Великий шёлковый путь сыграл большую роль в развитии экономических и культурных связей народов Передней и Средней Азии, Кавказа и Китая. Он служил проводником в диффузии различных инноваций, в том числе в искусстве, религии, технологии.
Развивая торговые отношения, страны, через которые пролегал Шелковый путь, не только удовлетворяли свои потребности в товарах, но и вступали в культурные связи с другими народами. Нередко купцы выполняли дипломатические функции: договаривались с правителями разных стран о дружбе, торговле, о военных союзах. Происходил культурный обмен между народами. Именно благодаря ВШП в Казахстане появились мировые религии: Христианство, Ислам, Буддизм, а также манихейство, зороастризм, даосизм.
- Буддизм проник в Южный Казахстан и Семиречье с середины 1 в. до н.э. В распространении буддизма важная роль принадлежала племенам согдийцам и каналам. С 6 в. тюркская аристократия и часть городского населения проповедовали буддизм. Два буддийских храма найдено в городах Чуйской долины: Ак-бешиме и Суябе. - Христианство. В 7-8 вв. в городах Южного Казахстана и Семиречья широко распространилось христианство несторианского толка, пришедшее из Средней Азии, где основным центром его был - г. Мерв. В Таразе и Мерке действовали христианские церкви. А Рубрук сообщает о христианской церкви в Коялыке. - Ислам . В 8-9 вв. шел процесс исламизации Южного Казахстана. В 840 г. Нух ибн Ахад подчинил себе Испиджаб, в 859 г. его брат Ахмед ибн Асад совершил поход на Шаугар. К концу 8 в. карлуки приняли ислам. В 960 г. при Муса хане караханиды первыми объявили ислам государственной религией. Христианские церкви в Таразе и Мерке превращали в мечети. Застраивались некрополи и мечети в Кедере, Баласагуне, Отрарском оазисе. - Зороастризм - возник в 6-7 вв. до н.э. в Иране. Для зороастризма характерно почитание 4 стихий Вселенной - воды, огня, земли, воздуха. Зороастризм внесен в южные города Казахстана согдийцами. - Манихейство - возникло в 3 в. н.э. в Иране, оно представляло собой синтез христианства (взяло идею мессианства) и зороастризма (идею борьбы добра и зла). Ведущую роль в распространении манихейства играли согдийцы.
• По Великому Шелковому пути распространялось искусство музыки и танца, зрелищные представления, архитектура. Музыканты, танцоры, укротители диких зверей, акробаты, фокусники объединялись в бродячие труппы. • Китайский император Сюань-Цзунь в дворце содержал 30 тыс. музыкантов. В Танском Китае была популярна музыка Запада - городов Восточного Туркестана и Средней Азии. • Иранские, согдийские и тюркские актеры многое внесли в хореографию Китая. Например, мальчики из Ташкента исполняли танец «Западный скачущий танец», а две юные девушки «Танец Чача» и «Девы Запада». • В Константинополе часто гастролировали артисты с Востока. Как сообщают источники, на знатном обеде у византийской императрицы русскую княгиню Ольгу развлекали шуты и эквилибристы, а на празднествах в честь сельджукского султана Арслана II выполнял рискованные сальто тюркский акробат.
Язык
С середины 1 тыс. на территории Казахстана складывается несколько древне-тюркских языковых групп:
1. Булгарско-хазарская;
2. Западно-тюркская (огузская);
3. Карлукская.
В 8-10 вв. из западно-тюркского направления отделяется — кимако-кыпчакская языковая группа. В Южном Казахстане и Семиречье распространялись - иранские, согдийские, сирийские языки.
В 9-12 вв. в связи с распространением ислама широко употребляется арабский язык. На нем создаются литературные и научные произведения.
Письменность
Первое сообщение о письменности тюрков принадлежит византийскому историку Менандру Протектору, где он описывает прием тюркского посла Маниаха с императором Юстинианом I. Со второй половины 6 в. о наличии самостоятельной письменности у тюрков пишут китайские источники.
Наиболее древние памятники древнетюркской письменности найдены в северной Монголии на р.Орхон, Толы, Селенги.