Благодарю тебя, создатель, Что я в житейской кутерьме



жүктеу 480.28 Kb.

бет1/4
Дата15.01.2017
өлшемі480.28 Kb.
  1   2   3   4

"Благодарю тебя, создатель,

 

Что я в житейской кутерьме

 

Не безработный, не писатель -

 

Простой учитель на Земле! ...

 

 

 

 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

                                                                   



 

 

 



                                                            

 

                                                         



 

                                       

 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 


 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

Мусина Лейсания Закиевна 

 

 



Дата рождения: 12.04.1977 

 



Образование: высшее 

 



Учебное заведение: Удмуртский государственный 

университет 

 



 Год окончания:  1999 

 



Факультет:  Русская филология 

 



Специальность: Филолог. Преподаватель по 

специальности филология 

 



Категория: высшая 

 



Общий стаж работы: 17лет 

 



Педагогический стаж: 17 лет 

 



Стаж работы в данном образовательном 

учреждении: 9лет 

 



Занимаемая должность: учитель русского языка и 

литературы 

 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока: Правописание НЕ с деепричастиями. 

Цель урока: 

1.Образовательные: 

- повторить ранее полученные знания о деепричастиях  

-познакомить учащихся с правилом правописания не с деепричастиями, повторить 

правописание  не с глаголами, местоимениями 



2. Развивающие: 

- создать мотивационную основу для восприятия учебного материала 

-формировать навык правописания не с деепричастиями в сопоставлении с глаголами 

-развивать коммуникативные умения учащихся, мышление, внимание, память 

3.Воспитательные: 

-

 воспитать у учащихся культуру общения, уважение к собеседнику



 

-привить любовь к русскому языку,

 

 

 

Оборудование: ноутбук, проектор, карточки 



Тип урока: изучение нового материала 

Технологии: новые структуры обучения:  Модель Фрейер, Эй Ар Гайд, 

Тэйк оф - тач даун



 

 

Ход урока. 



1.Организиционный момент 

-Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня на нашем уроке много гостей. Мы им всегда очень 

рады. 

 - Поприветствуем партнера по плечу, по лицу. Пожелаем хорошего настроения, удачи на 



уроке. 

 

2.Проверка домашнего задания 

-Проверим  домашнее задание упр.347. 

 

-Как  озаглавили текст?    Посмотрите на слайд, вот как выглядит цветок ЛУНОЦВЕТ. 



 

- Выполним морфологический разбор одного из деепричастий. К доске идет Эндже. 

 

-  А  мы  прочитаем  выписанные  предложения  с  деепричастиями  и  ДО.  Пожалуйста,  Ильназ. 



Проверьте свои предложения. Если все правильно, поставьте плюс 

 

-Найдите из текста слова, в которых правописание приставки зависит от глухости и звонкости 



последующего согласного (вздрогнули, раскручивал, раскрываясь, вздохнул) 

 

- Молодцы! Назовите правило. 



 

-Откройте  дневники и запишите Д.З. на следующий урок. упр. 350. Прочитайте задание. Что в 

задании не понятно?   Именно этой теме посвятим  наш урок. 

 

-Тетради передаем  и кладем на край стола 



 

- Итак,   какова же тема нашего урока: Правописание не с деепричастиями. Откройте тетради,  

запишите число, тему. Какую же цель мы ставим себе. 

 

-Цель:  знакомство  с  правилом  написания  не  с  деепричастиями;  научиться  правильно 



использовать это правило в письменной речи 

 


3.  Актуализация  ранее  полученных  знаний  о  деепричастии.    Обучающая  структура 

Модель Фрейер. 

-  Давайте  вспомним  все,  что  мы  знаем  о  деепричастии.  Работаем  с  партнером  по  плечу. 

Партнеры  А  сделайте  заготовки.  Вам  нужно  на  этих  листочках  составить  модель 



Деепричастия: 

 

понятие, 



определение, 

характеристики, 

примеры, 

антипримеры.                              



Время работы 3 минуты. 

 

- Кто готов, покажите. Зачитает ответ участник №3, стола № 1. 



 

- Дополняет участник №4 стола №2 

 

- Молодцы! Спасибо. 



 

5. Изучение новой темы. Обучающая структура  Эй Ар Гайд 

Задача:  изучить  самостоятельно  новую  тему,  используя  ранее  изученную  тему  «не  с 

глаголами» 

 

- Возьмите розовые листочки с заданием.  



 

1 этап:  работаем с  утверждениями:  ставим плюс, если согласны с  утверждением ;       если не 

согласны  –  минус  в  графе  «До»            Не  боимся  ошибаться.        Чтобы  принять  решение, 



учитывайте свои знания, личный опыт, убеждения.  

 

Вам дается одна минута 

 

2 этап:   А сейчас изучим материал по слайду. 



 

3 этап: Теперь, по завершению чтения правила, еще раз прочтите все утверждения.  В столбике 

«ПОСЛЕ» поставьте «+», если вы согласны с утверждением,  или  « - « , если вы не согласны с 

утверждением. Вам дается 30 секунд 

4.Этап:  СРАВНИТЕ  столбики  «ДО»  и  «ПОСЛЕ»,    изменились  ли  ваши  утверждения.  

Расскажите  об  этом  своему  партнеру  по  плечу.  Даю  вам  на  это  20  секунд.    Начинают 

участники Б.  Не забудьте поблагодарить друг друга за рассказ. 

- Участник №1, стол №1, что тебе рассказал партнер по плечу?  

-Участник №3, стол №2,  что ты узнал из слайда (Ответы учеников.) 

- Какие из этих утверждений являются самыми главными для вас для изучения  темы? Почему? 

Откройте стр. 160 учебника, прочитайте еще раз правило. Вы согласны с ним? 

 

До 



                            Утверждения        

После 


 

(не)развеял сомнения        - раздельно 

 

 

                        (не)навидел  соседа           - слитно 



 

 

                           Никого  (не)заметил     - слитно 



 

 

                         Мне (не)здоровится       – слитно 



 

 

(не)пишет упражнение    - раздельно 



 

 

                           (не)навидя  врага     - раздельно 



 

 

                         (не)прочитав  письмо – раздельно 



 

 

6. Физминутка:  

- Ребята, сегодня мы проведем необычную паузу, а волшебную. Посмотрите, пожалуйста, 

- партнеру по лицу и скажите  несколько добрых слов, пожеланий, комплиментов. 



- а теперь партнеру по плечу   подарите комплименты, добрые слова 

- Молодцы. А теперь продолжим нашу работу. 



7. 1)Закрепление изученного материала. 

Тэйк оф - тач даун - «встать - сесть» - обучающая 

структура для получения информации  



-  Ребята,  я  сейчас  продиктую  словосочетания.  Вы  записываете  только  те,  в  которых  есть 

деепричастия и в два столбика:  первый – с не слитно,  второй с не раздельно 

Не  знал  дороги,  незаконченная  работа,  ненавидя    власть  ,  не  загибая  уголков,  не  торопился   

домой,    шел  не  торопясь,        нерешенная  задача,      не  сгибая  спины,          невзлюбив  брата,  

невежливый ученик, не чувствуя ног 

-  Встаньте  те,  кто  выписал  3  примера  ,  спасибо,  присаживайтесь,  встаньте  те,  кто  выписал  4  , 

хорошо, присаживайтесь, а теперь встаньте те, кто выписал 5 примеров, встаньте те,  у кого 6 

примеров. Молодцы!  Какие же слова нужно было выписать?   Отвечает участник №2 стола № 1 

- Давайте похлопаем тем, кто выписал все  ответы.  

-  А  сейчас  проверим  столбики.  Как  же  мы  их  распределили.  На  какое  правило  мы  опирались. 

Смотрим на слайд, проверяем. Ставим оценку. 

- У кого все правильно? 



2)    Упр.  349  .  Прочитайте  задание.  Выпишите  предложение,  соответствующее  вашему  месту. 

Укажите суффиксы. 

- А сейчас проверим. Еще раз повторим правило. 

3) - Возьмите сиреневые листы. Перед вами советы-пожелания. Прочтите задание, если все 

понятно, выполняйте. 

-  Выпишите  из  них  те,  которые  соответствуют  теме  сегодняшнего  урока.  Раскройте  скобки. 

Подумайте, которые из этих пожеланий вы бы хотели принять к исполнению. И почему? 

1)  (Не)спорьте,  (не)узнав  как  следует  в  чем  дело.  2)  Стремитесь  всегда  вперед, 

(не)останавливаясь  на  достигнутом.  3)  (Не)осуждайте  другого,  (не)зная  его  жизни.  4) 

(Не)вымыв руки, (не)садись за стол. 5) Выполняй работу внимательно, (не)отвлекаясь (ни)чем. 

6)Языком (не) спеши, а делами (не)смеши. 7) Береги время, оно (не)возвращается.  

-  На  какие  правила  вы  опирались.  Вспомним  правила  правописания  не  с  глаголами, 

деепричастиями, ни с местоимениями. А какое из данных пожеланий вы взяли на исполнение? 



8. Подведение итогов урока 

- Ребята, я сегодня горжусь вами, у вас действительно все получилось, и каждый успешно 

справился со своим заданием. Вы порадовали меня. Спасибо! И конечно ж е цель, которую мы 

поставили в начале урока,  была достигнута. Вы согласны со мной? 

- Оценивание. 

 

Урок окончен. Встали, задвинули стулья. Спасибо. До свидания. 

Тема урока: А.А.Платонов сказка-быль «Неизвестный цветок». Уроки доброты 

Платонова. 

Цели урока: 

1.

 

Создать условия для понимания глубинной философской сути сказки-были, помочь 

раскрыть писательский замысел. 


2.

 

Способствовать формированию у учащихся умения ориентироваться в тексте 

художественного произведения, анализировать, делать выводы, продолжить работу над 

навыкам выразительного чтения. 



3.

 

Способствовать воспитанию таких нравственных качеств, как сострадание, любовь ко 

всему живому и жизни, трудолюбия, воспитание читательского вкуса. 

Тип урока: урок изучения нового материала. 

Оборудование: мультимедийные средства. 

Методические приемыслово учителя, чтение по ролям, работа над закреплением 

литературоведческих понятий,  работа с текстом, беседа по вопросам, цитирование, 

выразительное чтение, обобщение, выводы. 

Ход урока. 

 Организационный момент. 

Цель: создать рабочую настроенность. Приветствие. 

 Здравствуйте,  ребята. (слайд 1) 



Введение в тему, целеполагание. 

 Сегодня на уроке мы вновь обращаемся к творчеству писателя-философа Андрея Платоновича 

Платонова (Клементова). Он продолжает знакомить читателей с чувствами, которые возможно 

пробудить  в человеке: способность проявлять добро, внимание, сострадание. (  слайд 2) 

В 5 классе мы читали рассказ «Никита»  

-Вы помните этот рассказ? 

-Что удивило Никиту в цветке? 

Работа над закреплением литературоведческих понятий. 

-Какой приѐм использовал А.Платонов, наделяя неодушевленные предметы человеческими 

качествами? (олицетворение). ( слайд3) 

Подготовка к восприятию сказки. 

Слово учителя. 

Перед нами другая сказка. Сказка-быль «Неизвестный цветок», написанная в1950 году 

незадолго до смерти писателя и подаренная дочке Маше. Это своеобразное завещание. (слайд 4) 



Беседа по вопросам. 

-что такое «завещание»? (наказ на будущее).(слайд5) 



Создание проблемной ситуации. 

Итак, завещание Платонова - «Неизвестный цветок». Мы должны понять, что хотел сказать нам 

писатель. Тема нашего урока: «Уроки доброты Платонова». (слайд 6) 

-Что значит «неизвестный»? подберите синонимы к слову. (неведомый, незнакомый). 

-Где мог появиться цветок, чтобы быть неизвестным? (Там, где никого нет). 

Выборочное чтение, беседа по тексту. 

Открываем учебник стр. 33 

Читаем 1 абзац до конца. 

Читаем 2 абзац и 1 предложение 3. 

-легко ли было семечку? (очень трудно). 

Читаем 3,4,5 абзац. Жизнь цветка не только борьба, но и радость. 

Постановка проблемного вопроса

-каким вы представляете себе цветок? (слабым, нежным, но сильным духом). 

А вот каким его рисует автор: читаем 6 абзац. 

-найдите в тексте: чем был обделен цветок? Почему он не видел себя? (был слепой). 

Читаем 7 абзац. 

-с чем сравнивает его автор? (со звездой) как называется это средство выразительности? 

(метафора - образное сравнение). (слайд7) 

 Постановка проблемного вопроса. 

Как вы думаете, он так  и проживет неизвестным? Для чего тогда он мерцал и благоухал? (быть 

полезным другим). 

Читаем 8 абзац. 

-что заинтересовало девочку? (благоухание). 


Читаем 9 абзац. Почему девочка пошла на пустырь? (вспомнила сказку.)  

Как Даша увидела цветок?  



Выразительное чтение по ролям. 

Диалог по ролям. 



Постановка проблемного вопроса. 

Какие чувства вызывают у вас слова: один- никто- маленький ? 

-Почему Даша поцеловала цветок? (пожалела, проявила чувство  сострадания). 

-Для чего девочка привела ребят? Что еѐ поразило в цветке, чем она хотела поделиться с 

друзьями? 

Читаем 10 абзац и дальше до конца.  

Лексическая работа. 

-Что значит «удобрить»? (сделать доброй) 



Постановка проблемного вопроса. 

Могла ли Даша забыть о цветке?  

Читаем следующий абзац до конца. 

- Как земля отблагодарила ребят? (пустырь покрылся цветами) 

-А что же случилось с прежним цветком? (он повторился в своем сыне) 

-Чем сын был не похож на отца? 



Работа с текстом. 

- Найдите в сказке строчки, убеждающие нас в этом.  



Работа над закреплением литературоведческих понятий. 

- Что сказочного в произведении? (живой цветок). Как называется этот вид тропа? 

(олицетворение). 

Рефлексия. 

-А что же является былью, только ли о цветке идет речь в произведении? Сказка ложь, да в ней 

намѐк, добрым молодцам урок. В чем заключается урок Платонова? 

 Что завещал  Платонов, Какими нам надо быть? 

Многие известные люди размышляли о смысле жизни. Каким афоризмом можно выразить 

вывод урока? (слайд 8) 

«Жить- значить действовать». А. Франс. 

«Жизнь ничего не дарует без тяжких трудов и волнений». Гораций 

«Кто не отзывается на зов, отказывается от того, для чего его зовут». Суахали 

«Неизвестный цветок» Платонова стал олицетворением любви к жизни, стойкости и терпения. 

Ребята, помогите мне оценить  вашу работу, кто на ваш взгляд хорошо работал? Оценки. 

Домашнее задание: прочитайте  статью об авторе сказки стр. 30-32, нарисуйте, каким вы 

представляете себе цветок, дайте ему имя. (слайд 9) 

Как бы вы поступили, встретив такой цветок? 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

ТЕМА:     Военная поэзия. (11 класс) 



Цели:    дать обзор поэзии времен Великой Отечественной войны; 

           Показать,  что  поэзия  как  самый  оперативный  жанр,  соединяла  высокие  патриотические 

чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя. 

Оборудование: записи песен военных лет, 

     Поэтические сборники, портреты поэтов, иллюстрации.   

 Эпиграф:                  Имеем ли мы право предавать забвению добытое         кровью? Нет, не 

имеем.  Надеемся  ли  мы,  что  добытое  кровью  сослужит  еще  службу  людям  будущего? 

Надеемся. 


А.Блок 

Ход урока. 

1.Слово учителя. 

-Ребята,  сегодня  на  уроке  мы  продолжаем  изучение  литературы  периода  Великой 

Отечественной войны. Особый подъем пережила в годы ВОВ советская поэзия. Именно в стихе 

выразилась  необычайная  сила  патриотического  воодушевления,  владевшая  поднявшимся  на 

защиту  страны  народом.  В  первый  же  день  войны  писатели  и  поэты  Москвы  собрались  на 

митинг.  Выступили  Фадеев,  Лебедев-Кумач.  А.Фадеев  заявил:  «Писатели  Советской  страны 

знают  свое  место  в  этой  решительной  схватке.  Многие  из  нас  будут  сражаться  с  оружием  в 

руках, многие будут сражаться пером». 

Более  тысячи  писателей  и  поэтов  ушли  на  фронт  (свыше  400  не  вернулись  назад). 

Остались  их  талантливые  стихи,  обещания  яркой  талантливой  жизни,  которая  оборвалась  на 

фронте. 

Уже  на  третий  день  войны  была  создана  песня,  ставшая  символом  единства  народов  в 

борьбе с врагом – «Священная война», на стихи Василия Лебедева-Кумача (грамзапись. В ходе 

урока учащиеся записывают названия стихотворений, его автора и год написания). 

--  Ребята,  а  как  вы  думаете,  почему  эта  песня  стала  легендарной?  (эта  песня  пробудила  дух 

патриотизма,  звучала  как  могучий  призыв  к  защите  Родины,  песня  призывала  каждого  к 

ответственности за свою Родину, за судьбу страны). 

-  На  фронте  поэты  и  писатели  были  не  только  военными  корреспондентами,  они  были 

рабочими войны – артиллеристами, танкистами, пехотинцами, летчиками, моряками. Умирали 

от  голода  в  блокадном  Ленинграде,  от  ран-  в  военных  госпиталях.  Поэт  А.Сурков  писал: 

«Пожалуй,  никогда  за  время  существования  советской  поэзии  не  было  написано  столько 

стихов».  Как  вы  думаете,  почему?    (поэзия  обращалась  к  душе  каждого  человека,  передавала 



его  мысли,  чувства,  переживания,  вселяла  веру  и  надежду.  Поэзия  не  боялась  правды,  даже 

горькой и жестокой). 

--  Один  из  наиболее  ярких  поэтов  этой  поры  -  Константин  Симонов  (учащиеся  слушают 



сообщение подготовленного ученика о творчестве Симонова в годы войны). 

-- Наиболее ярким и сильным является стихотворение Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги 

Смоленщины?»  (1941).  По  признаниям  участников  войны,  оно  было  первым  поэтическим 

произведением,  которое  глубоко  затронуло  души  воинов.  Это  стихотворение  поэт  посвятил 

своему  старшему  товарищу  Алексею  Суркову.(стихотворение  читает  подготовленный 

ученик). 

--  Ребята,  а  почему  стихотворение  так  волновало  читателей?  Какие  чувства  солдат  передавал 

автор?  (стихотворение  никого  не  может  оставить  равнодушным.  В  нем  поэт  передает 

горечь,  боль,  отчаяние  воинов,  вынужденных  отступать.  Также  нужно  отметить  любовь  и 

гордость автора за свою страну. И «усталые женщины», и «деревни с погостами» , и «изба 

под  Борисовом»  -  все  это  для  Симонова  его  Родина,  его  земля,  пусть  «горькая»,  но  «самая 

милая», за которую и жизнь в бою отдать не жалко). 

Словарная работа 

Погост  –  это  слово  пришло  из  древней  Руси.  При  княгине  Ольге  покоренные  племена 

восточных  славян  должны  были  платить  князю  Киевскому  дань.  Княгиня  Ольга  установила 

точный размер дани и место, куда должны были эту дань свозить. Место сбора дани. 

Погост – 1) сельское кладбище. 

2) сельская церковь с кладбищем и принадлежащим ей земельным участком. 

-- Ребята, а какие жанры были наиболее популярны в творчестве поэтов военного 

времени?  (наиболее  распространенным  был  жанр  «письма»:  письмо  матери,  жене, 

любимой.  Это  письма  –  обещания,  письма  –  клятвы:  «Жди  меня»  Симонова,    «В 

землянке»  Суркова,    «Темная  ночь»  Агатова).  (стих.  «Жди  меня»  читает 

подготовленный ученик) 

--  О  чем  это  стихотворение?  (это  гимн  любви,  верности,  такой  настоящей  любви  ничего  не 



страшно.  Такая  любимая,  которая  умеет  ждать,  как  никто  другой,  нужна  была  каждому, 

кто воевал, чтобы верить, чтобы жить и побеждать). 

-- Стихотворение Суркова «В землянке» стало одним из самых дорогих и любимых, она звучит 

у походного костра, на солдатском привале. Глубоко личные, прочувствованные стихи Суркова 

вдохновили композитора Константина Листова. Он написал к ней музыку и, аккомпанируя на 

гитаре, спел ее. А впервые песня была опубликована в газете «Комсомольская правда» 25 марта 

1942  года.  Первыми  ее  исполнителями  были Леонид  Утесов  и  Лидия  Русланова.    Послушаем 

песню «В землянке». 

--Ребята,  выразите  свое  отношение  к  только  что  прослушанной  песне.  (ярко  представляется 

картина,  изображенная  в  стихотворении  Суркова.  Мы  видим  темную  землянку  с  низким 

потолком,  бойца,  склонившегося  над  письмом  к  любимой,  едва  мерцающий  огонек  печки  – 

буржуйки.  Вокруг  холодный  снежный  лес,  слышится  завывание  вьюги  и  далекие 

артиллерийские раскаты). 

--  Семен  Гудзенко,  Николай  Майоров,  Павел  Коган,  Михаил  Кульчицкий,  Всеволод 

Багрицкий…    В  1941  году  им  было  чуть  больше,  чем  вам  сегодня,  ребята.  Не  всем  суждено 

было  вернуться  с  войны.  Под  Новороссийском  был  убит  поэт,  лейтенант  Павел  Коган.  Он 

поступил на курсы военных переводчиков, хотя по состоянию здоровья был снят с воинского 

учета. В январе 1943 года под Сталинградом был убит Михаил Кульчицкий. При выполнении 

боевого  задания  в  феврале  1942  года  погиб  20  летний  Всеволод  Багрицкий,  сын  известного 

поэта. В его кармане нашли тоненькую коричневую тетрадь фронтовых стихов, пробитую тем 

же осколком, который убил юношу. (прослушивание стих-ий этих поэтов). 

--Победу  приближали  не  только  мужчины.  Нежные,  хрупкие  девушки  и  женщины  тоже 

взвалили  на  себя  тяжесть  войны.  Женщины  умели  не  только  ждать,  но  и  стоять  за  станком, 

растить детей, воевать. Говорят,  у войны  «не женское лицо», но женщины уходили на фронт. 

Они  помогали  раненым,  подносили  снаряды,  они  были  солдатами.  Слово  их  тоже  было 

оружием.  Анна  Ахматова,  Ольга  Берггольц…  Их  стихи  знали,  ждали…  На  фронт  идет  17-

летняя  Юлия  Друнина,  становится  медсестрой  Вероника  Тушнова.  (  рассказ  уч-ся  об 

О.Берггольц, Ю.Друниной. чтение их стихотворений). 

--Ребята,  сегодня  вы  услышали  много  стихов,  написанных  в  годы  войны,  узнали  о  судьбе 

отдельных поэтов – фронтовиков. Как вы думаете, стихи, пришедшие из боя, остаются в строю? 

Понравились ли они вам? (ответы учащихся). 

-- Завершая урок, обратимся к эпиграфу. Александр Блок в далеком 1919 году писал: «Имеем ли 

мы право предавать забвению добытое кровью? Нет, не имеем. Надеемся ли мы, что добытое 

кровью  сослужит  еще  службу  людям  будущего?  Надеемся».  Ребята,  поэзия  тех,  кто  был 

охвачен  чистым  огнем  поэтического  горения,  переполнена  любовью  к  Родине,  ненавистью  к 

врагам,  - такая поэзия не может быть забыта, так как   «предавать забвению добытое кровью» 

мы, действительно, не имеем права. 

3. Итог урока, выставление оценок. 

4.Дом.задание:прочитать  статью  учебника  о  прозе  военных  лет;  перечитать  повесть  Виктора 

Некрасова « В окопах Сталинграда».  

 

 



 

 

План-конспект урока литературы 

по теме  « Пьеса М.Горького «На дне» - социально-философская драма, 

 суровая и беспощадная правда о жизни «низов» (11 класс) 

 

1.

 



Организационный момент 

-приветствие, 

-проверка посещаемости, 

-объявление темы урока, постановка цели и задач. 

 

1) определить особенности жанра, композиции и конфликта в пьесе Горького «На дне» 

2) показать посредством анализа драматического произведения новаторство писателя, 

3) рассмотреть решение социальных проблем в произведении 


4) выявить жизненную  позицию героев пьесы, охарактеризовав их образы, 

5) развивать монологическую речь студентов, 

6)  воспитывать  культуру  общения  студентов,  качества  как    милосердие,  доброта, 

сострадание, человечность. 

- Вступительное слово учителя. 

-Ребята, мы с вами продолжаем знакомство с творчеством М.Горького. Сегодняшний урок я 

предлагаю посвятить вопросу поиска правды жизни. Я надеюсь, что данное произведение

которое было написано более ста лет назад, не потеряло своей актуальности и по сей день, и 

мы с вами, думаю, в этом убедимся. Обратите внимание на эпиграф сегодняшнего урока и 

запишите его в тетрадь. Какое здесь ключевое слово? Это слово «правда». Да, сегодня речь 

пойдет  о  правде,  но  правда  бывает  разная  –  частная,  житейская,  для  себя,  а  бывает  – 

мировоззренческая, т.е. она лежит в основе жизненных принципов человека. И мы сегодня 

поговорим о последней. Хочу, чтобы вашими помощником стал не только художественный 

текст – сама пьеса, но и такие слова – милосердие, доброта, сострадание, человечность. 

Прошу  вас  обратить  внимание  на  план    анализа  пьесы  (печатный  материал  на  рабочих 

столах). На учебном занятии нам также  будут помогать мультимедийные материалы.  

 

План  анализа пьесы М. Горького «На дне» 

 

Жанр  художественного  произведения.  Сюжет  произведения.  Особенности 



композиции  пьесы. 

 



История создания пьесы М.Горького «На дне». 

 



Смысл названия произведения. 

 



Герои  пьесы  М.  Горького  «На  дне».  Обитатели  ночлежки,  их  жизненная  позиция, 

мечта и реальность героев. 

 

Конфликт художественного произведения, виды конфликта в пьесе. 



 

Правда в пьесе Горького «На  дне». Спор в произведении. Проблема веры в пьесе.  



 

Жизненная философия героев пьесы (Лука, Сатин, автор).  



 

Драматургическое  мастерство  М.Горького:  своеобразие  диалога  и  монолога, 



афористичность. Новаторство писателя. 

 



Проблематика  пьесы:  гуманизм  в  произведении,  нравственный  выбор  человека, 

милосердие, доброта, сострадание, человечность. 

2.

 

Работа над темой урока. 



-Вы  дома  работали  со  справочной  литературой,  давайте  вспомним,    что  такое  пьеса,  в  чѐм  еѐ 

особенности, что характерно для драматического произведения??? 

-  Сюжет  художественного  произведения  –  это  его  сердцевина.  Давайте  вспомним  сюжет 

данного произведения  (пересказ ученика) 

Слово учителя: 

В  девятисотые  годы  в  России  разразился  жестокий  экономический  кризис.  После 

каждого  неурожая  массы  разорившихся,  обнищавших  крестьян  бродили  по  стране  в  поисках 

заработка. А фабрики и заводы закрывались. Тысячи рабочих и крестьян оказались без крова и 

средств  к  существованию.  Под  влиянием  тягчайшего  экономического  гнета  появляется 

огромное  количество  босяков,  которые  опускаются  на  "дно"  жизни.  Пользуясь  безвыходным 

положением  обнищавших  людей,  предприимчивые  владельцы  темных  трущоб  нашли  способ 

извлекать пользу из своих зловонных подвалов, превратив их в ночлежки, где находили приют 

безработные, нищие, бродяги, воры и другие "бывшие люди". Написанная в 1902 г. пьеса "На 

дне" и изображала жизнь этих людей. Сам Горький писал о своей пьесе: "Она явилась итогом 

моих  почти  двадцатилетних  наблюдений  над  миром  "бывших  людей",  к  числу  которых  я 

отношу  не  только  странников,  обитателей  ночлежек  и  вообще  "люмпен-пролетариев",  но  и 

некоторую  часть  интеллигентов,  "размагниченных",  разочарованных,  оскорбленных  и 

униженных  неудачами  в  жизни.  Я  очень  рано  почувствовал  и  понял,  что  люди  эти  - 

неизлечимы. " 

-    Всех  обитателей  ночлежки  мы  условно  можем  поделить  на  хозяев  и  ночлежников.  Давайте 

проанализируем обстановку, в которой происходит действие пьесы. (выступление учеников) 

Слово учителя: 



Действие  пьесы  "На  дне"  происходит  в  мрачном  полутемном  подвале,  похожем  на 

пещеру,  со  сводчатым,  низким потолком,  который  давит  на  людей  своей  каменной  тяжестью, 

где темно, нет простора и трудно дышать. Убога и обстановка в этом подвале: вместо стульев - 

грязные  обрубки  дерева,  грубо  сколоченный  стол,  по  стенам  -  нары.  Здесь  собрались  воры, 

шулеры,  нищие,  калеки  -  все,  кто  выброшен  из  жизни;  различные  по  своим  привычкам, 

жизненному  поведению,  прошлой  судьбе,  но  одинаково  голодные,  измученные  и  никому  не 

нужные.  

Все обитатели ночлежки вытолкнуты "хозяевами" на дно жизни, но в них не растоптано 

все  человеческое.  В  этих  людях,  лишенных  права  жизни,  обреченных  на  беспросветное 

существование, опустившихся, сохранилось чувство собственного достоинства. 

Слово учителя: 

Пьеса  А.  М.  Горького  "На  дне"  была  написана  в  1902  году,  в  переломный  момент  для 

России. Горький вводит в русскую литературу нового героя - босяка. Но рассказывает о нем по-

новому.  Тема  людей  дна  не  нова  для  русской  литературы:  Гоголь,  Достоевский,  Гиляровский 

обращались к этой теме. 

Сам  Горький  отмечал,  что  пьеса  явилась  итогом  его  почти  20-летних  наблюдений  над 

миром "бывших людей". 

 Выступление ученика по теме «История создания произведения» ( 

Смысл  названия  произведения      (зачитываем  значение  слова  «дно»  из    толковых  словарей, 

высказываем своѐ мнение по данному пункту). 

Слово учителя: 

 Известно,  что    М.  Горький  отверг  первоначальные  названия  пьесы  —  «Без  солнца», 

«Ночлежка», «Дно», «На дне жизни». 

Афиша действующих лиц в пьесе. Кто он, герои ночлежки???? 

 



Клещ 

 



Барон. 

 



Актер. 

 



Женские образы в пьесе. 

 



Васька пепел. 

 



Бубнов. 

 



Сатин. 

 



Лука. 

 Слово учителя: 

    -Всмотритесь внимательно в сборный пункт сирот, горемык, маргиналов (людей 

с обочины жизни), собранных на тесную площадку подвала-пещеры в первом акте. 

Или в «пустырь» — «засоренное разным хламом и заросшее бурьяном дворовое место»  

в акте третьем. Вы сделаете любопытное открытие: эта площадка, в сущности, разбита 

на  ячейки,  на  микропространства,  норы,  в  которых  раздельно  и  даже  отчужденно  живут 

«бывшие» люди, лишенные дела, прошлого, живут со своей бедой, даже близкой 

      к трагедии.  

Конфликт художественного произведения, виды конфликта в пьесе. 



-Давайте вспомним, что такое конфликт художественного произведения??? 

- Какие виды конфликта вы выделили в  пьесе? 

-Охарактеризуем их. 

Любовный конфликт (выступление ученицы). 

Социальный конфликт (выступление ученицы.) 

Слово учителя:  

-  В  драме  разворачиваются  два  основных  конфликта.  Первый,  социальный  -  между 

хозяевами  ночлежки  и  босяками,  другой-  философский  ,  затрагивающий  основные  вопросы 

бытия  ,  разворачивается  между  обитателями  ночлежки.  Он-  то  и  является  основным.  Мир 

ночлежки - это мир ―бывших людей‖. Раньше они были людьми разных слоев: здесь и барон, и 

проститутка,  и  слесарь,  и  актер,  и  картузник,  и  торговка.  И  всѐ  равно  в  этом  страшном  мире 

отверженных эти люди ведут поиск истины, стараются решать вечные проблемы. Как вынести 

тяжесть жизни? 


Правда в пьесе Горького «На  дне». Спор в произведении. Проблема веры в пьесе.  

Слово учителя: 

– Ребята, сейчас я предлагаю вам «примерить» правду героев М. Горького на нашу реальность. 

Обратите внимание на слайд. Что вы увидели??? Что можете сказать???     (ответы) 

- Чтение наизусть отрывка из пьесы. (выступление)  

Хорошо,  когда  прочитанная  книга  оставляет  след  в  душе.  И  если  он  яркий,  мы  вдруг 

задумываемся над тем, какое значение имеет для нас это произведение, что оно дало нам. 

Со времени создания пьес Горького прошло много лет, но и теперь они читаются и идут 

в  театрах.  Видимо,  им  предопределена  долгая  жизнь.  Можно  сказать,  что  это  -  энциклопедия 

предреволюционной  России,  история,  запечатленная  мастерски  и  жизненно,  но  нельзя 

забывать,  что  в  них  много  общечеловеческого,  подходящего  не  только  к  прошлой,  но  и  к 

нынешней жизни. 

Пьеса  ―На  дне‖  проникнута  горячим  и  страстным  призывом  любить  человека,  сделать 

так,  чтобы  имя  это  действительно  звучало  гордо.  Пьеса  имела  огромный  политический 

резонанс, звала к переустройству общества, выбрасывающего людей ―на дно‖. Нет и не может 

быть счастья, пока человек несвободен, пока несправедливость господствует на каждом шагу. 

Человек достоин счастья и свободы потому уже, что он Человек ! 

Сейчас,  в  эпоху,  когда  мы  вновь  заговорили  о  гуманизме  и  милосердии,  когда  призываем 

―милость  к  падшим‖,  пьеса  Горького  обретает  иное  значение.  Это  не  только  исторический 

документ,  не  просто  выдающееся  творение  человеческого  ума,  это  и  произведение,  которое 

вновь  и  вновь  будет  обращать  взоры  людей  к  вечным  проблемам  добра,  милосердия, 

социальной справедливости. 

Сегодня  мы  с  вами,  ребята,  убедились  в  том,  что  правда  у  каждого  человека  своя. 

Возможно,  вы  в  своем  возрасте  еще  не  решили,  каких  жизненных  принципов  вы  будете 

придерживаться  в  дальнейшей  жизни,  но  я  почему-то  уверена  в  том,  что  вы  сделаете  верный 

выбор.  И вас будут всегда сопровождать  такие качества как милосердие, доброта, сострадание, 

человечность. 

- Рефлексия (работа  с опросником) 

-Оценивание 

-Домашнее задание 

 

 

 

 

 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



  1   2   3   4


©emirsaba.org 2017
әкімшілігінің қараңыз

войти | регистрация
    Басты бет


загрузить материал