Будет ли компьютер когда-нибудь мыслить, как люди? Сегодня вряд ли кто-то убедительно аргументирует положительный ответ на этот вопрос. Тем не менее развитие электроники показывает, что дистанция между машиной и существом разумным постепенно сокращается. В первые десятилетия после изобретения компьютера в его задачу входили лишь вычислительные работы. С 70-х годов XX в. соответствующую технику начали переориентировать с обработки цифровой информации на различные системы символов, в том числе тексты. Следующий этап (90-е годы) − переход к работе, включающей распознавание образов. Компьютерный мозг «научился» сжимать информацию, моделировать ассоциативную память человека, его эмоциональные состояния. Это дает надежду на создание в будущем интеллектуальных устройств, или роботов, по «умственным» характеристикам хотя бы в некоторых сферах мышления или деятельности сопоставимых с людьми. Направление науки, занимающееся созданием искусственного гомункула, называется нейрокомпьютинг. Производство нейрокомпьютеров в мире сейчас на подъеме. Несколько лет назад выручка от их реализации превысила 1 млрд долл. Это знаковая цифра. В 1982 г. именно при таком объеме продаж персональных компьютеров на рынок вышла американская фирма IBM. Что последовало затем, хорошо известно − персональный компьютер стал незаменим во всех сферах человеческой деятельности. Могут ли нейрокомпьютерные технологии и создаваемая ими виртуальная реальность повлиять на жизнь отдельного индивида и всей цивилизации? Вот вопрос, который волнует многих сегодня. Современные нейронауки делятся на две группы. Одни для разрешения различного рода интеллектуальных задач моделируют человеческую психику. Речь идет, например, о нейрокибернетике. Другие, в частности нейрокомпьютинг, тоже призванные помочь людям решать встающие перед ними проблемы, делают это без учета происходящих в нашем мозгу процессов. Нейрокомпьютинг принципиально отличается от современных компьютерных технологий. В последних программист закладывает в машину заранее составленный алгоритм решения той или иной задачи, выбрав наиболее оптимальный способ, и ей остается только провести соответствующие вычисления. Иначе говоря, обычные компьютеры справляются с большим, хотя и конечным числом задач. Исходя из этого, определяется и сфера их применения. Они эффективны там, где программист, опираясь на уже разработанную теорию и имея ясное представление о том, что он хочет, может получить новые сведения из уже имеющихся знаний. Тогда процесс обработки информации разбивается на ряд последовательно связанных друг с другом алгоритмов. Типичный пример такого рода действий − решение уравнений математической физики в гидродинамике. Однако в реальной жизни большинство задач, с которыми сталкивается человек, неформализуемы, ибо для их решения еще нет необходимой теории или ее нельзя создать. И тут на помощь приходит нейрокомпьютер − электронное устройство на основе искусственных нейронов, напоминающих естественные клетки, проводящие нервные импульсы от рецепторов к центральной нервной системе и от нее к исполнительным органам. Первые, как и вторые, объединены в структуру, где осуществляется информационный обмен. Такая искусственная сеть способна на специально подобранных для нее примерах (за счет обработки огромного количества статистических данных) самообучаться и потом адекватно решать задачи, аналогичные введенным в нее образцам. Скажем, нейрокомпьютеру поручено определить, симпатична ли данная девушка. Понятно, никаких критериев красоты мы задать не можем − соответствующий алгоритм составить нельзя. Зато можно предоставить нейрокомпьютеру множество примеров истинно красивых женщин. И машина, работая по аналогии, способна выдать свое заключение о красоте конкретной девушки. При использовании нейрокомпьютерных технологий мы не знаем, как обрабатывать исходную информацию. Однако у нас есть достаточно примеров. Опираясь на них и действуя по ассоциации, машина найдет не только правильное, но и оптимальное решение. Во многом это обусловлено тем, что в исходных данных скрыта значимая информация, позволяющая ей вскрывать присущие исследуемой реальности закономерности и на их основе прогнозировать поведение изучаемого объекта или явление. Итак, нейрокомпьютинг эффективен в ситуациях, в которых не ясно, как действовать. В подобных случаях нужны не «жесткие», как в обычных компьютерах, а «гибкие», способные самообучаться и самосовершенствоваться, программы, в чем и заключено основное различие между нейрокомпьютингом и обычным программированием, его революционное преимущество. Такие функции нейросетей, как распознавание образов, сжатие информации, ассоциативная память и другие, являются основой для разработки различных устройств с искусственным интеллектом − всевозможных роботов, способных распознавать образы и осуществлять обработку изображений (одна из важнейших функций, выполняемых человеком). Это приведет к кардинальным изменениям в организации человеческого социума. Люди, в частности, избавятся от скучной и неинтересной работы на заводах и фабриках, где из-за несовершенства сенсорных систем роботов и манипуляторов деятельность большинства из них сведена к обслуживанию огромных, но «глупых» механизмов, не способных найти и вставить в станок с числовым программным управлением болванку нужной формы, чтобы обработать ее с необходимой точностью. А в будущем, когда разработчики нейрокомпьютерной техники перейдут определенный порог в области распознавания образов и систем искусственного зрения, станут реальностью роботы, которые возьмут на себя пусть не все, но хотя бы часть выполняемых человеком функций, тем более, если они будут перемещаться и ориентироваться в пространстве. Из жизни людей исчезнет нетворческий труд, а это повлияет на структуру занятости в обществе, потребуются определенные коррективы в системе образования − ее придется нацелить на подготовку личностей, способных выполнять истинно человеческие функции (прежде всего − уметь нестандартно мыслить). Однако до создания интеллектуальных роботов еще далеко. Гораздо раньше произойдет другое событие, способное радикально повлиять на развитие человеческой цивилизации, − появление искусственной, точнее, виртуальной личности. Речь идет о персональном электронном секретаре − в ближайшие 10−15 лет он появится у каждого специалиста, работающего в электронном информационном пространстве. Персональному виртуальному секретарю можно будет смело поручить всю рутинную работу, связанную с обработкой электронной информации. Кроме того, он будет способен к диалогу, приближенному к разговору коллег по работе, ибо большая часть тематики делового общения легко поддается формализации. В настоящее время интеллектуальный задел для создания подобных виртуальных личностей есть. В частности, фирма "НейрОК", активно работая в области разработки различных лингвистических приложений к компьютерам, близка к сотворению такого электронного гомункула. Она уже выпускает поисковые программы, понимающие смысл слов, т.е. способные определить, что значения слов «автомобиль» и «машина» приблизительно одинаковые. Получив задание, такая программа осмысленно разобьет весь доступный ей объем информации на семантические блоки. Например, при введении слова «самолет» она соберет и рассортирует всю информацию, связанную с самолетами, аэропланами, воздушными аппаратами и т.п. Соответственно, получив некий текст, виртуальный секретарь без труда найдет все похожие на него и установит смысловую связь между ними. Следовательно, нейрокомпьютерная сеть, исходя из первичных базовых понятий − своеобразных аксиом, в состоянии самостоятельно и осмысленно осуществить организацию информации, учитывая ассоциативные связи между словами и отдельными блоками. Такая самообучающаяся система способна за пару часов выучить любой язык и обрабатывать информацию на нем. В этом случае обычный компьютерный ум, который упрощенно можно отождествить с левым полушарием, отвечающим за логическое мышление, дополняется ассоциативной надстройкой − наподобие правого полушария, ответственного за образное мышление по аналогии. Таким образом, наряду с обычной электронной базой данных, выстроенной в соответствии со строгими логическими правилами, что позволит людям на четкие вопросы получать не менее четкие ответы, мы получаем систему, позволяющую творчески обрабатывать наличную информацию, рассматривать и анализировать все возможные ее взаимосвязи. В итоге же пользователи станут лучше ориентироваться во все возрастающем потоке информации. Нейрокомпьютинговая сеть способна считывать информацию из источников на разных языках и, в отличие от сегодняшних, довольно примитивных систем машинного перевода, давать адекватные оригиналу тексты. Это обусловлено тем, что для нее слова представляются не более чем набором символов. И машина, взяв энное количество статей на двух зыках, выявляет смысловые связи, например, между русскими и английскими словами. Таким образом, если мы зададим вопрос на одном языке, то ответ можем получить на другом.
Многих волнует вопрос, есть ли разница между мышлением человека и компьютера? Может ли машина, работая с информацией, разобраться в таких понятиях, как «добро», «зло», «любовь», «ненависть», «справедливость»? Или она навсегда обречена на обработку сведений, которые необходимы для обеспечения практической жизнедеятельности человека или успешного функционирования машины? Человеческое мышление очень специфично. Как показывают исследования, люди в силу закономерностей своего эволюционного развития мыслят не только и даже не столько мозгом, сколько всем телом, ибо в осуществлении их мыслительной деятельности задействована вся нервная система. Значит, с физиологической точки зрения человека можно даже рассматривать, не вдаваясь в его функциональное предназначение, как множество нейросетей, связанных друг с другом сложнейшим образом. Вывод при таком подходе один: мозг homo sapiens представляет собой в первую очередь машину для обеспечения его выживания, в которой истинно человеческое (теоретическое) мышление является вторичным продуктом. Между тем возможно создание искусственного (электронного) мозга (с точки зрения программирования неважно, на каких носителях − нервных или электронных − исполнена программа мыслительной деятельности, важны алгоритмы, по которым она действует), способного только мыслить. Но он в силу своего происхождения не будет чувственно познавать окружающий материальный мир, скажем, не испытает никаких ощущений от прикосновения «пальцев» к предметам, не сможет почувствовать свое «тело». Виртуальный мир, в котором живут программы, и электронные личности − суть творения человека. Если они чему-то и учатся, самосовершенствуются, то все равно остаются продуктом деятельности людей. Но мышление компьютерных существ − не копия человеческого, оно определяется стоящими перед ними целями и задачами, обусловленными нематериальной средой обитания. Законы, с которыми должны считаться виртуальные существа, не похожи на наши. Появление виртуальных существ следует ожидать в ближайшие 10−15 лет. Причем это не будет просто рождение набора электронных личностей, а в компьютерной сети возникнет их сообщество, обладающее многими присущими человеческому социуму характеристиками: они станут не просто общаться друг с другом, но и объединяться в нечто подобное общественным движениям в целях саморазвития, обеспечения своих интересов, борьбы с вирусами и т.п. В целом по отношению к человечеству электронная сеть будет представлять собой некую сложную, самообучающуюся, функционирующую по своим законам систему, чем-то напоминающую мыслящий океан Станислава Лема в «Солярисе». Вот с таким электронным суперразумом человечеству придется иметь дело в ближайшем будущем.