Лекция №3 Философия как особый тип знания



Дата27.09.2023
өлшемі17,77 Kb.
#111083
түріЛекция
Байланысты:
lektsiya filosofiya 3


Лекция № 3 Философия как особый тип знания.
План:
1Философия как особый тип знания и особый тип духовной деятельности.
2 Краткая характеристика основных разделов философии – онтологии, гносеологии, философской антропологии, логики, этики, эстетики, социальной и политической философии.
1 Философия – форма духовной деятельности, направленной на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и человека в нем.
Философию можно предварительно определить как мыслящее рассмотрение предметов в их отношении к первичным причинам и конечным целям сущего как единого целого. О чем говорит это определение? Философия есть особый вид знания. Всякое знание является либо созерцанием, либо понятием. Созерцание — это единичное представление (например, философия в образе женщины); понятие общее представление. Познание посредством понятий и есть мышление. Философия как ≪мыслящее рассмотрение предметов≫ есть понятийное знание, знание общего в единичном или единого во многом.
Сравнение с наукой:
1)Наука изучает окружающую реальность в ее закономерных проявлениях, разбивая ее на отдельные сферы - философия изучает мир в его единстве
2)методология науки (наблюдение, эксперимент, измерение), поэтому философия опирается на логику
3) наука полагает, что можно добиться независимости субъекта и объекта познания
Философия полагает, что это единая система.
В отличии от искусства философия обращается не к чувствам, а к разуму.
Главным инструментом философии является язык теоретических понятий и категорий.
В отличии от религии философия считает, что истинная жизнь возможна в этом мире. Это не потусторонний идеал. В отличии от религии в философии отсутствуют догматы.
Она не призывает к безоговорочной вере в какие-либо принципы. Она пытается обосновать их рациональными аргументами.
( ДОГМА (от греч. dogma – мнение) философский тезис, истинность которого вследствие этого кладется в основу той или иной философской системы; также христ. догмат веры – (обязательное) вероучение сверхъестественного происхождения, воспринятое через Божье откровение определенными людьми (церковью) и переданное для распространения и применения
Специфика философского мышления: понятие фундаментального философского настроения, философия и философствование.
Философское мышление – это высший теоретический уровень отображения реальности в сознании человека. Важнейшими задачами философского мышления является поиск целого, общего, универсального порядка, красоты, гармонии, истины. Философское мышление – это способ самоанализа человеком своего внутреннего мира, средство духовного развития, самоочищения и формирования идеалов. Специфика философского мышления в своих основных характеристиках заключается в способности философии вскрывать всеобщие закономерности и синтезировать результаты познания.
Немецкий философ М. Хайдеггер показал, что подлинная философия всегда осуществляется в неком настроении, которое он назвал фундаментальным философским настроением.
Философия, как особый вид знания сформировался в 7-6 в. до н.э. в Древней Греции, Индии и Китае. Новое, возникшее в эту эпоху в трех упомянутых культурах, сводится к тому, что человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы. Термин "философия" впервые встречается у Гераклита (или возможно ранее у Пифагора) и переводится как любовь к мудрости. Традиционное понимание предмета философии связано с именем Аристотеля, который отмечал, что наука о первых началах (учение о всеобщем) — Философия трактуется как наука наук. Философия - ни наука, ни мировоззренческая проповедь. склонны отождествлять философию с искусством. Для этого нет достаточных оснований. Действительно, так называемое художественное творчество, создание художественных образов (поэтических, музыкальных и других) для философии вообще не характерно. Философия соткана не из художественных образов, а из философем. Проблема состоит в том, чтобы философия не уступала искусству в сопричастности к тайнам, проблемам, "болевым точкам" бытия человека в мире. Искусство по сравнению с философией более выборочно, оно в отличие от философии занято поиском для человека не наиболее значимого, а художественно значимого. Как видим, философию и искусство объединяет определенный пафос, обостренный интерес к бытию человека, который, впрочем, не отменяет их своеобразия и самостоятельности. Близость философии и религии состоит в том, что обе они – общественно-исторические формы мировоззрения, решающие сходные задачи мироуяснения и воздействия на создание людей. Но и велико их различие. Для философской мысли характерно свободомыслие. Философия вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразив нарастающую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания, разума. Она выступила как поиск мудрости.
2 В философии выделяют такие разделы как: историю философии, онтологию, диалектику и метафизику, гносеологию или теорию познания, философскую антропологию, философию общества или социальную философию, аксиологию – учение о ценностях, а также философию морали, этику, философию искусства, эстетику, философию права, политики и идеологии, философию науки и техники, философию религии, философию культуры и цивилизации, философию глобальных проблем современности. Иногда рассматриваются как разделы философии логика и психология, имеющие самостоятельный статус, а также другие смежные дисциплины, вышедшие из философии, такие как праксеология и другие философские дисциплины.
Изучение философии начинаем с истории философии. Это наука о становлении, развитии и критическом анализе философских учений, их основных этапов, направлений и школ. История философии до настоящего времени – основа фундаментального философского образования. Особо следует отметить также, что ведущие представители важнейших философских направлений в XX в. стали авторами специальных, фундаментальных историко-философских сочинений: В. Винделъбанд, П. Наторп, Э. Кассирер, В. Дильтей, К. Ясперс, Б. Рассел, Э. Гуссерль и многие другие. В России большое внимание изучению истории философии уделяли А.Ф. Лосев, В.Ф. Асмус, А.Н. Чанышев, русские философы – эмигранты В.В. Зеньковский, Н.О. Лосский. В Казахстане историю философии изучали
А.Х. Касымжанов, О. Сегизбаев, А. Касабеков, Ж. Алтаев, Г. Есим, Е. Омаров, Г. Соловьева и другие

Достарыңызбен бөлісу:




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет