Человек и природа Роман Чингиза Айтматова «Плаха» посвящен философским проблемам добра и зла, а также извечному вопросу сохранения природы.
С самых первых строк произведения мы узнаем, что человек вторгся в личное пространство заповедных животных. Из-за жестокости охотников, устроивших облаву на сайгаков, без крова и потомства остаются волки Акбара и Ташчайнар. Даже волки в произведении Айтматова показаны более умными и сознательными существами, нежели люди. Встретив на своем пути человека, Акбара не считает нужным его убить, а просто хочет его увести от своих новорожденных детенышей.
Трижды ей пришлось распрощаться со своими детками, и трижды автор показал, насколько безграничным может быть горе матери-волчицы. До последних событий в романе она не ожесточилась. Каждый раз она проявляла небывалое великодушие, прощая людям причиненное ей зло, но после потери Ташчайнара и их последних волчат в ее израненной душе поселилось чувство мести. Сжигая степи, мы сжигаем свои дома, убивая животных, мы убиваем в первую очередь самих себя, так как мы убиваем в себе человека.
К сожалению, когда природа мстит человеку, ее месть не целенаправленна. На примере истории о примерном семьянине и труженике Бостоне Уркунчиеве и пьянице-тунеядце Базарбае Нойгутове. Последний выкрал четырех волчат Акбары и Ташчайнара из логова, пока те были на охоте. Затем он продал их, а деньги пропил. В результате его злых и необдуманных действий пострадали Бостон и его семья. Волки потеряв всякую надежду вернуть своих деток, стали нападать на людей. Бостон был вынужден застрелить их. Ташчайнара он смог убить, но Акбара убежала, через некоторое время отомстила колхознику, выкрав у него сынишку.
Уничтожение природы всегда несет за собой такие необратимые последствия. Поэтому, пока не поздно, человеку нужно одуматься и начать защищать ее и оберегать. Если вести себя с ней неосторожно, она может превратиться и в мачеху