Соц-эконом и полит отношения



бет1/4
Дата28.10.2022
өлшемі52,76 Kb.
#45916
  1   2   3   4
Байланысты:
Документ Microsoft Word (3)


Соц-эконом и полит отношения
Ханом казахов, после смерти Таукел хана, стал Есим хан (1598 – 1613/14; 1627 – 1628 гг.). После смерти Абдаллах хана в 1598 г. фактически прекратилось господство династии Шайбанидов в Бухаре. К власти пришла новая династия - Аштарханиды, возводившая свое происхождение к астраханским ханам – потомкам Тукай-Тимура (сына Джучи). Предметом постоянного и длительного спора между казахскими владетелями и Аштарханидами стал Ташкент – важный торгово-экономический центр. Власть над Ташкентом постоянно переходила из рук в руки от Есим хана к Аштарханидскому хану (Вали Мухаммад хан с 1606 по 1610 гг.; Имамкули хан с 1611 по 1642 гг.), а от него к другому казахскому правителю, Турсун хану.
Отношения с калмаками, продвинувшимися еще в конце XVI в. значительно на запад, стали занимать в XVII в. важное место во внешней политике казахских владетелей. Отсутствие естественных границ между их владениями и постоянное соперничество из-за обладания кочевьями служили причиной частых столкновений и войн.
С первых десятилетий XVII в. соотношение сил Казахского ханства, раздираемого междоусобными распрями, и ойратской группировкой, объединенной в единый союз, изменилось и стало неблагоприятным для казахов.
После смерти Есим хана в Казахском ханстве вновь начались усобицы и продолжались несколько лет. В конце концов, ханом был провозглашен сын Есим хана – Джангир (Джахангир, Янгир, Янгар). Вся его жизнь прошла в борьбе с калмаками из-за обладания кочевьями Семиречья.
В этой войне предводитель казахов Джангир попал в плен к калмакам, и только какая-то счастливая случайность возвратила ему свободу. Освободившись от плена, он остался на всю жизнь непримиримым врагом ойратов и не переставал беспокоить их частичными набегами.
Со своей стороны Батур-хунтайши, желая усмирить беспокойного соседа, собрал 50-тысячное войско и вторгся в 1643 г. в кочевья казахов. Удачный вначале поход окончился поражением хунтайши и отступлением калмаков с большим уроном. В этой войне на стороне казахов выступили ополчения кыргызов и отряд эмира Бухарского ханства Ялангтуш-бия.
Джангир хан погиб в одном из сражений с калмаками. Он похоронен в г. Туркестане, возле мечети Ходжа Ахмада Ясави.В Xvii – н. XVIIi вв. у казахов степных районов сохранялась исторически сложившаяся отрасль хозяйства – кочевое и полукочевое скотоводство. Основными видами скота были овцы, лошади, верблюды. Крупный рогатый скот разводился в небольшом количестве, главным образом в местах оседлости.
Закрепились ранее сложившиеся маршруты и годичные циклы кочевания со сменой сезонных пастбищ (коктеу, джайляу, куздеу, кыстау). Скотоводство зависело от природных условий. Заготовка кормов не производилась, зимой скот находился на подножном корму. В суровые зимы нередко происходил массовый падеж скота, кочевники-скотоводы разорялись, многие переходили к оседлости. Хотя и медленно, сами формы ведения кочевого скотоводства и его продуктивность улучшались. Сохранялись и постоянно совершенствовались навыки ведения животноводческого хозяйства. Жилище казахов - юрта, а также хозяйственный инвентарь были хорошо приспособлены для кочевания и обработки животноводческой продукции. Кочевое скотоводческое хозяйство во многом обеспечивало жизнь казахской семьи. Оно давало казахам продукты питания, материалы для одежды и обуви, устройства и убранства юрты, транспортные средства для перекочевок.
Кочевники-скотоводы занимались домашними промыслами, главным образом, по переработке животноводческого сырья. Изготовляли войлок, ковры, одежду, обувь, кожаную посуду, сбрую и т. д. Хотя хозяйство казахов оставалось в основном натуральным, но оно давало и излишек продукции для обмена на товары и продукты, произведенные городскими жителями и земледельцами. На рынки городов Туркестана – Сыгнака, Саурана и др. – кочевники – скотоводы пригоняли скот, доставляли кожи, шерсть, изделия из них, а также холодное оружие, изделия из дерева, продавали пушнину, меховые шубы и шапки. В обмен скотоводы получали хлопчатобумажные и шелковые ткани, изделия гончарного, металлического производства, готовые изделия из тканей и кожи, оружие и многое другое.
Казахи знали оседлое и полуоседлое земледелие и городскую культуру. Постоянная связь кочевого хозяйства степных районов и районов оседлого земледелия и городского хозяйства была неотъемлемой чертой экономической жизни казахского общества. Кочевниками в местах зимовок создавались очаги земледелия, оседлые и полуоседлые поселения.
Экономическая система Казахского ханства базируется на двух взаимодополняющих хозяйственных укладах – кочевом скотоводческом и оседло-земледельческом, городском.
В Южном Казахстане продолжала развиваться городская жизнь. Каждый из городов был центром обширного земледельческого района с развитым поливным земледелием, товарным производством зерна и другой сельскохозяйственной продукции. Искусственное орошение продолжало развиваться в больших размерах и основывалось на каналах, арыках. В городах имелись ремесленные кварталы, развивались ремесла – керамическое, кузнечное, деревообделочное, стеклодувное, ткацкое, кожевенное, ювелирное, строительное дело. В городах была развита фортификационная система. Строились жилые постройки, культовые и общественные здания – мечети, медресе, мазары, бани, крытые рынки, караван-сараи.
Общественные отношения у казахов в Xvii – н. XVIIi вв. большинство исследователей считают патриархально- феодальными. В степных районах господствовала общинная форма землепользования. Скот находился в частной и семейной собственности и был главным мерилом богатства кочевников, их имущественного положения. Верховным распорядителем земель был хан.
В южных районах Казахстана сложились устойчивые формы феодального условного землевладения и земельной собственности. Источники называют такие формы землевладения и собственности, как сойургал, икта, мильк, вакф.
В основе деления казахского общества на сословие лежало не столько имущественное положение, сколько социальное происхождение. К высшему аристократическому сословию – ақ суйек (белая кость) относились Чингизиды: ханы, султаны. Все остальное население ханства относилось к низшему сословию – қара суйек (черная кость), независимо от имущественного положения. 
Есим хан - один из выдающихся политических деятелей второй половины XVI и первой половины XVII вв. Он смог нейтрализовать внешнюю угрозу и объединить казахские племена в крайне тяжелые годы национальной истории, превратив Казахское ханство в сильное централизованное государство.
За проявленное мужество и полководческий талант в народе его прозвали "Есенгей бойлы Ер Есiм" (Мужественный Есим).
Согласно историческим сведениям, Есим был сыном Шигай хана и отличался от прочих политиков тем, что умел ставить интересы государства над личными: жертвовать репутацией, авторитетом ради определенных стратегических целей; идти на компромисс; выжидать и наносить неожиданные удары.
В конце XVI в. внешнеполитическое положение Казахского ханства заметно усложнилось. Борьба с бухарскими ханами за право владения присырдарьинскими городами, в частности, Ташкентом, продолжалась с переменным успехом. В этих условиях для обеспечения безопасности государства необходимо было сконсолидировать общество для недопущения раскола. В последние годы правления Шигай хана доверие и уважение к власти среди простого населения упала. Уже в момент правления Шигай хана Есим показал себя искусным политиком и завоевал немалый интерес, поскольку был посажен на престол сразу осенью 1598 г.
В первые годы своего правления Есим хан в основном боролся со своими политическими оппонентами.
В 1611 г. Есим хан, собрав пятитысячное войско, устанавливает контроль над Ташкентом, Туркестаном, Сыгнаком и Сузаком. Но успехи оказываются временными.
В 1613 г. он вновь, несмотря на сопротивление бухарских ханов, берет реванш и занимает Ташкент. Бухарские ханы были уведомлены о сложности внутриполитической ситуации в Казахском ханстве, которая заключалась в сепаратистских устремлениях отдельных султанов, в частности, Турсун султана. Особенность политических взглядов Есима и Турсуна была в том, что для последнего власть являлась самоцелью, а не средством для достижения каких-либо задач. Бухарский хан, как пишут Кляшторный и Султанов, специалисты по средневековой истории Центральной Азии, одобрил захват Турсуном ханской власти. Однако, узурпация ханской власти Турсуном не решила комплекса проблем, стоящих перед государством, поскольку амбициозный султан не обладал столь необходимым авторитетом для борьбы с сепаратистскими тенденциями внутри страны. Более того, он, нарушив соглашения, начинает набеги на Мавераннахр.
Несмотря на усилия Есима по улучшению отношений с Турсуном, столкновение интересов становится неизбежным. После очередного факта вероломства Есим решительно вступает в новую фазу открытой борьбы.
Все началось с того, что Турсун внезапно устраивает набег на ставку Есима в Туркестане, в то время, когда последний, собрав войско, отправился покорять беспокойных калмаков. Однако для Турсуна этот поход стал последним. В конце концов приближенные Турсуна умертвляют его.
Разобравшись с политическим оппонентами, Есим приказывает перебить всех представителей рода каган, которые активно поддерживали узурпатора ханской власти - султана Турсуна. Массовое уничтожение целого рода по воле одного человека явилось одним из страшных эпизодов средневековой истории казахов.
Отправив голову Турсуна к Имамкули, Есим в ответ получает грамоту о том, что бразды правления над некоторыми присырдарьинскими городами передаются ему. Таким образом, Есим возвращает себе титул хана всех казахов.
Возвращение Есима на политический Олимп является необычным фактом в истории Казахстана. Более того, в истории других азиатских стран тоже мало подобных примеров, когда изгнанный вождь вновь становится руководителем государства. Это странно, потому что на Востоке принципы организации власти совсем иные, чем на Западе. В казахском обществе доминировали политические ценности, не характерные ни для западных, ни для восточных обществ и возвращение Есим хана следует рассматривать как результат его собственных усилий и акт признания его политической воли.
Вновь приняв на себя обязанности верховного хана, Есим прежде всего поспешил обезопасить страну от набегов ойратских племен, поскольку многие султаны игнорировали их мощь. Именно благодаря политической дальновидности Есим хана казахские племена смогли нанести ойратам упреждающий удар. Несмотря на переменные успехи в войне с ойратами, Есим все же смог на некоторое время подчинить ойратские племена. Он убеждается, что победу можно одержать лишь в том случае, если все казахские племена будут едины в замыслах и действиях. Поэтому в последние годы своей жизни Есим хан не переставал бороться с сепаратистскими тенденциями внутри страны и даже создал уложение, известное в народных преданиях как "Есим салган ескi жол".
каз-бух война
Казахско-бухарская война длилась более 20 лет[ Первое казахско-бухарское сражение произошло в местности Айгыржар в 1603 году. В этом сражении бухарские войска потерпели поражение и пустились в беспорядочное бегство. Бухарские войска укрылись в Самаркандской крепости. Укреплена она была очень мощно. Но войска Казахского ханства, одолев сопротивление врага, вернулись в Ташкент с богатой добычей.
В 1611 году бухарские войска возглавил сам хан Имамкули. В битве под Ташкентом казахскими войсками командовал хан Есим. Хан Бухары вновь потерпел поражение и заключил перемирие с ханом Есимом[
Заручившись поддержкой некоторых казахских султанов, хан Бухары Имамкули в 1612 году напал на районы Каратау и Аспары, нанеся неисчислимые бедствия аулам и городам. В ответ на это в 1613 году хан Есим с многочисленным войском захватил Самарканд, наголову разгромив отряды Бухарского ханства[ ]. Возглавляемые ханом Турсуном в четвёртом, пятом и шестом походах в 1620—1621 годах войска Казахского ханства наносили поражения бухарским войскам.
В последнем, седьмом, кровопролитном сражении с бухарцами под руководством хана Есима, он в очередной раз разбил бухарцев Благодаря этому он укрепил южные границы. Бухарский хан Имамкули признал своё поражение. Во всех казахско-бухарских сражениях преимущество было на стороне Казахского ханства[]. Следует подчеркнуть, что каждый раз первой нападала бухарская сторона[ Казахи ограничились отпором[ Это было связано тем, что Казахское ханство стремилось сохранить свою целостность и старалось не ввязываться в кровопролитные длительные войны[Такая политика хана Есима способствовала тому, что Казахское ханство сберегало и сохраняло свою военную мощь
Джунгарское ханство
После смерти Есим-хана в Казахском ханстве начались междоусобицы, продолжавшиеся несколько лет. В конце концов ханом был провозглашён сын Есима Салкам Жангир-хан (1643—1652). Вся история его правления связана с длительной борьбой с джунгарской военной агрессией
Западные ойраты объединились и создали в Западной Монголии в 1635 г. сильное военизированное государство Джунгарское ханство. Сразу же началась изнурительная борьба с казахами за кочевья Семиречья и территории современного северного и центрального Казахстана.
Жангир-хан с воинами глубоко окопался в ущелье реки Орбулак Джунгарского Алатау и ждал в засаде до прихода основных сил казахов на пути следования 50-тысячной джунгарской армии во главе с Эрдэни-Батуром. Половина воинов организовала завал на пути, а остальная часть рассредоточились на утёсах, тем самым подготовив засаду джунгарам. В этой битве казахами было впервые массово применено огнестрельное оружие, и в первые же часы джунгары лишились многих воинов шедших спереди. Затем с тыла по джунгарам ударили войска в 20 тысяч человек, приведённые на помощь Ялангтуш Бахадуром[28], эмиром Мавераннахра. Джунгары вынуждены были отступить. Планы джунгар по захвату Семиречья оказались сорванными. Успешно выиграно время для готовности казахов к дальнейшему наступлению джунгар в этот регион.
После заключения мирного договора с Цинской империей джунгары начали собирать армию на границе с Казахским ханством. В 1723—1727 гг. казахи потеряли Ташкент, Сайрам и г. Туркестан. Это время известно в казахской истории как Актабан Шубырынды Алкаколь Сулама (Годы великого бедствия)[33].
Джунгары захватили территории современного южного Казахстана и Семиречье. В 1727 году умер Цэван Рабдан, правитель Джунгарии, а вскоре его сын, Галдан-Цэрэн, вынужден обратить свою армию на восток в связи с вновь обострившейся войной с Цинской империей которая продолжилась до 1739 года.
В 1728 году произошло крупное сражение на берегу Буланты в местности Кара сыйыр[34]. Казахское ополчение заманило джунгар глубже в степь, затем, резко повернув назад, перешло в контратаку, нанося им удары с обоих флангов. Джунгарам был нанесён сокрушительный удар: большинство погибли, многие попали в плен, лишь единицы спаслись бегством. Однако на этом события не завершились. Часть джунгарских всадников сумела прорваться к верхнему течению реки Буланты. Но здесь их настигли отряды казахской кавалерии. И снова на пересечённой местности джунгары были разбиты, только отдельным группам удалось уйти в горы за Майтобе и Курайлы в сторону Улытау[4]. Место сражения вошло в историю под названием «Место гибели калмыков» (каз. Қалмақ қырылған)[5].Эта победа подняла дух народа, заставила его поверить в свои силы. С тех пор инициатива в ведении боевых сражений перешла в руки казахских ополченцев, готовых идти в контрнаступление. Отпор джунгарам стал решающим фактором в сохранении территориальной целостности Казахского ханства. В связи с этим Джунгарское ханство было вынуждено перейти к обороне западных границ. Эта крупная победа стала залогом успеха в следующей — Аныракайской битве[6].
В конце весны 1729 года казахское ополчение, подкрепив своих коней в песках Муюнкумов и в долинах рек Буркутты, Шабакты, Караконыз, Ыргайты, Чу вышли в район гор Хантау, где были остановлены пограничным джунгарским отрядом.
В течение 40 дней прошёл целый ряд столкновений казахского ополчения трёх жузов и пограничного джунгарского отряда на Буланты-Белеуты и Анракае, в различных местах Сары-Арки, на берегу реки Или. В 1905 г. исследователь и собиратель казахского фольклора А. А. Диваев записал народное предание[35] о том, что в 1729 году в 120 км к югу от оз.Балхаш, в 20 км к северо-западу от современного города Алма-Ата, в местности Анракай (каз. — плач, стенание) произошла последняя крупная битва между казахами и джунгарами. Казахские войска, в 25-30 тысяч конников, морально и физически были готовы к проведению сражения. Решающая битва казахов и джунгар состоялась у подножья горы Анракай. В этой битве участвовали все известные батыры казахской земли, бии, султаны, родоначальники — представители всех трёх жузов -Толе би, Казыбек би, Койгельды, Санрык Токтыбайулы, Барак Шорекулы, Тортаул Олжабай, Отеген Отегулулы, Богенбай Бозкосулы, Акша Сартулы, Бопай бий, Кангельды Срымбетулы, Алшин Тайлак, Есеркен Жаманкараулы и другие. Общее руководство казахскими силами в этом сражении было доверено Абулхаир Хану — Хану Младшего Жуза, талантливому полководцу. Главнокомандующим армиями трёх жузов являлся Богенбай батыр, выходец из рода канжыгалы, племени аргын.
В результате военной кампании 1741—1742 гг. крупнейшие владельцы Среднего жуза признали себя вассалами Джунгарского хунтайджи. Хан Абылай был взят в плен. Видные султаны Старшего жуза перешли на сторону победителей, дали аманатов (заложников) и обязались платить джунгарам дань. Хан Среднего жуза Абулмамбет также направил своего младшего сына, султана Абулфейза, в Джунгарию в качестве заложника и платил дань. Таким образом, Средний жуз был поставлен в такое же положение зависимости от Джунгарского ханства, как и Старший жуз[36][37].
Институт биев
В казахском обществе XV-XVIII вв. основной судебной властью обладал суд биев. Юридически выполнять функции бия мог любой свободный общинник, обладающий достаточным авторитетом, зна­нием норм обычного права и красноречием. Кроме того, высшей судебной властью обладал хан, имевший право пересматривать реше­ния суда биев.
В обычном казахском праве дело не могло возбуждаться по факту преступления, процесс начинался только по инициативе потерпев­шего. Истец именовался даулаушы или талапкер, а ответчик - мсауап берушi или жауапкер. Кроме того, в процессе участвовали представители истца и ответчика, свидетели - аигак и присягатели - мсан беруиа. Суд по обычному казахскому праву был гласным, со­стязательным, все дела, как уголовные, так и гражданские имели исковый характер.
Бии выбирались по взаимному соглашению сторон, причем бию мог быть дан отвод, но только до начала процесса. Рассмотрение дела начиналось с обряда бросания перед судьей плетей истцом и ответчиком. Это символизировало согласие обеих сторон с составом суда и согласие, с будущим решением бия/1/.
Попытка отвода, бия, после бросания плетей или препятствование судопроизводству наказывалось, виновного могли избить его же плетью.
Прежде чем начать процесс, бий предлагал сторонам примирение и в случае отказа начинал слушанье. Обычно это происходило при большом стечении народа, причем не только заинтересованных лю­дей, но и всех желающих.
Суть дела излагалась в устной форме истцом или его представите­лем, ответчик также мог изложить свою версию сам или через пред­ставителей. В их роли выступали чаще всего красноречивые и знакомые с нормами обычного права одноаульцы. Бий мог вызвать свидетелей, явка которых обеспечивалась заинтересованной сто­роной.
Обычное казахское право предусматривало различный подход к свидетелям в зависимости от их социального статуса. Не прини­мались свидетельства женщин, ближайших родственников истца и ответчика, несовершеннолетних, лиц, подвергавшихся телесным наказаниям, а также лиц, признанных сумасшедшими. Свидетельства рядовых общинников имели доказательную силу только после того, как честность свидетелей подтверждалась присягой. Свидетельства же султанов, биев и других влиятельных лиц принимались без при­сяги. Жети Жаргы определяли, что «для удостоверения в преступ­лении требуется не менее двух, а иногда трех свидетелей».
Одним из важнейших институтов судебного процесса в казахском обычном праве был институт присяги - мсан беру. К нему прибегали в случае невозможности другими путями выяснить истину. Интересно, что присягали не сам истец и ответчик, а их родственники по выбору противной стороны. При этом пред­почтение отдавалось известным, уважаемым людям, желательно незнакомым с обстоятельствами дела. Различалось два вида присяги - доказательная и очистительная. Доказательная присяга требова­лась от свидетеля истца. Очистительная присяга приносилась сторо­ной ответчика. Присягатель должен был в торжественной обстановке поклясться в невиновности обвиняемого. Обычно при малейшем со­мнении присягатель отказывался от присяги, т. к. если впоследствии выяснялась его ошибка, он нес ответственность как лжесвидетель, объявлялся вне закона, его имущество и скот могли быть безна­казанно разграблены. Отказ присягателя от очистительной присяги автоматически вел к вынесению обвинительного приговора.
Приговор, бия, выносился устно, после его объявления проводился обряд алажт - разрезание пестрой веревки, символизирующий за­вершение судебного процесса. Бий получал вознаграждение бийлик -10% от суммы иска и все штрафы, назначенные нарушителям про­цессуальных норм во время суда.
Исполнение решения суда биев возлагалось на ответчика, однако, при отказе истца выполнять при­говор, прибегали к институту барымты - насильственного угона скота. Барымта была законной процессуальной нормой, если она соответствовала следующим требованиям:
1. совершалась с ведома бия, вынесшего приговор и правителя общины истца; 2. истец открыто заявлял противной стороне о намерении силой добиться исполнения приговора; 3. количество угнанного скота примерно соответствовало сумме иска.
Гласность судебного процесса и зависимость авторитета, бия от справедливости вынесенных им решений, вели к невозможности злоупотреблений со стороны биев и стремлению выносить при­говоры, максимально удовлетворяющие обе стороны. Таким образом, целью суда был не столько поиск истины, сколько примирение сторон и прекращение конфликта.
ХVIII век является переломной вехой в истории формирования международного права казахов. Рубеж XVII-XVIII вв. требовал разнообразия методов дипломатии, в сравнении с предшествующими периодами. Геополитичекое положение между Российской империей, Цинским Китаем и Джунгарией и проблема « выживания» в этих тисках оказались самой животрепещущей на тот исторический момент. Такое небезопасное положение потребовало более эффективных способов самореализации этноса, в смысле обороноспособности этнической территории. Ни одно государство по периметру своих границ не проявляло такой активности в организации посольств с призывами к объединению усилий против общего врага – джунгар. 
Орбулакская битва
сражение в ходе казахско-джунгарской войны, в котором отряд из 600 казахских воинов во главе с Жангир-ханом[9] и 20-тысячная бухарская армия под началом Ялангтуш Бахадура[10] в 1643 году одержали победу над армией Эрдэни-Батура.
Для битвы Жангир выбрал горное место недалеко от реки Ор (Орбулак) Джунгарского Алатау, из-за чего битва получила название Орбулакской [12][13][14][15][16][17][18][19][20]. Тактикой ведения боевых действий был выбран окопный метод. Исследователи, внимательно изучив место знаменитой битвы, отмечают, что Жангир применил ряд сложных тактических приемов из арсенала военного искусства казахов, но в то же время использовал нераспространенные среди кочевников методы раздробления сил противника. По описанию А. И. Лёвшина, Жангир, опасаясь открытого военного столкновения с джунгарами своего ополчения состоящего всего около 600 воинов, расположил часть своей дружины в ущелье между двух гор, заранее окопав его глубоким рвом и обнеся высоким валом. Протяженность военного укрепления составила 2,5-3 км, передний край окопа был высотой с человеческий рост. Половина воинов организовала полевые укрепления на пути, а остальная часть рассредоточились на утёсах, тем самым подготовив засаду джунгарам. В этих укреплениях Жангир и ждал в засаде на пути следования джунгарской армии во главе с Эрдэни-Батуром. Битва началась с элемента неожиданности, наткнувшись на засаду казахов, джунгары сразу же понесли большие потери. В этой битве казахами было впервые массово применено огнестрельное оружие, и в первые же часы джунгары лишились столь большого количества воинов, что были вынуждены отступить обратно на открытую равнину[21]. По разным оценкам джунгары потеряли в засаде от одной до десяти тысяч человек.
В это время подоспел союзник казахов Жалантос Батыр с бухарским войском в 20 тыс. человек и вошел в тыл джунгар. Джунгары, не ожидавшие такого хода событий, пришли в расстройство, Эрдэни-Батур предпочел далее не вступать в сражение [22][23] и был вынужден отступить в Джунгарию.
Планы джунгар по захвату Казахского ханства оказались сорванными. Было выиграно время для подготовки казахов к дальнейшему наступлению джунгар в этот регион. Жангир-султан продемонстрировал эффективность новой боевой тактики залповой стрельбы из ружей пешими стрелками. Для Центральной Азии это был революционный опыт применения огнестрельного оружия. Совместная победа малочисленного казахского ополчения и бухарского войска под командованием Жалантос батыра в этом сражении вызвало у казахской элиты переоценку военной силы джунгаров, способствовало объединению сил всех трёх казахских жузов. Дальнейшие совместные действия объединенных казахских жузов в итоге привела к окончательному решению джунгарской проблемы в пользу Казахского ханства[
Хан Жангир (1629 –1652 гг.)


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет