Практическая работа Понимание любви в произведениях И. Бунина и А. Куприна



Pdf көрінісі
Дата15.01.2017
өлшемі306,9 Kb.
#1957

Практическая работа 

Понимание любви в произведениях И. Бунина и А. Куприна 

    Бунин и Куприн - это два художественных мира, две философии любви. 



Задание  

    Подтвердите предложенные положения примерами из произведений И. Бунина и А. 

Куприна. 

И. Бунин 

А.Куприн 

      


       К произведениям Бунина о любви мы 

можем применить бытовую характеристику 

«трагедия» (бунинская любовь, 

направленная внутрь себя, калечит и 

сокрушает; герои Бунина доходят в своем 

пути к счастью до несчастья) 

 

 

    Характеризуя произведения Куприна, 



можно сказать, что это «драма» 

(купринский герой ищет и даже находит 

счастье в несчастьи, а если и любит, то 

часто терпит поражение) 

     

     Любовь в бунинских рассказах лишена 



ущемляющего личность платонизма и в 

этом смысле выглядит более здоровой, 

более естественной 

 

 



     У  Куприна духовное и плотское начала 

в изображении любви, как правило, 

разорваны, несовместимы. Для героев 

характерна недооценка себя, судорожное 

желание замкнуться, оградиться от 

жестокого мира 

     

      Бунин, можно сказать, беспощаден к 



своим героям 

 

 



    В самых жестких ситуациях Куприн не 

забывает сохранить надежду 

 

    Требования в любви у бунинского героя 



не просто предполагают взаимность, - они 

категоричны, абсолютны: «все или ничего» 

 

 

     Любовь - это мечта; влюбившись, герой 



наслаждается своим бескорыстным 

чувством 

 

 

 



 

 

 



 

 

 

Лабораторная работа 

М. Горький. «Старуха Изергиль» 

Роль пейзажа в романтическом произведении 

       В  пейзажных картинах романтических произведений часто повторяются слова 

«странный», «фантастический», что дает возможность представить «другой», 

«нездешний» романтический мир. 

3адаnие  

     Проанализируйте предложенные отрывки из рассказа «Старуха Изергиль»,  используя 

материал текста, докажите данные положения; сделайте вывод об особенностях создания 

пейзажа в отдельных эпизодах, а также о роли пейзажа в романтическом произведении; 

проследите, какими художественно- выразительными средствами пользуется автор для 

создания образа природы. 

 

1.Докажите, что пейзаж имеет свое особое 



место в композиционной структуре рассказа 

 

 



     Центральный отрезок (повествование о 

жизни старухи) находится в двойном 

обрамлении - легенд о Ларре и Данко и 

пейзажных фрагментов 

 

 

2. Прочитайте вступительную часть 



рассказа. Докажите, что пейзаж передает 

особое настроение рассказчика;

 

использование различных словесных 



средств позволяет выразить свое чувство  и 

передать его читателю. 

 

 

а) Изобразительные эпитеты: печальные 



вздохи; тени кружевные; сухой голос и т. д 

б) Экспрессивные эпитеты (не просто 

определяющие то или иное качество, а 

передаюшие это качество в максимальной 

степени,

 

во всей его полноте): усы у 



молодых цыган - пышные, черные;

 

кудри 



густые 

в) Субъективные (эмоциональные) эпитеты 

(выражают, скорее, и передать его читателю 

не объективные признаки предмета, а 

авторское их восприятие):

 

острый запах 



моря; жирные испарения земли; золотые 

крапинки звезд; кроваво-красный диск 

луны и т. д. 

г) Метафора: ветер прыгал; ночь и фантазия 

одевали их все прекраснее; обрывки туч 

бродили по небу; тени облаков поплыли и т. 

д. 

д) Сравнение: иногда он (ветер) точно 



прыгал через что-то невидимое; развевал 

волосы женщин в фантастические гривы; 

обрывки туч - резкие, как обломки скал; я и 

старуха покрылись ими (тенями), как сетью 

и т. д. 

 

     Вывод: романтический колорит ощущается с первых строк, но сначала писатель более 


сдержанно пользуется «романтическими средствами», а далее повествование все более и 

более эмоционально окрашивается, как бы преломляясь через личное восприятие 

 

З. Прочитайте описание внешнего облика 



старухи. Докажите, что существует тесная 

связь между пейзажем и внешним обликом 

старухи 

а) Эпитеты: черные когда-то глаза; сухие, 

потрескавшиеся губы; кожа на лице, шее и 

руках вся изрезана морщинами; хрустящий 

голос и.т.п. 

 

б) Сравнения: голос хрустел, точно старуха 



разговаривала костями;

 

я, как солнечный 



луч, живая была и вот должна была сидеть, 

точно камень; сморщенный нос, загнутый, 

словно клюв совы и т. д. 

 

 



     Вывод: благодаря выразительным эпитетам и сравнениям, мы представляем себе 

сказочный, фантастический облик старухи, который органически вписывается в 

изображенную картину природы  

 

 



 4. Прочитайте легенду о Данко. Докажите, 

что образ природы создан писателем как 

образ живого существа, имеющего свой 

характер и свое отношение к людям  

 

   Олицетворение: там стояли великаны-



деревья, плотно обняв друг друга могучими 

ветвями; ветер бил по вершинам деревьев и 

весь лес глухо гудел, точно грозил и пел 

похоронную песню тем людям; и деревья 

казались живыми, простирающими вокруг 

имеющего свой характер и людей корявые, 

длинные руки, сплетая их в густую сеть

пытаясь остановить людей, и т. д. 

 

 

    Вывод: все описание вызывает ассоциацию с существами, враждебными человеку. Лес, 

тьма, болото это не механические препятствия на пути людей, а олицетворение сил зла, 

которые стремятся человека превратить в зверя.   

 

 



     5. Прочитайте последнюю картину. 

Докажите, что все элементы данной 

пейзажной зарисовки имеют символический 

смысл 


 

     Тьма разлетелась от света; освещая им 

(сердцем) путь; окунулись в море 

солнечного света; а тут сияло солнце; 

золотом сверкала река 

 

 



Вывод: многократное повторение слова «свет» и производных от него вызывает не только 

зрительные ощущения, но и более глубокие смысловые ассоциации: солнце, море, свет - 

привычные символы свободы, человеческого счастья, торжества высоких человеческих 

идеалов 


 

 

 



 

Лабораторная работа 

М. Горький. «Старуха Изергиль» 

Гордость или эгоизм? 

     Противоположность легендарных героев очевидна, однако облик старухи соединяет в 

себе отдельные черты того и другого

    3адаиие 

     Идеал и антиидеал - это два романтических полюса; определите, что значат для 

каждого такие понятия, как гордость, смелость, красота; к какому полюсу мы можем 

отнести саму рассказчицу - старуху Изергиль. 



 

Антиидеал Ларра 

Изергиль 

Идеал Данко 

Портрет. Он ничем не 

лучше их, только глаза его 

были холодны и горды, как 

у царя птиц. ... Он был 

красив. 


Гордый - самовлюбленный, 

противопоставляющий себя 

всем людям. 

Смелый - не побоявшийся 

отказаться от общества 

людей. 


Красивый - красота - это то, 

что возвышает его над 

людьми и дает ему право 

презирать их. 

Портрет. Все в образе 

старухи напоминает автору 

Ларру. Изергиль думает, что 

ее собственная жизнь это 

высший идеал любви и 

самопожертвования. 

Но она, ставшая похожей на 

тень и оставшаяся в 

одиночестве, доказывает 

обратное

Портрет. Данко - молодой 

красавец. Красивые - всегда 

смелы…  Гордое сердце. 

Гордый - не подчинившийся 

страху, озлоблению, 

индивидуализму. 

Смелый - не отказавшийся 

от борьбы за свободу, даже 

в самых сложных ситуациях. 

Красивый - красота в его 

духовной силе; это 

отражение его благородства, 

его готовности к подвигу. 

 

Вывод  

     Композиция рассказа такова, что две легенды как бы обрамляют повествование о ее 

собственной жизни, которое и составляет идеологический центр повествования. Осуждая 

индивидуализм Ларры, Изергиль думает, что ее собственная жизнь и судьба стремятся, 

скорее, к полюсу Данко. В самом деле, ее жизнь, как и жизнь Данко, была целиком 

посвящена любви. Но все в образе Изергиль напоминает повествователю Ларру. Так с 

помощью портрета автор достигает сближения двух образов - Изергиль и легендарного 

Ларры. Изергиль жила для себя, ее жизни не хватало общей цели, того, что мы называем 

идеалом. И лишь Данко воплотил в себе высшее понимание красоты и величия человека, 

посвятив всего себя, всю свою жизнь благу и счастью народа. Так в самой композиции 

рассказа раскрывается его идея. 

 

 



Лабораторная работа 

А.Блок. «Двенадцать» 

Стилистические приемы создания народного характера поэмы 

3адаиие 

     Выполните домашнюю практическую работу, заполнив данную таблицу примерами из 

текста, сделайте вывод. 

Стилистические приемы 

 

Примеры из текста 

1.Наличие просторечных слов и выражений 

 

Ходок, гляди в оба, загонят в гроб и т. д. 



2. Наличие грубых, «площадных» словечек 

 

Сукин сын, блудила, толстозадая и др. 



З. Наличие неологизмов 

 

Товарищ, буржуй, большевик, плакат и др.  



4. Наличие слов с уменьшительно-

ласкательными суффиксами  

Снежок, ледок, фонарик, толстоморденькая 

и др. 


5. Наличие неправильных (искаженных) 

слов и выражений 

Чтой-то, електрический, сзаду, потяжель, 

етажи и др. 

6. Наличие песенных и частушечных 

мотивов 


 (Части 3, 8) 

 

Вывод  

Действие поэмы развертывается на улицах революционного Петрограда. Читатель 

погружается в гущу подлинной, невыдуманной народной жизни, для создания которой 

Блок обращается к художественным формам народного эпоса. Поэт творит подлинно 

народную поэзию. 

 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

Практическая работа 

Поэтическое новаторство В.В. Маяковского 

3адаиие  

         На конкретном материале проследите ту внутреннюю творческую логику, которая 

диктовала В. Маяковскому создание новой поэтической системы во имя нового 

содержания. Определите, с какой целью используются данные средства. Подтвердите 

приведенные положения примерами из стихотворений В. Маяковского. 



Средства 

 

Цели использования 

Примеры 

 

1.Использование резких, 



жестких слов, площадных 

ругательств, вульгаризмов 

 

 

Лирический герой - это 



прежде всего человек, 

предельно возмущенный 

окружающим его миром, он 

может говорить о нем, лишь 

возмущаясь и негодуя 

 

 



Я  -  площадной сутенер и 

карточный шулер... 

Морду в кровь разбила 

кофейня. 

Vлица... как нос 

сифилитика. 

Сады похабно развалились... 

Ковыляла дряблая луна... 

Часы нависали, как грубая 

брань. 


Как трактир, мне страшен 

ваш страшный суд... 

 

2. Обращение к различным 



формам слова: 

 

а) использование слов с 



уменьшительными и 

увеличительными 

суффиксами 

 

б) использование 



необычных 

существительных  

 

в) использование различных 



метафористических 

глаголов 

 

г) использование 



необычных

 

сравнительных 



форм  

 

д) использование 



неологизмов 

 

 



Это придает слову особенно 

напряженный, 

выразительный характер 

 

 



 

 

Адище, шумище, лунища 



 

 

 



 

Закисшие в грязненьке 

 

 

 



Юлиться (от июль) 

 

 



 

Еще онемелей, небывалей 

 

 

Стихотворение «Про это».



 

Товарищ, в ЦеКаКа, 

большевистский партбилет; 

Млечпуть; в боях 

социализма 

и т. д. 


З. Предельная 

самостоятельность каждого 

слова насыщена паузами, в 

свою написанное 

«лесенкой» очередь 

эмоционально 

окрашенными 4. 

Использование 

излюбленных Создает резко 

эмоциональную тропов: и 

оценочную систему речи / а) 

метафора Стихотворение 

«Адище города» и др. 

Благодаря этому речь 

насыщена паузами, в свою 

очередь эмоционально 

окрашенными 

Любое стихотворение, 

написанное «лесенкой» 

4. Использование 

излюбленных тропов:  

 

а) метафора



  

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

б) гипербола 



 

 

 



 

 

 



 

в) оксюморон (сочетание 

противоположных по 

значению слов в одном 

художественном образе, 

например: горячий снег)  

 

Создает резко 



эмоциональную и 

оценочную систему речи 

 

 

 



Стихотворение «Адище 

города» и др

  

А там, под вывеской, где 



сельди из Керчи,- сбитый 

старикашка шарил очки и 

заплакал, когда в 

вечереющем смерче трамвай 

с разбега взметнул очки, и т. 

д. 


 

 

 



Стихотворения «Я», 

«Наполеон» И др. 

 

 

 



 

 

Безграничная смерть; 



гвоздями глаз; вижу ясно, 

ясно до галлюцинаций; 

навек любовью ранен; 

вымер город заселенный и т. 

д. 

 

 



 

 

 



 

 


Лабораторная работа 

М.А. Булгаков. «Собачье сердце» 

Эксперименты профессора Преображенского 

3адаnие  

      Проследите, какие формы приобретает медико-биологический эксперимент 

профессора Преображенского, в чем суть каждой формы этого эксперимента. 

Форма эксперимента 

 

Его суть 

 

1.Эксперимент медико-биологический 



 

 

Пересадив в чисто научных целях собаке 



человеческие семенные железы и гипофиз 

мозга, Преображенский, к изумлению 

своему, получает из собаки человека. 

(Примеры из текста) 

 

 

2. Эксперимент нравственно-

психологический 

 

Повадки у полученного существа остаются, 



однако, собачьими, и профессору волей-

неволей приходится приниматься за его 

воспитание. (Примеры из текста) 

 

 



   3. Эксперимент социальный 

 

  

Попытки привить Шарикову элементарные 



культурные навыки встречают стойкое 

сопротивление. Объясняет это сам 

профессор тем, что человечьи органы 

достались гражданину Шарикову от 

уголовника. Огромное влияние на 

формирование взглядов Шарикова 

оказывает также председатель домового 

комитета Швондер, парализуя 

профессорские воспитательные усилия. 

(Примеры из текста) 



 

 

Вывод 

    Во взглядах Филиппа Филипповича немало общего со взглядами самого Булгакова. Он 

также скептично относится к революционному процессу, который, по его убеждению, и 

порождает «галлюцинации», мешающие каждому человеку заниматься своим делом. 

Новый строй стремится из старого «человеческого материала» сотворить нового человека, 

и этот процесс без всяких медико-биологических экспериментов давно совершается в 

самой действительности. В то время как медицинский эксперимент дал положительные 

результаты, другие  -   без сомнения, отрицательные. 

 


Лабораторная работа 

Разнообразие проблематики рассказов М. Зощенко 

    Михаил Зощенко вступил в литературу в первые послереволюционные годы. События 

революции потрясли не только государственное устройство, не только политические 

устои, но весь порядок жизни людей, которые пытались найти себя в этом новом мире. 

   3адаnие  

    Перечитайте рекомендованные рассказы, проследите пути героев, представьте себе 

заботы и проблемы, волновавшие писателя и его персонажей  Найдите в материалах 

периодической печати доказательства того, что все рассматриваемые М. Зощенко 

проблемы актуальны и сегодня. 



Рассказы 

Проблемы 

Доказательства 

существования указанной 

проблемы в наше время 

1. «Аристократка» 

После революции старое, 

привычное забыто и 

отвергнуто, а по-новому 

жить еще не научились   

 

2. «Баня» 



Автором высмеиваются 

порядки в городском 

коммунальном хозяйстве, 

основанные на 

пренебрежительном 

отношении к простому 

человеку 

 

3. «Беспокойный старичок» 



Автор рассматривает 

экономические проблемы, 

парализовавшие 

гражданское строительство 

 

4. «История болезни» 



Высмеивается низкий 

уровень медицинского 

обслуживания 

 

5. «Слабая тара» 



Критика взяточников, 

которых  наплодила 

разросшаяся 

административно-командная 

система 

 

6. «Качество продукции» 



Процветающая на 

производстве халтура и 

нехватка товаров первой 

необходимости вынуждают 

людей бросаться на 

«заграничную продукцию» 

 

 

 



 

Лабораторная работа 

И. А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско» 

Смысл символики рассказа 

        Стиль этого рассказа сочетает в себе такие, казалось бы, трудно совместимые черты, 

как отточенный реализм многих подмеченных жизненных деталей и символическая 

заостренность некоторых из них, тем самым создавая символическую картину 

человеческой жизни вообще. 

3адаиие 

      Объясните значение таких образов-символов, как человек-господин, бушующий океан, 

корабль «Атлантида», похожий на языческого идола капитан, Дьявол. Заполните данную 

схему, расположив эти образы по степени их символического значения.  Составьте 

символическую картину жизни. 

 

Вывод 

       На примере образа господина из Сан - Франциск о Бунин рассказывает о бесцельно 

(механически) прожитой жизни. Корабль «Атлантида» - это своего рода модель 

человеческого общества, разъедаемого социальными противоречиями. Символичнo 

название корабля; этим подчеркнута его обреченность. Атлантида, как известно из 

древнегреческого предания, была огромным островом, внезапно и бесследно погибшим. 

Такая гибель, по мнению автора рассказа, ждет и это общество. Капитан воплощает собой 

таинственную силу, которой подчиняется «Атлантида».  Главным виновником 

раздражения богатого туриста является неподвластная ему бушующая природа. Природа и 

человек вступают в схватку. Природа победит, так как в ней - жизнь, в отличие от господ с 

их заведенным, механическим порядком. Обе бури, на пути в Европу и обратно в 

Америку, символизируют непрочность существования господ и их власти. Дьявол прямо 

олицетворяет темные непознаваемые начала, господствующие над судьбами человечества. 



Практическая работа 

А. И. Куприн. «Гранатовый браслет» 

Любовь Желткова. Какая она? 

Задание 

       Прочитайте высказывания критиков о любви Желткова. Объясните, проанализировав 

предложенные отрывки из текста, в чем проявляется возвышенность любви, а в чем - 

ущербность; выскажите свое мнение.  

Утверждения 

 

 

    Ю. Григорков 



утверждал: «Мечтая вместе 

со своими героями о 

великой и святой любви, 

Куприн стремится доказать 

нам, что «сильна как смерть 

любовь» и что «ничтожны и 

презрительны все усилия 

окутать ее цепями 

условности»» 

      


         Я считаю, что…. 

 

 



 

 

 



 

     


    В. Афанасьев утверждал: 

«"Гранатовый браслет" - 

одно из самых задушевных 

произведений А.Куприна, и 

все же печать некоторой 

ущербности лежит и на 

образе ее центрального 

героя - Желткова, и на 

самом его чувстве к Вере 

Шеиной» 


Доказательства 

 

Проанализируйте: 

1) эпизод посещения 

Желткова мужем и братом 

Веры Шеиной; 

2) эпизод разговора Веры с 

генералом Аносовым 

 

Проанализируйте: 



1) описание внешности 

Желткова; 

2) письма Желткова 

 

 




Достарыңызбен бөлісу:




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет