И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе «Русский язык», «Близнецы», «Два богача»



Pdf көрінісі
Дата26.12.2016
өлшемі237,39 Kb.
#516
түріУрок

И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе «Русский язык», «Близнецы», «Два 

богача» 

Цель урока: показать особенности жанра стихотворения в прозе; помочь понять 

философский смысл стихотворений: развивать навыки выразительного чтения. 



Методические приемыобъяснение учителя, выразительное чтение, анализ текста. 

                                                             Ход   урока 

                                                                                                                        «... что за гуманность, что за тёплое слово, 

                                                                                                                           при простоте и радужных красках, 

                                                                                                                        что за грусть, покорность судьбе 

                                                                                                                           и радость за человеческое существование» 

П. В. Анненков

. 

1. Слово учителя 

    Мы познакомились с произведениями Тургенева, которые обрамляют его творческую 

жизнь. Цикл рассказов «Записки охотников» был создан в начале творческого пути. 

Сборник стихотворений в прозе Тургенев выпустил уже в конце своей жизни, в 1882 г., 

как своеобразный итог размышлений о жизни, о себе, о творчестве. Им и посвящен 

сегодняшний урок. 

    Тургенев создал новый для русской литературы жанр произведений - стихотворения в 

прозе. Это лирические произведения, в которых выражены мысли и чувства писателя, 

поэтому они и названы стихотворениями. 

Первоначально Тургенев рассматривал стихотворения в прозе как эскизы для будущих 

стихотворений, затем критик и писатель М.М. Стасюлевич уговорил его напечатать эти 

стихотворения. При первом издании автор написал следующее предисловие: «Добрый мой 

читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно, скучно станет - и 

книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое; и 

которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу». 

   Восемьдесят три стихотворения различны и по тематике, и по настрою, но есть нечто 

объединяющее их. В 1818 году была опубликована работа Л.П. Гроссмана о 

«Стихотворениях в прозе», которая названа «Последняя поэма Тургенева». В ней 

утверждалось, что все эти стихотворения — единое целое: «Это строго согласованное, 

сжатое тисками трудной, искусной и совершенной формы, отшлифованное и законченное 

создание представляет в своем целом поэму о пройденном жизненном пути...»  

    Стихотворение «Русский язык» написано в дни русско-турецкой войны 1877-1878 гг. В 

нем отражена боль «при виде того, что совершается дома», выражается надежда, что если 

у народа такой великий язык, то и народ велик и сможет справиться с испытаниями, 

которые выпали на его долю. 


 

2. Выразительное чтение стихотворения «Русский язык» и беседа Стихотворения 

читает учитель. 

-Какая мысль заключена в этом отрывке? (Мысль о величии русского языка и русского 

народа.)  

 -Какое чувство стремится передать здесь автор? Какая интонация главенствует здесь? 

(Чувство любви и восхищения передается торжественной, приподнятой интонацией.) 

-Какое это, по-вашему, произведение: лирическое или эпическое? 

(Это произведение лирическое, потому что выражает чувства автора.) 

-В стихотворении всего три предложения. Какие это предложения по цели высказывания, 

по интонации? Какое значение это имеет? 

(Два предложения по интонации восклицательные, одно по цели высказывания 

вопросительное. Это риторический (ораторский) прием, придающий тексту патетическое 

звучание, передающий искреннюю взволнованность автора.)   

Какие художественные приемы используются в стихотворении? 

(Прежде всего, автор использует эпитеты. Их только четыре они даны целой обоймой, и 

один из них звучит еще раз, но уже применительно не к языку, а к народу - его носителю: 

«великий язык» — «великому народу».) 

 

Комментарий   учителя: 

Определения, которые дал русскому языку Тургенев: «великий», «могучий», 

«правдивый», «свободный», - сразу вошли в культурный обиход страны и стали звучать в 

публицистических выступлениях, использоваться в критических работах. В этих словах и 

только высокая оценка, но и характеристика конкретных качества языка. 

 

3. Выразительное чтение стихотворения «Близнецы» и беседа 

-Что поразило автора в описанном им эпизоде? Почему ему стало «жутко»? 

-Какое значение имеет многократное повторение слова «одинаковый»? 

-Какое чувство стремится вызвать автор у читателей? 

 -Каков философский смысл этого стихотворения? 

 

4. Выразительное чтение стихотворения «Два богача» и беседа 

-Какова главная мысль этого стихотворения?  



-В чем, по-вашему, превосходство мужика над Ротшильдом? (Помощь мужика ценнее, так 

как он беден, но главное в том, что помощь мужика — естественный порыв, нечто 

обыденное, не заслуживающее особых эмоций, например, «умиления»).  

 

5. Итоговый вопрос 

 - Какой жанр угадывается в прочитанных нами стихотворениях в прозе: басня, притча, 

сказание, ораторское выступление? 



Домашнее задание 

1.   Выучите наизусть одно из стихотворений в прозе. 

2.   Попытайтесь написать свое стихотворение в прозе. 

 

Информация для учителя 



Материал для дополнительного и углубленного изучения темы. Анализ некоторых 

стихотворений. 



К стихотворению «Собака» 

  Стихотворение демонстрирует активное стремление найти общее со всей живой 

природой, философски и даже мистически ощутить свою близость к ней. Это вовсе не 

означает, как в предшествующие годы писали некоторые исследователи, обращения к 

«сумрачной  символике». Скорее это признание достаточно очевидной истины о 

неразрывности всего живого. 



- Каковы могут быть убедительные приметы того, что перед нами лирическое про-

изведение? 

   В стихотворении «Собака» речь ведется от имени лирического героя. Это «я» вовсе не 

обязательно автор. Но читатель остро чувствует самую глубокую личную заинтересован-

ность автора в том, о чем размышляет, глядя в глаза этому живому существу. 

   В «Собаке» речь идет о жизни всего живого, а не о конкретной собаке. Попробуем 

проследить, как рисуют жизнь всего живого эти несколько строк. Фон безмолвного 

диалога Собаки и автора - страшная, неистовая буря. Единственное, что в состоянии 

противостоять этой буре, - это тождественность мироощущения двух живых существ. В 

них - одна и та же жизнь. Космическим холодом веет от фона, на котором развертывается 

этот грустный дуэт. Но главное в этих строках не старческая грусть прощанья с жизнью. В 

стихотворении есть то, что сейчас мы так стремимся пробудить в своих учениках: умение 

видеть свою умиротворяющую общность со всем живым вокруг нас. 

   Сатира «Дурак» неожиданна среди произведений, часто трогательных и исполненных 

патетики. Думается, что если даже Тургенева с его душевной мягкостью и доброжела-



тельностью не раз «доставали» самонадеянные и злоречивые дураки, то это может слу-

жить и для нас своеобразным психологическим сигналом. Агрессивное обличение всего и 

всех как способ самоутверждения - вещь опасная. Обозначить свое отрицательное 

отношение к ней - просто обязанность порядочного человека. 

   Интересно, что в списке названий стихотворений Тургенев, которого очень угнетали 

нападки злоязычных критиков, назвал его «Дурак (рецензент)» - и только Стасюлевич 

уговорил автора убрать слово «рецензент» из заглавия, чтобы никого не дразнить. 

   Решение вопроса о том, можно ли считать последнюю фразу стихотворения в прозе- 

«Житье дураку между трусами» моралью произведения, как мы это делаем в баснях, 

неоднозначно. Читателю в тексте стихотворения предложены: отзыв дурака о живописце; 

отзыв дурака о «прекрасной книге»; отзыв дурака о благородном человеке. Вывод: общий 

хор по  поводу ретивого обличителя «Но какая голова!», «И какой язык!»  

Очевидно, можно было бы принять всех представителей окружения дурака равными  

интеллекту. Но наблюдение Тургенева глубже, и это еще более обидно. Оно 

зафиксировано в финальной фразе стихотворения: «Житье дураку между трусами». 

К стихотворению в прозе «Воробей» 

В академическом издании есть варианты отдельных строк стихотворения и даже его 

название. В черновом автографе рассказ назван «Герой». В этом варианте текста сильнее 

звучит личностное начало - не только взволнованность автора, но и стремление показать, 

как  близки его личному миру и окружающим его реалиям события, о которых идет речь в 

стихотворении. В окончательном варианте встреча с воробьем изменяет масштабы, 

становится более общезначимой. 

 Так, вместо «по аллее моего сада» - стало «по аллее сада». 

Вместо  «с березовой ветки» - «с близкого дерева». 

В окончательном варианте опущена целая фраза: 

«Я благоговею перед тобой, маленький герой!» 

    Небольшая правка в тексте дает нам право сказать не только о требователен, автора к 

каждому слову текста, но и о его умении при помощи крохотных измена бы менять 

масштаб изображаемых событий. 

    Можно показать и чисто стилистические варианты, которые помогут поразмыслить и 

над творческой лабораторией автора, и над бесконечным многообразием оттенков 

Сравним начальный и окончательный варианты текста: «недвижно, с поникшим носом, 

беспомощно...» и «недвижно, беспомощно»; «стало быть, и он...» и «видно, и он..», только 

ею, только любовью держится, а следовательно, и движется жизнь» и «только ею , только 

любовью держится и движется жизнь».  




Достарыңызбен бөлісу:




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет