Лекция 7 Психология смысла жизни и профессионального самоопределения



бет1/5
Дата05.04.2023
өлшемі29,65 Kb.
#79463
түріЛекция
  1   2   3   4   5
Байланысты:
Лекция 7 Психология смысла жизни и профессионального самоопредел


План занятия:
Лекционный материал и презентация
Практическое задание: Психология профессионального и личного успеха.
Задание на СРКП: Эссе "Моя карьера и профессиональное развитие".


ЛЕКЦИЯ 7


Психология смысла жизни и профессионального самоопределения

Содержание: Смысл жизни, жизненные цели и программы. Убеждения и ориентиры профессионала на современном этапе развития Казахстана: конкурентноспособность, прагматизм, открытость сознания, национальная идентичность. Личностные ценности и смыслы в профессиональном самоопределении. Барьеры профессионального роста, пути их профилактики и преодоления. Кризис профессиональной идентичности и синдром эмоционального выгорания.




Вопросы:

  1. Убеждения, ориентиры и смысл жизни

  2. Профессиональное самоопредение в жизни

В настоящее время существует множество различных подходов к проблеме смысла жизни. Ниже мы ознакомимся с некоторыми из них. Но для начала следует рассмотреть наиболее общее определение понятия "смысл жизни". Для этого мы обратились к психологическому словарю, где смысл жизни определяется как особое психическое образование, имеющее свое содержание и структуру. Смысл жизни - "механизм", работа которого имеет "судьбоносное" значение для человека.


Смыслу жизни посвящен ряд совершенно противоположных по своей сути философских течений. Одной из наиболее древних считается концепция Экклезиаста. В ней говорится о ничтожности и суетности человеческой жизни. Жизнь человека, считал Экклезиаст, это вздор, бессмыслица, нелепость, чепуха. Он полагал, что составляющие жизни – власть, труд, богатство, любовь - бессмысленны, так же "как погоня за ветром". В общем, он отрицал наличие у человека смысла жизни.
В монографии "Три круга Достоевского", российский философ Ю.Г. Кудрявцев выдвинул новое течение, его главная идея сводится к тому, что человек сам наполняет жизнь своим личным смыслом. На первый план тут выдвигается желание целостности, чтобы "этот смысл каждый видел в "высоком" (позитивные качества личности), а не в "низком" (смысл своего существования - наличие женщин, денег и власти).
Среди русских мыслителей достаточно полно раскрыл данную проблему Ф.М. Достоевский, разгадывающий "тайны и загадки" человека во все периоды своей жизни. «Человек должен быть личностью. Каждый человек обязан оставить в обществе небольшой след своей личности». Суть смысла жизни - человеку важно быть нравственным.
Итак, мыслители и философы вкладывают в понятие «смысл жизни человека» разное содержание: кто-то считает, что смысла жизни нет, кто-то вкладывает в него все негативное, ("страдание); третьи предполагают нечто "положительное" ("счастье") и т.д.
В психологии смысл жизни изучается преимущественно под углом зрения того, как и под влиянием каких факторов происходит формирование смысла жизни в индивидуальном развитии, и как сформировавшийся смысл жизни или его отсутствие влияет на жизнедеятельность и сознание личности. Смысл жизни психологами определяется как «более или менее адекватное переживание интернациональной направленности собственной жизни», «концентрированную описательную характеристику наиболее стержневой и обобщенной динамической смысловой системы, ответственной за общую направленность жизни субъекта как целого» (2), «генеральная линия жизни, задающая высокую планку активной жизнедеятельности человека, помогающая ему не сломаться на крутых виражах судьбы, максимально использовать собственные резервы, направляя их на преобразование обстоятельств и собственной личности» (4). Ю. Б. Гиппенрейтер рассматривает смысл жизни «как процесс, направленный на полную интеграцию и координацию мотивационной сферы личности».

Фрейд считал, что смысл человеческой жизни, - быть счастливым, получать разнообразные наслаждения и удовольствия. Необходимо не допускать болезней, несчастий. Фрейд считает, что человек испытывает огромное удовольствие, наслаждаясь прекрасным.


Э. Фромм, ученик Фрейда, писал: "Жизнь должна иметь смысл. Люди тянутся к всему позитивному (счастью, любви, верности)".
Понимание смысла своей жизни, пишет К. Обуховский, - это необходимое условие нормального функционирования.
В теории В. Франкла понятие смысла жизни занимает центральное место. Стремление к поиску и реализации человеком смысла жизни В. Франкл рассматривает как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности. Отсутствие смысла выступает причиной многих психических заболеваний, в том числе специфических «ноогенных неврозов», и разных видов отклоняющегося поведения. Хотя смысл жизни каждого человека уникален, существуют и смысловые универсалии -- ценности, представляющие собой обобщенные типичные смыслы . По В. Франклу, человек не может лишиться смысла жизни ни при каких обстоятельствах, смысл жизни всегда может быть найден. В. Франкл считает, что человек может обрести смысл жизни тремя путями: 1) в деле, направленном на достижение социально-значимых целей; 2) в переживании гуманистических ценностей; 3) заняв определенную позицию по отношению к обстоятельствам своей жизни.
Несомненно, смыслы укоренены в бытии, они существуют в объективной действительности, но реализация объективно существующего онтологического смысла всегда личностна. Как указывает Д. А. Леонтьев, то, что придает жизни смысл, может лежать и в будущем (цели), и в настоящем (чувство полноты и насыщенности жизни), и в прошлом (удовлетворенность итогами прожитой жизни). Вместе с тем это вопрос не познания, а признания, человек не изобретает или интеллектуально конструирует смысл своей жизни, а находит его посредством конкретных действий (2).
В. Э. Чудновский определяет два значения смысла жизни как психологического феномена: 1) суть, главное, основное в данном предмете, явлении; 2) личностная значимость для человека этой сути, этого главного, основного. Но определение смысложизненной «доминанты» -- лишь один аспект процесса поиска смысла жизни. Очень важно установить, насколько данная доминанта «продуктивна», в какой мере она способствует позитивному развитию личности. В этой связи целесообразно иметь в виду адекватность смысла жизни как одну из основных его характеристик.
Чудновский считает, что проблема смысла жизни - это проблема осознания человеком своих возможностей, постановка реальных целей.
Известно, что жизнь людей имеет позитивную сторону: жизнь хороша и интересна - в ней люди могут быть счастливыми и радостными. Счастье приносит брак, рождение ребенка, взаимная любовь между противоположными полами, окончание вуза. Мы предпочитаем теории, которые признают смысл жизни человека.
В. Франкл дал очень подробную характеристику потребности человека в поиске смысла жизни. По его мнению, поиск цели своего существования свойственен думающим людям, обеспечившим к тому же все свои базовые потребности. Смысложизненные ориентации каждого человека - это набор свойственных только данной личности ценностей и целей, которые она выбрала как основополагающие своего существования. Особенность данной потребности заключается в уникальности её понимания каждым человеком, а, следовательно, невозможно определить готовые клише наиболее успешных целей существования, что и создаёт трудности их изучения и развития. Наиболее же остро проблема определения своего места в социуме, понимания того, ради чего стоит жить, стоит перед выпускниками школ. В. Франкл указывал на тот факт, что экзистенциальная фрустрация - феномен потери смысла жизни и развития в этой связи особого вида депрессивного состояния - свойственен в основном «думающей» молодёжи. Об актуальности проблемы поиска смысла жизни в раннем юношеском возрасте говорят и многие отечественные психологи. Например, Л. И. Божович утверждает, что выбор дальнейшего жизненного пути, самоопределение становятся для старшеклассников тем мотивационным центром, который определяет их деятельность, поведение и их отношение к окружающим.

Профессиональное и личностное самоопределение имеют очень много общего, а в высших своих проявлениях они почти сливаются. Если же попытаться развести их, то можно выделить два принципиальных отличия между профессиональным и личностным самоопределением:


1. Профессиональное самоопределение - более конкретное, его проще оформить официально (получить диплом и т.п.); личностное самоопределение - это более сложное понятие .
2. Профессиональное самоопределение больше зависит от внешних (благоприятных) условий, а личностное самоопределение - от самого человека, более того, часто именно плохие условия позволяют кому-то проявить себя по-настоящему (герои появляются в переломные эпохи). Правда, и в благополучные эпохи, полные "соблазнов" и так называемого "счастья" с застывшими улыбками (когда всем "положено" быть счастливыми), все-таки находятся люди, которые ищут для себя смыслы в решении каких-то особых, непонятных для обывателя проблем, для которых самое страшное - это радость "чавкающей от счастья" массы. Для таких людей благополучная эпоха превращается в самую страшную пытку, и они сами создают для себя дополнительные сложности, т.е. условия для подлинно личностного саморазвития.
При этом у таких людей (истинных героев) появляется возможность ставить сложные проблемы все-таки при относительно обеспеченных "тылах", когда не надо думать о выживании, об элементарном пропитании и т.п., поэтому личностное самоопределение в благополучные эпохи, с одной стороны, все-таки предпочтительнее, но, с другой стороны, и намного сложнее, чем в трудные, "героические" периоды развития общества, поскольку в эпоху относительного благополучия подлинное личностное самоопределение часто обрекает человека на настоящее одиночество, непонимание и даже осуждение со стороны окружающих. Именно поэтому призывать или как-то "формализовать" психологическую помощь в личностном самоопределении нежелательно. Лучше осторожно проводить ее на фоне более привычной и понятной для большинства людей работы по профориентации (профессиональному самоопределению).


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет