Лекция №2 Тема: Сущность и значение философии



Дата27.09.2023
өлшемі19,68 Kb.
#111082
түріЛекция
Байланысты:
lektsiya filosofiya 2


Лекция № 2
Тема: Сущность и значение философии
План:
1 Личностный характер философских проблем. Философия и мировоззрение.
2 Научная, философская, религиозная картины мира. Соотношение мифологии, религии и философии.
3 Роль мифов в общественном развитии. Философия как особый тип знания и особый тип духовной деятельности
1Мировоззрение — это система человеческих представлений и знаний о мире (см. Мир) и о месте человека в мире, выраженная в ценностных установках личности и социальной группы, в убеждениях относительно сущности природной и социальной действительности (см. Бытие). Мировоззрение возникает как сложный результат практического взаимодействия человека с внешней действительностью — природой и обществом. Оно определяет социальное самочувствие и самосознание личности, её рефлексивное понимание своей жизни, социокультурные ориентации, оценки и поведение, отношение человека к внешнему миру, другим людям, себе самому и формирует его личностные структуры. В этом смысле мировоззрение нередко называют высшим уровнем самосознания индивида. В то же время мировоззрение индивида так или иначе сопрягается, перекликается со взглядами, идеалами, убеждениями, ценностями других людей и сообществ и выступает как социокультурное образование.
Термин «мировоззрение» впервые появляется в начале XVIII века в сочинениях немецких философов-романтиков, а также в работе Ф. Э. Шлейермахера «Речи о религии». Г. В. Ф. Гегель анализирует «моральное мировоззрение» в «Феноменологии духа» (Сочинения, т. 4. — М., 1959, с. 322–330). В «Лекциях по эстетике» (книга первая) Гегель рассматривает «религиозное миросозерцание» (Сочинения, т. 12. — М., 1938, с. 329–330). В той же работе (книга третья) Гегель пользуется понятием «теоретическое мировоззрение» для характеристики идейной позиции художника (Сочинения, т. 14. — М., 1958, с. 192). Таким образом, Гегель пытался разграничить различные типы мировоззрений. Е. Дюринг развивал теорию мировоззрения вместо метафизики. Согласно Г. Гомперцу, мировоззрение — это «космотеория», призванная представить непротиворечивое понимание идей, развитых в отдельных науках, и фактов практической жизни. В. Дильтей усматривал в жизни исток мировоззрения и выделял различные типы мировоззрений в религии, поэзии и метафизике. Внутри метафизики он проводил различие между натурализмом, идеализмом свободы и объективным идеализмом как различными типами мировоззрений. М. Шелер, говоря о философском мировоззрении, выделил три вида знания: знание ради господства; знание в целях образования человека; метафизическое знание, или «знание ради спасения».
Исходными мировоззренческими понятиями являются «мир» и «человек». Вопрос о их соотношении — основной мировоззренческий вопрос. Ответы на этот вопрос различны и многообразны, хотя, так или иначе, они зависят от того, что принимается за определяющее — «мир» или «человек». Если первичным оказывается «мир», то человек произведён от него, является его частью, его проявлением. При этом «мир» может отождествляться с «природой», «материей», «субстанцией» (духовной или материальной), «универсумом», «космосом» и так далее. Человек в таком случае выводится из мира, объясняется через его законы и свойства. Если же за исходное принимается понятие «человек», то мир определяется через человека, человеком (более того — индивидом) и оказывается соразмерным человеку («миром человека»). Нередко два этих полюсных подхода пытаются объединить. Тогда за исходное принимается отношение, связь мира и человека (Л. Фейербах, К. Маркс, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер и другие).
2 Типология мировоззрений может быть построена на разных основаниях. Обычно выделяют мировоззрение религиозное, естественнонаучное, социально-политическое, философское. Некоторые исследователи выделяют также мировоззрение повседневного опыта, эстетическое, мифологическое и другие, а также различные частные и смешанные их типы. Можно выявить три независимых критерия разграничения мировоззрений. Первый из них можно назвать эпистемологическим, поскольку здесь имеются в виду научные, ненаучные и антинаучные виды мировоззрения. Второй критерий носит предметный характер: здесь речь идёт о реальности — природной или социальной, которая получает своё обобщённое теоретическое выражение в том или ином мировоззрении. Третий критерий — универсально-синтетический, то есть охватывающий и природную, и социальную реальность, благодаря которому становится возможным философское мировоззрение.
