Индийская история насчитывает несколько тысячелетий и за это время индийцы внесли



бет1/2
Дата30.05.2022
өлшемі52,58 Kb.
#35990
  1   2
Байланысты:
Индийская история насчитывает несколько тысячелетий и за это время индийцы внесли существенный вклад в общемировое развитие в области науки


Индийская история насчитывает несколько тысячелетий и за это время индийцы внесли существенный вклад в общемировое развитие в области науки, культуры, медицины, экономики и т.д. Середина ХХ в. ознаменовалась для индийской нации пересмотром своего места и роли в мире, и положило начало новой истории независимой Индии со своими внешнеполитическими целями и интересами. Индийский подход в определении своего места в геополитическом пространстве уникален, и причины этого кроются не только в сложившихся исторических обстоятельствах. Индия не единственная нация, оказавшаяся в зависимости от колонизаторов, но именно она стоит у истоков борьбы с колониализмом. Сатьяграха М. Ганди позволила Индии ненасильственным путем получить суверенитет, продемонстрировав другим странам, находившимся в зависимом положении от метрополий реальную возможность обрести свободу. Основная заслуга в реализации сатьяграхи принадлежит так называемому «ненасильственному воину» (non-violent warrior), о котором в своей автобиографии пишет Р. Прасад – первый президент независимой Индии. «Воспитанный на принципах сатьяграхи, его смелость проявляется из убежденности. Это более высокий вид храбрости, который можно развить через обучение и дисциплину». Главное, а именно привитие таких ценностей, по мнению Р. Прасада, необходимо начинать как можно в раннем возрасте.
После получения независимости, в 1955-1961 гг. индийское правительство, используя резолюции ООН, посвященные деколонизации и нежелание Португалии уступать свои колониальные владения в Индии, сумело создать имидж борца с пережитками колониальной системы в противовес Лиссабону, стремящемуся всеми силами сохранить на другом конце света средневековую колониальную империю. Иными словами, с самого начала своего суверенного существования Индия стала работать над собственным имиджем, основываясь на принципах равенства, недискриминации и заявляя себя сторонницей мирного подхода к решению проблем.
Индии удалось обрести авторитет в глазах стран третьего мира, институционально закрепив его созданием Движения неприсоединения. «Должны ли мы следовать английским, французским или американским путем? – писал первый премьер-министр Дж. Неру, обращаясь к странам с колониальным прошлым, – разве мы располагаем временем в 100-150 лет, чтобы достичь нашей цели? Это совершенно неприемлемо. В таком случае мы просто погибнем». Действительно, в условиях Холодной войны формирование такого блока позитивным образом повлияло на имидж Индии. С одной стороны, это позволило не присоединяться ни к одному из блоков и выстраивать межгосударственные отношения со странами как социалистического, так и капиталистического лагерей, а с другой – занять лидирующие позиции среди развивающихся стран.
Окончание Холодной войны и распад так называемой биполярной системы международных отношений совпали с началом серьезного экономического подъема Индии, которая будучи уже ядерной державой, стала активнее заявлять о себе миру. Страна на собственном опыте осознала, что лишь комбинирование во внешнеполитической стратегии ресурсов мягкой и жесткой силы может обеспечить заметное влияние в мире. Это обеспечило индийской нации чувство уверенности и избавило от «самого плохого компаньона», как обозначал в своих словах Дж. Неру страх. Факт соседства с Пакистаном и Китаем, имеющим к Индии серьезные территориальные претензии, обязал власти страны пересмотреть свои приоритеты и принять решение сосредоточиться на создании инструментария жесткой силы, обернувшегося появлением ядерного оружия, первое испытание которого получило символичное название операция «Улыбающийся Будда». Индийские ученые при поддержке правительства создали ядерный потенциал, необходимый для обеспечения собственной безопасности и регионального лидерства.
Во внешнеполитических ценностях Индии наблюдается преемственность уже с середины ХХ в. Они были оформлены в принципы Панча-шила (аналогично звучит и общее название пяти основных заповедей буддизма (панч в переводе с хинди означает пять, а шила - заповедь)) в период правительства Дж. Неру; затем в доктрине Гуджрала (1961), получившей такое название по имени автора – министра иностранных дел Индии И.К. Гуджрала, также включающей в себя пять ключевых пунктов, согласно которым приоритет во внешней политике у Индии должен быть сосредоточен в регионе Южной Азии, а взаимоотношения с южноазиатскими странами должны строиться на взаимном уважении территориальной целостности, суверенитета и интересов друг друга. Далее правительство Нарендры Моди (первый срок: 2014-2019 гг.) провозглашает Панчамрит принципы (Panchamrit principles). Они включают в себя «самман» (достоинство), «самвад» (диалог), «самриддхи» (общее процветание), «суракша» (региональная и глобальная безопасность) и «санскрити эвамсабхйата» (культурные и цивилизационные связи). Последний принцип объединяет целый комплекс ресурсов политики мягкой силы Индии, в связи с чем представляется важным проанализировать влияние историко- культурного наследия страны на современные ценностные установки при помощи типологии культурных измерений Г. Хофстеде – одной из наиболее популярных моделей изучения национальных культурных ценностей.
Типология основывается по шести параметрам. Первый – Индекс дистанции власти (Power Distance) обозначает степень, с которой наделенные относительно меньшей властью члены организаций и институтов (например, семьи) ожидают и допускают неравномерность распределения власти. У Индии по данному параметру показатель 77 (по шкале от 0 до 135), коммуникация в стране выстроена строго по вертикали и носит директивный характер, признается строгая иерархия и субординация. По сравнению с Западом, Индия, называющая себя самой большой демократией в мире, сильно в этом отношении уступает. Даже Китай, на авторитаризме которого пытается выставить себя в более выгодном свете Нью-Дели, имеет довольно близкий показатель – 80.
По второму параметру – Индивидуализм (Individualism) – показатель Индии выше чем, у Китая и равен 48 против 20. Удивительное сочетание коллективистских и индивидуалистских ценностей индийского общества является основой для эффективной коммуникации как с восточными обществами преимущественно с коллективисткой ценностной базой, так и западными индивидуалистскими. Индивидуализм в индийском обществе выработался за счет положения индуизма о реинкарнации, напрямую зависящей от индивидуальных поступков каждого. По параметру «Маскулинность» (Masculinity) индийское общество наряду с многими европейскими, а также китайскими и японским рассматривается как маскулинное, т.е. нацеленное на достижение успеха любой ценой. Другой вопрос – критерии этого успеха, они могут заметно дифференцироваться. Так, в Индии считается важным потратить на свадьбу пятую часть всего богатства, накопленного за всю жизнь (средняя свадьба обходится в сумму от 2 лакхов до 5 кроров , или от 2 до 50 млн рупий). Слова индийского депутата Лок Сабхи Р. Ранджана о том, что «свадьбы стали «больше демонстрацией своего богатства» лишь свидетельствуют о становлении в Индии культуры «демонстративного потребления» - явления, теоретически обоснованного американским экономистом и социологом В. Торстейном.
Следующий параметр (Избегание неопределенности / Uncertainty avoidance) дает представление о том, насколько культуры озабочены возможными непредвиденными ситуациями и изменениями. Индийский тип системы характеризует как приспособленческий, который с одной стороны иногда может быть полезен, а с другой – может привести к отрицательным последствиям, в случае, например, игнорирования негативных тенденций в обществе и приспособления к ним. Многие развитые страны (США, Великобритания, Канада, Китай) также имеют низкую или среднюю степень избегания неопределенности.
Пятый параметр (Долгосрочная ориентация / Long-term orientation) по Индии не выявлен ввиду промежуточного показателя 51, в то время как показатель Китая равен 86 и демонстрируют способность легко адаптировать традиции к изменившимся условиям, сильную склонность к сбережению и инвестированию. Бесспорно, обладание такими качествами приводит и к успешной реализации Китаем политики мягкой силы.
И, последний параметр «Допущение» (Indulgence) считают мерой счастья, обуславливаемой возможностью удовлетворения своих желаний. Выделяются «сдержанные» и «снисходительные» общества. Здесь две конкурирующие страны оказались практически на равных позициях (Индия – 26, Китай - 24) при том, что Индия десятки лет находилась под властью Великобритании. Веками складывавшиеся и до сих пор существующие социальные табу в указанных странах вызывают, как правило, непонимание у представителей западных обществ и могут привести к сложностям в кросс- культурном взаимодействии.
Рассуждения над вопросом использования культурных ресурсов в политике мягкой силы неизбежно приводит к мысли об отсутствия гарантии успеха в реализации внешнеполитических задач страны при наличии у нее богатого культурного потенциала. Данный тезис может служить ответом на вопрос ученого Й. Фана об универсальности источников мягкой силы. «Если культурная сила (cultural power) - это мягкая сила, почему такая страна, как Египет, с 7000-летней историей кажется слабее по сравнению с США, основанными всего 200 лет назад?». Далеко не все обладают историческими знаниями о той или иной цивилизации, поэтому для донесения своей истории и достижений необходима специальная институциональная основа.
В Индии эта задача возложена на «Индийский совет по культурным связям» (Indian Council for Cultural Relations, ICCR), правительственное учреждение, основанное в 1950 г. и имеющее отделения в различных странах мира, включая Россию. Дата основания Совета говорит о заинтересованности Индии в проведении политики мягкой силы с момента обретения ею независимости. Хотя сами термины «мягкая сила» и «культурная дипломатия» появляются впервые лишь в Отчете МИД Индии от 2007-2008 гг. как раз применительно к деятельности Индийского совета по культурным связям, который «посредством участия в международных выставках, конференциях и семинарах, предоставления стипендий, организации фестивалей индийской культуры за рубежом и т.д.» должен продвигать индийскую культуру по всему миру, выполнение задач политики мягкой силы осущетсвлялось гораздо ранее.
Логичным подтверждением этому становится создание в 2006 г. при МИД Индии «Отдела публичной дипломатии» (MEA`s Public Diplomacy Division). Наиболее знаменательным мероприятием Отдела стала первая в Индии конференция по публичной дипломатии, состоявшаяся в 2010 г. в Нью-Дели, организованная совместно с Центром медиа-исследований, где в прямом эфире выступили известные исследователи в области публичной дипломатии, в частности Н. Калл, политики и дипломаты.
Таким образом, определив место Индии в общемировом культурном пространстве, представляется разумным рассмотреть усилия страны по продвижению собственного нематериального историко-культурного наследия, включающего религиозные системы. Отмечается, что на религиозно-философских идеях индуизма и буддизма в первом тысячелетии до н.э. выстраивали свою политику сторонники мягкой силы. В средние века эту линию продолжил император Акбар (1556-1605 гг.), отказавшись делить религии на «истинные» и «ложные», а подданных и вообще людей – на «истинно верующих» и «неверных» и гарантировал свободу вероисповедания4. Конечно, такие условия не могли не вызвать желание у религиозных меньшинств из соседних стран, переселиться тогда в Индию. В новейшее время использование религии в проведении политики мягкой силы также способно оказать положительный эффект на имидж государства. Тем более если речь идет о мировой религии буддизма.


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет