Этика отношений в системе «учитель учащийся»



бет1/5
Дата19.05.2023
өлшемі28,86 Kb.
#94739
түріЛекция
  1   2   3   4   5

Группа: ДО 3курс з/о
Лекция 3. Тема: Этика отношений в системе «учитель – учащийся».
Основополагающими факторами современной школьной реформы провозглашены принципы демократизации и гуманизации. И это естественно. Мы готовим детей к новой жизни, где основной ценностью должна быть человеческая индивидуальность, ее максимальная самореализация. Но для этого и сама личность должна ощущать собственную самоценность, раскрепощенность, свободу. К сожалению, приходится констатировать, что сегодня многие дети, несмотря на их внешнюю развязность, скованы, зажаты, закомплексованы. Они стесняются, а порой и не умеют выразить свои мысли и чувства, т.е. выразить себя, продемонстрировать свои возможности и способности. И в этом не вина их, а беда.
Уважение к личности ученика
Одной из особенностей взаимодействия между учителем и учеником является существующая зависимость ученика от учителя. Но несмотря на эту разницу в положении педагог, руководствуясь педагогической этикой, должен с уважением относиться к личности своего воспитанника. В практической же деятельности это уважение часто остается лишь декларацией. Руководствуясь признаками демократизма, педагог должен видеть в своих учениках равных себе людей со своими интересами и своим мировоззрением.
Уважение должно проявляться в доверии к личности ученика и наоборот. Если учителю не безразличны проблемы и интересы учащихся, то дети это чувствуют и доверяют своему учителю.
Педагог должен воспринимать ребенка таковым, каков он есть, он должен проявлять терпимость к его внешнему виду (иногда эпатирующему), его поведению, к самостоятельности мышления и взглядам. Педагог-профессионал своими действиями и интересом к детям должен стимулировать в них стремление к проявлению собственной индивидуальности и самостоятельности и при необходимости направлять все это в нужное русло.
Интерес учителя к личности учащегося имеет и другую этическую сторону — это, если можно так выразиться, «соискание» интереса ученика к себе, «заинтересованность в его интересе». Ведь психологической основой обучения и восприятия информации является интерес к ней; и потому дело нашей профессиональной чести — уметь этот интерес вызвать. Вместе с тем ориентация на заинтересованность учащихся — это и проявление уважения к ним. Не правы те учителя, которые, высокомерно заявляют, что им безразлично, как относятся к ним их ученики: «Пусть ненавидят, но знают предмет. Мне их любви не нужно». Но ведь если ученики испытывают симпатию к учителю, то это залог их интереса к его предмету.
Доверие к учащимся как возможная форма демократизации школьных отношений должно проявляться и в уважении мнения учеников о педагоге. Разумеется, речь идет не о том, чтобы обсуждать с учащимся достоинства или недостатки коллег-педагогов за их спиной: это не этично. Но открыто интересоваться мнением учащихся о самом себе, изучать это мнение и использовать его для корректировки своей профессиональной деятельности и личных качеств — это не только установление педагогом «обратной связи» с учащимися (хотя и оно тоже); но и определенный воспитательный момент, форма доверия к ним.
Еще одним проявлением уважения к личности учащегося выступает недопустимость унижения личного достоинства ученика. Банальность этого требования очевидна. Однако на практике сплошь и рядом оно нарушается, причем редко специально, целенаправленно, чаще — незаметно для самого учителя, так сказать, по привычке, что, может быть, еще хуже. Мы привыкли унижать учеников — взглядом, тоном, насмешкой, окриком... Крик учителя, призывающего к порядку, или обличение лодыря и нарушителя дисциплины, к сожалению, все еще обычное дело. И все это «не со зла», а из благих побуждений, причем всегда этому находится оправдание: мол, «довели», «сорвался»; «не выдержал» и т.д. А между тем кричать на детей — значит расписываться в собственном педагогическом бессилии (т.е. других средств воздействия у меня больше нет), следовательно, провоцировать неуважение к себе и одновременно демонстрировать неуважение к ученикам.
Вместе с тем уважение проявляется не только в том, чтобы никогда «не гладить против шерсти». Оно выражается и в требовательности к учащемуся, которую можно представить так: я, педагог, с уважением отношусь к его мнению и знаниям, я верю в его силы и возможности и потому требую с него. Существуют некоторые этические «требования к требовательности».

  • 1 .Требовательность педагога должна быть объективно целесообразной, т.е. выполняемое задание должно служить делу — усвоению нового материала, повторению пройденного, чистоте и порядку в школе, но ни в коем случае не должно быть наказанием или, еще хуже, проявлением самодурства учителя.

  • 2. Требовательность должна быть доброжелательной и выражаться скорее в форме полувопроса-полуответа, а не однозначного приказа.

  • 3. Требования должны быть понятными, и потому учащимся всегда необходимо разъяснять, почему и для чего они должны выполнить именно это задание и как лучше его сделать.

  • 4. Требования должны быть реально выполнимы — нельзя забывать, что слишком большой объем или слишком сложное содержание работы вызывает обратную реакцию, и ученик, зная, что он все равно не справится с заданием, просто откажется его выполнять.

Еще больше нравственная культура педагога и его способность уважать своих учеников проявляется в оценке труда учащихся. Выставляет учитель отметки официально или «для себя» — в любом случае он оценивает учащихся, их поведение, знания, способности. И тогда его оценка так или иначе выступает одновременно индексом отношения к своим ученикам.


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет