Жамбыл облысы әкімдігінің білім басқармасы
Талас ауданы білім бөлімінің
«Ахмет Байтұрсынұлы атындағы гимназия» КММ
Ғылыми жобаның тақырыбы: «Қазіргі қазақ прозасындағы «Қара шаңырақ» архетипі»
Бағыты: Этномәдениеттану
Орындаған: Кеңесбай Сымбат
Жамбыл облысы Талас ауданы Ахмет Байтұрсынұлы
атындағы гимназияның 7-сынып оқушысы
Жетекшісі: Сейтова Гүлбану
Ахмет Байтұрсынұлы атындағы гимназияның
қазақ тілі мен әдебиеті пәні мұғалімі
Қаратау қаласы
2023-2024 оқу жылы
МАЗМҰНЫ
КІРІСПЕ................................................................................................................4
ЗЕРТТЕУ БӨЛІМІ:
1. Архетип ұғымы, зерттелуі
Архетип ұғымының аспектілері..............................................................5
Архетип – ұлттық кодқа үңілудің бірден-бір жолы.............................8
2. Көркем прозадағы кеңістік категориясы
Қазақ көркем прозасындағы дәстүр жалғастығы......................................10
Қара шаңырақ архетипінің көркем прозада көрініс табуы......................13
ҚОРЫТЫНДЫ.....................................................................................................14
ПАЙДАЛАНЫЛҒАН ӘДЕБИЕТТЕР ТІЗІМІ...................................................15
АННОТАЦИЯ
Бытие каждой нации находит свое отражение в старинных обычаях и быте, традициях и культуре, художественной литературе. Термин» Архетип «(по – гречески» образец«,» первичная схема") представляет собой систему, последовательность первичных образов, сформированных в сознании человека. Понятие» Архетип " ввел в науку К. Г. Юнг. По словам Юнга, образы и символы, которые игнорируются в памяти человека и передаются из поколения в поколение, переплетаются с концепцией архетипа. Национальные архетипы казахского народа, такие как «жеті ата», гены, знание рода и рода которых передается кровью из поколения в поколение, остаются в нашем сознании на ментальном уровне. В памяти сохранились такие архетипические символы, как наличие у нас с давних времен понятий: Шанырак для казахов считается сакральным, образы в Национальном орнаменте и представления о четырех кормовых животных, почитание мушел жас, асы-хлеба и молочно-белого. К. Г. Юнг как в формировании личности, так и в формировании национального архетипа. Каждый народ часто возвращается к своим архетипам, когда получает возможность свободно развивать свою литературу. Например, недавняя модернизация национальных ценностей в каждой области культуры и искусства является тому доказательством. Это закономерное явление, которое проходит в нашей стране, особенно после обретения независимости. Академик С. А. Каскабасов" «.. некоторые черты характера-черты характера, лежащие в душе человека, а также в его поведении, внешнем виде-являются отражением каждой эпохи, в которую прошли наши предки» [1]-резюмирует он. Я считаю, что это одно из ценных высказываний, раскрывающих содержание понятия архетип в казахской литературе. Причина в том, что архетип – это отпечаток в психике пройденного человечеством пути. Академик Д. Камзабекович:"...главное достояние любого народа-это искусство слова " [2]. То есть архетип можно определить, проанализировав не только миф, но и все образцы словесного искусства. Среди словесного искусства особенно архетипичен в жанре прозы
Достарыңызбен бөлісу: |