Тема 4. Этапы этнокультурной интеграции тюркоязычных этносов Центральной Азии в домонгольский период.
Задания:
1. Тюркский фактор в этнополитической истории Казахстана ІХ-ХІІ вв. Государство сырдарьинских ябгу. Проблемы этнической истории огузов и их роль в этногенезе казахского народа. Караханиды на территории средневекового Казахстана. Караханидская государственность как новый этап эволюции тюркской государственности. Принятие ислама и место Караханидского государства в мусульманском мире. Особенности торгово-экономических и культурных связей. Роль государства Караханидов в системе международных отношений Центральной Азии. Вторжение каракитаев и установление их власти в Семиречье и Мавераннахре.
1)Тюркский период в истории Казахстана ( VI – XII вв.) Тюркский каганат – первая евразийская империя кочевников
Эпоха великого переселения народов (II- V вв.) в значительной мере изменила этническую и политическую карту Казахстана, Средней Азии и Восточной Европы.
В Начале IX в. Вожди огузов в союзе с карлуками и кимеками разгромили кангаро –
печенежское объединение и захватили низовья Сырдарьи и степи Приаралья. В конце IX в. В союзе с хазарами они нанесли поражение печенегам и овладели междуречьем Урала и
Волги.Существует этногенетическая связь казахов с более поздними племенами: саками,
гуннами, уйсунями, кангюями, сарматами, и т. Д. По мнению некоторых ученых, существует прямая связь между племенами уйсуней и позже сформировавшимся казахским этносом, о чем свидетельствуют общие черты жизненного уклада.
Государство Караханидов (942–1212 гг.)
В середине Х века в Жетысу и в части Восточного Туркестана было создано государство
Караханидов. Столицей стал город Баласагун. В этнический состав государства Караханидов входили племена жикил, ягма, карлуков, огузов, канлов, уйсунов и другие тюркоязычные
племена.Караханидов государство, раннефеодальное государство, сложившееся к 90-м гг. 10 в. На территории Восточного Туркестана, Семиречья и Южного Притяньшанья. Образовано рядом тюркских племён, среди которых главную роль играли карлуки, чнгили и ягма; из
последних происходила династия Караханидов.
Каком году Караханиды приняли Ислам?
Во время правления брата Мусы Сулеймане ибн Абд ал-Кариме (958—970), который принял титул Арслан-хан, всё население государства было обращено в ислам. Согласно арабским историкам Ибн Мискавейху и Ибн ал-Асиру в 960 году «200 000 шатров неверных (тюрков — А. Б.) приняли ислам».
Вторжение каракитаев и установление их власти в Семиречье и Мавераннахре. Триада этнополитических объединений: кимаки, кипчаки, куманы.
Происхождение самой династии неясно. Как отмечал крупнейший и общепризнанный
специалист по истории Караханидов Б. Кочнев, сами Караханиды причисляли себя к потомкам легендарного царя Турана — Афрасиаба и свою династию именовали «ал-Афрасиаб» — род Афрасиаба, в то время как в рукописных источниках их называют Ханидами или Хаканидами. Эту интерпретацию истории отмечал и американский специалист по истории Караханидов Роберт Данкофф, который писал, что Караханиды считали, что настоящее имя Афрасиаба звучало как Алп Эр тунга.
Принятые в литературе её названия (Караханиды, реже илеки) совершенно условны и сконструированы историками XIX века из двух распространённых титулов: кара-каган и илек.
2. Распад государства кимаков. Миграции кочевых племен. Проблема происхождения и этнической истории кыпчаков. Миграции племен и их влияние на этнические процессы. Формирование Кыпчакского ханства как завершающий этап развития тюркских кочевых государственных и социально-культурных традиций. военного триумфа тюрок в пространстве Центральной Азии. Язык и литературные памятники кыпчаков. Сведения источников о найманах, кереитах, меркитах, джалаирах. Проблема этнической истории и языковой принадлежности (концепции монгольского и тюркского происхождения).
Распад Кимакского когоната. Назовите 3 причины распада Кимакского каганата? Причины
1. Междоусобная ханская борьба внутри государства 2. Вытеснения с политической арены более сильным игроком (Монголами) 3 Кочевой образ жизни не позволял централизованно управлять государством.
Этнический состав кыпчаков начал формироваться в VII–VIII вв. И состоял из двух групп
племен. Первая – западное объединение кыпчаков, куда входили 11 племен, в их числе:
ельбори, токсоба, йетиоба, дурут и др. Вторая – восточное объединение кыпчаков, которое состояло из 16-ти племен.
Найманы, кереи и жалaиры издавна населяли восток Центральной Азии. Основными местами их расселения были центральные и западные районы Монголии, на востоке граничившие с
Казахстаном. С Х века эти племена стали осваивать территорию Казахстана. В процессе формирования казахского народа найманы, кереи и жалaиры вошли в его состав.
3. Тюркская цивилизация и Великий шелковый путь. Взаимодействие двух хозяйственно-культурных типов: оседлого и кочевого (система «город-степь»). Города и поселения как центры военно-административной жизни, культуры, торговли и ремесла. Архитектурные памятники средневекового Казахстана тюркского периода. Расцвет городской культуры Южного Казахстана и Семиречья.
Великий шелковый путь
На протяжении всей истории Шелковые пути, маршруты диалога, торговли, взаимодействия и обменов, объединяли людей и их культуры. Впервые созданные как сеть коммуникации и обменов, значительно повлияли на историю Евразии: культуру и религию народов, языки, науку, сохранив интеллектуальное и художественное наследие.Шелковый путь был одной из первых моделей мирного сосуществования различных стран, культур, народов и цивилизаций Евразии. По нему длительный период шло торговое и культурное взаимодействие Европы и Юго-Восточной Азии.Более двух тысячелетий сеть маршрутов Великого Шелкового Пути
способствовала многим взаимодействиям между разными людьми и культурами. Торговля и обмен товарами были основной мотивацией для обменов, но также породили поток информации, знаний и идей.
Сходства Важность кровных связей. Все осёдлые народы когда-то были кочевыми, а в среде кочевников родственные связи определяют если не всё, то многое. После того, как некоторые из этих культур начали заниматься земледелием, важность кровных связей если и снизилась, то ненамного, оставшись по-прежнему высокой.
Города вдоль Шелкового пути служили пристанищем для купцов, путешественников и их скота, а также местом торговли товаром. Так начинался процесс обмена и торговли: от Сианя в Китае до Бухары в Узбекистане, от Джидда в Саудовской Аравии до Венеции в Италии. В городах устанавливались порты и рынки с пересекающими их торговыми путями, что придавало им особый импульс.
Исторические памятники в Казахстане 1 Каменное изваяние.
Мавзолей Ходжа Ахмета Яссауи. …
Табличка на здании мавзолея Ходжа Ахмета Яссауи.
4 Вход в старую крепость в Туркестане. …
5 Мавзолей Карахана. … 6 Мавзолей Айша биби. …
Мавзолей Бабаджа хатун. …
Гора, где находится подземная мечеть Бекет ата в Мангистауской области.
Как Великий шёлковый путь повлиял на развитие Казахстана?
Происходит оживление Шелкового пути на участке Семиречья и Южного Казахстана, что сыграло важную роль в развитии городской культуры этого региона. В Семиречье он стимулировал возникновение ряда городских центров, а на юге Казахстана способствовал быстрому росту городов
На обширной территории Казахстана издревле существовали крупные историко-культурные районы, характеризующиеся оседлой, а в средние века и городской жизнью. Таковыми были Южный Казахстан и Семиречье. В IX — начале XIII вв. В предгорной полосе появились новые города Джумишлагу и Манкент. В округе Фараб, кроме Отрара, возникла новая столица Кедер, города Весидж и Бурух. В Шавгаре появляются Яссы и Шагильджан, Карнак и Карачук, Шур
(Сури). Впервые источники называют крупный город Сауран, а в низовьях Сырдарьи — Сыгнак, Янгикент, Дженд, Асанас, Барчикент. На северных склонах Каратау находились Баладж и
Берукет, на средней Сырдарье — Сюткент.
4. Орхоно-енисейская (руническая) письменность как цивилизационный маркер древнетюркской цивилизации. Древние верования и культы, распространение буддизма, несторианства, манихейства и других неавтохтонных религий по Шелковому пути. Пути и формы интеграции тюркского мира в ислам. Роль суфийской школы Ходжи Ахмеда Ясави в становлении тюрко-исламского синтеза. Устная традиция в тюркской культуре. Мировое значение произведений Аль-Фараби, Юсуфа Баласагуни, Махмуда Кашгари, Ахмеда Ясави.
Древнетюркское руническое письмо (орхоно-енисейская письменность) — письменность, применявшаяся в Центральной Азии для записей на тюркских языках в VIII—X вв. Орхоно-
енисейская письменность обслуживала единый литературный язык (наддиалектный койне) того времени, который обычно называется языком орхоно-енисейских надписей. Выделяются 7 групп: ленско-прибайкальская, енисейская, монгольская, алтайская, восточно-туркестанская, среднеазиатская, восточно-европейская. Соответственно, они принадлежат племенному союзу курыкан, Кыргызскому каганату, Восточно-тюркскому каганату, Западно-тюркскому каганату, Уйгурскому каганату в Монголии, Уйгурскому государству в Восточном Туркестане, булгарам, хазарам и печенегам.
Какие религии распространились по Великому шелковому пути?
Буддийские памятники обнаружены в ряде городов на трасе Великого Шелкового Пути. В первые века нашей эры с Ближнего Востока в Центральную Азию и далее до Китая
распространилось манихейство (возникло в III веке в Иране и представляло в целом синтез зороастризма и христианства) и христианство.
Значение Великого шелкового пути в распространении религиозных идей непреходяще, – говорит почетный директор этого института академик Карл Байпаков.– Именно по его трассам различные миссионеры “несли” свою веру в заморские страны. Из Индии через Среднюю Азию и Восточный Туркестан пришел буддизм, из Сирии, Ирана и Аравии – христианство, а затем – ислам.
По мнению исследователей, проникновение буддизма из Индии в Китай шло через Среднюю Азию. Этот процесс начался с середины I века до н. Э. О сильном влиянии буддизма, который испытывали тюрки с VI века, свидетельствует китайский паломник Сюань Цзянь. Он пишет о благожелательном отношений к этой религии западных тюрков. Другие исследователи
указывают, что в первой половине VII века некоторые правители западных тюрков становятся буддистами или покровителями буддизма.
Ахмед Ясави занимает особое место в духовной и культурной истории тюркских народов. Он сыграл огромную роль в распространении ислама среди тюрков, а также является автором одной из самых ранних суфийских поэм на тюркском языке, пишет Джамалидин Канабаев.
Есть два основных элемента, которые формируют нацию. Первый – это религия, второй – язык. Если религия – это ядро цивилизации, то язык – ядро культуры. При исчезновении хотя бы одного из этих элементов нация перестает быть таковой.
Вплоть до появления в XIV в. Накшбандии самым распространенным тарикатом Туркестана оставался тарикат ясавия, сформировавшийся на основе учения Ходжи Ахмеда Ясави (ум. 1166 г.). Родился он в городе Сайрам, который сейчас находится в Шымкентской области
Казахстана, учился в Бухаре, а после смерти своего учителя поселился в Яссе, где занимал пост духовного наставника.
Махмуд ибн Хусейн ибн Мухаммед ал-Кашгари (1028/1029-1101/1126). Махмуд Кашгари был выдающимся средневековым тюркским энциклопедистом и филологом. Он написал один из важнейших для филологов трудов – научный словарь «Диван лугат ат-тюрк» (Словарь тюркских наречий).
Абу Насыр Мухаммад ибн Мухаммад ибн Тархан ибн Узлаг аль Фараби был одним из крупнейших мусульманских средневековых ученых в исламском мире. Он внес свой вклад в такие науки как философия, математика, теория музыки. Аль Фараби входит в число
крупнейших представителей арабо-мусульманской средневековой философии, один из наиболее известных в Западной Европе арабских философов (наряду с Ибн Рушдом). Аль Фараби является также автором пояснительных комментариев к арабским переводам сочинений греческих ученых Платона и Аристотеля.
Ходжа Ахмед Яссауи
Нисбу (прозвище) Яссауи он получил из-за старого названия Туркестана, который в те времена назывался Яссы. После смерти он стал культовой фигурой, через 140 лет после его смерти в городе Туркестан был воздвигнут величественный мавзолей в его честь, который сохранился до сих пор.
Достарыңызбен бөлісу: |