Сократтың «Евтидем» диалогынан игілікке қатысты үзінді келтірелік. Тыңдалық



Дата16.01.2023
өлшемі19,49 Kb.
#61442

Сократтың «Евтидем» диалогынан игілікке қатысты үзінді келтірелік. Тыңдалық:
Стремимся ли все мы, люди, к благополучию? Или же это один из вопросов, которые, как я сейчас опасался, покажутся смешными? В самом деле, бессмысленно задавать подобный вопрос: кто, в самом деле, не хочет быть счастливым?
-Такого человека не существует,- отвечал Клиний.
-Пойдем дальше, - сказал я. – Коль скоро, однако, мы хотим быть счастливыми, каким образом мы можем этого достигнуть? Быть может, путем обладания многими благами? Или же этот вопрос еще наивнее? Ведь ясно, что дело обстоит именно так.
Клиний согласился.
-Но послушай, какие же бывают у нас блага из всего сущего? Или и на это ответить нетрудно и не нужен особо серьезный мух, чтобы это постичь? Любой ведь скажет нам, что быть богатым – это благо. Так ведь?
-Конечно, - ответил Клиний.
-Наверно, сюда же относятся здоровье, красота и другие прекрасные телесные совершенства?
Клиний согласился.
-Ну а родовитость, власть и почести у себя на родине – ясно ведь, что это блага?
Клиний признал и это.
-Что же, - спросил я, - остается нам из благ? Быть рассудительным, справедливым и мужественным? Как ты считаешь, Клиний, во имя Зевса, правильно ли мы сделаем, причислив все это к благам, или же нет? Может быть, кто-нибудь станет нам возражать? Как тебе кажется?
-Это – блага,-ответил Клиний.
-Ну,- сказал я, - а в каком кругу окажется у нас мудрость? Среди благ? Или ты думаешь иначе?
-Среди благ.
-Подумай, не пропустили ли мы какое-либо из благ, достойное упоминания?
-Но мне кажется, мы нечего не пропустили, - отвечал Клиний.
Однако я, напрягши память, сказал:
-Клянусь Зевсом, мы едва не пропустили величайшее из благ!
-Какое же именно? – спросил он.
Счастье, мой Клиний. Ведь все, даже самые неумные люди, утверждают, что это – величайшее благо.
-Ты прав, - сказал он.
Подумав еще раз, я добавил:
-А ведь мы едва не оказались смешном положений перед костями – и я, и ты, сын Аксиоха.
Каким это образом – спросил он.
-А таким что, назвав раньше благом счастье, мы сейчас снова заговорили об этом. Да также так?
-Смешно ведь, когда положение, Однажды уже выдвинутое, повторяешь снова и дважды утверждаешь одно и тоже.
-Что, - спрашивает он, - ты имеешь виду?
-Да ведь мудрость, -отвечал я, - и есть счастье, это известно любому ребенку. /166, 167 бет/

Бақыт деген даналық. Адам баласы бақытты даналықтың жолыменен игере алады. Даналық бақыт әкеледі. Бірақ адам әрекеті ізгілікке негізделіп, уақытында әрекет пен үлгерімді қолға алу керек.



Значит, мудрость во всем несет людям счастье, ибо мудрость не в чем не ошибается, но необходимо заставляет правильно действовать и преуспевать. Иначе она вовсе и не была бы мудростью. /168 стр/.
Әрі қарай:

  • Ну а счастливы мы благодаря наличным благом, если они приносят нам пользу или если не приносят?

  • Если проносят, - отвечал он.

  • А приносят они нам пользу лишь в силу обладанием ими, даже если мы ими не пользуемся? Например, если бы у нас было много пищи, но мы бы не ели или много питья, но мы бы его не пили, - принесло бы нам это пользу?

  • Конечно, нет, - отвечал он.

  • Далее: если бы все мастера имели в своем распоряжении все необходимое для своего дела, но не пользовались этим, было бы они счастливы в силу самого обладания тем, что нужно мастеру? Например, ели бы плотник имел своем распоряжении все необходимые инструменты и дерево, но не работал бы с ними, извлек бы он какую-то пользу из этого обладания?

  • Ни в коем случае, - отвечал Клиний.

  • Ну а если бы кто – нибудь обрел богатство и все благо, а которых сейчас говорили, но не пользовался всем этим, был бы он счастлив блогадаря одному лишь обладания благами?

  • Конечно, нет, Сократ.

  • Следовательно, желающему стать счастливым должно не только обладать подобными благами, но и пользоваться ими, в противном случае это обладание не принесет никакой пользы.

  • Истинная правда.

  • Так, значит, Клиний для того чтобы сделать кого-то счастливым, достаточно, чтобы он приобрел блага и пользовался ими?

  • Мне кажется, да.

  • Если он правильно пользуется ими, - спросил я, - или же не правильно?

  • Нет, если правильно?

  • Ты прекрасно отвечаешь, - промолвил я. – совсем иное дело, кажется мне, если кто неправильно пользуется какой бы то ни было вещю или просто пренебрегаеть ею: в первом случае это зло, во втором –ни то ни другое. Не так ли мы скажем?

Он согласился.
-Далее, разве в работе по дереву и в применении его должно для правильной обработки руководстоваться с чем-либо иным, а не плотничьей наукой?
-Нет, именно ею, - ответил Клиний.
-Но ведь и при производсте утваре руководствуются наукой для правильной обработки?
Он согласился.
-Так ведь, - сказал я, - и при пользований теми благами, что мы назвали первыми, - богаством, здоровьем и красатою – именно наука руководит правильным применением всего этого и направляет его или, можеть быть, что-то другое?
- Наука, - отвечал он.
- Значит, как видно, наука дает людям не только счастье, но и мастерство в любом приобретений и деле. /168,169 стр/

Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т.1 / Общ.ред. А.Ф.Лосева и др,; Авт. вступит, статьи А.Ф.Лосев; Примеч. А.А.Тахо-Годи; Перб с древнегреч. М.: Мысль, 1990. 860 с.

Достарыңызбен бөлісу:




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет