-Города: Города занимали площадь 2—4 кв. км и насчитывали не один десяток тысяч жителей. В центре города помещался храмовый комплекс, обнесённый стеной, с зиккуратом — ступенчатой пирамидой-храмом, воздвигнутой в честь бога — покровителя города и его нома (примыкающей к нему сельской округи) и других важнейших божеств. Здесь же находились дворец царя или правителя и основные государственные хозяйственные строения. Остальная часть города была занята жилыми домами и иными постройками, между ними располагались небольшие храмы менее важных божеств.
-Дом: - Типичный дом среднего горожанина был одноэтажным, построенным из кирпича-сырца. Комнаты в нем располагались вокруг открытого внутреннего дворика — места принесения жертв предкам, а еще раньше и места их погребения. Комнаты располагали так, чтобы использовать всю полезную площадь, без всякого плана, а двери между ними были такими низкими, что для перехода из одной комнаты в другую приходилось сгибаться. Зажиточный шумерский дом был на этаж выше. Археологи насчитывают в нем до 12 комнат. - Внизу находились гостиная, кухня, туалет, людская и отдельное помещение, в котором располагался домашний алтарь. На верхнем этаже размещались личные покои хозяев дома, включая спальню. Деревянные кровати использовались широко и даже изображались на ассирийских барельефах. Окон не было. - Имущество хранили в глиняных, каменных, медных или бронзовых сосудах, куда попадали даже таблички домашнего хозяйственного архива. Домашняя утварь, естественно, варьировалась для разных периодов, районов и классов. К сожалению, климатические условия не благоприятствуют консервации в почве дерева и текстиля, а более долговечные предметы из камня и металла и в древности не оставлялись в покинутом доме. Поэтому неудивительно, что до сих пор не было обнаружено ни одного частного дома со всем содержимым. Шкафов, по-видимому, не было, зато известны туалетные столики в хозяйских покоях и большие столы, за которыми принимали пищу. Это важная деталь: в шумерском доме хозяева и гости за трапезой не сидели на полу. - Что касается столовых приборов, несомненно, пальцы считались вполне подходящими для твердой пищи, хотя костяных вилок с одним зубцом тоже было найдено немало. Ножи, конечно, тоже были распространены. Для жидкой пищи люди использовали ложки, сделанные из смолы или кости, а также терракотовые черпаки. Форма сосудов менялась в зависимости от моды того или иного периода. Самыми типичными были плоские блюда, миски и чашки из керамики, дерева, камня или металла. -Украшения – серьги, бусы, браслеты ручные и ножные, подвески – также присутствовали в доме вместе с туалетными принадлежностями: сосудами с мазями для тела и волос, зеркалами и пинцетами из меди, серебра или даже золота. Во дворце 2300 г. до н. э. были найдены бусы вместе с раковинами, содержащими краску для век и румяна. В результате археолог сделал вывод, что попал в комнату женщины. - Специальные ванные комнаты были обнаружены во дворцах, но, возможно, в частных домах их не было. Горожане мылись в реках. Археологи находили туалеты, состоящие из платформы над ямой или дренажной канавой, датированные начиная с 3-го тысячелетия до н. э. Для большего удобства делались сиденья из смолы. - Насколько известно, для частных домов не существовало муниципальной системы утилизации сточных вод. Но в правительственных зданиях уже в 3-м тысячелетии до н. э. существовала сложная канализационная система. - Искусственное освещение обеспечивалось либо факелами – пучок тростника, один конец которого обмакнули в смолу или масло, либо лампами. Лампа состояла из маленького сосуда с маслом с отверстием вверху, в которое вставлялся фитиль. В таких лампах использовались или кунжутное масло, или, возможно (споры по этому поводу все еще ведутся), сырая нефть из запасов, которые до сих пор используются большей частью современной Европы. -С древним жильем было связано много опасностей. Отнюдь не редкими были обрушения домов, особенно построенных из высушенного на солнце кирпича. Об этом есть много упоминаний в документах. В законах Хаммурапи, в частности, сказано, что, если строитель построил дом, который рухнул и убил хозяина, строителя необходимо предать смерти. Если же рухнувший дом убил сына хозяина, смерти следует предать сына строителя.
Еда: Рацион жителей Вавилонии, и рабов и свободных людей, был основан на ячмене, из которого можно было приготовить и пиво, и крупяной продукт, который ели как пресный хлеб, возможно, в виде тонких дисков, раскатанных и выпеченных на горячей поверхности. Другие злаки – просо, пшеницу, рожь и (в 1-м тысячелетии до н. э.) рис – ели в виде хлеба или каши, замешивали тесто, добавляя в него мед, топленое масло, кунжутное масло, молоко и фрукты, и выпекали кексы или бисквиты. - Еду готовили на очагах, часто расположенных во внутреннем дворе дома, хотя очаги внутри домов тоже обнаруживались. Некоторые блюда из зерновых и бобовых культур готовили предварительно измельчая их, поэтому вавилонской домохозяйке была необходима ступка и пестик. - Вавилонянам было доступно коровье, овечье и козье молоко, но, поскольку оно очень быстро прокисало в теплом климате, его в основном использовали в виде масла, сыра, йогуртов. - Реки и море кишели рыбой. Кроме того, жители цивилизации Месопотамии разводили рыбу в специальных прудах. Потому свежая рыба всегда была в изобилии. А вот мяса не хватало, и ценилось оно дорого. Домашний скот резали редко, да и было его, видимо, не так ух много. Чаще употребляли мясо домашней птицы или диких животных, добытых охотниками. Молоко, сыр и простоквашу ели скорее по праздникам. Для трапезы в обычный день эти продукты были редкостью. -Пищу обильно сдабривали маслом и пряностями. На десерт подавали орехи, мёд, финики, гранаты, инжир, виноград, сладкие пироги. Финиковая пальма— постоянная деталь месопотамского пейзажа. Финики готовили разными способами и делали из них пиво. Вообще, пиво, а также похохий на него хмельной напиток сикеру, потребляли постоянно и в больших количествах — в отличие от дорогого привозного вина. Отчасти оно заменяло воду. Месопотамские города стояли на реках и каналах, и тем не менее их жители испытывали недостаток чистой воды. По словам известного историка Игоря Дьяконова, «чистая и холодная вода была деликатесом». Ведь речная вода чаще всего была полна илом, и пить её было крайне неприятно, а то и просто невозможно.
Одежда: - Основной одеждой мужчины были рубашка-безрукавка (туника) из овечьей шерсти, длиной значительно выше колен, и набедренная повязка в виде шерстяного полотнища с бахромой на одной стороне. Бахромчатый край мог прикладываться к юридическим документам вместо печати, если человек был недостаточно знатен и личной печати не имел. В очень жаркую погоду мужчина мог появляться на люди в одной только повязке, а нередко и полностью обнаженным. - Женская одежда сравнительно мало отличалась от мужской, но женщины никогда не ходили без туники и не появлялись в одной тунике, без другой одежды. Женская туника могла доходить до колен и ниже, иной раз имела разрезы сбоку. - Дети довольно долго ходили нагишом, да и мужчина-бедняк, расхаживающий голым по улицам города, не считался редкостью. Чаще же всего одежда мужчины ограничивалась набедренной повязкой. В большинстве случаев и мужчины, и женщины обходились без нижнего белья. Состоятельные мужчины и женщины имели обыкновение надевать плотно прилегающую к шее пектораль из бронзы, серебра или золота. - На причёски и бороды мода часто менялась. Впрочем, в Междуречье обычай бриться уже распространился: использовались остро наточенные бритвы из бронзы, найденные впоследствии археологами. - Обувью служили простые сандалии или сапоги с загнутыми носами и шнуровкой — носили не всегда и не все. Чаще всего ходили босиком.