Думай, играй, побеждай



Pdf көрінісі
бет1/85
Дата20.08.2023
өлшемі20,04 Mb.
#105414
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   85



М И Х А И Л Е М Е Л Ь Я Н О В
Москва
·
2022
Стратегии Го
для жизни и бизнеса
ДУМАЙ, ИГРАЙ,
ПОБЕЖДАЙ


Емельянов М. Г.
Думай, играй, побеждай: Стратегии Го для жизни и бизне-
са. — М.: АНО «ЦГС», 2022. — 368 с.
ISBN 978-5-907292-51-2
Мир стратегии наполнен удивительными парадоксами! В нем слабое
и мягкое побеждает твердое и сильное, а если хочешь мира, то готовься
к войне. Задача стратегии в том, чтобы гарантировать нам победу, не-
смотря ни на какие, пусть и самые неожиданные, события. 
В древности знания об этом передавались через особую император-
скую игру — Го, в которую умели играть только избранные. Стратегия 
Го предлагает необычный для российского читателя подход к конкурен-
ции, основанной на нетотальной победе и принципе взаимовыгодного 
дележа территории. Партнером в такой игре может быть даже конкурент
и противник.
Стратегии Го представлены в книге с помощью ярких исторических 
примеров и бизнес-кейсов. Книга будет интересна всем, кто принима-
ет решения, занимается управлением и интересуется темой стратегии. 
Книгу можно использовать в качестве учебника по основам игры Го.
Е60
ISBN 978-5-907292-51-2
© М. Емельянов, 2022 
© АНО Центр развития и популяризации 
игры Го и стратегии, 2022 
Е60
Издание осуществлено 
при поддержке Виталия Несиса


Добрый день, коллеги, друзья, партнеры.
Перед Вами новый, захватывающий мир — мир игры Го. 
Игра Го — это про то, куда смотреть и как смотреть. Понимать, 
что важно, а что не важно. Она про Жизнь, про наше отношение
к ошибкам, про то, как мы мыслим и как мы принимаем решения. 
Она учит нас видеть дальше и глубже, помогает нам познать себя 
и мир вокруг нас. 
Она про живое и мертвое, она про сильное и слабое, про свя-
занное и несвязанное, про хаос и про порядок… 
Читайте, играйте, применяйте. Будет интересно. 
Миша Емельянов — настоящий мастер своего дела, лучший
в своей профессии. Для меня лично данная книга является одной 
из самых полезных. 
Буду рад, если найдете время поделиться своими впечатлени-
ями, пишите мне dolgov@pb.ru.
Антон Долгов, 
руководитель компании «Первый Бит»
«ИГРАЙ, тЕРПИ ПОРАЖЕНИЕ, ПОБЕЖДАЙ»


УНИВЕРСИтЕт тОЧНОСтИ
В стремлении к безупречности проявляется характер человека. 
Безусловная точность в каждом шаге, поступке, движении. точ-
ность, способная ощутить ритм и дыхание мира. Ничего лишнего. 
Ничего грубого. точность и тонкость во всем.
Воин острит клинок. только отточенный меч способен разить од-
ним ударом. Острый меч не извлекут из ножен. так как нет спо-
койней государства, чем государство хорошо отточенных клинков.
Стратегия ткется из невидимой ткани. Не из подобной ли незри-
мой глазу ткани короли в сказках шьют себе платье? Потому что 
король ищет утонченность. Королю нельзя быть грубым, замет-
ным в своих шагах.
точность — вежливость королей. С детства мы учимся попадать 
ложкой в рот, пером на строчку прописи, голосом на нужный тон. 
Каждый проходит свою школу точности. Но не каждый — ее уни-
верситеты. 
Как отточить в себе высшую утонченность ума? Где найти про-
водника, знающего путь к безупречности? Дверей в Университет 
точности в наше время почти не осталось. Входы в него разруше-
ны, завалены, превращены в лабиринт или сокрыты от ищущих 
неведомыми хранителями. 
Изучающий игру Го стоит перед одним из самых древних входов. 
Будто потоки холодного, свежего воздуха дуют ему в лицо из глу-
бины прохода в новый загадочный мир. Не каждый решается пе-
реступить порог и войти внутрь. Неведомое пугает. Каков он, мир 
порядка, связности и равновесия? Есть ли в нем красота, свобода, 
любовь? Мастера, входящие в него, не раскрывают всех его тайн. 
Они рассказывают, что в нем много света. Ведь Го учит видеть.
А видеть во тьме невозможно.


