Дидактическая игра на уроках биологии как средство повышения эффективности обучения



жүктеу 46.16 Kb.

Дата12.03.2017
өлшемі46.16 Kb.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ

 ИГРА НА УРОКАХ БИОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО 

ПОВЫШЕНИЯ

 ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ 

Ленских К.Ю. 



Шадринский государственный педагогический институт, Шадринск, Россия 

 

DIDACTIC GAME AT THE LESSONS OF BIOLOGY AS A MEANS OF 



IMPROVING THE EFFECTIVENESS OF TRAINING 

Lenskih K.Y. 



Shadrinsk State Pedagogical Institute, Shadrinsk, Russia 

 

Каждого  человека  всегда,  где  бы  он  не  находился,  окружают  различные 



животные  и  растения.  Биология  достаточно  сложный  предмет,  где  изучают  не 

только  видовой  состав  флоры  и  фауны,  но  и    большое  количество  понятий  и 

определений,  законов  и  закономерностей.  Сделать  такую  работу  интересной  и 

увлекательной, в то же время научной и познавательной, повышать активность 

учащихся,  интерес  к  предмету  –  является  главной  задачей  современного 

учителя. 

В  настоящее  время,  главной  проблемой  школы  является  большая 

информационная  загруженность  и  нежелание  детей  учиться.  Но  в  процессе 

игры  даже  самый  пассивный  ученик  включается  в  урок,  учащиеся  способны 

выполнить объём заданий, в несколько раз, превышающий обычный урок. 

Актуальность  темы  в  том,  что  биология  является  важнейшей  наукой  и 

именно  с  ней  человек  встречается  каждый  день  в  своей  жизни.  Поэтому 

учителя  серьезно относятся к обучению  биологии,  делая  уроки  насыщенными. 

На  то,  чтобы  уроки  были  интересными  и  занимательными,  у  учителей  не 

хватает  времени.  В  связи  с  этим  ведутся  поиски  эффективных  методов 

обучения, которые активизировали бы мысль школьников. Немаловажная роль 

здесь  отводится  дидактическим  играм,  которые  используется  для  развития 

познавательного интереса. 

Игра  –  один  из  видов  активной  деятельности.  Она  в  равной  степени 


способствует  как  приобретению  знаний,  активизируя  этот  процесс,  так  и 

развитию  многих  качеств  личности.  Игровая  ситуация  способствует  более 

быстрому  и  доступному  усвоению  знаний  и  умений.  Это  необходимо, 

поскольку 

современные 

условия 


характеризуются 

гуманизацией 

образовательного  процесса,  обращением  к  личности  ученика.  Реализация  этой 

задачи  объективно  требует  нового  подхода  к  обучению,  к  организации  всего 

познавательного  процесса.  Кроме  того,  современная  школа  требует  научить 

каждого ученика самостоятельно учиться. 

Потребовалось  более  трех  десятилетий,  для  того  чтобы  игра  как  метод, 

как средство обучения вошла в учебный процесс общеобразовательной школы. 

Игры,  используемые  с  учебно-воспитательными  целями,  получили  название 

дидактических.  Дидактические  игры  –  это  разновидность  игр  с  правилами, 

специально  создаваемых  педагогикой  в  целях  обучения  и  воспитания 

учащихся.  Они  направлены  на  решение  конкретных  задач  обучения  учеников, 

но  в  то  же  время  в  них  проявляется  воспитательное  и  развивающее  влияние 

игровой  деятельности.  Дидактическая  игра  на  уроке  способствует  изменению 

эмоциональной  атмосферы,  которая  становится  более  оживленной,  снимает 

напряжение,  усталость  и  позволяет  настроить  учащихся  на  усвоение  новой 

информации.  В  отличие  от  учебных  занятий,  в  дидактической  игре  учебные, 

познавательные  задачи  ставятся  не  прямо,  когда  педагог  объясняет,  учит,  а 

косвенно,  учащиеся  овладевают  знаниями  играя.  Обучающая  задача  в  таких 

играх  как  бы  замаскирована  на  первом  плане  для  играющего,  мотивом  ее 

выполнения  становится  естественное  стремление  ученика  играть,  выполнять 

определенные игровые действия. 

Так, дидактическая игра способствует: 

 

развитию  познавательных  способностей;  получению  новых  знаний 



их  обобщению  и  закреплению;  в  процессе  игры  усваивают  общественно 

выработанные  средства  и  способы  умственной  деятельности;  в  процессе 

дидактических  игр  многие  сложные  явления  расчленятся  на  простые  и 

наоборот, 

единичные 

обобщаются; 

следовательно, 

осуществляется 



аналитическая  и  синтетическая  деятельность;  некоторые  дидактические  игры 

как-будто  не  вносят  ничего  нового  в  знания  учеников,  однако  они  приносят 

большую пользу тем, что учат применять имеющиеся знания в новых условиях; 

 

обогащению  чувственного  опыта  ученика,  развивая  при  этом  его 



умственные  способности  (умения  сравнивать,  обогащать,  классифицировать 

предметы  и  явления  окружающего  мира,  высказывать  свои  суждения,  делать 

умозаключения);  дидактическая  игра  –  незаменимое  средство  преодоления 

различных затруднений в умственной деятельности у отдельных учащихся; 

 

развитию  речи  учеников:  пополняется  и  активизируется  словарь, 



формируется  правильное  звукопроизношение,  развивается  связная  речь;  ряд 

игр  с  успехом  используется  для развития фонематической стороны  языка:  так, 

увлекательное  игровое  действие  побуждает  учеников  к  многократному 

повторению  одного  и  того  же  звукосочетания,  такое  повторение  звуков  не 

утомляет, потому что ученики заинтересованы самой игрой; 

 

социально-нравственному  развитию  ученика:  в  такой  игре 



происходит  познание  взаимоотношений  между  учащимися,  взрослыми,  в  ней 

ученика  проявляет  чуткое  отношение  к  товариществу,  учится  быть 

справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т.д.; 

 

художественному  воспитанию  –  совершая  какое-либо  действие, 



ученик  думает,  насколько  оно  красиво,  элегантно,  насколько  оно  вообще 

уместно  в  данной  конкретной  ситуации,  следит  за  выразительностью  своей 

речи и речи окружающих, происходит развитие творческой фантазии при яркой 

проникновенной передаче художественного образа. 

Как показывает опыт многих учителей, удачным является использование 

данной  технологии  на  повторительно-обобщающих  уроках.  Это  позволяет 

систематизировать  материал  по  целому  разделу,  оценить  работу  большого 

количества  человек.  Так  же  очень  важно  учитывать  психолого-возрастные 

характеристики,  индивидуальные  особенности  учеников.  В  5-7  классах 

преобладает  эмоциональный  компонент  познавательного  интереса,  то 

педагогическое воздействие на этом этапе состоит главным образом в создании 


положительного  эмоционального  отношения  к  процессу  познания,  к  процессу 

обучения. У более старших детей (8-9 класс) происходит становление интереса 

к  установлению  причинных  связей  и  зависимостей  между  предметами  и 

явлениями.  В  этом  случае  учитель  стремимся  поддерживать  стремление 

учеников 

к 

самостоятельному 



исследованию 

биологических 

явлений, 

процессов,  решению  задач,  раскрытию  сущности,  как  понятий,  так  и  явлений 

природы.  Логично  предположить,  что  использование  дидактических  игр  на 

уроках биологии будет намного чаще и эффективнее в младших классах. 

Рассмотрим несколько примеров применения дидактических игр. 

«Отгадай» 

Используется при изучении систематики в 6-7-м классе. 

А)  Один  ученик  задумал  животное,  а  остальные  учащиеся  задают 

вопросы, чтобы угадать задуманное животное. По ответам «Да» или «Нет», они 

должны отгадать. 

Б) На доске список из пяти растений или животных, один ученик уходит 

из  класса,  а  потом  заходит  и  задает  классу  вопросы.  По  ответам  «Да»  или 

«Нет», он должен угадать. 

Тема «Членистоногие» (7 класс). Этап обобщения знаний (игра). 

«Напиши  послание».  Каждому  ряду  выдается  лист,  на  котором  записано 

название  одного  класса  членистоногих.  За  минуту,  передавая  лист,  нужно 

написать  признаки,  животных  этого  класса.  Победит  тот,  на  чьем  ряду 

правильно и полно ответят ребята. 

Тема: «Мышцы» (8 класс). Этап закрепления знаний. 

Работа  с  терминами.  Используется  прием  «Горячий стул».  Ученик  сидит 

на  стуле  спиной  к  доске.  Учитель  пишет  на  доске  слово:  мышца,  брюшко 

мышцы,  фасция,  поперечно-полосатая  мышечная  ткань,  головка  мышцы. 

Учащиеся  характеризуют  термины  по  очереди,  не  называя  ключевого  слова. 

Ученик должен определить его. 

Для  старших  классов  больше  подходят  деловые  игры.  Они  моделируют 

реальную производственную, научную или иную «взрослую» деятельность. 



Игра «Компетентность» 

Участники:  

 

конкуренты – две команды учащихся; 



 

наниматели  –  группа  учеников,  определяющих  победителя; 



победителя как бы нанимают на работу; 

 



арбитр  –  обычно  эту  роль  выполняет  учитель,  решающий  спорные 

вопросы. 

До  игры:  Учитель  знакомит  класс  со  схемой  игры.  Формируются 

команды, определяется состав "фирмы-нанимателя". 

Во время игры: 

1.

 



Учитель задает тему. 

2.

 



Команды  придумывают  друг  для  друга  по  5  заданий  по  данной 

теме.  Но  нужно  отметить,  что  тип  заданий  регламентируется  заранее. 

Например:  команды  должны  приготовить  по  2  репродуктивных  вопроса,  по  1 

творческому заданию и по 2 задачи. 

3.

 

Команды  поочередно  дают  друг  другу  задания.  Соперник  его 



выполняет.  Если  соперник  не  справляется,  то  задающая  команда  сама  должна 

на  него  ответить.  Одновременно  с  этим  фирма-наниматель  оценивает, 

например,  по  5-балльной  системе  каждое  задание  и  по  10-бальной  системе 

каждый ответ. 

4.

 

Наниматели  совещаются  и  принимают  решение  –  кто  принят  на 



работу.  А  пока  наниматели  совещаются,  учитель  делает  краткий  «Разбор 

полета», обращая внимание на ошибки, делает выводы. 

Очень хорошо применима данная игра на уроках биологии при изучении 

тем  по  общей  биологии  о  взглядах  на  происхождение  человека,  о  теориях 

возникновения жизни на Земле и т.д. 

В  развитии  интереса  к  своему  предмету,  биологии,  нельзя  полагаться 

только  на  изучаемый  материал.  Наука,  несомненно,  может  увлечь  школьника. 

Но  задача  учителя  помочь  усвоить  сложный  материал.  Как  сделать  так,  чтобы 

от простого созерцания на уроке, ребенок перешел к активной познавательной 


деятельности?

 

В  дидактических  играх  происходит  не  только  усвоение  знаний, 



умений  и  навыков,  но  и  развиваются  все  психические  процессы  учащихся,  их 

эмоционально-волевая  сфера,  способности  и  умения.  Дидактическая  игра 

помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее 

настроение.  Умелое  использование  дидактической  игры  в  образовательном 

процессе  облегчает  его,  т.к.  игровая  деятельность  привычна  учащимся.  Через 

игру быстрее познаются закономерности обучения. 






©emirsaba.org 2017
әкімшілігінің қараңыз

войти | регистрация
    Басты бет


загрузить материал