Отечественная война в
творчестве Ф.Н. Глинки,
А.С. Пушкина и
И.А. Крылова.
Отечественная
война 1812 года
является яркой
страницей в
истории нашей
Родины. Ему
посвящены многие
исторические
исследования, ее
героев воспели
поэты и художники.
Поэзия Ф.Н. Глинки.
Современник и участник войны Фёдор
Николаевич Глинка писал четверть века
спустя, что «события исполинские,
прикосновенные к судьбе рода
человеческого, зреют, созревают и
дозревают в постепенном и
непреодолимом ходе времени. Мы, —
утверждал он, — может быть, видели
первые буквы того, что вполне прочитает
потомство на скрижалях истории
человечества».
Написавший свою первую военную песню
в июле 1812 г. у стен Смоленска, после
войны создает целую «сюиту»,
отразившую наиболее значительные
события Отечественной войны — битву
под Смоленском («Прощальная песнь
русского воина»), Бородинское сражение
(«Песнь сторожевого воина» ), пожар
Москвы («Песнь русского воина при виде
горящей Москвы»), наступление под
Тарутином («Авангардная песнь») и др.
Современные реалии в баснях И.А. Крылова.
На фоне высокоторжественной
лирики двенадцатого года
весьма резко выделяются басни
И.А. Крылова. В год
Отечественной войны 1812 года
Крылов становится
политическим писателем,
именно того направления,
которого держалось
большинство русского общества.
Также ясно политическая идея
видна и в баснях двух
последующих годов, например
«Щука и Кот» (1813) и «Лебедь,
Щука и Рак» (1814; она
выражает недовольство
русского общества действиями
союзников Александра I).
Басня «Обоз»
Впервые напечатана в «Сыне
отечества», в ноябре 1812 г. Басня
касается стратегии и тактики
Кутузова. Полководец подвергался
постоянным нападкам со стороны
Александра I и военной молодежи,
но Крылов оправдывал неспешные,
но продуманные действия
полководца с его осторожностью и
выдержкой при отражении
наполеоновского нашествия. Слова в
заключительном нравоучении «А
примешься за дело сам, так
напроказишь вдвое хуже», вероятно,
являлись злым намеком на
Александра I, который, командуя
армией в войне с Наполеоном в
1805—1807 г., проиграл ряд важных
сражений.
Басня «Волк на псарне»
Впервые напечатана в «Сыне отечества», в
октябре 1812 г. Написана в первых числах
октября в связи с получением в Петербурге
известий о попытке Наполеона вступить в
мирные переговоры через Лористона,
имевшего 23 сентября 1812 г. свидание с
Кутузовым. Лористон передал Кутузову мирные
предложения Наполеона. В них указывалось,
что Наполеон «желает положить предел
несогласиям между двумя великими народами
и положить его навсегда». Кутузов решительно
отклонил предложения Наполеона и 6 октября
нанес поражение французским войскам при
Тарутине. По свидетельству современника
«Крылов, собственною рукою переписав басню,
отдал ее жене Кутузова, которая отправила ее в
своем письме. Кутузов прочитал басню после
сраженья под Красным собравшимся вокруг
него офицерам и при словах: «а я приятель
сед», снял свою белую фуражку и потряс
наклоненною головою».
Поэзия А.С. Пушкина.
Обновление темы Отечественной войны,
новый ее поворот начинается с Пушкина. В 1815
году Пушкин написал стихотворение «Наполеон
на Эльбе», где свергнутый император был
представлен таким же исчадием ада, коварным
и безжалостным злодеем, каким рисовали его и
многие верноподданные стихотворцы.
В стихотворении «Наполеон» (1821) поэт
выходит далеко за пределы традиции как чисто
поэтической, так и той, что существовала в
осмыслении исторического опыта, связанного с
Отечественной войной.
Как справедливо заметил Б.В. Томашевский,
«размышления Пушкина о войне 1812 г. никогда
не были ретроспективными суждениями
историка, это всегда — отклики на запросы
современности». Особенно характерны в этом
отношении произведения Пушкина 1830-х
годов: стихотворения «Перед гробницею
святой» и «Полководец», и прозаический этюд
«Рославлев».
Вывод
1812 год явился не только
важнейшей страницей истории
России, но и принципиального
значения в истории русской
литературы и поэзии. Никогда
прежде художественное слово не
становилось таким мощным
выразителем чувств, охвативших
общество, как это произошло после
вторжения Наполеона. Поэтическая
летопись Отечественной войны
потому так богата и выразительна,
что каждый, кто писал стихи о 1812
годе, вложил в них лучшее, что было
в нем как в художнике. Вот он,
мудрый, всегда близкий Крылов,
непримиримый, бескомпромиссный,
несгибаемый Глинка, страстный и в
торжестве и в злости неуемный
Востоков и провидец Державин.
Работу выполнили:
Ученики 10 «Д» класса
Басманова Елизавета,
Кипаренко Алексей,
Трошина Виктория,
Ткаченко Александр.
Достарыңызбен бөлісу: |