Философское мировоззрение, которое развивается в рамках философии (см. Философия) претендует на целостный образ мира, на постижение «мира как целого». В этом смысле метафизическая позиция находит в философии своё наиболее адекватное выражение и воплощение. Философия изначально противопоставляла себя и мифу, и религии, и искусству, а затем и науке, хотя во многом опиралась на них. Зародившись, фактически, вместе с другими видами мировоззрения, которые возникали с распадом древней мифологической картины мира, философия была занята поисками единства в разнообразном видимом мире, поисками всеобщего и целого. При этом проблемы философии принципиально не разрешимы до конца, они постоянно вновь и вновь возникают и воспроизводятся в различной форме, постановке, в зависимости от уровня развития и потребностей общественной жизни. Философское мировоззрение является самосознанием эпохи и общества, поэтому изменения в нём исторически обусловлены. Меняются постановки проблем, формулировки основного вопроса философии. Даются новые ответы на поставленные вопросы, предлагаются иные формы аргументации. Не меняется всеобщий, предельный характер решаемых проблем. Именно через ответы на поставленные вопросы человечество осознает свои пределы и раздвигает их, формируя и мир, и себя. Философия формирует идеи и концептуальные системы мира; на их основе она даёт оценку месту человека в мире и возможности преобразования мира человеком. Философия вырабатывает свою систему принципов и идеалов, определяющих смысл жизни человека в мире; а на их основе формулирует цели человека, определяет задачи его деятельности. Связываясь со своей собственной историей, философия, наконец, развивает духовный опыт человечества. Таким образом, философия находится в постоянном челночном движении: от наличного бытия — в сферу философского обобщения — и назад, в сферу жизни, впитывая и используя при этом достижения всех других типов мировоззрения. В целом, мировоззрение, в особенности его научные, философские, социально-политические и религиозные формы, играет значительную организующую роль во всех сферах общественной жизни.
3 ФИЛОСОФИЯ - особый вид духовной деятельности, форма общественного сознания
человека. Это учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, о всеобщих закономерностях развития природы, общества и мышления. Философия выражает обобщенную систему взглядов на мир и место человека в нем, исследует познавательное, ценностное, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру. Эта наука оказывает активное воздействие на общественное бытие, способствует формированию идеалов, нравственных и культурных ценностей.
Философия, в отличие от религии, мифологии и прочих форм мировоззрения, рационально обосновывает свои принципы. Ф. в идеальных конструкциях дает предельные основания культуры и тесно связана с глубинными пластами менталитета общества, откуда философы черпают свой материал.
Конкретные исследования в настоящее время проводятся в следующих отраслях
философского знания: логика; философская антропология (Философия человека);
этика (Философия нравственности); Философия науки; Философия техники;
Философия истории; Философия культуры; Философия религии. В философии можно
выделить следующие уровни структуры, или основные элементы: 1) Метафизика.
2) Онтология. 3) Аксеологоия. 4) Гносеология (эпистимология). Основные
функции философии: 1) Мировоззренческая. 2) Методологическая. 3) Праксиологическая.
Философия имеет свой способ изложения - задавание вопросов и попытка ответить на них. Категории философии (универсалии) отражают наиболее общие связи, отношения вещей. В своей совокупности они составляют основу всякого человеческого интеллекта. Это общие понятия, приложимые к любым явлениям, такие как: бытие, материя, предмет, явление, причина-следствие, случайное-необходимое и т.д.. В современном мире происходит дальнейшее развитие знания, его дифференциация и интеграция. Возникают новые направления в науке: кибернетика, синергетика и т.д.. В том числе развивается вместе с обществом и культурой и философское знание. Пути развития определяются актуальными проблемами, стоящими перед человечеством. Например, проблема биологии и медицины человека, изменения его природы и манипулирования ею привели к появлению биоэтики. Кроме того в философии происходит внутренний процесс дифференциации. Идет дальнейшее саморазвитие этой науки, появляются новые идеи, возникают новые философские школы.

Достарыңызбен бөлісу:




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет