1. Социальное познание: сущность понятия 3



бет1/4
Дата16.10.2023
өлшемі151,84 Kb.
#115979
түріЛитература
  1   2   3   4






Содержание




Введение 2
1. Социальное познание: сущность понятия 3
2. Характер и специфика различных сторон социального познания 6
Заключение 11
Использованная литература 14



Введение




Человеческое познание подчиняется общим закономерностям. В то же время особенности объекта познания обусловливают его специфику. Свои характерные черты имеются и у социального познания, которое присуще социальной философии.


Актуальность выбранной темы реферата «Социальное познание, его специфика» обусловлена тем, что всякое познание в строгом смысле слова имеет социальный, общественный характер. Тем не менее, в указанном контексте речь идет о собственно социальном познании, в узком смысле этого слова, выражающемся в системе знаний об обществе на его различных уровнях и в различных аспектах.
Целью данной работы является рассмотрение специфики социального познания как отдельного аспекта философской науки.
Объект исследования – социальное познание.
Предмет исследования – специфика социального познания.
Источниками информации для написания работы послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, справочная литература, прочие актуальные источники информации.



1. Социальное познание: сущность понятия


Любое познание, в строгом смысле слова, является социальным, поскольку оно протекает в обществе. Следует отметить, что человек, являющийся субъектом познания, - существо социальное; на его познавательную деятельность воздействуют и социальные качества, и духовно-психологические состояния. Тем не менее, в философской литературе понятие «социальное познание» используется с целью разграничить знания об обществе и знания о природе, так как социальное познание имеет много особенностей, отличающих его от познания природных процессов и явлений.


К социальному познанию применимо следующее определение: «Социальное познание – это познание людьми законов функционирования общества и самих себя, своих целей, желаний, потребностей, называется социальным познанием1».
Специфика данного вида познания заключается главным образом в том, что здесь в качестве объекта выступает деятельность самих субъектов познания, то есть люди здесь сами представляют и субъект познания, и его реальные действующие лица. Кроме того, в качестве объекта познания выступает также взаимодействие между объектом и субъектом познания. Иначе говоря, в самом объекте социального познания, в отличие от наук о природе, технических и других наук, изначально присутствует и его субъект.
С одной стороны, общество и человек, характер и особенности различных сторон социального познания выступают как часть природы. С другой они являются и творениями самого общества, самого человека, опредмеченными результатами их деятельности. В обществе действуют как социальные, так и индивидуальные силы, как материальные, так и идеальные, объективные и субъективные факторы; в нем имеют значения как чувства, страсти, так и разум; как сознательные, так и бессознательные, рациональные и иррациональные стороны жизнедеятельности людей. Внутри самого общества различные его структуры и элементы стремятся к удовлетворению своих собственных потребностей, интересов и целей. Эта сложность общественной жизни, ее многообразие и разнокачественность обусловливают сложность и трудность социального познания и его специфику по отношению к другим видам познания.
Социальное познание - это процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе. Главная особенность социального познания - совпадение субъекта и объекта познания, что оказывает влияние как на сам процесс познания, так и на его результаты2. В ходе социального познания общество познает себя. Получаемое социальное знание всегда связано с интересами индивидов — субъектов познания. Социальное познание начинается с установления социальных фактов. К ним относятся: действия или поступки отдельных индивидов или больших социальных групп; продукты материальной или духовной деятельности людей; мнения, суждения, оценки людей.
Существует две основных — крайних, полярных позиции к постановке и решению проблемы соотношения социально-гуманитарного и естественнонаучного познания - натурализм и антинатурализм3.
Сторонники натурализма не делают различий меж­ду социальной и естественнонаучной формами познания, как следствие - они фактически отождеств­ляют социально-гуманитарное познание с естественнонаучным, сво­я (редуцируя) первое ко второму как эталону (образцу) всякого познания. В зависимости от того, какая наука принималась за «образец», натурализм выступал в следующих основных формах: механицизм (односторонний концептуально-методологический подход, основанный на абсолютизации и универсализации механи­стической картины мира), физикализм (при нем универсальным языком науки объяв­лялся язык физики, а поскольку в последний не «влазили» соци­ально-гуманитарные понятая, то, стало быть, они «выносились за скобки» науки как таковой); биологизм (применение понятий и законов биологии при анализе социальной жизни); географический детерминизм; демографический детерминизм; фрейдизм.
Сторонники позиции антинатурализма противопоставля­ют социальное познание естественнонаучному, не видя между ними ничего общего. Так, приверженцы социологизма (социоцентризма) подчеркивали, что общество, реаль­ная история, культура и личность могут и должны быть исследо­ваны только и исключительно методами и средствами социально-гуманитарных наук.
Представители экономизма (Е. Дюринг, Э. Бернштейн и др.) все богатство общественных связей, все многообразие социальных явле­нии объясняли исключительно экономическими факторами, выводя из них. все остальные явления общественной жизни (в том числе феномены искус­ства и литературы)4. Сторонники психологизма полагают, что проблемы всех наук, особенно социально-гуманитарных, не могут быть глубоко и всесторонне решены без исполь­зования понятий и методов психологии. В противоположность данной методологической позиции, антипсихологизм (к числу приверженцев которого относятся представители неокантианства) утверждает, что философские и социально-гума­нитарные дисциплины нельзя полностью свести к концептуаль­но-методологическому содержанию психологии, ибо они автоном­ны.
В пику односторонним натуралистическим программам получает все более широ­кое распространение культурцентристская исследовательская про­грамма социального познания, основы которой были заложены в середине XIX - первой половине XX в. усилиями представителей философии жизни (В. Дильтей и др.), баденской школы неокантианства (В. Виндельбанд, Г. Риккерт), М. Вебера, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля и др5.
В основе культурцентристской программы на современ­ном ее этапе заложены рукотвор­ная, но вместе с тем объективная «вторая природа», то есть куль­тура, тесная связь с повседневностью и ясность теоретических кон­структов для того, кого они описывают. Главным методом культурцентристской программы является понимание, которое тесно связа­но с объяснением, эта программа намеренно подчеркивает «присутствие субъекта в изучае­мом науками о культуре, истории и духе объекте»6.
Будучи изначально предназначена для адекватной узкой груп­пы наук - культуры, истории и духа, данная программа в XX в.
приобрела общенаучное значение.


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет