А. С. Пушкина и И. А. Крылова



Pdf көрінісі
Дата03.03.2017
өлшемі0,77 Mb.
#5791

Отечественная война в 

творчестве Ф.Н. Глинки, 

А.С. Пушкина и            

И.А. Крылова. 



    Отечественная 

война 1812 года 

является яркой 

страницей в 

истории нашей 

Родины. Ему 

посвящены многие 

исторические 

исследования, ее 

героев воспели 

поэты и художники.  


Поэзия Ф.Н. Глинки. 

         Современник и участник войны Фёдор 

Николаевич Глинка писал четверть века 

спустя, что «события исполинские, 

прикосновенные к судьбе рода 

человеческого, зреют, созревают и 

дозревают в постепенном и 

непреодолимом ходе времени. Мы, — 

утверждал он, — может быть, видели 

первые буквы того, что вполне прочитает 

потомство на скрижалях истории 

человечества».  

         Написавший свою первую военную песню 

в июле 1812 г. у стен Смоленска, после 

войны создает целую «сюиту», 

отразившую наиболее значительные 

события Отечественной войны — битву 

под Смоленском («Прощальная песнь 

русского воина»), Бородинское сражение 

(«Песнь сторожевого воина» ), пожар 

Москвы («Песнь русского воина при виде 

горящей Москвы»), наступление под 

Тарутином («Авангардная песнь») и др.  


Современные реалии в баснях И.А. Крылова.

 

 



      На фоне высокоторжественной 

лирики двенадцатого года 

весьма резко выделяются басни 

И.А. Крылова. В год 

Отечественной войны 1812 года 

Крылов становится 

политическим писателем, 

именно того направления, 

которого держалось 

большинство русского общества. 

Также ясно политическая идея 

видна и в баснях двух 

последующих годов, например 

«Щука и Кот» (1813) и «Лебедь, 

Щука и Рак» (1814; она 

выражает недовольство 

русского общества действиями 

союзников Александра I). 

 

 

 



 

Басня «Обоз»

 

 



       Впервые напечатана в «Сыне 

отечества», в ноябре 1812 г. Басня 

касается стратегии и тактики 

Кутузова. Полководец подвергался 

постоянным нападкам со стороны 

Александра I и военной молодежи, 

но Крылов оправдывал неспешные, 

но продуманные действия 

полководца с его осторожностью и 

выдержкой при отражении 

наполеоновского нашествия. Слова в 

заключительном нравоучении «А 

примешься за дело сам, так 

напроказишь вдвое хуже», вероятно, 

являлись злым намеком на 

Александра I, который, командуя 

армией в войне с Наполеоном в 

1805—1807 г., проиграл ряд важных 

сражений. 

 


 

 

Басня «Волк на псарне»



 

 

        Впервые напечатана в «Сыне отечества», в 



октябре 1812 г. Написана в первых числах 

октября в связи с получением в Петербурге 

известий о попытке Наполеона вступить в 

мирные переговоры через Лористона, 

имевшего 23 сентября 1812 г. свидание с 

Кутузовым. Лористон передал Кутузову мирные 

предложения Наполеона. В них указывалось, 

что Наполеон «желает положить предел 

несогласиям между двумя великими народами 

и положить его навсегда». Кутузов решительно 

отклонил предложения Наполеона и 6 октября 

нанес поражение французским войскам при 

Тарутине. По свидетельству современника 

«Крылов, собственною рукою переписав басню, 

отдал ее жене Кутузова, которая отправила ее в 

своем письме. Кутузов прочитал басню после 

сраженья под Красным собравшимся вокруг 

него офицерам и при словах: «а я приятель 

сед», снял свою белую фуражку и потряс 

наклоненною головою».  



Поэзия А.С. Пушкина. 

               Обновление темы Отечественной войны, 

новый ее поворот начинается с Пушкина.  В 1815 

году Пушкин написал стихотворение «Наполеон 

на Эльбе», где свергнутый император был 

представлен таким же исчадием ада, коварным 

и безжалостным злодеем, каким рисовали его и 

многие верноподданные стихотворцы.  

               В стихотворении «Наполеон» (1821) поэт 

выходит далеко за пределы традиции как чисто 

поэтической, так и той, что существовала в 

осмыслении исторического опыта, связанного с 

Отечественной войной.  

              Как справедливо заметил Б.В. Томашевский, 

«размышления Пушкина о войне 1812 г. никогда 

не были ретроспективными суждениями 

историка, это всегда — отклики на запросы 

современности». Особенно характерны в этом 

отношении произведения Пушкина 1830-х 

годов: стихотворения «Перед гробницею 

святой» и «Полководец», и прозаический этюд 

«Рославлев». 



Вывод 

      1812 год явился не только 

важнейшей страницей истории 

России, но и принципиального 

значения в истории русской 

литературы и поэзии. Никогда 

прежде художественное слово не 

становилось таким мощным 

выразителем чувств, охвативших 

общество, как это произошло после 

вторжения Наполеона. Поэтическая 

летопись Отечественной войны 

потому так богата и выразительна, 

что каждый, кто писал стихи о 1812 

годе, вложил в них лучшее, что было 

в нем как в художнике. Вот он, 

мудрый, всегда близкий Крылов, 

непримиримый, бескомпромиссный, 

несгибаемый Глинка, страстный и в 

торжестве и в злости неуемный 

Востоков и провидец Державин. 


Работу выполнили: 

Ученики 10 «Д» класса 

Басманова Елизавета, 

Кипаренко Алексей, 

Трошина Виктория, 

Ткаченко Александр. 




Достарыңызбен бөлісу:




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет