Девиация, преступность и социальный контроль Аскар Аружан Рл 21-1 Девиация



Дата29.11.2022
өлшемі391,99 Kb.
#53539
Байланысты:
Девиация, преступность и социальный контроль Аскар Аружан Рл 21-1

Девиация, преступность и социальный контроль

Аскар Аружан Рл 21-1

Девиация

Девиантное поведение личности – это поведение, не укладывающееся в определенные рамки, несоответствующее ожидаемому и одобряемому стилю поведения в обществе. Такое поведение влечет за собой установленное наказание, которое в свою очередь может быть формальным и неформальным.

Девиантное поведение

Преступность является одной из форм девиантного поведения личности, по отношению к обществу либо к другому человеку. В любом социуме присутствуют различные поведенческие ожидания (некоторые люди соблюдают привычные нормы, другие субъекты общества нацелены на их трансформацию). Встречается явление неопределенности ожиданий, когда предписанные социальные правила, не совсем понятны, или у различных групп населения могут быть разночтения по поводу их законности или правильности. Такими вопросами является отношение к абортам, к размеру каких-либо налогов, к проституции или наркотикам и другие вопросы, не имеющие однозначной трактовки.

Структура девиации состоит из трех компонентов:

  • Человеку свойственен определенный тип поведения;
  • Норма, принятая обществом для оценки поведения и степени девиации;
  • Люди и организации, проявляющие определенную реакцию на поведение того или иного индивида.

Причин для девиантного поведения человека также существует не мало:

  • Биологические предпосылки;
  • Психологические (различные психологические комплексы и травмы);
  • Социальные (различные жизненные условия жизнедеятельности естественным образом формируют представления о правильном поведении в обществе).
  • Некоторые социологи считали, что главной причиной девиации личности служит разбалансированность общества. В периоды экономических кризисов, радикальных перемен (реформ), у людей появляется чувство запутанности, потеря нравственных ориентиров. Человек не понимает как себя вести достойно, а как нельзя в той или иной сложившейся ситуации. В подобное время культурные ценности и нормы этики заметно ослабевают либо вовсе теряются.

В подобном состоянии может находиться не только отдельная личность, но и целое государство или народ. Так в аномии могут пребывать некоторые социальные группы (когда их привычный образ жизни резко изменяется).

Другие социологи видят причиной девиантного поведения - разрыв между культурными целями и средствами для их достижения. Например, одобряемая цель общества – это богатство и высокий доход. Если человек не располагает доступными и одобряемыми средствами для этого, он начинает искать не одобряемые способы и методы (девиантные) достижения богатства. Распространенность девиантного поведения объясняются также различными конфликтами в структуре социума, влиянием субкультур.

Социальный контроль как механизм регулирования девиаций

Социальный контроль – это совокупность формальных и неформальных мер, направленная на профилактику девиантного поведения личности. Это набор некоторых средств, при помощи которых общество либо его отдельная группа гарантирует нормальное поведение своих членов.

Санкции общества или групп людей бывают формально положительными и отрицательными. К положительным относятся меры, стимулирующие личность на положительное поведение.

К подобным мерам можно отнести присвоение различных званий, награды, премии, продвижение по карьерной лестнице. Формально отрицательными мерам можно считать наложение штрафов, увольнение с работы, арест и прочие. Санкции могут быть также и неформальными: общественное вознаграждение (похвала), наказание (неодобрение коллектива, угроза). Имеет место быть также такое явления как переоценка существующих норм, то есть действия, считавшиеся до этого девиантными, становятся допустимыми для общества.

Этапы пути деликвента (девианта)

  • изоляция (ограничение контактов с другими),
  • наказание (суд, общественное порицание, бойкот, остракизм и т.д.),
  • реабилитация (подготовка девианта к возвращению в общество в прямом и косвенном значениях).
  • Зачастую "тюремная культура" (с которой неизбежно сталкивается девиант, ставший делинквентом, — нарушитель уголовного кодекса) искажает тот ценностно-нормативный комплекс, который принят в общей культуре данного общества. Нередко требуется специальное вмешательство с целью возвращения личности в не-тюремный ценностно-нормативный мир, иначе такой человек может навсегда остаться в системе ценностей "тюремной" культуры.

Механизмы социального контроля

• прямой контроль, осуществляемый извне посредством наказаний;

• внутренний контроль, основанный на интернализованных нормах и ценностях конкретной культуры (субкультуры);

• косвенный контроль: идентификация с родителями, друзьями и т.д.;

• контроль, основанный на широкой доступности различных способов достижения целей, удовлетворения потребностей (динамичность социальных структур, демократизм общества, стремление в культуре к социальному равенству)

В современном обществе остро ставится вопрос об относительности социального контроля, который в одном случае может рассматриваться как борьба с социальным злом, и в этом смысле тождественен добру, а в другом — как чрезмерное (и не нужное) ограничение свободы человека, и в этом случае социальный контроль тождественен злу. Такое оценивание зависит от того, что считается нормой, а что — девиацией



Достарыңызбен бөлісу:




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет