СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
78
история предстает собирателем и хранителем, оценивателем созданного
человечеством в контексте с экосредой. Ценность истории не только в
собирании, но и в самом процессе оценивания – историческое знание хра-
нит процесс становления аксиосферы, напоминая, что ценности дедуци-
руются из системно-понимающей деятельности людей. Абстрактных цен-
ностей не существует. Акцентность истории на сопоставлении прошлого
и настоящего через взгляд современника есть синкретно-синтетический
путь, направленный в будущее. История – этот тот процесс, который не
только формирует ценности, но и не позволяет исчезать не востребован-
ным на сегодняшний день ценностям. История свидетельствует, что ие-
рархическая схема ценностей может меняться, но это отнюдь не меняет
аксиологическую сущность исторических ценностей.
Список литературы:
1. Блок И. Апология истории или ремесло историка / И. Блок.– М.:
Наука, 1986.– 255 с.
2. Гулыга А.В. Уроки классики и современность / А.В. Гулыга. – М.:
Худ. лит., 1990. – 382 с.
3. Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография / Р.Дж. Коллин-
гвуд. – М.: Наука, 1980. – 485 с.
4. Лушникова А.В. Исторические ценности: учеб. пособие / А.В. Луш-
никова. – Челябинск: ЧГАКИ, 2005. – 112 с.
5. Ракитов А.И. Историческое познание: системно–гносеологический
подход / А.И. Ракитов. – М.: Политиздат, 1982. – 303 с.
6. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн.
– М.: 1973. – 369 с.
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА И ПРАВОВАЯ
ГРАМОТНОСТЬ: ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ
© Мантурова Н.С.
♣
Челябинская государственная академия культуры и искусств,
г. Челябинск
Автор рассматривает соотношение понятий «правовая грамотность»
и «правовая культура». «Правовая грамотность» определяется через
выявления функций правосознания. Дефиниция «правовая культура»
разбирается через вариативные подходы. Автор предлагает включить
ценности как содержательную часть понятий «правовая культура» и
«правовая грамотность».
♣
Доцент кафедры Документоведения и музееведения
Теория политики, история и методология политической науки
79
На современном этапе развития общества изменились требования к
выпускникам высших учебных заведений. Если несколько десятилетий
назад, для характеристики квалифицированного специалиста было доста-
точно оценить его профессиональные знания, умения и навыки, то в на-
стоящее время, перечень требований расширился. Перед высшей школой
ставятся задачи формирования таких качественных характеристик буду-
щих специалистов как управленческая культура (Ю.А. Клоков), информа-
ционная компетентность (Д.В. Голубин), конфликтологическая культура
(Т.Н. Черняева), правовая культура (Г.А. Фирсов), правовая грамотность
(А.Б. Венгеров) т.п.
Понятие «грамотность» в отечественной педагогике является одним
из часто упоминаемых и рассматривается как элемент культуры. Исследуя
виды грамотности, ученые выделяют одни и те же компоненты и призна-
ки, что свидетельствует о наличии общих тенденций и подходов в пони-
мании сущности грамотности.
В работах различных авторов грамотность связывается с такими ви-
дами деятельности, как познавательная, умственная, интеллектуальная,
волевая, потребностно-мотивационная, которые вносят особый вклад в
формировании грамотности студентов, в частности, правовой.
Учитывая сложность уточнения и конкретизации понятия «правовая
грамотность», мы столкнулись с тем, что в научно-педагогической лите-
ратуре нет единого подхода к его определению. Ряд ученых при анализе
современного образования просто констатируют, что при ориентации сту-
дентов на социальные проблемы следует обращать внимание на грамот-
ность будущих специалистов и в правовой сфере.
Оценивая ценность права, через его знание, понимание, отношение к
нему, юридическая наука чаще всего оперирует такими терминами как
правосознание (или правовая грамотность) и правовая культура, причем
вопрос о содержании данных понятий и терминологической состоятель-
ности является в юриспруденции дискуссионным.
Чаще всего правосознание (правовая грамотность) определяется как
сфера или область сознания, отражающая правовую действительность в
форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике
его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориента-
ции, регулирующих поведение (деятельность) людей в юридически зна-
чимых ситуациях [5, с. 243]. Согласно теоретической концепции, разде-
ляемой многими авторами, основные функции правосознания (правовой
грамотности) – познавательная, оценочная и регулятивная, что по сути,
делает синонимами правосознание и правовую грамотность:
1. Познавательная функция. Соответствует определенная сумма
юридических знаний, являющихся результатом интеллектуальной
(мыслительной) деятельности и выражающихся в понятии «пра-
вовая подготовка».
СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
80
2. Оценочная функция. Эмоциональное отношение выражается в оп-
ределении значимости полученных знаний в конкретной ситуа-
ции или на будущее с точки зрения индивида, группы, общества.
Ценным признается то, что служит объектом желания, целью дея-
тельности, что подвергается выбору и предпочтению в ряду дру-
гих явлений. Оценочная функция вызывает определенное эмо-
циональное отношение личности к разным сторонам и явлениям
правовой жизни на основе опыта и правовой практики. В содер-
жание правовой грамотности входят четыре основных вида оце-
ночных отношений: к праву и законодательству; к правовому по-
ведению окружающих и к объектам деятельности (преступности,
преступникам); к правоохранительным органам (суду, органам
внутренних дел, прокуратуре и т.д.); к своему правовому поведе-
нию. В результате практической реализации ценностного отно-
шения с участием воли возникает новое образование – интеллек-
туально-эмоционально-волевое, именуемое правовой установкой.
Соответственно правовая ориентация – это совокупность право-
вых установок индивида или общности, непосредственно форми-
рующих внутренний план, программу деятельности в юридически
значимых ситуациях.
3. Регулятивная функция правовой грамотности. Она осуществля-
ется посредством правовых установок и ценностно-правовых ори-
ентации, синтезирующих в себе все иные источники правовой ак-
тивности. Результат этой регуляции – поведенческая реакция в
виде правомерного или противоправного поведения [4, с. 57].
Правовая подготовка людей не исчерпывается их формальными юри-
дическими знаниями. Можно обладать знаниями, но не уметь ими пользо-
ваться. Экспериментальные исследования правой грамотности различных
групп и слоев населения показали, что центральным компонентом правой
грамотности, определяющим соответствие поведения (деятельности) нор-
мам права, являются ценностные отношения к закону.
Правоведы В.И. Каминская и А.Р. Ратинов выявляют подход к пони-
манию содержания и функций правой грамотности, определяя его как
ценностно-нормативный. Он представляет собой результат трансформа-
ции культуры – общей, специальной или профессиональной и индивиду-
альной (личностной), т.е. вводит в научный и социально-политический
оборот понятие правовая культура. Важнейшим признаком правового го-
сударства, обязательным условием его построения является высокий уро-
вень правовой культуры населения.
Культуру в целом можно определить как освоение людьми уже имею-
щихся результатов творчества, т.е. превращение их в способ организации
и развития человеческой жизнедеятельности. Она выражена в продуктах
Теория политики, история и методология политической науки
81
материального и духовного труда, в системе производственных отноше-
ний и в отношении людей друг к другу и к самим себе, в их мышлении, в
самооценке самих себя. Имеющиеся в обществе формы и способы мыш-
ления – это показатель культуры человека, группы индивидов и общества.
Культура характеризует особенности мышления, деятельности и резуль-
таты данной деятельности в различных сферах жизни общества. Напри-
мер, в сфере филологии – культура речи и письменности, в сфере быта –
бытовая культура, в сфере правовых отношений – правовая культура и т.д.
Существует несколько научных подходов к пониманию правовой
культуры, и в их числе антропологический, социологический, философ-
ский. Наиболее плодотворным в российской юриспруденции признается
антропологический подход, согласно которому правовая культура есть
процесс и результат творчества человека в сфере права, характеризую-
щаяся утверждением правовых ценностей. Правовая культура рассматри-
вается И.А. Иванниковым, В.П. Сальниковым, Т.В. Синюковой и др. в
двух аспектах: как оценочная (аксиологическая) категория и как содержа-
тельная. В первом случае она понимается как качественное состояние
правовой жизни общества на каждом данном этапе его развития. Это по-
зволяет охватить и оценить правовую жизнь в целом и основные сферы ее
деятельности. Типичным и наиболее полным применительно к этому под-
ходу принято считать определение понятия правовой культуры общества
как качественного состояния правовой жизни общества, выражающегося в
достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правопри-
менительной деятельности, правосознания и правового развития лично-
сти, а также в степени свободы ее поведения и взаимной ответственности
государства и личности, положительно влияющих на общественное раз-
витие и поддержание самих условий существования общества [2, с. 251].
Применительно к личности каждого гражданина в рассматриваемом
аспекте правовая культура – это знание и понимание права, т.е. правовая
грамотность, осознанное исполнение его предписаний. Иначе можно рас-
сматривать индивидуальную правовую культуру как субъективно вырабо-
танный индивидом уровень овладения правом в своей деятельности. Та-
ким образом, правовая культура рассматривается в двух составляющих:
правовая культура как общественно социальный аспект и правовая куль-
тура как профессиональная грамотность [3, с. 30]. Правовая культура
функционирует во взаимодействии с другими областями или сферами
культуры: политической, нравственной, религиозной и т.д. При этом в
специфическом содержании правовой культуры обязательно проявляются
черты и особенности, свойственные как господствующей культуре данно-
го общества, так и отдельным ее областям.
Дискуссионным в праве остается вопрос о содержании правовой
культуры, в частности о том, входят ли в нее негативные проявления пра-
СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
82
вовой действительности, например, правонарушения. Некоторые авторы
считают, что в содержание правовой культуры включаются лишь пози-
тивные, прогрессивные явления, поскольку иначе правовая культура бу-
дет приравнена к правовой жизни и юридической деятельности [5, с. 487].
Правовая культура охватывает все стороны правовой жизни, в том числе и
отрицательные. В связи с этим возникает возможность измерения уровней
правовой культуры индивида. Таким образом, индивид не может быть
полностью лишен правовой культуры, но она может быть очень низкой.
Правовая культура – это сфера человеческой практики, представляю-
щая собой совокупность норм, ценностей, юридических институтов, про-
цессов и форм, выполняющих функцию социоправовой ориентации лю-
дей в конкретном обществе. Соотношение понятий правовая культура и
правовая грамотность рассматривается профессором А.Б. Венгеровым,
который пишет, что правовая культура «более высокая и емкая форма
правосознания (правовой грамотности)» [2, с. 585]. Таким образом, право-
вая грамотность – это лишь один из элементов правовой культуры, одна
из ее характеристик. Правовая культура, по мнению В.П. Сальникова, есть
«особое социальное явление, которое может быть воспринято как качест-
венное правовое состояние и личности, и общества, подлежащее структу-
рированию по различным основаниям» [6, с. 150-151].
Исходя из вышесказанного, можно вывести следующее определение
правовой культуры: правовая культура – это одна из форм социально-
значимой творческой деятельности людей в сфере государственно-право-
вых отношений. Она выражена в правовых нормах, институтах и способ-
ности оценки данных явлений. Правовую культуру можно также опреде-
лить и как выражение государственно-правового опыта конкретных соци-
альных общностей и индивидов в материальных и духовных продуктах
жизнедеятельности, в навыках и ценностях, которые влияют на их юриди-
чески значимое поведение. Структурными элементами правовой культуры
выступают компоненты юридической действительности в их роли быть
эталонами поведения: право, правосознание, правовые отношения, закон-
ность и правопорядок, правомерная деятельность субъектов. Говоря крат-
ко, правовая культура – способность действовать «по закону», а не «по
совести». Поэтому, некультурное поведение с точки зрения права – нега-
тивное отношение индивидов или их объединений к юридическим нор-
мам, нарушение действующего законодательства.
Правовая грамотность – это уровень знаний и умений, необходимый
для полноправного эффективного участия в экономической, политиче-
ской, гражданской, общественной и культурной жизни своего общества и
своей страны, для содействия прогрессу и для собственного развития.
Грамотность понимается как элемент культуры. Она отражает теоретиче-
ский образовательный аспект в подготовке человека к активной трудовой
жизни и указывает на ее содержание.
Теория политики, история и методология политической науки
83
Достарыңызбен бөлісу: |