Древний каменный век



Дата23.09.2022
өлшемі19,57 Kb.
#39928
Байланысты:
СРС 1 ИК


Древний каменный век.
Эпоха древнего каменного века — начальное время становления человечества и его хозяйства. Первобытный человек собирал дикорастущие злаки, плоды и ягоды, охотился на животных. Общественная организация людей в эпоху палеолита прошла сложный и длительный путь развития. Начальным ее этапом было первобытное стадо — объединение для совместной защиты и нападения, охоты и собирательства. Это социальное образование отличалось аморфностью, неразвитостью общественных отношений. В то же время ему была присуща некоторая упорядоченность брачных связей. Первобытное стадо соответствует одному из ранних периодов нижнего палеолита — ашельскому. «Первобытное человеческое стадо», или «праобщина», появилось вместе с выделением человека из животного мира. Праобщина была неустойчивой структурой и постепенно уступала место более прочной форме общественной организации, т.к. устойчивые иерархические объединения могли успешно бороться за существование. Этой формой стал материнский род. Реальной основой для упрочения социальных связей были стихийно возникшие узы кровного родства. Переход к родовому строю подтверждается и археологическими данными (коллективные жилища). В эпоху неолита первобытное общество, в котором главенствовал коллективный труд и общая собственность на средства производства, обретает новую структуру. Племена имели свое название, территорию, диалект и др. особенности. В социальном отношении эпоха неолита была временем родовых общин, где господствовали коллективный труд и общая собственность на средства производства. Вместе с тем это было время более высокого развития форм организации общества: образования племен или племенных объединений. Племена состояли из нескольких родовых общин, объединенных кровнородственными узами и однородным характером хозяйства.
Эпоха бронзы. Андроновская культура.
В середине II-го тысячелетия до н. э. у степных племен Казахстана наблюдается подъем первобытного производства, интенсивно развивается скотоводство. В конце II-го — начале I-го тыс. до н.э. большинство населения степных районов переходит к новой специализированной форме хозяйства — кочевому скотоводству. Существенные изменения происходят в общественном строе и семейно-брачных отношениях населения. Быстрое развитие скотоводства и металлургии, этих 2-х главных направлений экономики эпохи бронзы, привело к росту производительных сил, усиливающейся специализации общественного труда, к крупным изменениям в общественной жизни. Происходит обособление отдельных семей, расширение семейной собственности, растет имущественное неравенство внутри родовой общины. В эпоху бронзы обширные степные пространства Сибири, Приуралья, Казахстана и Средней Азии были населены родственными по происхождению и общности исторических судеб племенами, оставившими яркую самобытную культуру. В науке она получила название «андроновской». Один из основных центров андроновской культурной общности находился на территории Казахстана. Археологические данные свидетельствуют, что андроновское население в подавляющем большинстве вело оседлый образ жизни. Поселки располагались по берегам рек с широкими пойменными лугами. Жилищами патриархальных семей были большие землянки с различными хозяйственными пристройками и загонами для скота. Андроновские племена возводили погребальные сооружения в виде каменных оград различных конфигураций: прямоугольной, круглой, овальной. Нередко, особенно в Приуралье, они заменялись курганными насыпями. Умерших соплеменников либо сжигали, либо хоронили особым способом на боку, в скорченном положении, в «ящиках» из каменных плит или в прямоугольных грунтовых ямах. На территории Казахстана обнаружено много поселений, относящихся к бронзовому веку. Поселения обычно состояли из 5—10, а иногда 20 домов. Жилища строились двух видов: землянки и дома, построенные на земле. Стены землянок наполовину были врытыми в землю, в некоторых случаях укреплялись большими плоскими камнями. Крыши домов закрывали шестами в четыре ряда, между ними укладывали траву или ветки. Андроновцы поклонялись небу, солнцу, священному огню, верили в загробную жизнь, у них существовал культ предков, появился обычай поминовения, ритуал жертвоприношения, главным жертвенным животным являлся конь, специальные жертвенные места располагались возле поселений. Возник обычай запрета — табу. Были достаточно развиты религиозные представления. Широко распространенный в эту эпоху обряд трупосожжения подтверждает существование у племен эпохи бронзы культа огня. В эпоху бронзы произошли заметные изменения в организации общественной жизни. Материнский род сменился отцовским. Первобытно-общинные отношения постепенно разлагались, усиливалась имущественная дифференциация. Об этом свидетельствуют погребения андроновцев, одни из которых были сооружены в виде больших курганов, где вместе с покойным находилось богатое оружие, украшения. Но были и бедные, где помещали глиняные горшки, скромные украшения, части жертвенных животных. Андроновские племена и их потомки сыграли значительную роль в истории и в становлении государственности.
Время распространения железа совпадает с процессом разложения первобытного общества и возникновением государств. Активно идет процесс образования сословий, формируются народности. Существенные изменения происходят и в экономике. Железные орудия труда, дешевые и высокопроизводительные (плуг, соха, рало, косы, серпы) сделали возможным освоение под пашню новых земель, способствовали продвижению земледелия. Заметным становится процесс выделения ремесел и его специализации (в металлургии, например, это цветная и черная металлургия, кузнечное дело, производство оружия, ювелирное искусство).
Эпоха железа
Саки.
Источников, свидетельствующих о социально-общественном строе саков, очень мало. Сведения по этому вопросу мы черпаем из трудов Геродота и других античных авторов, археологических источников. Низшее звено сакского общества составляла семья. Сакские семьи были большими, патриархальными, т. е. состоящими из представителей трех поколений (отец, сын, внук), подчинялись отцу, вели общее хозяйство. Такие большие патриархальные семьи (вместе с правнуками, праправнуками и другими кровными родственниками по отцовской линии) стали основой патриархата, появились большие социальнообщественные общности — роды. Из нескольких близких родов сформировалось племя, а несколько племен составили союз племен. Социально-общественная и хозяйственная жизнь в сакском обществе регулировалась в определенном порядке, обычным правом. Ювелирные украшения с драгоценными и полудрагоценными камнями Ювелирные изделия, выполненные в зверином стиле 43 Этим обществом на различных уровнях руководили вожди родов и племен, военачальники, елбасы. У скифов и саков, относящихся к одному культурно-генетическому типу, предводителей племен и союзов племен называли “басилей”. По нашему мнению, несмотря на важную роль родовых и родственных принципов, внутреннее единство и стабильность сакского общества обеспечивались и государственными законами. Ученые-исследователи скифо-сакской истории, основываясь на многочисленных археологических памятниках, признают наличие у них государственности.
Уйсуни.
Усуньское общество не было однородным, в нем были богатые — племенная и родовая знать, дружинники, жрецы — и рядовая масса скотоводов и земледельцев. О развитии частной собственности у усуней свидетельствуют находки печатей из глины, камня, найденные при раскопках усуньских курганов. О том, что некоторые усуньские военачальники и крупные чиновники имели золотые и медные печати, говорят письменные источники. Частная собственность распространялась не только на скот, но и на землю. Источники свидетельствуют о развитой системе должностей у верхушки общества. Наряду со свободными общинниками в обществе усуней были рабы, в основном из военнопленных.
Эпоха саков и усуней является важным этапом в древней исто- рии Казахстана. В этот период произошли большие изменения в социально-экономической и политической жизни общества, поло- жившие начало новой, более высокой степени развития экономики и культуры.
Гунны.
Материалы из захоронений ясно отражают имущественное неравенство в хуннском обществе. У хунну имелись рабы из военнопленных и населения подвластных областей. Стоявший во главе страны шаньюй обладал неограниченной властью. Вслед шли князья, называвшиеся темниками. Они являлись сыновьями, братьями, близкими родственниками шаньюя. Всего темников было 24, каждый имел свой район для кочевания. В своих владениях темники могли ставить тысячников, сотников. Шаньюй мог отбирать у непокорных или провинившихся темников их земли, тем же правом обладали темники по отношению к нижестоящим. Должности и высшие чины передавались по наследству. Характерной чертой объединений типа общества хунну является формирование государственности со своей администрацией и аппаратом принуждения частично уже сменяющим органы родоплеменного устройства. О достижении уровня ранней государственности говорят следующие признаки: 1) наличие определенных территориальных владений, 2) появление частной собственности на скот и на землю, 3) существование примитивного бюрократического аппарата, 4) введение налога как формы эксплуатации, 5) наличие права.

Достарыңызбен бөлісу:




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет