В конце 20 века начался процесс глобального возрождения религии



Дата15.03.2023
өлшемі17,9 Kb.
#74439

В конце 20 века начался процесс глобального возрождения религии. Это было отчасти связано с исчезновением некоторых идеологий, в частности коммунистической, что позволило некоторым религиям получить приверженцев там, где их раньше не было. Однако куда в большей степени он связан с людьми, которые обращаются к традиционным верованиям, вдыхают в них новые силы и придают новые смыслы. Возрождение заключалось в усилении религиозного сознания и подъеме фундаменталистских движений, призывающих к очищению религиозных доктрин, изменению поведения людей в соответствии с религиозными догматами. Хотя данное возрождение выходит далеко за рамки фундаменталистских движений: оно все больше проявляется в повседневной жизни людей. Сфера международных отношений не является исключением, и, как писал британский журналист Эдвард Мортимер, религия «все чаще вмешивается в международные дела», которые зачастую являются антагонистическими. (Edward Mortimer, «Christianity and Islam», International Affairs, 1997)
В современном мире идеологической противостояние, как то во время Холодной войны, сходит на нет, и на его замену приходит противоборство между культурными идентичностями. Крупнейшей культурной группой выступают цивилизации, при формировании которых религия наряду с языком играет центральную роль. Несмотря на то, что многие религии проповедуют гуманистические идеи, религия и гуманизм несовместимы, ведь когда дело доходит до противостояния, религии ополчают своих приверженцев против «неверных». Таким образом, осознание религиозной идентичности способствует созданию общностей, противостоящих друг другу.
По словам американского политолога Самюэля Хантингтона, в настоящее время происходит столкновение 7 или 8 цивилизаций, каждая из которых стремится расширить свое влияние или хотя бы сохранить свою самобытность перед лицом экспансии других цивилизаций, в особенности Запада. Такие конфликты принято называть конфликтами по линиям разломов цивилизаций. Очень часто они перерастают в насильственные действия. Обычно эти столкновения происходят на локальном уровне и не затрагивают интересы не участвующих в конфликте сторон. Для них также характерны кровопролитность и затяжной характер, они могут приостанавливаться перемириями, однако нередко таковые нарушаются. Чаще всего целью сторон является приобретение контроля над территорией и освобождение ее от другого народа. Хантингтон считал, что в современном мире преобладающее число конфликтов будет происходить между различными культурными идентичностями, между различными цивилизациями.
Примеров тому множество: начиная от внутреннего противостояния буддистов и индуистов на Шри-Ланке и заканчивая глобальной войной в Персидском заливе, которую оценивают как войну между Западом и исламским миром. Однако самым кровопролитным и запутанным конфликтом данного типа считается серия конфликтов на территории бывшей Югославии в конце 20 столетия. Самюэль Хантингтон описывал его так: «Самым сложным, самым запутанным комплексом войн по линии разлома между цивилизациями стала серия конфликтов на территории бывшей Югославии в 90-е годы 20 века. На главном уровне в Хорватии хорватское правительство и хорваты воевали с хорватскими сербами, в Боснии и Герцеговине боснийское правительство боролось с боснийскими сербами и боснийскими хорватами, которые к тому же воевали между собой. На втором уровне сербское правительство провозгласило идею «Великой Сербии», помогая боснийским и хорватским сербам, а хорватское правительство стремилось к «Великой Хорватии» и поддерживало боснийских хорватов. На третьестепенном уровне на грандиозный цивилизационный сбор откликнулись Германия, Австрия, Ватикан, другие европейские католические страны и группировки и, позже, США – от лица Хорватии; Россия, Греция и другие православные страны и группы – на стороне Сербии; Иран, Саудовская Аравия, Турция, Ливия, исламский интернационал и исламские страны вообще – от имени боснийских мусульман. Хорватское и сербское правительства снабжали соответственно хорватов и сербов, сражавшихся в других республиках, оружием, продовольствием, финансами, предоставляли им убежище и – иногда – свои вооруженные силы. И сербы, и хорваты, и мусульмане получали солидную помощь от цивилизационных собратьев за пределами бывшей Югославии в виде денежных средств, оружия, продовольствия, военного обучения, а также политической и дипломатической поддержки». (Самюэль Хантингтон, Столкновение Цивилизаций и Преобразование Мирового Порядка, 1996)
Данный пример наглядно демонстрирует, каким образом религиозная идентичность может влиять на течение конфликта. Поддержка, оказанная странами непосредственным участникам конфликта, обладающим теми же культурными ценностями, играла определяющую роль во время конфликта, а меры сдерживания – в его окончании.
Вероятнее всего, в будущем религиозный фактор не потеряет своей значимости, а конфликты будут становиться все более кровопролитными. Единственное долгосрочное решение этой проблемы – изменение направления человеческого мышления. Необходимо перестать воспринимать действительность через религиозную призму «свой – чужой» и принимать свою истину как единственно верную. В данной ситуации как нельзя лучше подходит популярное в последнее время слово «толерантность». Нужно научиться жить рядом с людьми, чьи взгляды противоречат вашим, поскольку в любом случае культурная идентичность не сможет вытеснить биологическую.

Достарыңызбен бөлісу:




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет