В. А. Осипов развитие творческих способностей учащихся



Pdf көрінісі
Дата15.01.2017
өлшемі108,21 Kb.
#1939

33

Данная технология поможет эффективно формировать коммуникативные

умения у студентов в процессе решения задач, так как предоставляет им воз-

можность побывать в роли преподавателя.

Таким образом, умелая организация процесса решения физических задач

позволяет реализовать дидактический потенциал для формирования коммуни-

кативных умений студентов, так как этот вид деятельности связан с их речевой

активностью. Решая физические задачи, они анализируют, комментируют, выс-

казывают  свою  точку  зрения,  убеждают  в  правильности  того  или  иного

способа решения.

1. Бугаев А. И. Методика преподавания физики в средней школе: Теоретические осно-

вы : учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по физ.-мат. специальностям. М., 1981.

2. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий : пособие для преподава-

телей. СПб., 2006.

3. Теория и методика обучения физике в школе. Общие вопросы : учеб. пособие для

студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. С. Е. Каменецкого, Н. С. Пурышевой. М., 2000.

Статья поступила в редакцию 28.05.2009 г.

УДК 37.026 + 37.035

В. А. Осипов

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Дается содержательная характеристика педагогического содействия формированию

творческих способностей учащихся на основе трудового обучения в общеобразова-

тельной школе.

К л ю ч е в ы е  с л о в а: творческие способности, трудовое обучение, педагогическое

содействие формированию творческих способностей учащихся.

Понимая под творческими способностями интегративное качество личнос-

ти, включающее мотивационный, деятельностный и творческий компоненты,

обеспечивающие предрасположенность и готовность к деятельности по созида-

нию оригинального продукта и содействующие самореализации личности, мы

рассматриваем трудовое обучение с позиции формирования творческих спо-

собностей.

Мотивационный компонент определяет отношение к творческой деятельно-

сти, способствует развитию познавательных мотивов и интересов учащихся,

ОСИПОВ Владимир Александрович — старший преподаватель кафедры общетехнических дис-

циплин Шадринского государственного педагогического института (e-mail: OsipovV70@yandex.ru).

© Осипов В. А., 2009

В. А. Осипов. Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии



34

Стратегия и технология образования

актуализирует индивидуальные потребности, склонности к творческой деятель-

ности, создает высокую личную заинтересованность в созидании нового. Это,

по сути, творческая направленность личности учащихся.

Деятельностный компонент фиксирует включенность учащихся в различ-

ные виды творческой деятельности: решение проблемно-творческих задач и

выполнение творческих заданий, проектирование, моделирование и другие виды,

связанные с творческим мышлением.

Творческий компонент обеспечивает творческое отношение и включенность

в творческий поиск по реализации замысла и идеи, определяет стиль деятель-

ности учащегося, совпадающий с интересом к учебному предмету (техноло-

гия), и творческую самостоятельность, способствует проявлению творческого

воображения.

Формирование творческих способностей учащихся мы рассматриваем:

— как неотъемлемую часть общего процесса образования;

— закономерное, целенаправленное изменение внутренней структуры твор-

ческих способностей и внешних форм их проявления, в результате чего возни-

кают новые качественные состояния, основой которых выступает диалектичес-

кое единство возможного и действительного;

— саморегулирующий процесс, т. е. внутренне необходимое движение, са-

модвижение учащихся от наличного уровня творческих способностей до более

высокого в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями

каждого.


Изучение формирования творческих способностей у учащихся на уроках

технологии позволяет обосновать идею о факторах, оказывающих влияние на

это развитие. Данными факторами являются:

— содержание учебного материала, обладающее богатейшими возможностя-

ми для укрепления и развития творческих способностей, для формирования

интереса учащихся к уроку;

— педагогически обусловленные методы и формы трудового обучения, на-

правленные на повышение творческой, самостоятельной поисковой деятельно-

сти школьников и помогающие им усваивать поступающую информацию.

В учебном процессе, на уроке каждый из факторов развития творческих

способностей выступает не обособленно, не изолированно, а во взаимной обус-

ловленности и взаимодействии. Отбирая материал к занятию, учителю важно

предусмотреть способы, с помощью которых он предполагает вести учащихся

от незнания к знанию — методы обучения и формы организации обучения. По

мнению В. И. Загвязинского, на уроке важно создать атмосферу интереса к

знаниям,  стремление  искать,  исследовать,  творить,  развивать  смекалку  [1].

Именно на основе интереса происходит развитие и формирование важнейших

качеств личности, активизируются разнообразные чувства и потребности.

Занятия по любой теме должны носить созидательный, творческий, прак-

тический характер. В процессе работы над выполнением заданий учителя, из-

готовлением объекта труда, наглядного материала формируются не только зна-

ния и умения, но и определенные качества личности школьников, развиваются

склонности, задатки, способности, укрепляются интересы к определенным ви-


35

дам трудовой творческой деятельности. Причем формирование этих нравственно-

волевых качеств обеспечивается не столько тематическими лекциями, беседа-

ми и специальными мероприятиями, сколько содержанием учебного материа-

ла, формами и методами организации занятий.

Анализируя процесс обучения на уроках технологии с психолого-педагоги-

ческой точки зрения, А. А. Кирсанов отмечает, что учащиеся должны больше

решать интеллектуальных поисковых задач политехнического, профессиональ-

ного характера, производить обобщения на основе синтеза общеобразователь-

ных, политехнических и профессиональных знаний, мысленного анализа внут-

ренних связей в предметах, явлениях, технологических процессах [3].

Трудовое обучение — важный фактор всестороннего развития личности.

Всесторонность предполагает максимальное проявление творческого потенци-

ала,  свободную  самоорганизацию  в  процессе  творческой  деятельности.  Под

влиянием творческих интересов претерпевают положительные изменения мыш-

ление, внимание, память учащихся.

Таким образом, от выбора содержания учебного материала зависит успех

всего урока, его способность заинтересовать учащихся новизной и оригиналь-

ностью. Нельзя не согласиться с мнением В. И. Загвязинского, понимающего

интерес как самый энергичный активатор, стимулятор деятельности, реальных

предметных, учебных, творческих действий [1]. Поэтому так важно предста-

вить содержание урока в интересной для учеников форме, используя все мно-

гообразие форм и методов обучения.

Формирование творческих способностей учащихся невозможно, по мнению

М. И. Махмутова, без теоретического обоснования и внедрения в практику

обучения новых, более совершенных методов, позволяющих увеличить объемы

учебной информации, активизировать познавательную деятельность обучае-

мых, мобилизовать их творческие способности [2].

Важнейшим условием формирования творческих способностей, пробужде-

ния творческой активности, укрепления познавательных интересов учащихся

является содержание учебного материала, отбор которого осуществляется учи-

телем при подготовке к занятиям. В содержании учебного материала заключе-

на  определенная  идейно-теоретическая  направленность  урока:  вычленяются

ведущие идеи, понятия, закономерности, уточняется объем преподносимых на

занятии сведений и т. д. При этом важно предусмотреть связь с ранее изучен-

ным, интеграцию с другими общеобразовательными дисциплинами; продумать

логику построения содержания на протяжении урока, темы, раздела програм-

мы; ввести элементы приобщения учащихся к поисковой, творческой деятель-

ности на уроке (вопросы, задания и т. д.); определить систему наглядных посо-

бий, оборудования; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучае-

мых и многое другое.

Данные экспериментальных исследований, проведенных под руководством

П. Р. Атутова, показывают, что стимулирует формирование творческих спо-

собностей, творческого интереса содержание материала, отличающееся новиз-

ной, оригинальностью, связь уроков с жизнью и другие факторы. Учителю

дана возможность найти пути к формированию у своих учеников творческих

В. А. Осипов. Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии


36

Стратегия и технология образования

способностей, подобрать и изложить содержание учебного материала, чтобы

выявить их резервные возможности и таким образом стимулировать интерес к

творческой деятельности. Известно, что отсутствие у обучаемых удовлетворе-

ния от занятий снижает интерес к ним, а отличительной особенностью позна-

вательного интереса является его способность обращать и активизировать лю-

бой вид человеческой деятельности и, в особенности, учебно-творческую, кото-

рая является необходимой предпосылкой в плане развития творческого потен-

циала личности школьника, обязывая его не просто учиться, а учиться творить.

Именно содержание учебного материала, как нам кажется, во многом опреде-

ляет выбор учителем форм и методов обучения на уроке, которые будут спо-

собствовать наилучшему усвоению его учащимися, совершенствованию про-

цессов их творческой деятельности.

Можно заключить, что для органического соединения трудового обучения

с  процессом  формирования  творческих  способностей  учащихся  необходима

разработка содержания учебного материала таким образом, чтобы новые умо-

заключения ученика стали результатом творческого решения проблемы. Одна-

ко этот процесс не может быть основан на авторитарном руководстве деятель-

ностью учащихся, поскольку творчество не может возникнуть в жестких вре-

менных, управленческих и других рамках. Оно «рождается» и потому требует

поддержки, участия, педагогического содействия.

Анализ определений понятия п е д а г о г и ч е с к о е   с о д е й с т в и е, суще-

ствующих в педагогической теории (Б. М. Бим-Бад, Г. Н. Сериков, О. Л. Карпо-

ва и др.), позволил определить педагогическое содействие формированию твор-

ческих способностей учащихся как процесс, в котором педагог оказывает уча-

щимся помощь в творческом самовыражении и создает условия для творчес-

кой самостоятельности в создании нового, оригинального продукта, при этом

учитель выступает как носитель субъект-субъектного взаимодействия и высту-

пает в роли наставника, подвижника, помощника.

Осуществляя педагогическое содействие формированию творческих спо-

собностей учащихся общеобразовательной школы, учитель создает условия,

представляющие  собой  совокупность  внешних  и  внутренних  обстоятельств

образовательного процесса, от реализации которых зависит формирование твор-

ческих способностей учащихся в процессе трудового обучения.

В качестве педагогических условий выделены следующие: включение уча-

щихся в проективно-творческую деятельность; использование потенциала меж-

предметных связей в процессе проведения уроков технологии; разработка про-

граммы  формирования  творческих  способностей  на  основе  педагогического

содействия.

Наличие определенных знаний, умений творческой деятельности не обус-

ловливает сформированности творческих способностей старшеклассников, и

этим объясняется необходимость целенаправленного, организованного процес-

са их формирования еще на стадии старшего школьного детства.

Для проверки эффективности педагогических условий в процессе форми-

рования творческих способностей старшеклассников нами был разработан курс

«Творческое конструирование и моделирование».


37

Обоснованием данного курса явилось то, что конструкторская деятельность

является одним из видов творческой деятельности. В ней находит место ум-

ственная, графическая, предметная деятельность.

В процессе изучения данного курса у старшеклассников развивались уме-

ния и способности решать различные интеллектуальные, творческие задачи.

Кроме того, старшеклассники осваивали основы графического творчества, ко-

торое отражает основы графической грамотности, знание технологии конст-

рукционных материалов, моделирование.

Весь конструктивно-творческий процесс основан на использовании меж-

предметных связей: при составлении плана-проспекта, выполнении творческих

проектов, выполнении творческих заданий и т. д.

Целями курса явились: формирование познавательной активности, поли-

технических знаний, психологической, практической готовности к творческо-

му труду в сфере динамического производства, самостоятельности и способно-

сти решать творческие задачи, умений ориентироваться в потоке информации

и самостоятельно добывать знания.

Основной идеей курса стало формирование качеств, необходимых творчес-

ки думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности для

деятельности в новых социально-экономических условиях, творческого отно-

шения к будущей профессиональной деятельности.

Назовем формы творческой деятельности при изучении данного курса:

— решение учебных задач расчетного характера в связи с конструировани-

ем, моделированием, изготовлением объекта творческого труда; решение задач

с неполным условием;

— реферирование, разработка кроссвордов, ребусов по теме;

— составление и решение задач, решение сфокусированных задач и т. д.

При проектировании содержания курса учитывались знания учащихся по

следующим базисным дисциплинам:

— русский язык — правила оформления деловых бумаг, структура деловой

записки;

— математика — оригинальные математические задачи с технологическим

содержанием по моделированию и конструированию;

— информатика — создание простейших программ по моделированию;

— литература — представление технологических ценностей различных со-

циальных групп, язык и образ делового общения технологически компетентно-

го человека.

Организация совместной творческой деятельности и включение старше-

классников в проективно-творческую деятельность реализовались через содер-

жание и различные творческие, проблемно-творческие задачи, поставленные

перед учащимися, которые требовали решения посредством творческой обра-

ботки в проективный замысел и его презентацию. Это нашло отражение в сле-

дующем:

— внесение проблемных ситуаций, которые обостряют и активизируют по-



знавательные и творческие процессы;

— внедрение задач эвристического плана;

В. А. Осипов. Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии


38

Стратегия и технология образования

— показ возможных путей решения творческой задачи.

Кроме того, акцент делался на использовании возможностей учебных дис-

циплин в проективно-творческой деятельности.

Совместная творческая деятельность при этом просматривалась в двух на-

правлениях: в деятельности учителя и старшеклассников и коллективного по-

иска учащихся.

Педагогическое содействие в данном аспекте предусматривало стимулиро-

вание самостоятельной творческой деятельности в процессе саморазвития; по-

вышение активности и самостоятельности учащихся; консультации и направ-

ление старшеклассников в целепринятии, целеполагании, целеосуществлении;

развитие способности к самоуправлению и общению в ходе творческой дея-

тельности.

Целостный акт организации проективно-творческой деятельности содер-

жал:


— отбор и анализ творческих проблем, которые ставятся перед учащимися,

что закладывает успех в творческой деятельности;

— пробуждение желания, стремления решать творческую задачу, выпол-

нять проективно-творческую деятельность;

— организация действий, выраженных формой самостоятельной работы стар-

шеклассников, заключающаяся в превалировании поисковых, творческих ра-

бот, связь их с жизнью, предоставление свободного выбора, активный обмен

информацией между учителем и учениками, между учениками;

— корректировка решений, сопоставление различных приемов, путей вы-

полнения творческих заданий, предназначенных для содержательного и про-

цессуального обеспечения творческого проекта как продукта творческой дея-

тельности.

Нами использовались фронтальные формы проективно-творческой деятель-

ности, когда поставленная задача решается всем классом совместно с учителем

(например,  «Проект  конструкторского  государства»);  групповые,  в  которых

группа  учащихся  решает  свою  особую  задачу  (например,  проект  «Сказка  о

математических знаках»); индивидуальные при поддержке учителя (например,

проект «Я в стране технических лабиринтов»).

Включение старшеклассников в проективно-творческую деятельность по-

зволило обеспечить постоянное обновление учебного процесса новыми смыс-

лами, отношениями, приобщить старшеклассников к творческой деятельности,

ориентироваться во внешнем мире, осознавать себя личностью, причастной к

созданию и творческому преобразованию окружающего мира.

В целом данное условие обеспечило благоприятные внутренние и внешние

условия и своим творческим фоном оказало влияние на формирование лично-

сти в целом и ее конструктивно-творческих способностей.

При использовании потенциала межпредметных связей в процессе органи-

зации творческой деятельности учащихся нами учитывались стимулирующие

факторы, что сопровождалось внесением элементов новизны в учебный мате-

риал. Межпредметные связи нашли отражение в связях дисциплин математи-

ческого цикла, истории, литературы и др.


39

Так, при прохождении каждой новой темы мы вводили исторически занима-

тельные факты из жизни известных конструкторов, исторические факты откры-

тия законов. Оригинальность организации уроков сопровождалась различными

межпредметными формами проведения уроков: урок-экскурсия в «Мир увлека-

тельной техники», урок-опыт «В чем разница?», урок-театрализация «В техни-

ческом царстве, в конструкторском государстве», урок-размышление «В чем роль

математических знаний в конструировании нового продукта?» и пр.

Межпредметное построение уроков сопровождалось выбором методов обу-

чения  способам  творческой  деятельности,  которые  должны  соответствовать

следующим аспектам:

— гноселогический, раскрывающий единство чувственного и логического,

дедуктивного и индуктивного, образного и понятийного (задания типа «Со-

ставь кроссворд», «Найди сходство и различие» и пр.);

— логико-содержательный, опирающийся на доказательства, факты, конк-

ретные примеры из истории и жизни (задания типа «Кто открыл?..» и пр.);

— психологический, обосновывающий связь между эмоциональным и ин-

теллектуальным, подражательным и целенаправленным (задания на построе-

ние математических комбинаций по образцу и самостоятельное составление

маршрутов);

— педагогический, подразумевающий предложение поиска, догадки для ак-

тивного оперирования прежним фондом творческих умений, самостоятельные

работы.

В целом использование потенциала межпредметных связей способствовало



овладению необходимыми творческими умениями, умениями самостоятельно

получать знания, творчески перерабатывать информацию, овладению способа-

ми исследовательско-проективной, творчески-моделируемой деятельности.

При разработке и реализации программы формирования творческих спо-

собностей на основе педагогического содействия ставились следующие цели:

— обоснование диапазона творческих способностей старшеклассников;

— расширение и углубление представлений о творческой деятельности, раз-

витие творческих способностей;

— обеспечение взаимосвязи и взаимообусловленности творческого, трудо-

вого, нравственного воспитания, ответственности, самостоятельности;

— использование творческих умений в учебной и внеклассной деятельности;

— включение старшеклассников в творческую деятельность, направленную

на раскрытие личностных возможностей.

Задача учителя заключалась в педагогическом содействии учащимся в про-

цедуре определения пути к поставленной цели, реализации творческих идей,

активизации стремления к созданию творческого продукта, обладающего ори-

гинальностью и новизной.

Особенность педагогического содействия в формировании творческих спо-

собностей старшеклассников заключается в его направленности на формирова-

ние мотивации к участию в творческой деятельности (мотивационный крите-

рий), развитие творческих способностей (деятельностный критерий) и рост

уровня творческих способностей (творческий критерий).

В. А. Осипов. Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии


40

Стратегия и технология образования

Педагогическое содействие представляется нам совместной деятельностью

всех субъектов образовательного процесса в сфере формирования творческих

способностей, содействием личностному развитию и самореализации личнос-

ти. Последнее включает в себя выявление проблем творческого развития уча-

щихся, формулировку актуальных проблем, ориентацию на критерии сформи-

рованности творческих способностей старшеклассников, мотивирование уча-

щихся и педагогического коллектива к творческой деятельности, разработку

содержания содействия формированию творческих способностей.

Программа педагогического содействия формированию творческих способ-

ностей позволила интенсифицировать процесс включенности старшеклассни-

ков в активный творческий и познавательный поиск, способствовала снятию

эмоциональных и интеллектуально-творческих барьеров, активизировала твор-

ческую  деятельность.  В  целом  данное  условие  способствовало  организации

полноценной творческой деятельности.

Введение в учебный процесс курса «Творческое конструирование и моде-

лирование» позволило дополнительно освоить:

— практико-ориентированные технологические знания для будущей жизне-

деятельности;

— научный инструментарий, научный поиск в творческом конструирова-

нии и моделировании;

— проективные умения — постановка проблемы, выдвижение гипотезы, оп-

ределение круга источников, структуры проекта и способов его осуществле-

ния, защиты.

Рассмотренные педагогические условия являются составляющими педаго-

гического содействия, которое способствует формированию творческих спо-

собностей учащихся общеобразовательной школы в процессе трудового обуче-

ния.

1. Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. М., 1987.



2. Махмутов М. И. Современный урок: Вопросы теории. М., 1980.

3. Методика оптимального планирования процесса обучения. М., 1976.



Статья поступила в редакцию 17.04.2009 г.


Достарыңызбен бөлісу:




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет