Арефьева Нелли Яковлевна,
учитель информатики, высшая квалификационная категория
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждениеГимназия №295
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Интернет-сервисы для проведения рефлексии на современном уроке В статье вниманию читателей предлагается к рассмотрению использование интернет - сервисов для проведения рефлексии на современном уроке. Автором описаны алгоритмы работы с сервисами Kahoot.com и Plickers.com, рассматривается влияние этих новых сервисов на учебный процесс и удобство их использования в педагогической практике учителя. Ни для кого не секрет, что современный ученик – это ученик, который не расстается со своим мобильным устройством. На уроках стало возможным превратить «любимую игрушку» в одно из средств учебного процесса и контролировать ее применение благодаря современным сервисам интернета Kahoot.com и Plickers.com.
Kahoot – это сравнительно новый сервис для создания онлайн викторин, тестов и опросов, который позволяет абсолютно бесплатно проводить тестирования, опросы и может использоваться педагогами на уроке на этапе закрепления знаний, в форме фронтального опроса, на этапе итогового тестирования учащихся. Привлекательно использовать сервис для проведения рефлексии.
Созданные в Kahoot задания позволяют включить в них фотографии и даже видеофрагменты. Скорость выполнения викторин, тестов регулируется путем введения временного интервала для каждого вопроса. Табло отображается на мониторе учительского компьютера.
Суть работы с сервиса Kahoot! можно описать в виде алгоритма:
Необходимо пройти по ссылке https://getkahoot.com/ и создать аккаунт, нажав на кнопку «Sign up» (или войти в свой аккаунт, если он уже имеется — Log in).
Рисунок 1 Вход на сервис (регистрация)
Выбрать один из видов Kahoot: тест — Quiz, дискуссия — Discussion, анкетирование — Survey или последовательность — Jumble. Создать задание.
Рисунок 2 Виды заданий Kahoot
Педагог создает задание на сайте kahoot.com. Задание отражается через проектор на экране в аудитории. Как классный руководитель использую сервис для проведения внеклассных мероприятий, классных часов.
Рисунк 3 Созданные Kahoot задания
Ученики открывают сайт kahoot.it на своих смартфонах, планшетах, персональных компьютерах или ноутбуках. Дети выбирают способ организации игры (классический (где каждый за себя) или в командах) и вводят игровой код (game pin), который видят на экране педагога, тем самым включаются в общую сеть.
Когда все учащиеся успешно подключились (ввели ник), педагог запускает задание, нажимая на кнопку «Start», обучающиеся видят вопросы на экране, варианты ответов и отвечают на них, используя свои гаджеты. На устройстве учащегося не отображается вопрос, не отображается текстовый вариант ответа, учащийся видит только цвет и геометрическую фигуру ответа. По окончании тестирования обучающиеся видят на экране свои результаты.
Рисунок 5 Kahoot викторина для классного часа
Н а устройстве высвечивается информация о правильности ответа, а также о количестве баллов, присуждаемых участнику за правильный ответ. На большой экран выводится общий счет и текущий рейтинг участников игры.
Рисунок 6 Пример рефлексии (самооценки) учащихся 7 класса по итогам урока «Как кодируется графическое изображение»
Педагог имеет возможность сохранить все результаты учащихся путем экспорта в Excel-документ и сохранением его на свой компьютер или на Google Disk.
Ни один ученик не останется равнодушным! Использование kahoot.com помогает наладить обратную связь с учениками в современной форме, закрепить знания с помощью тестирования.
В отличие от Kahoot, сервис Plickers не требует наличие смартфонов или компьютеров для обучающихся. Позволяет реализовать быструю обратную связь от аудитории, мобильное голосование и фронтальный опрос во время учебного занятия по пройденному или текущему материалу, мгновенный учет посещаемости занятия. Работа с мобильным приложением отнимает не более нескольких минут. Получение результатов опроса происходит на занятии без длительной проверки. Что для этого нужно? Карточки с QR кодом для учеников, компьютер и одно мобильное устройство с выходом в сеть Интернет (проектор и экран для удобства).
QR-коды представляют собой миниатюрный носитель данных в виде двухмерного штрих-кода, содержащего зашифрованную с помощью белых и черных квадратов информацию, чтобы выбрать один из четырех вариантов ответов (рис.7).
Рисунок 7. Пример Plickers карточки
Расшифровку информации QR-кодов осуществляется с помощью камеры смартфона и установленной на него программы для распознавания. Установленная программа при наведении камеры смартфона или планшета позволяет распознать QR-код.
Суть работы сервиса Plickers можно описать в виде алгоритма:
Необходимо пройти по ссылке https://www.plickers.com и создать аккаунт, нажав на кнопку «Sign Up» (или войти в свой аккаунт, если он уже имеется — Sign In).
Рисунок 8 Регистрация на сервисе plickers.com
Приложение Plickers устанавливается на планшет или мобильный телефон педагога, считывает QR- коды с бумажных карточек обучающихся. Набор Plickers карточек с QR-кодами можно скачать с сайта данного сервиса бесплатно и распечатать. Каждому обучающему раздается одна карточка.
Карточки учитель может раздавать обучающимся по их номеру в журнале, можно также заранее в приложении создать список класса и с его помощью узнать, как именно каждый ученик отвечал на вопросы.
Рисунок 9. Cписок класса на сервисе Plickers
Далее в своем классе требуется составить тестовые задания с использованием четырех вариантов ответов. В данных тестовых заданиях используются задания, в которых учитель создает само задание и ответы, среди которых один ответ правильный.
Пример использования сервиса на уроке в 7 классе. Тема «Информация».
Рисунок 10. Тестовые задания
Компьютер или ноутбук с открытым сайтом Plickers в режиме Live View и проектор позволят учащимся видеть вопрос педагога. После появления на экране или устного озвучивания вопроса обучающиеся поворачивают карточку таким образом, чтобы вверху была буква правильного ответа (A, B, C или D), и поднимают ее для того, чтобы учитель со своего места мог навести на карточку с QR-кодом камеру и сканировать результаты
Результаты ответов обучающихся сразу появляются экране смартфона или планшета учителя, при желании их можно вывести на большой экран или сохранить для дальнейшей обработки. Причем в процессе сканирования на экране смартфона вместе со статистикой ответов рядом с каждой карточкой с QR-кодом появляется номер карточки и буква выбранного ответа.
Рисунок 11. Результаты ответов обучающихся
Использование данных сервисов - это хороший способ оригинального получения обратной связи от учащихся. К достоинствам можно отнести то, что повышается темп урока, увеличивается доля самостоятельной работы учащихся, проверяется усвоение материала у всех учащихся одномоментно, при этом ведется дифференцированная работа с каждым учеником, обучающиеся ставятся в одинаковые условия при проведении тестирования и оценке результатов, при этом оценки результатов не зависят от субъективного мнения учителя. Внедрение таких современных технологий в образовательный процесс является объективно эффективным.