69
УДК 947.7/9
ВОССТАНИЕ 1916 ГОДА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Колинько А.В.
(студентка гр.И(о)-09-1)
Наиболее значимые и переломные моменты в истории находят свое отражение в
огромном массиве исторических источников. Это приводит к тому, что разобраться в
таком многообразии информации очень сложно. Но при этом только учет особенностей
всех типов источников поможет составить полную картину о событии.
В истории казахского народа одним из значимых событий начала XX века стало
восстание 1916 года, охватившее весь Казахстан. Помимо архивных данных,
исторических монографий, большое значение имеют воспоминания участников и
художественные
произведения.
Исследование
исторической
достоверности
в
художественных произведениях и авторской позиции дело довольно сложное, но, тем
не менее, очень важно для дополнения представлений о событии. Взгляды автора
ценны тем, что, переработав исторический материал, воспоминания участников, он
воссоздает события с присущим ему изяществом слова и позволяет читателю шире
понять мотивы и цели участников события. Но есть и обратная сторона, автор, исходя
из своих позиций и убеждений, может создать ложное представление у читателя.
Целью данной статьи является сравнение отображения событий 1916 года в
произведениях Сабита Муканова «Ботагоз» и Мухтара Ауэзова «Лихая година».
М. Ауэзов для написания своей исторической повести «Лихая година» исследовал
архивные материалы, воспоминания участников и лишь затем оформил свое
произведение, придал ему литературную глубину и наполнил художественным
смыслом. В основу сюжета произведения «Лихая година» легло восстание казахов на
джайляу Асы в Пржевальском уезде Семиреченской области летом 1916 года.
Колониальная политика царизма, произвол местных баев и волостных управителей,
находящихся на службе у царского правительства отрицательно сказывались на
хозяйстве казахского народа. И все эти факторы готовили почву для возмущения
народных масс. Поводом для выступления народа стал указ царя о мобилизации
инородцев на тыловые работы. Восстание в Семиречье сомкнулось с народными
волнениями в других регионах и в 1916 году прокатилось по всей Средней Азии и
Казахстану.
В романе Сабита Муканова также ярко и образно воссоздается жизнь казахского
аула накануне восстания. Очень ярко показаны резко противоположные образы
простых казахов и волостного управителя. Выразительность и контрастность образов
дают представление о жизни народа и о тех, все нарастающих со временем, внутренних
противоречий казахского общества.
В этих произведениях можно хорошо понять причины, толкнувшие мирных
людей поднять восстание, очень хорошо показана бедность аулов, условия жизни
которых, не позволяют людям просто жить. Вдобавок к политике царизма, местные бии
и баи также используют народ в своих целях. Особенностью художественных
произведений является и воспроизведение качеств народа на конкретных примерах и в
образе предводителей, таковыми у М. Ауэзова являются такие яркие, сильные,
благородные личности, как Жаменке, Узак. Народ резко противопоставляется тем
70
«предателям», для которых смыслом жизни стало обогащение, которые находятся на
службе у царя и совершенно не заботятся о благе своих сородичей.
Указ о мобилизации вызвал настоящее недоумение, переходящие в массовое
недовольство местного населения. И все это вылилось в восстание. Однако в повести
М. Ауэзова показаны такие черты народа как покорность, и гордость. Покорность в
том, что сразу никто не решился выступить против указа, все ждали толчка, каждый
смотрел на соседа и ожидал решения самых мудрых и уважаемых людей. Гордость в
том, что казахи привыкли быть свободными и готовы были идти в армию, но лишь на
равных условиях с остальными жителями Российской империи.
Особенностью повести “Лихая година” является и то, что почти каждая ее
страница может быть обоснована и подтверждена подлинными архивными
материалами. Имена основных персонажей произведения – собственные имена реально
действующих лиц, связанных с восстанием и его подавлением. Поездка М. Ауэзова по
местам восстания с целью сбора материала нашла отражение в газете “Тыльчи” (1927
г.). М. Ауэзов, по воспоминаниям современников, фиксировал не только все факты,
связанные с восстанием, воссозданием образов его участников, но и совершил поездку
верхом на Асы через реку Чилик, горы Сарытау, джайляу Джаналаш и другие пункты,
тщательно записывал названия гор, рек, урочищ, родоплеменные названия этого района
Семиречья,
в
котором
он
был
впервые.
Писатель
часами
беседовал
с
непосредственными участниками событий 1916 г .- черной даты для Степного края [1,
с.2].
Писатель М.Ауэзов восхвалял прошлое, отмечал достоинства мирной жизни. Он
восхищается красотой этих мест и показывает, как в один момент может рухнуть
налаженная жизнь. Это событие было ожидаемо людьми и когда опасения
подтвердились, пришлось взяться за оружие и сражаться. Также и в романе С.
Муканова волнения в степи все больше нарастали, и вооруженное выступление было
следствием всех тех внутренних противоречий.
Еще одна из тем, показанная в этих произведениях, это раскол степи. Не смотря
на дружные и большие семьи, на родовые отношения, процесс обогащения и услужения
перед правительством, становятся одной из причин нарастающего раскола. В итоге это
выражается в отношении к указу и к самому восстанию. Трещина может пойти даже
через одну семью: по разные стороны оказываются народный вожак Узак и его родной
брат – властительный бай, хозяин несметных табунов Тунгатар. Ауэзов М. исследует,
прежде всего, нравственно-социальную психологию этих антиподов, то есть как повел
себя степняк-казах, встав в лихую годину перед лицом опасности. Эта же мысль
наблюдается у С. Муканова, когда наиболее влиятельные и состоятельные люди,
советуют вернуться Амантаю и прекратить борьбу. Или когда за взятку сыновья
богатых людей не подвергаются мобилизации. Удивлению народа нет предела, когда
они слышат оглашаемые списки и находят в них, например, пастуху Касиму в
действительности пятнадцать лет, а записано двадцать пять, а Курману сорок два, но в
списке значится двадцать восемь. Таким образом, взяточничество также раскаляло
борьбу. От указа от реквизиции можно было откупиться, и это подогревало
недовольство бедных казахов [2, с.203].
В этих произведениях показаны и масштабы восстания. Это выражается в том,
что восставшие держат связь с другими регионами восстания. Что касается самого
восстания, то показаны все трудности: нехватка оружия, боевого опыта, средств к
существованию.
В повести М. Ауэзова показан и миграции казахского населения в Каракол. Здесь
события 1916 года представлены как апокалипсис, страшный суд, который выпал на
долю смирных и чистых детей природы, албанов. Здесь же раскрывает автор и смысл
71
заголовка, свое неразрывное единство с народом, ни на минуту не утихающую боль за
него: «Лихая шла пора. Казалось, что многие годы молчавшие горы... вдруг заговорили,
и в каждой цепи необъятного Алтау горели костры жестокой мести. Старая поганая
политика царя натравливала людей на людей, и люди с трудовыми черными руками,
соседи, ненавидели друг друга и враждовали из-за земли, на которой жили, из-за
пастбищ и воды... Черная кость с остервенением лупила черную кость. И множились и
множились покойники и сироты». Эти строки невозможно читать без слез, как и о том,
с какой жесткостью расправилась царская власть с восставшими, вынудив их покинуть
землю предков, обрекая себя тем самым на верную гибель [3, с.194].
Таким образом, в данных произведениях раскрываются жизнь казахского народа
до указа 1916 года, основные противоречия казахского общества показаны на
конкретных примерах, что позволит историку иметь лучшее представление о характере,
причинах, ситуации, движущих силах и мотивах восставших.
Однако, на наш взгляд роман «Лихая година» можно считать более исторически
достоверным, так как у С. Муканова прослеживается тенденция к тому, чтобы считать
восстание 1916 года созданным большевиками и вообще многие события этого периода
связываются именно с партией большевиков, что не находит подтверждения в
сравнении с другими источниками. Картины жизни и быта казахов, воссозданные
писателями художественными средствами, позволяют читателю лучше понять историю
Казахстана и его народа.
Литература:
1.
Мукжанова Ш. Читаем «Лихую годину» Ауэзова // Северный Казахстан. – 2008. – 24 сентября.
– С.2.
2.
Муканов С.М. Ботагоз.- Алма-Ата: Жазушы, 1977. - 344 с.
3.
Ауэзов М.О. Лихая година: Повести и рассказы. - Астана:Аударма, 2010.- 608с.