Конференция «Ломоносов 2016»
Секция «Новейшая история стран Азии и Африки»
Роль «джадидизма» в формировании казахской интеллигенции в конце XIX-
начале XX вв.
Дарья Сапрынская Викторовна
Студент (бакалавр)
Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Институт стран Азии
и Африки, Кафедра стран Центральной Азии и Кавказа, Москва, Россия
E-mail: saprinskayadv@gmail.com
Середина XVIII века на территории современного Казахстана была ознаменована тя-
желыми, кровопролитными казахо-джунгарскими войнами, приведшими к принятию ка-
захским ханом Абулхаиром российского подданства. С этого момента начинается длитель-
ный, комплексный процесс интеграции казахских жузов в Российскую империю, ознаме-
нованный складыванием новой казахской интеллигенции в конце XIX века. Эта интелли-
генция оказала значительное влияние на развитие казахского общества, потому как самые
видные умы того времени входили в ее состав: Чокан Валиханов, Ибрагим Алтынсарин,
Абай Кунанбаев и др. Более того, она стала активным участником исторических собы-
тий, определивших путь развития Казахстана, оставив после себя богатейшее наследие, в
которое, к примеру, входит идея о русско-казахском синтезе Таким образом, был внесен
вклад в популярное сегодня направление о «Евразийской интеграции» [4].
Явление джадидизма достаточно хорошо было изучено в таких регионах, как Крым и
Поволжье, потому как они стали своеобразным центром его распространения. Тогда как
масштабное исследование истории этого феномена в Казахстане в данный момент осо-
бенно актуально в связи с функционированием такой международной организации как
ТЮРКСОЙ, а также с созданием ЕАЭС.
Джадидизм в складывании новой казахской интеллигенции сыграл немаловажную
роль, потому как был философско-религиозным обновленческим («джадид» в переводе
с арабского означает новый) течением, предполагавшим сочетание исламского кораниче-
ского образования со светским [3]. Одна из ключевых идей джадидизма была связана c
объединением тюркоязычных народов. Поэтому неудивительно, что некоторые предста-
вители этот течения были также сторонниками идеи пантюркизма, как, к примеру, осно-
воположник движения, Исмаил Гаспринский. По характеристике департамента полиции,
Гаспринский ратует за объединение всех мусульманских народов, предлагая пользоваться
единым тюркским литературным языком [2].
Просуществовало данное течение совсем недолго с начала XIX до первой четверти
XX-ого века. Но за столь короткий срок джадидизм как идеологическая база смог со-
здать прослойку среднеазиатской интеллигенции, ценностью для которой являлись как
традиционная местная мусульманская культура, так и достижения русской, европейской
мысли. Касательно Казахстана приводятся три хронологически разделенных группы джа-
дидистов:
1) Чокан Валиханов, Ходжа Мухаммед-Салих Бабаджанов и др. деятели 60-70-х г. XIX
в.
2) Абай Кунанбаев, Ибрагим Алтынсарин, Арип Танирбергенов и др. деятели 80-90-х
г. XIX в.
3) Представители новометодного периода конец XIX- начало XX в., среди них Макыш
Калтаев, Жанша Сейдалин и др. [1] .
1
Конференция «Ломоносов 2016»
Собственно, эти три группы и являлись той новой интеллигенцией, которая помогла произ-
вести интеграцию культур, распространение светского образования. В результате, джади-
дистами были созданы ключевые произведения казахской литературы, «Слова назидания»
А. Кунанбаева, «Записки» Ч. Валиханова, «Казахская хрестоматия» И. Алтынсарина и
др.
Большая часть последователей нового течения была воспитана в синтезе казахской и
русской культур, что привело к созданию многочисленных переводов русской литерату-
ры на казахский язык для просвещения масс (выполненные Абаем Кунанбаевым перево-
ды произведений Пушкина, Лермонтова и пр.). Под непосредственным влиянием джади-
дизма открываются ново-методные школы, сочетавшие религиозное и светское образова-
ние, в Петропавловске, Акмолинске, Уральске появляются и благотворительные общества
«джамияти-хайриэ» [2].
Джадидистами была начата подготовка и к политическим изменениям, они выступа-
ли против колониализма Российской Империи. Выразилось это, впоследствии, в создании
партии «Алаш».
«Ненасильственное антиколониальное движение, исповедующее просветительские ме-
тоды освобождения» - так джадидизм в Казахстане справедливо характеризует Садыков
Е.Б., автор уже XXI века [6].
В целом, джадидизм, конечно же, трактуют по-разному: культурно-просвятительское
движение, политическое, религиозно-философское движение и т.д. Но, что касается Ка-
захстана, то неверно считать его действительно политическим, поскольку он, хоть и влиял
на умы жителей Казахстана XIX-XX вв., но не являлся реакционным [5]. Создав возмож-
ность для синтеза с русской культурой, джадидизм ограничился лишь взращиванием но-
вой интеллигенцией.
Источники и литература
1) Атишев А.А. Политическая мысль Казахстана второй половины XIX - начало XX
века, Алма-Ата: «Наука», 1979.
2) Асфендиаров С.Д. Национально-освободительное восстание 1916 года в Казахстане.
А-А., 1936.
3) Могунов С.В. Некоторые вопросы истории джадидизма в Казахстане// Евразийский
ежегодник, Астана: Изд-во ЕНУ им. Л.Н. Гумилева. 2005. С. 328-333.
4) Мейер М.С., Михайлова В.А., Сыздыкова Ж.С. Евразийство: истоки, концепция,
реальность. М.: «Паблис». 2014.
5) Нуртазина Н.Д. Духовное наследие народов Центральной Азии в снеге межконфес-
сионального диалога (суфизм и джадидизм) //Глобализация и диалог конфессий в
странах центральной Азии. А., 2002,С.170.
6) Садыков Е.Б. Российско-казахстанские отношения на этапе становления тоталитар-
ной системы(1917-1937), Алма-Ата: «Галым», 1998.
Слова благодарности
Выражаю слова благодарности всему преподавательскому составу ИСАА
2