6
Русская литература
первой половины XIX века
Перед чтением раздела вспомните:
• главные события в истории России первой половины XIX века; ка-
кие из них и как повлияли на развитие отечественной литературы;
• по каким признакам вы определяете произведения, относящие-
ся к жанрам элегии, баллады, басни. Приведите известные вам при-
меры таких произведений. К каким источникам вы обращались, от-
вечая на данные вопросы? Чем обусловлен ваш выбор?
П.А. Вяземский в письме к В.А. Жуковскому писал: «Романтизм, как
домовой; многие верят ему; убеждение есть, что он существует, — но
где его приметы, как обозначить его, как наткнуть на него палец?»
Согласны ли вы с Вяземским? Читая тексты, включённые в данный
раздел, соберите материал для аргументированной формулировки
своей позиции.
В конце XVIII века в русской литературе основными были стиль
классицизм и стилевое течение сентиментализм, а наиболее яркими
писателями и поэтами — Д.И. Фонвизин, А.Н. Радищев, Г.Р. Державин
и Н.М. Карамзин. Идейная направленность литературы состояла в про-
свещении, смягчении нравов, воспитании личности и гражданских
чувств. Самыми значительными произведениями последних двух деся-
тилетий XVIII века стали комедия Фонвизина «Недоросль» (1781), ода
Державина «Фелица» (1782), книга морально-политических очерков
Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790), повесть Ка-
рамзина «Бедная Лиза» (1792) и его же путевые записки «Письма рус-
ского путешественника» (1793).
На рубеже XVIII и XIX веков этапной для русской литературы
была поэзия В.А. Жуковского, первого русского поэта-романтика. В са-
мом начале века молодой поэт делает поэтический перевод сенти-
менталистской элегии Т. Грея «Сельское кладбище». Элегия Грея (1750)
в переводе Жуковского (1802) в стилевом отношении была уже элеги-
ей нового стиля — предромантизма. В 1806 году Жуковский сочиняет
романтическую элегию «Вечер», ставшую образцом романтизма в рус-
ской поэзии. Жуковский обогащает русскую поэзию жанром баллады:
сначала он переводит балладу немецкого поэта Г.А. Бюргера «Лено-
ра», назвав русский текст
баллады
«Людмила» (1808), а затем на её
основе создаёт первую оригинальную национальную балладу «Светла-
7
на». Жанр баллады получил дальнейшее развитие в русской поэзии:
известны подражания народным балладам А.С. Пушкина, его истори-
ческая баллада «Песнь о вещем Олеге» (1822), переводные баллады
М.Ю. Лермонтова.
В конце первого десятилетия XIX века период расцвета пережи-
вает жанр
басни
благодаря появлению басен И.А. Крылова, ставших
истинно национальным литературным явлением, эти произведения
были исполнены подлинным народным духом.
Лирические романтические стихотворения Жуковского начала
XIX века получили развитие и в его более позднем творчестве в элеги-
ях «Невыразимое» (1819), «Море» (1822), а также в лирике Пушкина,
начиная с послания «К Чаадаеву» (1818) и завершая «Памятником»
(1836), и в лирических шедеврах Лермонтова, таких как «Молитва»
(1837) или «Выхожу один я на дорогу…» (1841). Пушкиным и Лермон-
товым создавались оригинальные русские поэмы: в 1820 году Пушкин
написал свою первую поэму «Руслан и Людмила», в 1821 и 1824 го-
дах —
романтические поэмы
«Кавказский пленник» и «Цыганы», ряд
других поэм. Своего рода итогом работы в этом жанре стала выдаю-
щаяся
философско-историческая поэма
Пушкина «Медный всад-
ник» (1833). В ранний период творчества Лермонтов создаёт ряд поэм,
среди которых выделяются философские поэмы позднего романтизма
«Мцыри» (1839) и «Демон» (1841, последняя переработка поэмы).
В первой половине XIX века в русской литературе происходит
интенсивный процесс жанрообразования, связанный с тем, что к на-
чалу века светская русская литература насчитывает немногим более
ста лет самостоятельного существования и продолжает искать свои
жанровые формы для выражения национальных идей. На этот поиск
влияли многие факторы: ещё недостаточный литературный опыт, не-
большое количество произведений, в которых бы формировался ли-
тературный язык прозы и оттачивалась поэтическая речь. На этом
фоне появляются грандиозная
комедия с высоким героем
А.С. Гри-
боедова «Горе от ума» (1824), роман в стихах А.С. Пушкина — «энци-
клопедия русской жизни» и камертон русской души — «Евгений Оне-
гин» (1823–1830/1831),
прозаическая поэма
—
национальная эпо-
пея
Н.В. Гоголя «Мёртвые души» (1835–1842) и
первый
оригинальный
роман
в русской литературе, написанный в прозе, — «Герой нашего
времени» М.Ю. Лермонтова (1837–1840).
В конце XVIII — первой половине XIX века значительно расшири-
лась и окрепла Российская империя, и среди её народов и культур раз-
личные национальные литературы вступили в отношения взаимовлия-
ния с русской литературой. Назовём наиболее известных писателей
8
и поэтов этих народов: Иван Петрович Котляревский (1769–1838) —
украинский писатель и драматург; Тарас Григорьевич Шевченко (1814–
1851) — украинский поэт, автор знаменитого сборника стихотворений
«Кобзарь»; Мирза Фатали Ахундов (1812–1876) — азербайджанский
писатель-просветитель и драматург, откликнувшийся на трагическое
событие 1837 года стихами «На смерть Пушкина»; Александр Гарева-
нович Чавчавадзе (1779–1846) — грузинский поэт и переводчик, отец
Нины Чавчавадзе, жены Грибоедова; Хачатур Абовян (1809–1848) —
армянский прозаик, автор книги «Раны Армении»; Индрик Слепой
(1787–1820) — первый латышский национальный поэт; Антанас Страз-
дас (1760–1833) — литовский поэт; Фридрих Рейнхолд Крейцвальд
(1803–1882) — эстонский писатель, собиратель национального эпоса
Калевипоэг и другие выдающиеся деятели культуры.
1. Какие факты, закономерности, понятия были вам известны до
чтения данного текста? Из каких источников? Что нового вы узна-
ли? Что в тексте показалось трудным? Интересным? В каких учебных
и жизненных ситуациях можно применить полученные знания?
2. Перечислите главные темы и идеи русской литературы конца
XVIII века.
3. Почему поэзия Жуковского названа этапной для русской литера-
туры?
4. Опираясь на прочитанный текст, объясните, как происходит про-
цесс жанрообразования в русской литературе первой половины
XIX века.
Василий Андреевич Жуковский
Василий Андреевич Жуковский — русский поэт-романтик, пере-
водчик, критик и общественный деятель.
Василий Андреевич Жуковский родился в русской провинции,
в селе Мишенском Тульской губернии. Происхождение Жуковского
и неопределённость его положения в семье наложили отпечаток на
характер поэта: его отцом был богатый помещик Афанасий Ивано-
вич Бунин, а матерью — пленная турчанка Сальха. Фамилию будущий
поэт получил от бедного дворянина, жившего на хлебах в имении Бу-
нина, — А.Г. Жуковского. Он усыновил мальчика, чтобы тот не считал-
ся незаконнорождённым. С детства Жуковский был любознательным
и способным к наукам учеником, он получил начальное образование
дома, затем учился в Тульском народном училище и в частном панси-
оне, в 1797 году был определён в Московский университетский Бла-
24
Подводя итог анализа трёх элегий Жуковского, сделаем выводы:
в элегии «Вечер» Жуковский описывает природу как наблюдатель,
и переживания человека сопровождают эти описания; элегия «Невы-
разимое» задаёт вопрос о возможности для художника выразить тай-
ну связи души человека и Божьего мира, знаменуя необходимость ис-
кать новые стилевые пути и решения; элегия «Море» стала произведе-
нием, которое выразило слияние, взаимопогружение души человека
и природной стихии друг в друга.
1. Докажите, что прочитанное стихотворение действительно эле-
гия.
2. В чём заключается идейный смысл соотнесения мира природы
и человека в стихотворении?
3. Проследите, какими изобразительными средствами передаётся
настроение стихотворения и как оно меняется на всём протяжении
элегии.
4. Охарактеризуйте роль эпитетов в тексте.
5. Как называется вид звукописи, к которому прибегает Жуковский:
«дышишь», «льёшься», «ласкаешь»? С какой целью поэт использует
данный приём?
6. Определите стихотворный размер, которым написано стихотво-
рение.
7. Стихотворение построено на противопоставлении «ясного неба»,
«светлого неба» и моря, которое бьётся, воет, рвёт, терзает. Как
в литературоведении называется такой композиционный приём?
Какова его роль в стихотворении?
Подумайте, какие особенности лирики Жуковского дали основание
исследователю А.Н. Веселовскому назвать поэзию Жуковского «пей-
зажем души». Выберите форму ответа: развёрнутый письменный от-
вет; развёрнутый устный ответ.
Александр Сергеевич Пушкин
Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина
Главными в жизни Пушкина-поэта, человека, мыслителя и граж-
данина были, пожалуй, три вопроса: в чём сущность поэзии, каково
назначение поэзии и какова роль поэта в мире и обществе? Эти во-
просы встали перед юным поэтом ещё в лицейские годы, когда фор-
мировались его идеалы в поэзии и гражданская позиция. В петербург-
25
ский период жизни и творчества (1817–
1820) гражданские взгляды Пушкина
выразились в свободолюбивой лирике: оде
«Вольность» (1817), послании «К Чаадаеву»
(1818) и элегии-памфлете «Деревня» (1819).
Ярче всего они были заявлены в поэтиче-
ских декларациях: «Хочу воспеть Свободу
миру, // На тронах поразить порок» (ода
«Вольность») и «О, если б голос мой умел
сердца тревожить!» (1819). Из них видно,
что поэзия была призвана служить обще-
ству, отражать высокие гражданские цели
и воспитывать читателей. В то же время
в финале стихотворения «Деревня» Пуш-
кин сожалеет о том, что его поэзия не ока-
зывает влияния на общество, говоря: «Почто в груди моей горит бес-
плодный жар // И не дан мне судьбой витийства грозный дар?»
Глубокое осознание того, что главной ценностью в жизни чело-
века является свобода, приходит к Пушкину в южной ссылке (1820–
1824), что впервые ярко выражено в стихотворении «Узник» (1822).
Это понимание сопровождается и более глубоким осознанием сущно-
сти поэзии, и в то же время разочарованием поэта в способности его
поэзии служить проводником гражданских идеалов и наставником лю-
дей. Так, Пушкин пишет в стихотворении «Свободы сеятель пустын-
ный…» (1823):
Рукою чистой и безвинной
В порабощённые бразды
Бросал живительное семя —
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды.
Южная ссылка сменяется в жизни Пушкина ссылкой в Михайлов-
ское (1824–1826). В Михайловском Пушкин много размышляет о поэ-
зии и её роли в жизни общества. Размышления поэта обостряются ещё
и тем фактом, что восстание декабристов 14 декабря 1825 года прои-
зошло в то время, когда Пушкин был вдалеке от столицы и никак не
мог лично выразить отношение к нему. Поэтому для Пушкина стало
необходимым определить своё место как человека и как поэта в жиз-
ни и в обществе. Из поэтических строк того периода есть одна, наибо-
лее ясно представляющая взгляд поэта на искусство поэзии, — в сти-
хотворении «19 октября» (1825): «Прекрасное должно быть велича-
(1799–1837)
46
ченной лирическим волнением и стремящейся излиться в свобод-
ном проявлении — свободном, значит, не придуманном, не сочи-
нённом. Тут поэт уже ничего не ищет: всё — и звуки, и образы —
приходит к нему само собой. Никакой преднамеренности и даже
никакого предвидения: „Плывёт… Куда ж нам плыть?“»?
Дайте развёрнутый письменный или развёрнутый устный ответ — по
вашему выбору.
Туча
Перед чтением вспомните другие стихотворения, в которых исполь-
зовался образ тучи.
Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несёшься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.
Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождём.
Довольно, сокройся! Пора миновалась,
Земля освежилась, и буря промчалась,
И ветер, лаская листочки древес,
Тебя с успокоенных гонит небес.
1835 год
В стихотворении нет ни одного слова о поэзии, тем не менее
в нём содержится поэтическое повествование о стеснённом состоянии
души, одиночестве, ропоте, словно о творческом кризисе, о просвет-
лении и достижении внутренней гармонии. Это лирический монолог
души поэта, в образной, метафорической форме выражающий его
жизненные переживания и поэтические сомнения. Первая строка сти-
хотворения представляет восклицание:
Последняя туча рассеянной бури! —
47
и выступает как экспозиция к нему, то есть буря прошла, осталась толь-
ко одна туча, словно грозное напоминание. Названная ситуация очень
ёмка, поскольку вызывает разные ассоциации: то ли прошла «буря»
в обществе и поэт чувствует себя одиноким, последним из оставшихся
после катастрофы, то ли это душевная непогода и лирического героя
не покидает ощущение внутренней горечи, то ли жизненные невзгоды
не дают покоя. Природа художественного образа такова, что он неис-
черпаем, и любое логическое объяснение будет всегда неполным.
Стихотворение «Туча» созвучно музыкальному произведению
и выразительно, как живописное полотно. Если бы композитор пере-
кладывал «Тучу» на музыку, он непременно выразил бы грустными ак-
кордами настроение первой строфы, грозными — второй и радостью
зазвучали бы финальные стихи. «Туча» также напоминает картину, три
её строфы можно изобразить в триптихе (картине, состоящей из трёх
частей): в левой части триптиха было бы передано, как ветер несёт
одинокую чёрную тучу, в центре — бушует гроза, правая же часть кар-
тины вместила бы просветлённое небо и освежённую влагой землю.
Стихотворение было написано 13 апреля, в нём ясно представлен про-
зрачный и прохладный день этого времени года, хотя не следует от по-
этического произведения ожидать фотографичности. Например,
в «Туче» отчётливо передаётся ощущение апрельской свежести, но
другие природные образы относятся к поздней весне или лету. Иными
словами, в поэзии важны образ и идея.
В стихотворении «Туча» два изобразительных плана: рассказ
о туче, охватывающий весь текст и выстроенный по временной оси
«сегодня — вчера — завтра», ведётся на фоне образа стремительно
проносящейся тучи. Эта стремительность подчёркивается ритмом,
обеспеченным сменой парных рифмованных строк, чётким синтакси-
ческим строем и параллелизмом фраз. Убыстряют движение текста
анафоры («одна ты — одна ты — одна ты»), присоединяющие глаго-
лы настоящего времени «несёшься» — «наводишь» — «печалишь»,
в первой строфе и анафоры-союзы («и — и — и») с глаголами про-
шедшего времени «облегала — обвивала — издавала». Размер же сти-
хотворения — четырёхстопный амфибрахий, благодаря которому соз-
даются медитативные интонации. Подобную ритмическую устроен-
ность мы отмечали в стихотворении «Узник».
Первая и последняя строки стихотворения обрамляют его, с ис-
черпывающей полнотой передавая лирическую ситуацию:
Последняя туча рассеянной бури! <…>
Тебя с успокоенных гонит небес.
48
1. Докажите, опираясь на текст стихотворения, что ведущей в нём
является тема поэзии и творчества.
2. Охарактеризуйте настроение стихотворения. Меняется ли оно?
Дайте развёрнутый аргументированный ответ.
3. Каков лирический герой стихотворения? Как композиция стихо-
творения помогает передать состояние лирического героя?
4. Раскройте аллегорический смысл образа тучи в этом стихотворе-
нии. Как вы думаете, чем привлекает поэтов этот образ?
5. Найдите в тексте старославянизмы. С какой целью они использо-
ваны в тексте?
6. Какова роль риторических восклицаний?
7. Укажите анафоры и объясните смысл их использования в тексте
стихотворения.
Перед чтением стихотворения вспомните известные вам переводы
тридцатой оды Горация.
* * *
Exegi monumentum
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа
1
.
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,
И назовёт меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
1
Александровская колонна, памятник Александру I в Петербурге на Дворцовой
площади.
49
Веленью Божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца.
1836 год
Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» напи-
сано Пушкиным в последний год жизни, в нём и в самом деле как бы под-
ведён итог его поэтического творчества. В качестве эпиграфа Пушкин ис-
пользует первые слова знаменитой тридцатой оды Горация: «Exegi
monumentum». Этими же словами поэт и начинает своё стихотворение:
Я памятник себе воздвиг нерукотворный…
Мы уже встречались с обращениями к оде Горация двух выдаю-
щихся русских поэтов — Ломоносова и Державина. Ломоносов создал
очень близкий к тексту Горация перевод, придав ему национальное
звучание. Державин написал самостоятельное произведение, сохраняя
внешнюю канву древнеримского оригинала. Главными темами держа-
винского «Памятника» были величие России и вклад поэта в её укре-
пление. Пушкин сохраняет план и структуру «Памятника» Державина:
его стихотворение также состоит из пяти строф, совпадают отдельные
выражения и пафос всего произведения. Однако есть и существенные
отличия и бесспорная новизна.
Самое главное в стихотворении Пушкина то, что поэт не декла-
рирует важность созданного вообще, а обобщает в нём тему поэта
и поэзии, которая распространяется на всё его творчество. В стихотво-
рении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» можно найти от-
звук всех произведений, написанных им ранее на эту тему, независи-
мо от того, затрагивались ли в них вопросы взаимоотношения поэта
и власти, поэзии и общественного служения, свободы, народности, са-
мостоятельности творчества или другие.
Ритмическая особенность строф стихотворения проявляется
в том, что первые три строки написаны шестистопным ямбом, послед-
няя, четвёртая, — четырёхстопным. Он словно отчёркивает конец
строфы, делая её тем самым автономной. Каждая строфа посвящена
отдельной большой теме. Так, первая строфа построена на трёх клю-
чевых выражениях: «нерукотворный», «народная тропа» и «вознёсся
он». Её тема может быть определена как
величие и значение поэзии
.
Уже в этой строфе намечена новизна разработки жанра «памятника»
Пушкиным, заговорившим, в отличие от предшественников, исключи-
тельно о поэзии.
50
Начало второй строфы прямо повторяет державинское выраже-
ние: «Так! — весь я не умру», — но пушкинское продолжение этих слов
иное, связанное с поэзией, — строфа заканчивается:
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Пушкин говорит не о своём личном бессмертии как великого по-
эта, а о «бессмертии поэзии» — такова тема строфы. Такие же сходство
и различия намечаются и в третьих строфах державинского и пушкин-
ского текстов. Оба поэта дают поэтическую панораму российских про-
сторов, при этом Пушкин утверждает общенациональную роль поэзии,
включая в сферу русской поэзии народы России того времени:
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
Таким образом, тему третьей строфы можно обозначить как
все-
мирная, общенациональная отзывчивость поэзии
.
Четвёртая строфа пушкинского стихотворения «Я памятник себе
воздвиг нерукотворный…» отвечает на вопрос: что поэзия даёт миру?
Ведь поэзии нередко навязывали несвойственные ей функции, что мы
видели, например, в стихотворении «Поэт и толпа», да и сам Пушкин
в начале своей поэтической деятельности несколько упрощал назначе-
ние поэзии, принуждая её служить выражению общественных идеалов.
В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» великая
роль поэзии высказана очень точно, как в математической формуле:
«…чувства добрые я лирой пробуждал», — поэзия не может порождать
чувства, человек добр изначально, она способна только пробудить до-
броту в нём. Выражение «восславил я свободу» также носит принципи-
альный характер, поскольку поэзия не должна завоёвывать свободу,
человек от природы свободен, поэзия же может указать на свободу как
на высшую цель. И наконец, не во власти поэта даровать милость, он
может лишь «милость к падшим призывать», как это делали и Пушкин,
и Жуковский, и другие поэты. Поэтому четвёртая строфа содержит
тему —
нравственный вклад поэзии в жизнь общества
.
Обращение к музе, традиционно завершающее оду, у Пушкина
продолжает главную мысль темы
поэта и поэзии
. Вспомним слова
«Пророка»: «И Бога глас ко мне воззвал» или же сонета «Поэту»: «…не
дорожи любовию народной», «суд глупца», «смех толпы холодной».
Сравним их с пятой строфой:
Веленью Божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
51
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца.
Тема строфы — «свобода поэзии и послушание воле Бога». Таков
вывод и итог поэтических размышлений Пушкина о поэзии, её назна-
чении, поэте и его роли и месте в обществе.
Достарыңызбен бөлісу: |