9. Основные положения игровой концепции происхождения культуры



бет1/2
Дата11.05.2023
өлшемі0,65 Mb.
#91859
  1   2
Байланысты:
10-19


9.Основные положения игровой концепции происхождения культуры
На сегодняшний день, концепцию игровой культуры принято считать самой популярной и распространённой культурологической концепцией нашего мира и культурологической науки, в общем и целом
К представителям концепции игровой культуры можно отнести таких ученых как

  • Й. Хейзинга,

  • Х. Ортага-и-Гассет,

  • Е. Финк.

Игровая концепция Йохана Хейзинга 
Игру в рамках своей концепции Хейзинга расценивал как культурно-исторической универсалию. В труде – «Человек играющий» он изучает одни из самых глубоких слоёв исторического знания и создания явления культуры – игровые. 
Игровое начало, с точки зрения Хейзинга, есть не только свойство художественного процесса, но также рассматривается как основание всей культуры. Игра по времени превалирует над культурой в контексте исторической науки. Судите сами, главные характеристики игры были оформлены еще до возникновения человеческого социума, за ними можно проследить во время игровой деятельности животных. 
Стоит сказать о том, что концепция Хейзинга не загоняет в рамки игру только лишь духовными проявлениями. Все сферы материальной культуры так же обладают своими игровыми элементами. Идеалам общественной жизни отведена одну из ключевых функций в ходе осуществления игрового начала, формирующего некую определенную духовную действительность.
По мнению Хейзинга, отраженному в его концепции, эпохи также «играют» в реализацию своих идеалов, например, эпоха Возрождения стремилась воплотить идеал мира Античности, не стараясь и не преследуя цели создания неких своих оригинальных идей. 
Также стоит выделить определенные признаки игры: 

  • Игра – это свобода 

  • Игра не является привычной нам, настоящей жизнью 

  • Игра замкнутая и ограниченная

  • Игра обладает своим порядком

Концепция игры Х. Ортега-и-Гассета 
Стоит признать, что вместе с размышлениями о культуре и игре своего коллеги Хейзинга, Ортега-и-Гассет так же испытывает интерес к судьбе современной культуры, кризисному бытию личности в рамках «массового общества». В духовных ценностях аристократической элиты Оретега-и-Гассет усматривает возможность перерождения культуры. 
Ортега-и-Гассет придерживается в своих рассуждениях теории элиты. Свои социологические мысли и заключения он изложил в книге «Дегуманизация искусства», в которой исследует разного рода человеческие составляющие» народ, массу и элиту.
Состоявшиеся и знаменитые люди помещают свой жизненный отрезок в игровую сферу. Игра, таким образом, заменяет обыденную и привычную жизнь масс, ее утилитаристское настроение, пошлое бытие. Также стоит отметить, что Ортега-и-Гассет определяет различные оттенки игры: трагическую и ликующую, спортивную и праздничную. 
Концепция игры О.Финка 
Игровое начало нитью пронизывает всю жизнь человечества и создает некий особенный и оригинальный способ осознания жизненного пути. Вступая в спор и противоречие с Хейзингой, Финк считает, что игра есть самый важный способ воплотить человеческую деятельность, который не свойственен представителям фауны. 
Лишь только человек обладает фантазией, которой он пользуется в ходе трансформации окружающей его среды. Фантазия и есть основание для игры, с помощью которой осуществляются духовные возможности культуры. Данным образом происходит понимание возвышенности человека над миром культуры, а значит - так рождается новая культура. 

10. Основные положения символической концепции происхождения культуры Символические формы культуры, с одной стороны, указывают на предметы реального мира, а с другой стороны, каждая из этих форм создаёт собственный мир, исполненный собственного смысла и значения. Э. Кассирер считал символ единственным инструментом культурного освоения действительности. Культура выступала как символически значимое построение мирау а человек — как «животноесозидающее символы». В основе концепции культуры Кассирера — человеческая способность к массовой, систематической и постоянной символизации. Другими словами, он предлагал подход к культуре преимущественно с позиций семиотики.


Особое значение имеет то, что Л. А. Уайт ввёл в теорию культуры термин «символаты», понимая их как предметы или явления, зависящие от способности человека к символизированию. «Таким образом, — писал он, — культура представляет собой класс предметов и явленийзависящих от способности человека к символизациикоторый рассматривается в экстрасоматическом контексте»[1]. Это определение, по словам Уайта, спасает теорию культуры от неосязаемых, неуловимых и онтологически не существующих абстракций и снабжает её реальным, материальным, познаваемым предметом исследования, так как в нём проводится чёткая грань между поведением и культурой, т.е. между наукой о психологии и наукой о культуре. Кроме того, в этом определении отчетливо прорисовывается роль человека в процессе возникновения культуры.

11. Основные положения психоаналитической концепции происхождения культуры


Психоаналитическая культурология — совокупность сложившихся в психоанализе учений, раскрывающих психологическую обусловленность культурного творчества.

12.Виды культуры
Традиционно принято выделять два основных вида культуры: материальная и духовная. Познакомимся с особенностями каждого из них.

  • Под материальной культурой понимаются все предметы и вещи, созданные человеком. Она предназначена для удовлетворения потребностей людей. В качестве исходного материала применяется природный объект, который преобразовывается в еду, одежду, украшение, мебель, картину, здание.

  • Духовная культура — это вид культуры, подразумевающий создание ценностей, идей, принципов посредством работы разума. Она может не иметь вещественного выражения. Примерами её проявления являются мораль, религия, философия.


13. Элитарная культура 
Элитарная культура — это культура привилегированных групп общества, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. Это «высокая культура», противопоставляемая массовой культуре по типу воздействия на воспринимающее сознание, сохраняющего его субъективные особенности и обеспечивающего смыслообразующую функцию. Вид культуры, характеризующийся производством культурных ценностей, образцов, которые в силу своей исключительности рассчитаны и доступны в основном узкому кругу людей (элите). Её основной идеал — формирование сознания, готового к активной преобразующей деятельности и творчеству. Элитарная культура способна концентрировать интеллектуальный, духовный и художественный опыт поколений.

  • Наука

  • Философия

  • Специализированное(профессиональное) образование, особенно высшее образование (интеллектуальная элита)

  • Литература, особенно классическая, поэзия

  • Музыкальное искусство, классическая музыка, опера, балет, симфоническая музыка, органная музыка

  • Театр





Достарыңызбен бөлісу:
  1   2




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет