© Алимбочка И. В., 2014
457
И. В. Алимбочка (УрФУ)
ХРОНОТОП КАК СТРУКТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ
ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА
Хронотоп и художественный образ являются ключевыми понятиями
литературоведения. В своей исследовательской деятельности мы устано-
вили между ними взаимосвязь, выявив, что хронотоп может выступать в
литературном произведении в качестве структурного компонента художе-
ственного образа.
Анализ научной и учебной литературы [см.: 6; 5; 3; 2; 10] позволил
сформулировать следующее определение художественного образа: это
всеобщая категория художественного творчества и эстетики; средство,
форма, способ и результат воспроизведения и постижения действительно-
сти, творчески преображенной художником и тем самым превращенной в
факт идеального бытия. Художественный образ также является средством
смысловой коммуникации в рамках определенной культуры, единицей
художественного произведения и способом его существования.
Средствами создания художественного образа являются тропы, худо-
жественная деталь, композиция предложения, абзаца, главы, ритмика и
мелодика произведения, синтаксис, недосказанность; кроме того, индиви-
дуальная образность может проявиться через усиление чувства звука, цве-
та, предметно-чувственного восприятия и так далее. Помимо художе-
ственной речи, средством выражения художественного образа может яв-
ляться хронотоп.
Как художественный образ, так и хронотоп выполняют в художествен-
ном тексте следующие функции: структурирование и организация мира
произведения, обеспечение художественного единства произведения, объ-
ективация художественных и культурных смыслов литературного произ-
ведения.
Хронотоп – «единство пространственных и временных параметров,
направленное на выражение определенного культурного, художественно-
го смысла» [8].
Основные виды хронотопов в диахроническом аспекте были выделе-
ны М. М. Бахтиным: фольклорный, авантюрный, авантюрно-бытовой, ав-
тобиографический, средневековый, раблезианский, идиллический. Фольк-
лорный хронотоп характеризуется глубокой пространственностью, кон-
кретностью, ощутимостью, цикличностью времени, единством таких яв-
лений, как еда и питье, новая жизнь и смерть, смех [см.: 1, с. 138–141].
В авантюрном хронотопе пространство экстенсивно, время историче-
ски не локализовано и представляет собой ряд коротких отрезков, соот-
ветствующих отдельным авантюрам, величина и разнообразие художе-
458
ственного мира абстрактны, мир и герои остаются неизменными, данному
хронотопу также свойственны случайная одновременность и разновре-
менность, исключительная инициативность случая, вследствие чего образ
человека пассивен и неизменен [см.: 1, с. 17–26].
Авантюрно-бытовой хронотоп представляет собой слияние жизнен-
ного пути героя с реальным путем странствований под оболочкой мета-
морфозы [1, с. 39]. При этом путь пролегает по родной стране, в которой
нет ничего экзотического, чужого. В настоящем хронотопе нет цельного
биографического времени, изображается лишь один или два момента, ре-
шающих судьбу человеческой жизни. В данном хронотопе сочетаются
авантюрное и бытовое время. Признаками авантюрного времени являются
исключительные события, случайная одновременность и разновремен-
ность. Однако здесь логика случая подчинена высшей логике: от заблуж-
дения, ошибки к достижению человеком определенного понимания, обес-
печивающего перерождение. Таким образом, ряд пережитых героем аван-
тюр приводит, в отличие от фольклорного хронотопа, не к простому под-
тверждению его тождества, но к построению нового образа очищенного и
перерожденного героя [1, с. 44–45]. Бытовое время не циклично, лишено
целостности, раздроблено на отдельные отрезки, охватывает единичные
бытовые эпизоды, соответственно раздробленно и бытовое пространство.
Бытовое время имеет смысл как наказание, очищающее героя, иногда оно
служит для героя опытом, раскрывающим человеческую природу [1,
с. 56].
Для автобиографического хронотопа характерно следующее: реаль-
ное биографическое время почти полностью растворено в идеальном и аб-
страктном времени метаморфозы [см.: 1, с. 58–59]; важную роль играет
хронотоп площади, в соответствии с которым биографический образ че-
ловека был направлен вовне, в нем не было ничего приватного, ничего,
что не подлежало бы публично-государственному контролю и отчету [1, с.
60]. Кроме того, на данном этапе в хронотопе появляется историческая
инверсия, при которой художественное мышление локализует в прошлом
такие категории, как цель, идеал, справедливость, гармония и др., что реа-
лизуется в мифах о рае, о Золотом веке и т. п. [1, с. 75–76]; в соответствии
с этим явлением будущее лишено материальности и плотности.
Кратко средневековый хронотоп можно описать как мир чудес в
авантюрном времени, здесь появляется субъективная игра со временем и
пространством, нарушение элементарных временных и пространственных
соотношений и перспектив, их аллегоричность и символичность [1, с. 84].
Реальное время обесценено и растворено во вневременных категориях.
Время выступает как разрушающее и уничтожающее начало.
Раблезианский хронотоп характеризуется продуктивным творческим
временем, измеряемым созиданием и ростом [см.: 1, с. 138], необычайной
459
пространственно-временной экстенсивностью, прямой пропорционально-
стью между ценностью (и материальной, и духовной) и ее пространствен-
но-временными размерами. В рамках данного хронотопа художественный
мир погружается в атмосферу тела и телесной жизни, за счет чего пред-
стает более материальным и измеримым [1, с. 106].
В идиллическом хронотопе прослеживается сочетание человеческой
жизни с жизнью природы, единство их ритма, общий язык для явлений при-
роды и событий человеческой жизни, локализованное пространство и
длинный временной ряд, региональный характер мотива родины, проти-
вопоставление деревни и города [см.: 1, с. 157–167].
Каждой эпохе соответствует свой хронотоп и определяемый им образ
человека: так, в фольклорном и авантюрном хронотопе образ человека не-
изменен и отличается внешней направленностью, отсутствием приватно-
сти, индивидуальности, автобиографический хронотоп представляет ху-
дожественный образ человека как гражданина. В раблезианском хроното-
пе эпохи Возрождения человек представляет собой весь мир, что отражает
веру людей того времени в величие и могущество человека. Мы убежде-
ны, что влияние хронотопа можно проследить не только в художествен-
ном образе человека той или иной эпохи, но и в других художественных
образах, например, в образе смерти. Так, в фольклорном и раблезианском
хронотопе смерть предстает необходимым моментом самой жизни, за ко-
торым жизнь продолжается (в коллективном или историческом аспекте), а
в средневековом хронотопе смерть воспринимается существенным кон-
цом.
Существуют различные классификации художественных образов, от-
личающиеся по признаку, лежащему в основе каждой из них. В связи с
темой нашей работы нам наиболее интересна следующая: по предмету
изображения выделяют образы героев, образы природы, образ страны, об-
разы-вещи и образы-детали [см.: 4], так или иначе все названные виды ху-
дожественных образов имеют пространственно-временные характеристи-
ки, что позволяет говорить о хронотопе как структурном компоненте об-
раза. К примеру, описание комнаты героя (пространство), его возраст
(время) вносят свой вклад в создание и прочтение художественного обра-
за.
Мы рассмотрели структуру образа в обобщенном виде, абстрагируясь
от того факта, что в каждом конкретном случае структура образа неодина-
кова. Всегда, когда речь идет о художественном образе, необходимо пом-
нить, что особенности его зависят и от социокультурной среды, в которой
он создан, и от личностных качеств его творца, и от специфики сознания и
эстетического опыта тех, кто воспринимает данный образ, при этом через
конкретное воплощение в образе реализуется и сообщается читателю не-
кий смысл [см.: 9].
460
Структуру образа в самом общем виде можно выразить так:
1) Объективное содержание художественного образа – историческая
действительность, в которой находится художник и которую отра-
жает в своем творчестве, как бы он к ней ни относился. Тем самым
осуществляется перенос реального хронотопа в литературный.
2) Субъективное содержание – оценка писателем изображаемого яв-
ления жизни.
3) Непосредственное, конкретное содержание образа в произведении
– история данных характеров и событий, о которых в нем расска-
зывается.
4) Эстетическое значение образа – воплощение идеалов, выражение
заложенного смысла.
Художественные пространство и время отличаются от реальных
условностью, дискретностью, многомерностью, образностью и субъек-
тивностью. Условность, многомерность и субъективность позволяют хро-
нотопу выступать в качестве субъективного содержания образа, а его об-
разность делает возможным выражение непосредственного, конкретного
содержания образа в произведении. Что касается эстетического значения
образа, то через хронотоп возможна реализация художественных и куль-
турных смыслов произведения.
Кроме того, необходимо отметить, что, согласно словарю терминоло-
гии тартуско-московской семиотической школы, на основе простран-
ственно-временных связей в произведении можно выделить три основных
слоя: топографический, психологический и метафизический хронотопы.
Топографический хронотоп связан с элементами авторского идейно-
эмоционального отношения к отображенной действительности (субъек-
тивное содержание художественного образа), с узнаваемостью конкретно-
го исторического времени и места, а также событий (непосредственное
содержание художественного образа) [см.: 7].
С топографическим хронотопом тесно взаимосвязан психологический
хронотоп. Сюжетный ход, подчеркнутый на первом уровне перемещением
в пространстве и времени, совпадает на втором с переходом из одного
душевного состояния в другое. Топографический хронотоп образован сю-
жетом, психологический хронотоп – самосознанием персонажей [см.: 7].
Метафизический хронотоп составляет эстетическое значение образа –
это уровень описания, связывающий уровни сюжета и самосознания, он
определяет идейное осмысление текста, в том числе пространства и вре-
мени [см.: 7].
Для примера возьмем юмористическую повесть «Трое в лодке, не
считая собаки» Дж. К. Джерома, в котором на фоне исторических и ланд-
шафтных декораций реки Темзы предстает образ Англии второй полови-
ны XIX в. (объективное содержание образа). Автор иронично и в то же
461
время с любовью оценивает созданный им образ родной страны, восхища-
ясь скромной красотой ее природы, но и отмечая ее загрязнение в некото-
рых промышленных регионах, предприимчивость англичан и в то же вре-
мя их леность и многое другое, в чем проявляется субъективное (на
уровне топографического и психологического хронотопов) и эстетическое
значение образа (на уровне метафизического хронотопа). Непосредствен-
ное содержание образа выражено в топографическом хронотопе, пред-
ставляющем природу в долине реки Темзы, исторические события и па-
мятники в ее близи и собственно образы персонажей-англичан, отражаю-
щие национальный характер англичан.
Типологические характеристики времени и пространства могут быть
использованы для создания художественного образа. Для примера возь-
мем такую характеристику, как абстрактность и конкретность простран-
ства и времени. Абстрактным будем называть такое пространство, которое
в пределе можно воспринимать как всеобщее («везде» или «нигде»), оно
не имеет выраженной характерности. Абстрактное пространство, как пра-
вило, сочетается с вневременной сутью конфликта; такое сочетание чаще
всего встречается в философских произведениях, например, в пьесе Ф.
Дюрренматта «Визит старой дамы», в которой называется вымышленное
местечко Гюллен.
Конкретные время и пространство, напротив, активно влияют на суть
изображаемого. Например, грибоедовская Москва – художественный об-
раз. В «Горе от ума» постоянно говорят о Москве и ее топографических
реалиях, и эти реалии – своего рода метонимии определенного уклада
жизни: в комедии рисуется психологический портрет именно московского
дворянства, но не, скажем, европеизированного, делового Петербурга.
Важную роль также играют замкнутость и открытость пространства и
времени, закрытое пространство может отражать замкнутость человека
или даже страны. Например, часто составляющей художественного образа
Швейцарии в швейцарской литературе является топос Тюрьмы, традици-
онно связанный с комплексом маленькой страны, окруженной горами, а
также с известной консервативностью и замкнутостью швейцарцев. Соот-
ветственно, расширяющееся или сужающееся пространство, как правило,
свидетельствует о динамике развития художественного образа.
Таким образом, хронотоп, благодаря своим свойствам, типологиче-
ским характеристикам и универсальности составляющих его категорий,
является важным структурным компонентом художественного образа,
проявляясь в его объективном, субъективном и непосредственном содер-
жании, а также в его эстетическом значении, тем самым пронизывая всю
его структуру. Различные слои хронотопа в тексте (топографический,
психологический, метафизический) соответствуют различным уровням
художественного образа. И художественные образы-архетипы существу-
© Полякова М. О., 2014
462
ют в рамках хронотопов различных эпох.
Достарыңызбен бөлісу: |