1)Герменевтика как теория интерпретации текстта. Понятие герменевтического круга. Рецептивная эстетика как конкретизациий герменевтических принципов. Наиболее обстоятельно интерпретация разрабатывалась как базовое понятие герменевтики, которая занимается правилами истолкования текстов, представлениями о понимании и интерпретации как фундаментальных способах человеческого бытия. В. Дильтей, объединяя общие принципы герменевтики и разрабатывая методологию исторического познания и наук о культуре, показал, что связь переживания и понимания, лежащая в основе наук о духе, не может в полной мере обеспечить объективности, поэтому необходимо обратиться к искусственным, спланированным приемам. Именно такое планомерное понимание «длительно запечатленных жизнеобнаружений» он называл истолкованием, или интерпретацией. Понимание части исторического процесса возможно лишь через его отнесения к целому, а универсально-исторический обзор целого предполагает понимание частей.
Герменевтический круг - это круг понимания, который формируется из-за предвзятости любого толкования. Толкование никогда не может быть беспредпосылочным, охватывающим предданное. Изначально в толковании подтверждается исходное предмнение, на чем и завершается логический круг.
Понимание также рассматривается в качестве циклического, возвратно-поступательного движения. Ф. Шлейермахер говорил о двойственности, похожей на круг: целое понимается только из единичного, а единичное - только из целого. Повторное возвращение от целого к части и наоборот изменяет и углубляет понимание смысла части, подчинив тем самым понимание целого постоянному развитию.
Циркулярная герменевтическая деятельность характеризуется:
• скрупулезностью в толковании единичного и обзорность в представлении о целом;
• наличием предварительного понимания - предпонимния, берущегося из общего знания языка;
• иерархическим пониманием: слово предложение-текст-творческое наследие автора-духовная жизнь автора-духовная жизнь эпохи-историчность эпохи;
• движением по расширяющимся или сужающимся концентрическим кругам, которыми образована герменевтическая спираль.
Направление, наиболее плодотворно применявшее и про-должающее применять в литературоведении достижения фи-лософской герменевтики XX века, получило название рецеп-тивкой эстетики. Основоположником этого направления при-нято считать польского философа и эстетика Романа Ингар-дена (1893-1970). Некоторые авторы говорят об Ингарде-не как о непосредственном предшественнике современной ре-цептивной эстетики, однако тот факт, что именно этот иссле-дователь ввел в обиход целый ряд принципиально важных для данного направления понятий — таких как «коммуника-тивная неопределенность», «конкретизация», «актуализация» «эстетический опыт», — дает основания видеть в нем имени родоначальника, а не предшественника рецептивной эстетики. Отдельные положения, выдвинутые Йнгарденом, были разработаны (в ряде случаев - - критически переосмыслены) пред-ставителями пражского структурализма Феликсом Водичкой и Яном Мукаржовским.
2)Вопросы рецептивной эстетики в работах современных ученых В статье А.Н.Ковылкын «Вопросы рецептивной эстетики» рассматривается проблема рецепции литературного произведения исследуются основные законы и механизмы художественного восприятия. Основные вопросы: анализ эстетической реакции, текстовые стратегии, направляющие чтение влияние общественно-культурной жизни на литератуоный текст. В рамках обозначенного подхода анализируется рассказ «Пьер Менар - автор Дон-Кихота» Х. Борхеса, что позволяет наглядно проиллюстрировать выдвигаемые автором постулаты. Ошибка основных теории литератур заключается в том, что, исследуя контекст, идеологию автора, форму, содержание, они часто упускают из виду рецептивный опыт, т.е. само событие текста. Статья опирается на монументальные исследования в этом области констанцской рецептивной школы во главе с В. Изером, Х. Яуссом.
Долгое время традиционная эстетика и теория литературы подходила к оценке литературного произвеления с точки зрения объекта. Различные школы и концепции представляли свое уникальное видение произведевня, из-за чего часто возникали теоретические разногласия. Возможно ли объективно оценить произведение искусства? Какое толкование окажется истинно верным? На эти и многие другие вопросы пытается ответить рецептивная эстетика. Данная дисциплина концентрирует свое внимание не на литературном произведении как таковом, а на проблеме художественной коммуникаций.
Предпосылки рецептивного подхода сушествовали с давних времен. В первую очередь, это теоретическое осмысление художественного восприятие Аристотелем и его понятие катарсиса (очищение души зрителя с помощью аффектов сострадания и страха). Платон говорит о «магнетической силе» искусства, держащей в своей власти воспринимающего рассуждает о возможном воздействии искусства на душу зрителя и, вследствие эгого, необходимости введения цензуры как меры оценки произведения.