5
ПРЕДИСЛОВИЕ
Профессор Киотского университета Иманиси Киндзи изучал 
жизнь бабочек-однодневок. Он выяснил, что насекомые обра-
зовывали отдельные колонии, организованные в соответствии
со скоростью течения реки Камогава в регионе Киото. Четыре раз-
ных вида бабочек гармонично делили сферы обитания, избегая 
прямой «войны на уничтожение» за территорию. Вместо борьбы 
по схеме «победителю всё, проигравшему ничего» природа при-
шла к модели gain-gain, согласно которой все участники остаются 
в выигрыше. Gain-gain сложнее, чем win-win. В реальности побе-
дитель всегда один. Но даже проигравший может выйти из игры 
с положительным балансом на счету. Играя на нескольких так-
тических театрах, мы можем свести общий баланс приобретений
и потерь так, что каждый участник игры получит примерно рав-
ный выигрыш. Интересно ли играть в такую игру? Жадному — нет.
Но только так создаются по-настоящему устойчивые сообщества, 
компании и государства.
Причина большинства поражений в неверной оценке обста-
новки и ошибочном прогнозе последствий своих шагов. Зада-
ча стратегии так структурировать нашу деятельность, чтобы мы
не могли неожиданно для себя проиграть. Стратег стоит на почве 
невозможности своего поражения. Размер его выигрыша зависит 
лишь от масштаба ошибок оппонента по игре. 
Чтобы достигать большие цели, нужна стратегия, которая 
построена на сети взаимосвязанных сценариев. Возможность 
переключения между сценариями защищает от неожиданных 
изменений обстановки: ситуации в стране или на рынке. Вероят-
ностное стратегическое видение, необходимое для достижения 
больших целей — это сумма нескольких равновероятных сцена-
риев успеха, а не единственная точка цели. В книге я называю 
такую текучую стратегию мультистратегией. Это подход к стра-
тегированию, который позволяет выигрывать от постоянного ус-
ложнения мира. 


П Р Е Д И С Л О В И Е
Игра Го является лучшей иллюстрацией, как работает такой 
тип объемных стратегий. Ее принципы с успехом применяют
не только азиатские корпорации, но и гиганты бизнеса на Запа-
де, например Google. Поощряя неопределенность, мы придаем 
нашим действиям качество текучести. Мы не штурмуем препят-
ствия, а обходим их, подобно воде, двигаясь к победе по пути 
наименьшего сопротивления внешней среды. текучая страте-
гия в стиле Го позволяет привести производственные и мар- 
кетинговые возможности бизнеса в такое состояние, чтобы он 
мог функционировать и приносить требуемую прибыль при осу- 
ществлении любого из сценариев будущего. Добавлю, что фи-
лософия Го приложима к человеческой деятельности в широ-
ком смысле, охватывая и бизнес, и войну, и решение социаль-
ных проблем. 
На страницах книги описаны пять стратегических связок, об-
разующих базис философии Го. Каждая связка состоит из пары 
взаимосвязанных категорий, таких как живое и мертвое, плот-
ное и рыхлое, приобретения и потери, опережение и отставание, 
порядок и хаос. Связки, подобно биноклям, позволяют смотреть 
на ситуацию в стереоформате. Пять стратегических биноклей Го 
дают целостный взгляд на любой процесс или явление. Взгляд 
стратега, а не тактика. 
Игра Го развивает стратегическое восприятие реальности. 
Оно порой так сильно отличается от привычных образов, что 
удивляешься тому, что видишь. Военные и политические страте-
гии ложатся на описанные в книге модели со всей очевидностью
Полагаю, что пять биноклей можно использовать в качестве схе-
мы для пересборки показателей компании в новую аналитиче-
скую модель бизнес-стратегии. Этот вопрос еще ждет своего ис-
следования.
Работая над книгой, я изучал опыт российских предприни-
мателей, которые применяют философию Го на практике. Вдох-
новителем идеями мультимодальной стратегии для меня стал 
Сергей Горьков. Часть примеров книги родилась в нашем сов- 
местном обсуждении за доской Го. Я благодарен Виталию Несису
6


П Р Е Д И С Л О В И Е
за акцент на стратегической опциональности, составляющей дух 
игры Го. Подготовка и издание книги стало возможно благодаря 
поддержке Виталия. 
термин «gain-gain» я впервые услышал в нашей беседе о Го
и стратегии с Кайратом Келимбетовым. На мой взгляд, он точ-
но отражает суть открытия, которое сделал профессор Иманиси 
Киндзи: хорошая стратегия — это игра на взаимное обогащение
а не на уничтожение. Война ведется ради выгоды.
«Го ждало тебя 5 000 лет» — такой девиз был написан на кар-
манном календарике, который выпустила школа Го «Восхожде-
ние» в январе 2005 года. Годом ранее я увлекся игрой Го и позна-
комился с главой школы Игорем Гришиным. В школе мы искали 
новые идеи в древнем искусстве, которое, подобно потерянному 
сундуку с сокровищами, лежало у наших ног. 
На этом пути мне встретилось множество замечательных лю-
дей, которые помогали развивать Го в России и менять Россию с по-
мощью Го — это Марина Абрамова, тимофей Арсенов, Констан-
тин Бармашов, Бронислав Виногродский, Марина Винокурова, 
Максим Волков, Владислав Даванков, Алена и Евгений Демины, 
Александр Динерштейн, Руслан Дмитриев, Антон Долгов, Лари-
са Зелькова, Ульви Касимов, Коидзуми Кен, Вадим Лобов, Вадим 
Махов, Олег Межов, Максим Мейер, Гюли Мухтарова, Алексей 
Нечаев, Сергей Новиков, Антон Ольшванг, Ефим Островский, Ан-
дрей Степанов, Максим тихомиров, Алексей Чадаев, Андрей Че-
глаков, Ирина Чукомина, Зураб Чхетия, Максим Шапорин, Сер-
гей Шахов, Петр Шепин и многие-многие другие. 
Я посвящаю эту книгу всем вам!



П Е С т Р ы Е Р А С С К А З ы 
О С т Р А т Е Г И И
I


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   85




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет