Филологического



Pdf көрінісі
Дата27.12.2016
өлшемі129,04 Kb.
#554

Этот

 

электронный



 

документ


 

был


 

загружен


 

с

 



сайта

 

филологического



 

факультета

 

БГУ


 

http://www.philology.bsu.by 

 

А.П.Чехов. 

Этапы творчества: 

 

1860 год. Родился А.П. Чехов. /В Таганроге в купеческой семье/. 



1876г.  -  отец  разорился  и  убегает  от  кредиторов  в  Москву,  оставив  двоих 

сыновей в Таганроге. 

1879г.  -  Чехов  оканчивает  гимназию  и,  получив  стипендию  от  купечества, 

уезжает в Москву, где поступает в МГУ на медицинский факультет и заканчивает 

его  в  1884г.  Будучи  студентом,  начинает  писать  рассказы  и  посылает  их  в 

Петербург  в  юмористические  журналы,  где  печатался  под  псевдонимами  "Брат 

моего брата", "Человек без селезенки", "Антоша Чехонте". 

1880г. -  1-й рассказ "Письмо ученому соседу". 

В  ранних  рассказах  у  Чехова  ещё  нет  глубины  образов.  Он  создает  сотни 

миниатюр,  которые  охватывают  все  многообразие  российской  обывательской 

жизни,  обратная  сторона  церковной  жизни  с  ее  обрядами,  постами,  семейно-

бытовые  сцены,  служебно-бытовые  отношения  и  даже  общественные  явления, 

"Жизнь прекрасна", "Руководство для желающих жениться", "Смерть чиновника", 

"Толстый и тонкий", "Хамелеон", "Брожение умов" и т.д. 

В молодости Чехов писал много и легко: 

83г. - 120 рассказов 

85г. - 129 рассказов 

86г. - 112 рассказов 

87г. - 66 рассказов 

88г. - 12 рассказов 

Первая  книга  Чехова  /  1884г/  "Сказки  Мельпомены".  В  1886г.  -  2й  сборник 

"Пестрые рассказы". В 1887году  Чехов получил Пушкинскую премию за сборник 

"В  сумерках".  Его  творчество  получило  высокое  одобрение  писателя  старшего 

поколения Григоровича. 

1876 г. - первая большая пьеса "Иванов. 

В  конце  80-х  начале  90-х  годов  Чехов  отказывается  от  юмористического 

подхода  к  жизни  и  переходит  к  проблемам  общественно-политического 

характера.  Острее  становятся  характеры  героев.  Чехов  разоблачает  тупого, 

сонного  российского  обывателя,  показывает  его  тусклую  жизнь,  говорит  о  его 

невежестве, дикости, жестокости: "Человек в футляре", "Дом с мезонином", "Дама 

с собачкой", "Палата № 6". 

1890  г  -  Он  уезжает  на  Сахалин,  через  Сибирь  на  лошадях,  чтобы 

познакомиться с жизнью ссыльных. Прожил он там полгода, принимал участие в 

переписи  населения,  посещал  рудники,  тюрьмы.  Вернувшись,  написал  книгу 

"Остров Сахалин». 

1889  г.  -  Ч.  приобрел  участок  под  Москвой  (Мелихово),  там  же  он  построил 

две школы, занимался медицинской практикой. 

1896 г. - В Петербурге в Александрийском театре состоялась премьера новой 

пьесы Чехова  "Чайка" - провал. 

1897  г.  -  Чехов  вынужден  продать  Мелихово,  лечится  в  Ницце.  Переезжает 

жить в Ялту, так как его болезнь /чахотка/ не позволяет ему подолгу находиться в 

России. 


Этот

 

электронный



 

документ


 

был


 

загружен


 

с

 



сайта

 

филологического



 

факультета

 

БГУ


 

http://www.philology.bsu.by 

 

1898  г.  -  В  Москве  образован  новый  театр  -  МХТ,  в  котором  с  успехом 



прошла премьера «Чайки».  /Станиславский, Немирович-Данченко/. 

1898 г - Рассказы "Человек в футляре", "Крыжовник", "Ионыч". 

1899 г. Пьеса "Дядя Ваня". 

Летом 1900 г. театр приехал в Крым на гастроли. 

1900 г.- Женитьба. /Ольга Леонардовна Книппер./ 

1901 - Пьеса "Три сестры». 

1903 - Пьеса «Вишнёвый сад». 

1904 г — написан последний рассказ "Невеста". 

1904 -15 июля в Германии Чехов умирает. 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 


Этот

 

электронный



 

документ


 

был


 

загружен


 

с

 



сайта

 

филологического



 

факультета

 

БГУ


 

http://www.philology.bsu.by 

 

 

Творчество А.П.Чехова в контексте культурной ситуации конца XIX в. 



 

Рубеж XIX - XX вв. - эпоха общего кризиса европейской культуры,  «кризис 

гуманизма»  (выражение    Блока),  кризис  христианского  мировоззрения,  кризис 

классической философии, критика всех традиционных ценностей и лихорадочный 

поиск  новых  идеологий  (религиозно-философский  ренессанс,  экзистенциализм, 

марксизм, психоанализ, ницшеанство). Важный символ эпохи - знаменитые слова 

Ф.Ницше  о  том,  что  «Бог  умер».  На  русскую  литературу  того  времени  оказал 

сильное  влияние  этот  немецкий  философ,  подвергающий  резкой  критике 

традиционные  ценности  европейской  культуры,  мечтающий  о  «сверхчеловеке»  

будущего, который сменит устаревшего, косного современного человека. 

Можно определить  преобладающее настроение  в культуре рубежа  веков как 

чувство  утраты    целостной  картины  мира.  Это  предвидел  ещё  Гоголь,    который 

характеризовал  грядущую    эпоху  как  время  «страшного  раздробления» 

(«Мёртвые души»). Так, у Чехова, в рассказе «Скучная история» основная тема — 

тоска  и  пессимизм  главного  героя  из-за  отсутствия  в  его  жизни,  как  он  сам 

выражается, «общей идеи или Бога живого человека». 

«Страшное  раздробление»  выражается  и  в  разрушении  привычных 

социальных структур. Происходит обеднение и расслоение традиционных классов 

(дворянства  и  крестьянства),  усиление  «третьего  сословия»,  увеличение  числа 

пролетариев,  отчужденных  от  средств  производства,  растут  города,  экономику 

начинают контролировать крупные монополии. В культуре актуализируется тема 

Апокалипсиса,  появляются  зловещие  пророчества,  общество  находится  в 

напряжении,    ожидая  глобальных  социальных  катаклизмов.  Распространенный 

мотив в искусстве рубежа веков – ожидание вселенской катастрофы и поэтизации 

гибели.  В  среде  интеллигенции  возрастает  интерес    к  мистике,  оккультизму  и 

религиозной  философии.  Ослабляются  непосредственные  связи  между  людьми, 

зато увеличивается роль технически оснащенных средств массовой информации и 

т. д. Таким образом, человек чувствует себя затерянным в страшном и постоянно 

меняющимся мире. 

Вместе  с  образом  мира  меняется  и  образ  человека,  он  становится  всё  более 

неустойчивым, 

изменчивым, 

относительным. 

Наряду 


с 

социальным  

«раздроблением»  происходит  и  внутреннее,  психологическое  «раздробление» 

индивидуума.  Человек  не  может  понять  своего  места  в  мире,  он  тяготится 

различными,  присущими  ему  социальными,  психологическими  и  культурными 

«ролями»,  подчас  противоречащими  друг  другу.  Хорошей  эмблемой  этой 

духовной ситуации может быть название альманаха «Осколки», в котором Чехов 

публиковал  свои  ранние  юмористические  рассказы  под  псевдонимом  «Антоша 

Чехонте». 

В  литературном  процессе  этому  соответствует,  во-первых,  кризис  реализма 

(как стиля, подразумевающего безусловный  характер реальной действительности 

и стремящегося воссоздать её художественными средствами), а во-вторых, кризис 

романа  (как  жанра,  в  наибольшей  степени  отвечающего  этой  задаче  и 

представляющего  собой  модель  мира  как  целостного  и  гармонически-

законченного  единства).  На  смену  реализму  постепенно  приходят  другие  стили 

(символизм, натурализм, модернизм, с его различными  течениями), но и реализм 



Этот

 

электронный



 

документ


 

был


 

загружен


 

с

 



сайта

 

филологического



 

факультета

 

БГУ


 

http://www.philology.bsu.by 

 

удерживает  в  литературе  важные  позиции  (как  раз  творчество  Чехова  можно 



определить как пример русского реализма конца века, хотя и на него, особенно в 

драматургии,  определенным  образом  влияли  художественные  открытия  

символизма  и  модернизма).  На  смену  роману  приходит  рассказ,  новелла  (часто 

они  объединяются  в  некоторые  циклы;  если  роман  подобен  большому 

живописному  полотну,  то  цикл  рассказов  подобен  мозаике,  это  «осколочный 

мир»). 


Примечательно, что Чехов так и не написал романа, зато многие его рассказы 

по  охвату  материала  и  масштабу  социально-психологического  и  философского 

обобщения  соответствуют  роману  (об  этом  часто  говорят  исследователи, 

например при анализе рассказа «Ионыч»). В своих рассказах Чехов ориентируется 

на изображение повседневных бытовых ситуаций («мелочей жизни»), воссоздание  

образа жизни различных социальных групп («Архиерей», «Студент», «Мужики»), 

социально-психологических и культурных типов-«ролей» («Невеста», «Человек в 

футляре»,  «Тина»,  «Душечка»,  «Попрыгунья»),  художественное  исследование 

различных  психологических  ситуаций  («Страх»,  «Тоска»,  «Спать  хочется»,  «О 

любви», «Палата №6», «Скучная история»). В целом ряде рассказов воссоздается 

довольно  продолжительный  отрезок  жизни  героя,  его  судьба,  как  правило, 

неудачна  («Три  года»,  «Моя  жизнь»,  «Ионыч»,  «Черный  монах»,  «Дом  с 

мезонином»). Такие рассказы можно назвать даже маленькими повестями (есть и 

собственно повести - «Дуэль», «Степь»). 

В  произведениях  Чехова  обычно  нет  непосредственной  авторской  оценки 

характеров  и  событий.  Чехов  писал:  «Художник  должен  быть  не  судьею  своих 

персонажей и того, о чем говорят, а только беспристрастным свидетелем». В   то 

же  время  Чехов  мастерски  воспроизводит  те  глубинные  психологические 

подтексты,  стоящие  за    поведением  человека,  которые  В.И.Немирович-Данченко 

(говоря о чеховской драматургии) называет «подводными течениями». 

Чехов  придает  особое  значение  художественной    детали  (это  признак 

реалистического подхода к жизненному материалу), но если, например, у Гоголя 

художественная  деталь,  как  правило,  самоценна,  то  у  Чехова    она  строго 

функциональна:  именно  Чехову  принадлежит  ставшее    крылатым  высказывание, 

что если в первом действии пьесы на стене висит ружье, то в последнем действии 

оно должно обязательно выстрелить. 

Важно  иметь  представление  о  своеобразии  чеховского  мировоззрения.  В 

отличие  от  большинства  крупных  писателей,  представлявших  реалистическую 

традицию  в  русской  литературе  19  века  (все  они,  даже  близкий  к  атеизму 

Тургенев,  все  же  имели  скорее  религиозный  тип  сознания),  у  Чехова  ясно 

прослеживаются  позитивистские  и  атеистические  ориентиры.  Врач  по 

образованию, Чехов симпатизировал идее «научного мировоззрения», но в то  же 

время  для  него  характерна  и  мучительная  рефлексия  по    этому  поводу,  тоска  по 

религиозному  или  философскому  идеалу  (см.  во  многом  автобиографический 

рассказ «Скучная история»). 

Творчество Чехова можно условно разделить на три периода. Первый (1880-

1888)  связан  с  юмористическими  короткими  рассказами,  публикуемыми  под 

псевдонимом «Антоша Чехонте». Второй (1888-1899) - с большими рассказами и 

повестями с типично «романной» проблематикой. Третий период (1899 - 1904) - с 

драматургией. 



Этот

 

электронный



 

документ


 

был


 

загружен


 

с

 



сайта

 

филологического



 

факультета

 

БГУ


 

http://www.philology.bsu.by 

 

 

Новаторство прозы А.П.Чехова 



 

Новеллистическое сюжетостроение, берущее жизнь по-особому: в её кратких, 

но  ёмких  мгновениях;  возросшая  смысловая  функция  детали,  повышенная 

идейно-художественная значительность финала в структуре целого. Тип сюжета - 

особый: отсутствует событие. Характерно «сиюминутное» повествование. 

События  —  под  увеличительным  стеклом  юмора,  отсюда  уже  —  в  область 

скрыто-драматического, в лирическую стихию. 

В  первых  рассказах  нет  «литературного  героя»  -  просто  люди.  (Лида 

Волчанинова). 

Нет любимого типа. 

Достоверность мира, но смешные имена - визитные карточки. 

Иностранный язык, звучащий в рассказах - неграмотен. Читателю смешно, 

но совершенно всё понятно: маски с героев сняты. 

В рассказах Чехова особое «художественное время» - бессобытийное. 

Исследуется «моральная неправда» людей. 

Много детских образов, помогающих понять сущность взрослых людей. 

Непривычный юмор: «Читаешь — смешно, а закончишь — плакать хочется» 

(М.Горький). 

 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



Этот

 

электронный



 

документ


 

был


 

загружен


 

с

 



сайта

 

филологического



 

факультета

 

БГУ


 

http://www.philology.bsu.by 

 

 

Художественное мастерство Чехова-рассказчика  (Тезисы) 



 

1.  Жанр    рассказа  —  малой  формы  эпических  произведений  —  Чехов  довел 

до совершенства:  при возможно малом  объеме он с максимальной правдивостью 

отражал существенные стороны жизни России 80—90-х годов XIX века. 

В  письмах  и  записях  Чехова  постоянно  встречаются  такие  высказывания: 

«Краткость  —  сестра  таланта»,  «Искусство  писать  —  это  искусство  сокращать», 

«Писать талантливо, то есть кратко»... 

Сам  художник  мог  с  полным  правом  заявить:  «Умею  кратко  говорить  о 

длинных вещах». 

Писатель  считал,  что  лаконизм  возбуждает  самостоятельную  критическую 

мысль читателя, который о многом должен догадываться сам. 

2.  Лаконизм  —  и  огромное  социальное  содержание.  Как  этого  достигает 

Чехов? 

а)  заглавием,  которое  почти  всегда  имеет  точное  идейное  звучание:  «Унтер 



Пришибеев», «Толстый и тонкий» и т. д.; 

б) сюжетом,  который строится на остром необычном положении, на случаях, 

как бы нарушающих обычное течение жизни. 

в) композиционными элементами:  — экспозицией очень краткой;—  острым 

динамичным    действием,    сосредоточенным    обычно  около  одного  события  или 

лица;—  неожиданной  развязкой,    в  которой  чаще  всего  и  сосредоточена  суть 

рассказа;— художественной деталью, которая заменяет многоречивые описания. 

3. Чехов умеет перевоплощаться в своего героя: видеть его глазами, говорить 

его языком, интонациями. Так, обыватель любит уснащать свою речь «учеными» 

словами,  часто  даже  не  понимая  их  значения;  либерал  услаждает  себя  

высокопарной  болтовней;  лакействующий  чиновник  подличает  и  пресмыкается 

перед «власть имущими»... 

Авторская  же  речь  Чехова  отличается  четкостью  синтаксических 

конструкций:    предложения,  как  правило,  короткие,  простые  по  построению, 

ясные с точки зрения связи слов. 

4.  Для  сатирического  изображения  «футлярной  жизни»  Чехов  использует 

такие приемы: 

—  заострение  в  показе  характерных  качеств  героя,  сгущение  в  нем  красок 

путем подбора ряда однородных деталей; 

— резкое противопоставление внешних и внутренних качеств персонажа; 

—  герой  из  привычной  для  него  обстановки  попадает  в  новые  для  него 

условия, где резче обозначаются черты его характера; 

— эзоповский язык (недоговоренность, иносказания, намеки и т. п.). 

5.  Сравнения    подсказаны  самой  жизнью,  часто  используются  как  прием 

выделения  какой-нибудь  комической детали.  Эпитеты немногочисленны, новы, 

оригинальны  и    органически  сочетаются  с  простыми  и    привычными  словами  

общенародного  языка.  В устах положительных героев афоризмы раскрывают  их  

духовное  богатство,  выражают  сокровенные  желания  и  стремления. 

Отрицательные  персонажи  тоже  употребляют  «крылатые  слова»,  но  это  или  все 

известные  истины,  или  плоские  остроты,  говорящие  о  бедности  мысли  и 

мещанском самодовольстве. 


Этот

 

электронный



 

документ


 

был


 

загружен


 

с

 



сайта

 

филологического



 

факультета

 

БГУ


 

http://www.philology.bsu.by 

 

 

СВОЕОБРАЗИЕ ДРАМАТУРГИИ 



ТЕАТР ЧЕХОВА 

ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ: 

 

—  синтез  традиций  русского  и  зарубежного  неореалистического  театра 

/Г.Ибсен/; 

—  использование  элементов  поэтики  символизма  и  импрессионизма 

(подтекст, символ, музыкальность и живописность  пьес,  создание «настроения»); 

—  система  равнозначных  персонажей  /как  в  романе/,  введение,  кроме 

внесценичных, «случайных» персонажей, не связанных с основными коллизиями 

сюжета; 


—  жизнеподобие,  отказ  от  условностей  драмы  /«случайные»  реплики, 

параллельные разговоры некоторых персонажей; 

—  отказ  от  единства  времени  /между  актами  иногда  проходит  длительное 

время/ при единстве места; 

—  отсутствие  единства  действия  /открытый  финал/,  кроме  водевилей 

/«Медведь»/; 

— усиление звучания социальной, философской проблематики; 

— развитие нескольких сюжетных линий, наличие нескольких конфликтов; 

— нет чёткого деления персонажей на «положительных» и «отрицательных»; 

«главных» и «второстепенных»; 

— «подводное течение»; лиризм; 

— поэтика пауз, звуков, большая роль пейзажа; 

— текст – повествовательный; 

— открытые финалы. 

 

ПЬЕСЫ А.П.ЧЕХОВА: 

 

«ИВАНОВ» /1887/ - проблема нравственного падения порядочного человека, 



не нашедшего в себе силы противостоять мещанской среде. 

 

«ЧАЙКА» /1895/ - тема искусства и неразделённой любви. 



 

«ДЯДЯ ВАНЯ»  /1897/ - об ответственности человека перед совестью, перед 

жизнью. 

 

«ТРИ СЕСТРЫ»  /1901/ - о победе эгоизма, равнодушия, душевной лени над 



людьми умными, чуткими и талантливыми. 

 

«ВИШНЁВЫЙ САД»  /1903/ - состояние современного   Чехову русского 



общества. 

 

 



 

 

 



Этот

 

электронный



 

документ


 

был


 

загружен


 

с

 



сайта

 

филологического



 

факультета

 

БГУ


 

http://www.philology.bsu.by 

 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 




Достарыңызбен бөлісу:




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет