высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать
свою позицию;
выразительно читать диалоги, читать по ролям;
овладеть следующими терминами: поэзия, проза, рассказ,
тема, портрет, юмор, диалог, монолог, сравнение;

16
иметь начальное представление:
о роли подробности в художественном изображении;
о роли названия произведения;
о паузе, логическом ударении и темпе речи;
иметь нравственное представление:
о любви к родному дому, малой родине, об ответственности
за родных и близких, за дело, которому ты служишь, о деятель
ной любви, о сердечности и совестливости, смелости, коллекти
визме.
Работа по курсу во 2 классе обеспечивается УМК, 
в который входят:
Лазарева В.А. Литературное чтение : Учебник для 2 кл.
В 2 ч. 
Самара : Издательство «Учебная литература» : Изда
тельский дом «Федоров», 2008.
Лазарева В.А. Литературное чтение : Хрестоматия для 2 кл. 
М. : Институт инноваций в образовании им. Л.В. Занкова : Из
дательство Оникс, 2006.
Лазарева В.А. Методические рекомендации к курсу «Литера
турное чтение». 2 класс. 
Самара : Издательство «Учебная ли
тература» : Издательский дом «Федоров», 2008.
Лазарева В.А. Технология анализа художественного текста
на уроках литературного чтения в начальной школе. 
М. : Институт инноваций в образовании им. Л.В. Занкова : Из
дательство Оникс, 2006.
Вороговская А.И. Конспекты уроков к учебнику В.А. Лазаре
вой «Литературное чтение» для 2 класса. В 2 ч. 
М. : Институт
инноваций в образовании им. Л.В. Занкова : Издательство
Оникс, 2006.

17
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 
К УРОКАМ

Каталог: images
images -> Сайын Мұратбеков Жусан иісі
images -> Оқырман конференциясы : Сайын Мұратбеков «Жусанның иісі», «Басында Үшқараның»
images -> Байқау сынағы сұРАҚ кітапшасы 7005 НҮСҚА
images -> С. Бегалин «Бала Шоқан» “Толағай”
images -> Қазақстан мұсылмандары діни басқармасы бас мүфти Ержан қажы Малғажыұлының
images -> Қазақстан республикасы білім және ғылым министрлігі
images -> Краткое содержание проекта Екі елдің данышпан ақындары Абай және Пушкин өмірі мен шығармашылығы қазіргі


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


©emirsaba.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет