Б. Е. Балтабеков
(старший научный сотрудник,
магистр истории.
Жезказганский
историко- археологический
музей).
Искаков А. Ш.
(зав. отделом фондов
Национального историко-культурного и природного
музея-заповедника «Улытау»)
СВИДЕТЕЛЬ ИСТОРИИ – УЛЫТАУ
Улытау – священное место для каждого
казаха. Это был центр для наших предков –
гуннов и кок-тюрков, для Золотой Орды.
Да и находится он в самом сердце
Казахстана.
Н. А. Назарбаев.
(Размышления у подножия Улытау:
Н. Назарбаев – о будущем Казахстана
23. 09. 2014 г.).
У казахов огромные территории центрального Казахстана называют Сарыаркой. Жемчужиной Сарыарки являются горы Улытау. В понятие Улытay входит целая система гор, рек, озер. Сюда относятся более десяти гор, среди которых выделяются Кишитау, Арганаты, Жельдыадыр (желтау), Куадыр, собственно Улутау и другие. Вся эта горная система с реками Жезды, Жыланды, Сары-Кенгир, Кара-Кенгир, Керей, Кипшак, Жаксы-Кон, Кара-Тургай, Сары-Тургай, Буланты, со значительной частью течения Сарысу, с вершинами реки Терисаккан занимает огромную территорию. Есть на этом пространстве и пресные озера. Этот регион занимает огромный прямоугольник примерно шириной 100-150 и длиной 250-300 километров. Со всех сторон регион окружен степями. Тот, у кого в руках находились горы Улытау с прилегающей территорией, тот господствовал во всем центральном Казахстане.1.
Медной жемчужиной Казахстана назвал улытауские степи академик К. И.Сатпаев, ведь почти все элементы таблицы Менделеева обнаружены в недрах Улытауского региона2.
На территории Улытау-Жезказганского региона имеется 2610 памятников истории и культуры, отражающих историю края в каменном веке, эпоху бронзы, раннежелезном веке, средневековья, а также XVIII-XIX веков.
Благодаря исследованиям академика А.Маргулана регион стал известен как один из важнейших центров степной цивилизации, древнего скотоводства и металлургии. Здесь найдены многочисленные стоянки каменного века, памятники эпохи бронзы-поселения, некрополи, металлургические центры, как Милыкудук, Соркудук, Айнаколь.
В поселении Талдысай обнаружены конструкции древних металлургических печей, которые ранее не встречались. Царские захоронения Айбас-Дарасы, Уйтас-Айдос, Акоба, курганы с «усами», каменные изваяния эпохи тюрков, средневековые городища Шоткара, Жошыордасы, Орда-базар, Баскамыр являются достопримечательностью нашей степи.
Большой интерес представляют целые галереи наскальных рисунков Теректы-Аулие, Зынгыртас, Арганаты, вдоль берегов рек Байконыр, Тамды, Жангабыл, Жетыкыз.
В средневековье этот край называли Дешт-и – Кипчак. Через эти степи проходило одно из ответвлений Великого Шелкового Пути, так называемый «Сарысуйский» или «Медный путь». Караванные пути связывали этот регион с оседло-земледельческим оазисом юга Казахстана. В степи побывали арабские, европейские и русские путешественники.
В годы «всенародного бедствия» («ак-табан шұбырынды») Улытау прославился тем, что в юго-западной его части объединенные силы казахских родов впервые дали отпор джунгарам. С тех пор это урочище называется Калмаккырган, что означает «место, где разгромили джунгар».
Казахско-джунгарские отношения одна из ключевых проблем в истории международных отношений Центральной Азии XVII-XVIII вв. эти взаимоотношения надолго определили внешнеполитический климат в этом стратегически важном регионе и оказали значительное воздействие на развитие исторической ситуации. Достаточно сказать, что они сыграли немалую роль в период включения некоторых районов Казахстана в состав Российской империи.
Война между казахами и джунгарами продлилась более ста лет.
В этот исторический период казахско-ойратские войны следовали одна за другой. Наиболее и продолжительные происходили в 1680-1685 гг., 1698-1699 гг., 1708-1710 гг., 1716-1717 гг., и особенно в 1722-1730 гг., когда общая опасность объединяла вокруг главной цели воинские силы всех трех жузов3.
Грозная опасность заставила представителей трех жузов собраться в 1726 году в местности Орда-Бас («Главная ставка»), расположенной недалеко от г. Туркестана. Военная угроза «примирила внутренние междоусобия, возродила общее согласие и направила всех к одному предмету». На этом совещании было приято решение о создании объединенного ополчения всех трех жузов. «Общее предприятие тот час освящено клятвой верности друг другу. Хан Абулхаир избран главным предводителем и белый конь, принесенный по обычаю народному в жертву»4..
В течении последующих четырех лет, с 1727 по май-июнь 1730 г., объединенное казахское ополчение под предводительством хана Абулхаира перешло в решительное наступление на противника и навязало джунгарским «караульным» войскам, повсеместно расквартированным на завоеванной территории казахов, целый ряд крупных сражений в разных географических районах Казахстана: в 1727 г. – на границе Улытауского мелкосопочника и пустыни Бетпакдала, в 1729 – в предгорьях Кыргызского хребта и южных массивов Чу-Илийских гор, в 1730 г. – на юго-западном побережье Балхаша и урочище Аныракай.5
Самыми значительными из них по своим политическим результатам и морально-психологическому воздействию на этническое самосознание казахов были сражения в междуречье Буланты-Белеуитты (1727 г), расположенном на северо-западной окраине Бетпакдалы, и Аныракайская битва (1730 г.), которые привели к освобождению народным ополчением трех жузов большей части ранее захваченных ойратами казахских территорий.
Победа в местности Буланты-Белеуты имело большое значение. Она дала возможность казахским ополченцам поверить в свои силы, совершить поворот в сознании народа, предопределила успех Аныракайской битвы. Нурсултан Назарбаев при посещении Актюбинской области в августе 1998 г. в год народного единства и национальной истории говорил, что по количеству противоборствующих сторон и по воздействию на дальнейшую судьбу казахского народа и его государства Булантинская битва имеет такое же значение, как Полтава, Куликово, Бородино для русской нации и его государственности.
В 1727 г. военное ополчение трех жузов одержало первые решающие победы над сильным врагом, вслед за которыми началось его победоносное шествие к верховьям р. Или - главной ставке Джунгарского государства.
Согласно народному преданию, письменно зафиксированному в начале прошлого века со слов прямых потомков участников военных баталий 1727-1730 гг. видным туркестанским исследователем-этнографом А. А. Диваевым, около 180 лет назад объединенное казахское ополчение начало активные наступательные действия против джунгарских войск и вытеснило их с территории Улытауского мелкосопочника и смежных регионов Сарыарки в междуречье Буланты-Белеуитты, где завязались наиболее ожесточенные бои между ними6.
В сражении при Буланты показали маневренность и отвагу казахские ополченцы под предводительством самого Абулхаира и батыров Богенбая, Тайлака, Санрыка, Малайсары, Байгозы, Тама Есета, Бака Мыктыбек улы, Шерубая, Акша и других. Тайлак и Санрык - два выдающихся батыра периода Отечественной войны. Санрык Токтыбайулы происходил из рода Ошакты, со стороны матери был племянником батыра Тайлака.7
Историческая местность Калмаккырган представляет собой северо-западную периферию огромной по протяженности пустыни Бетпакдала, занимающей территорию от низовьев р. Чу до западного побережья Балхаша. Под этим нарицательным именем она стала известной российским военным топографам и купцам еще в начале 40-х гг. XIX в., когда были составлены первые более или менее подробные географические описания этого края.
На протяжении многих веков междуречье Буланты-Белеуитты было одним из основных мест расселения больших групп тюркоязычных кочевников Центрального Казахстана и играло важную роль в их экономической и социально-культурной жизни. В эпоху Казахского ханства эти плодородные пастбища занимали в основном казахи отделения баганалы племени найман Среднего жуза, имевшие там свои постоянные зимовки и родовые кладбища. На левом, северном, берегу р. Калмаккырган при впадении в нее речки Карагайлы и к востоку от урочища Калмактепе до сих пор сохранились старинные зимовки и могильники ранее проживавших здесь родовых групп казахов-кочевников.
В первой половине XVIII в. северные рубежи ойратских кочевий прикрывали от массового проникновения военных отрядов казахов во внутренние регионы Джунгарского ханства четыре крупных караульных поста джунгар, расположенных на территории Бетпакдалы.
Один из них находился в 50-60 км к северо-западу от долины р. Сарысу, на северном берегу р. Калмаккырган - бывшей Белеуитты. Три других караула были расположены на противоположной, восточной, стороне этой «пограничной» реки в местностях Калмаккырган, Калмак и Калмактау, где до сих пор сохранились родовые могильники джунгар.
Самым передовым из всех этих караулов был стационарный пункт, размещавшийся возле невысокой горы в месте слияния речки Карагайлы (Дусен) с р. Калмаккырган (Белеуитты), которое позднее получило название по имени расположенного здесь могильника Калмак-Чингара, а с конца прошлого века было переименовано в Калмактепе. С вершины сопки Калмактепе, обустроенной джунгарами как наблюдательный пункт, на большое расстояние обозревается местность к западу, северо-западу и югу от караула. Расположение его давало джунгарским военачальникам возможность эффективно контролировать ближайшие подступы к долине Белеуитты и предупреждать попытки неприятеля застигнуть врасплох пограничные отряды ойратов. Сам караульный пост джунгар, очевидно, находился на трехъярусной вершине сопки под пирамидальным навесом, образовавшимся из двух больших каменных плит. С ним и сопкой Калмактепе связаны различные исторические предания и легенды о борьбе казахских батыров с джунгарами, которые сохранились среди местного населения до нашего времени.По всей вероятности по установившейся традиции вся наступательная операция осуществлялась тремя группировками казахских воинов в течение одного-двух месяцев. Основное содержание ее сводилось к тому, чтобы не выпустить бежавших джунгар из окружения и, приближаясь в ходе преследования вражеских отрядов из разных точек степи по направлению друг к другу с определенной скоростью, в конечном итоге сомкнуть центр и крылья вокруг загнанного в засаду противника.
Сама историческая битва между воинскими силами двух кочевых народов продолжалась не более трех-пяти дней, так как чрезмерная скудость водных и кормовых ресурсов урочища Карасире жестко лимитировала оптимальные сроки пребывания на его территории больших масс людей и домашних животных. Вытесненные народным ополчением казахов из Улытауских гор, обессиленные нехваткой питьевой воды, перманентными точечными атаками казахской конницы и долгим изматывающим переходом «по долинам и по взгорьям» Голодной степи, ойраты были вынуждены принять сражение в безводной и сильно пересеченной местности, в совершенно невыгодных для них условиях, что в результате и предопределило их поражение.
Одержав в местности Карасире - будущей Калмаккырган, крупную победу над джунгарскими войсками, боевые дружины казахских сарбазов погнали мелкие группы рассеявшегося неприятеля в направлении на юго-восток к сопке Калмактепе, где находился в то время ближайший к недавнему месту сражения военно-оборонительный пост джунгарской стражи. Здесь произошло еще одно вооруженное столкновение народного ополчения казахов с джунгарскими войсками. Историческая память о нем емко запечатлелась в двух сходных по сюжетной фабуле народных преданиях казахов, которые до сих пор бытуют среди старожилов Улытауского района Карагандинской области8.
Непокорные великие горы Улытау и в годы царской колониальной политики оставались очагом сопротивления и независимости. Свидетельство тому - восстание чигизида Кенесары Касымова в середине XIX века.
История борьбы казахского народа за создание своей государственности – процесс многовековой и сложный. Вопрос этот возник с момента сложения казахского народа и постоянно сопутствовал его историю. Сложение Казахского ханства, внутреннее его развитие, горизонтальные и вертикальные связи, иерархические отношения, своя система ценностей, особенности склада народного характера неоднократно должны были выдержать испытания на прочность9.
Ссылки:
В.З. Галиев (доктор исторический наук) «Актабанщубырынды, Алкаколсулама» (Отечественная война 1723-1730 гг.) (Новые данные о битве при Буланты) http://www.tugan-olke.kz/kz/component/content/article/53.html
А. Брагин. «Первый академик», Алма-Ата, изд-во «КАЗАХСТАН» 1989 г., стр. 200.(из выступления К. И. Сатпаева на XXI съезда КПСС СССР)).
Статья И. В. Ерофеевой, Б. Ж. Аубекерова (Казахстан) «Ландшафтно-геоморфологические факторы формирования наступательной стратегии и тактики казахов-кочевников в войне с джунгарами 1723-1730 гг.».
РОЛЬ НОМАДОВ ЕВРАЗИЙСКИХ СТЕПЕЙ В РАЗВИТИИ МИРОВОГО
ВОЕННОГО ИСКУССТВА НАУЧНЫЕ ЧТЕНИЯ ПАМЯТИ Н. Э. МАСАНОВА. СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ. МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ г. АЛМАТЫ, 22-23 АПРЕЛЯ 2010 г., стр. 228- 229.
А. К. Кушкумбаев «Военное дело казахов в XVII-XVIII вв.», изд-во «Дайк-Пресс», Алматы 2001 г., стр. 131.
Статья И. В. Ерофеевой, Б. Ж. Аубекерова (Казахстан) «Ландшафтно-геоморфологические факторы формирования наступательной стратегии и тактики казахов-кочевников в войне с джунгарами 1723-1730 гг».
РОЛЬ НОМАДОВ ЕВРАЗИЙСКИХ СТЕПЕЙ В РАЗВИТИИ МИРОВОГО
ВОЕННОГО ИСКУССТВА НАУЧНЫЕ ЧТЕНИЯ ПАМЯТИ Н. Э. МАСАНОВА. СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ. МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ г. АЛМАТЫ, 22-23 АПРЕЛЯ 2010 г. стр. 230.
И. В. Ерофеева (Казахстан) «ИНСТИТУТ БАТЫРОВ В СТРУКТУРЕ ВОЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАЗАХОВ-КОЧЕВНИКОВ (Начиная с эпохи становления номадизма вплоть до конца)» стр. 341. РОЛЬ НОМАДОВ ЕВРАЗИЙСКИХ СТЕПЕЙ В РАЗВИТИИ МИРОВОГО ВОЕННОГО ИСКУССТВА НАУЧНЫЕ ЧТЕНИЯ ПАМЯТИ Н. Э. МАСАНОВА. СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ г. АЛМАТЫ, 22-23 АПРЕЛЯ 2010 Г.
Источник: http://e-history.kz/ru/chronology/event/779
Статья И. В. Ерофеевой, Б. Ж. Аубекерова (Казахстан) «Ландшафтно-геоморфологические факторы формирования наступательной стратегии и тактики казахов-кочевников в войне с джунгарами 1723-1730 гг.».
Байпакова К. М., Козыбаева М. К. «История Казахстана с древнейших времен до наших дней» в пяти томах, том 2. Изд-во «Атамұра», Алматы 1997 г, под редакцией стр. 417.
Карта «Бұланты шайқасы» из книги Ж. О. Артықбаева «Бұланты шайқасы» РМҚ «Полиграфия» ӨБ, 1998 ж., 39 б.
Б. С. Кожахметов «История Улытау» www.ylutau.kz.
~ ~
Достарыңызбен бөлісу: |