69 восстание 1916 года в художественной литературе



Pdf көрінісі
Дата15.01.2017
өлшемі120,38 Kb.
#1946

 

69

 



УДК 947.7/9  

 

ВОССТАНИЕ 1916 ГОДА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 

 

Колинько А.В. 



(студентка гр.И(о)-09-1) 

 

 



 

Наиболее значимые и переломные моменты в истории находят свое отражение в 

огромном  массиве  исторических  источников.  Это  приводит  к  тому,  что  разобраться  в 

таком многообразии информации очень сложно. Но при этом только учет особенностей 

всех типов источников поможет составить полную картину о событии.  

В истории казахского народа одним из значимых событий начала XX века  стало 

восстание  1916  года,  охватившее  весь  Казахстан.  Помимо  архивных  данных, 

исторических  монографий,  большое  значение  имеют  воспоминания  участников  и 

художественные 

произведения. 

Исследование 

исторической 

достоверности 

в 

художественных  произведениях  и  авторской  позиции  дело  довольно  сложное,  но,  тем 



не  менее,  очень  важно  для  дополнения  представлений  о  событии.  Взгляды  автора 

ценны  тем,  что,  переработав  исторический  материал,  воспоминания  участников,  он 

воссоздает  события  с  присущим  ему  изяществом  слова  и  позволяет  читателю  шире 

понять мотивы и цели участников события. Но есть и обратная сторона, автор, исходя 

из своих позиций и убеждений, может создать ложное представление у читателя. 

Целью  данной  статьи  является  сравнение  отображения  событий  1916  года  в 

произведениях Сабита Муканова «Ботагоз» и Мухтара Ауэзова «Лихая година».  

М. Ауэзов для написания своей исторической повести «Лихая година» исследовал 

архивные  материалы,  воспоминания  участников  и  лишь  затем  оформил  свое 

произведение,  придал  ему  литературную  глубину  и  наполнил  художественным 

смыслом.  В  основу  сюжета  произведения  «Лихая  година»  легло  восстание  казахов  на 

джайляу  Асы  в  Пржевальском  уезде  Семиреченской  области  летом  1916  года. 

Колониальная  политика  царизма,  произвол  местных  баев  и  волостных  управителей, 

находящихся  на  службе  у  царского  правительства  отрицательно  сказывались  на 

хозяйстве  казахского  народа.  И  все  эти  факторы  готовили  почву  для  возмущения 

народных  масс.  Поводом  для  выступления  народа  стал  указ  царя  о  мобилизации 

инородцев  на  тыловые  работы.  Восстание  в  Семиречье  сомкнулось  с  народными 

волнениями  в  других  регионах  и  в  1916  году  прокатилось  по  всей  Средней  Азии  и 

Казахстану.  

В романе Сабита Муканова также ярко и образно воссоздается жизнь казахского 

аула  накануне  восстания.  Очень  ярко  показаны  резко  противоположные  образы 

простых  казахов  и  волостного  управителя.  Выразительность  и  контрастность  образов 

дают представление о жизни народа и о тех, все нарастающих со временем, внутренних 

противоречий казахского общества.  

В  этих  произведениях  можно  хорошо  понять  причины,  толкнувшие  мирных 

людей  поднять  восстание,  очень  хорошо  показана  бедность  аулов,  условия  жизни 

которых, не позволяют людям просто жить. Вдобавок к политике царизма, местные бии 

и  баи  также  используют  народ  в  своих  целях.  Особенностью  художественных 

произведений является и воспроизведение качеств народа на конкретных примерах и в 

образе  предводителей,  таковыми  у  М.  Ауэзова  являются  такие  яркие,  сильные, 

благородные  личности,  как  Жаменке,  Узак.  Народ  резко  противопоставляется  тем 


 

70

 



«предателям»,  для  которых  смыслом  жизни  стало  обогащение,  которые  находятся  на 

службе у царя и совершенно не заботятся о благе своих сородичей.  

Указ  о  мобилизации  вызвал  настоящее  недоумение,  переходящие  в  массовое 

недовольство  местного  населения.  И  все  это  вылилось  в  восстание.  Однако  в  повести 

М.  Ауэзова  показаны  такие  черты  народа  как  покорность,  и  гордость.  Покорность  в 

том,  что  сразу  никто  не  решился  выступить  против  указа,  все  ждали  толчка,  каждый 

смотрел  на  соседа  и  ожидал  решения  самых  мудрых  и  уважаемых  людей.  Гордость  в 

том, что казахи привыкли быть свободными и готовы были идти в армию, но лишь на 

равных условиях с остальными жителями Российской империи.   

Особенностью  повести  “Лихая  година”  является  и  то,  что  почти  каждая  ее 

страница  может  быть  обоснована  и  подтверждена  подлинными  архивными 

материалами. Имена основных персонажей произведения – собственные имена реально 

действующих лиц, связанных с восстанием и его подавлением. Поездка М. Ауэзова по 

местам  восстания  с  целью  сбора  материала  нашла  отражение  в  газете  “Тыльчи”  (1927 

г.).  М.  Ауэзов,  по  воспоминаниям  современников,  фиксировал  не  только  все  факты, 

связанные с восстанием, воссозданием образов его участников, но и совершил поездку 

верхом на Асы через реку Чилик, горы Сарытау, джайляу Джаналаш и другие пункты, 

тщательно записывал названия гор, рек, урочищ, родоплеменные названия этого района 

Семиречья, 

в 

котором 



он 

был 


впервые. 

Писатель 

часами 

беседовал 



с 

непосредственными участниками событий 1916 г .- черной даты для Степного края [1, 

с.2]. 

Писатель  М.Ауэзов  восхвалял  прошлое,  отмечал  достоинства  мирной  жизни.  Он 



восхищается  красотой  этих  мест  и  показывает,  как  в  один  момент  может  рухнуть 

налаженная  жизнь. Это  событие  было  ожидаемо  людьми  и  когда  опасения 

подтвердились,  пришлось  взяться  за  оружие  и  сражаться. Также  и  в  романе  С. 

Муканова  волнения  в  степи  все  больше  нарастали,  и  вооруженное  выступление  было 

следствием всех тех внутренних противоречий. 

Еще одна из тем, показанная в этих произведениях, это раскол степи. Не смотря 

на дружные и большие семьи, на родовые отношения, процесс обогащения и услужения 

перед правительством, становятся одной из причин нарастающего раскола. В итоге это 

выражается  в  отношении  к  указу  и  к  самому  восстанию.  Трещина  может  пойти  даже 

через одну семью: по разные стороны оказываются народный вожак Узак и его родной 

брат  –  властительный бай,  хозяин  несметных  табунов  Тунгатар.  Ауэзов  М.  исследует, 

прежде всего, нравственно-социальную психологию этих антиподов, то есть как повел 

себя  степняк-казах,  встав  в  лихую  годину  перед  лицом  опасности.  Эта  же  мысль 

наблюдается  у  С.  Муканова,  когда  наиболее  влиятельные  и  состоятельные  люди, 

советуют  вернуться  Амантаю  и  прекратить  борьбу.  Или  когда  за  взятку  сыновья 

богатых  людей  не  подвергаются  мобилизации.  Удивлению  народа  нет  предела,  когда 

они  слышат  оглашаемые  списки  и  находят  в  них,  например,  пастуху  Касиму  в 

действительности пятнадцать лет, а записано двадцать пять, а Курману сорок два, но в 

списке  значится  двадцать  восемь.  Таким  образом,  взяточничество  также  раскаляло 

борьбу.  От  указа  от  реквизиции  можно  было  откупиться,  и  это  подогревало 

недовольство бедных казахов [2, с.203].  

В  этих  произведениях  показаны  и  масштабы  восстания.  Это  выражается  в  том, 

что  восставшие  держат  связь  с  другими  регионами  восстания.  Что  касается  самого 

восстания,  то  показаны  все  трудности:  нехватка  оружия,  боевого  опыта,  средств  к 

существованию.  

В повести М. Ауэзова показан и миграции казахского населения в Каракол. Здесь 

события  1916  года  представлены  как  апокалипсис,  страшный  суд,  который  выпал  на 

долю  смирных и  чистых  детей  природы,  албанов.  Здесь  же  раскрывает  автор  и  смысл 



 

71

 



заголовка, свое неразрывное единство с народом, ни на минуту не утихающую боль за 

него: «Лихая шла пора. Казалось, что многие годы молчавшие горы... вдруг заговорили, 

и  в  каждой  цепи  необъятного  Алтау  горели  костры  жестокой  мести.  Старая  поганая 

политика  царя  натравливала  людей  на  людей,  и  люди  с  трудовыми  черными  руками, 

соседи,  ненавидели  друг  друга  и  враждовали  из-за  земли,  на  которой  жили,  из-за 

пастбищ и воды... Черная кость с остервенением лупила черную кость. И множились и 

множились покойники и сироты». Эти строки невозможно читать без слез, как и о том, 

с какой жесткостью расправилась царская власть с восставшими, вынудив их покинуть 

землю предков, обрекая себя тем самым на верную гибель [3, с.194]. 

Таким образом, в данных произведениях раскрываются жизнь казахского народа 

до  указа  1916  года,  основные  противоречия  казахского  общества  показаны  на 

конкретных примерах, что позволит историку иметь лучшее представление о характере, 

причинах, ситуации, движущих силах и мотивах восставших.  

Однако,  на  наш  взгляд  роман  «Лихая  година»  можно  считать  более исторически 

достоверным, так как у С. Муканова прослеживается тенденция к тому, чтобы считать 

восстание 1916 года созданным большевиками и вообще многие события этого периода 

связываются  именно  с  партией  большевиков,  что  не  находит  подтверждения  в 

сравнении  с  другими  источниками.  Картины  жизни  и  быта  казахов,  воссозданные 

писателями художественными средствами, позволяют читателю лучше понять историю 

Казахстана и его народа.  

 

 

 



Литература: 

1.

 



Мукжанова Ш. Читаем «Лихую годину» Ауэзова // Северный Казахстан. – 2008. – 24 сентября. 

– С.2. 


2.

 

Муканов С.М. Ботагоз.- Алма-Ата: Жазушы, 1977. - 344 с. 



3.

 

Ауэзов М.О. Лихая година: Повести и рассказы. - Астана:Аударма, 2010.- 608с. 




Достарыңызбен бөлісу:




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет