Литература первой половины XIX века Перед чтением раздела вспомните



жүктеу 266.33 Kb.

бет1/3
Дата25.01.2017
өлшемі266.33 Kb.
  1   2   3

6

Русская литература 

первой половины XIX века

 Перед чтением раздела вспомните:



•  главные события в истории России первой половины XIX века; ка-

кие из них и как повлияли на развитие отечественной литературы;



•  по каким признакам вы определяете произведения, относящие-

ся к жанрам элегии, баллады, басни. Приведите известные вам при-

меры таких произведений. К каким источникам вы обращались, от-

вечая на данные вопросы? Чем обусловлен ваш выбор?

П.А. Вяземский в письме к В.А. Жуковскому писал: «Романтизм, как 

домовой; многие верят ему; убеждение есть, что он существует, — но 

где его приметы, как обозначить его, как наткнуть на него палец?» 

Согласны ли вы с Вяземским? Читая тексты, включённые в данный 

раздел, соберите материал для аргументированной формулировки 

своей позиции.

В конце XVIII века в  русской литературе основными были стиль 

классицизм и стилевое течение сентиментализм, а наиболее яркими 

писателями и  поэтами —  Д.И. Фонвизин, А.Н. Радищев, Г.Р. Державин 

и Н.М. Карамзин. Идейная направленность литературы состояла в про-

свещении, смягчении нравов, воспитании личности и  гражданских 

чувств. Самыми значительными произведениями последних двух деся-

тилетий XVIII века стали комедия Фонвизина «Недоросль» (1781), ода 

Державина «Фелица» (1782), книга морально-политических очерков 

Радищева «Путешествие из Петербурга в  Москву» (1790), повесть Ка-

рамзина «Бедная Лиза» (1792) и его же путевые записки «Письма рус-

ского путешественника» (1793).

На рубеже XVIII и  XIX веков этапной для русской литературы 

была поэзия В.А. Жуковского, первого русского поэта-романтика. В са-

мом начале века молодой поэт делает поэтический перевод сенти-

менталистской элегии Т. Грея «Сельское кладбище». Элегия Грея (1750) 

в переводе Жуковского (1802) в стилевом отношении была уже элеги-

ей нового стиля  — предромантизма. В 1806 году Жуковский сочиняет 

романтическую элегию «Вечер», ставшую образцом романтизма в рус-

ской поэзии. Жуковский обогащает  русскую поэзию жанром баллады: 

сначала он переводит балладу немецкого поэта Г.А. Бюргера «Лено-

ра», назвав русский текст 



баллады

 «Людмила» (1808), а затем  на её 

основе создаёт первую оригинальную национальную балладу «Светла-


7

на». Жанр баллады получил дальнейшее развитие в  русской поэзии: 

известны подражания народным балладам А.С. Пушкина, его истори-

ческая баллада «Песнь о  вещем Олеге» (1822), переводные баллады 

М.Ю. Лермонтова.

В конце первого десятилетия XIX века период расцвета пережи-

вает жанр 

басни

 благодаря появлению басен И.А. Крылова, ставших 

истинно национальным литературным явлением, эти произведения 

были исполнены подлинным народным духом.

Лирические романтические стихотворения Жуковского начала 

XIX века получили развитие и в его более позднем творчестве в элеги-

ях «Невыразимое» (1819), «Море» (1822), а  также в  лирике Пушкина, 

начиная с послания «К Чаадаеву» (1818) и  завершая «Памятником» 

(1836), и  в  лирических шедеврах Лермонтова, таких как «Молитва» 

(1837) или «Выхожу один я на дорогу…» (1841). Пушкиным и Лермон-

товым создавались оригинальные русские поэмы: в 1820 году Пушкин 

написал свою первую поэму «Руслан и  Людмила», в  1821 и  1824 го-

дах — 

романтические поэмы

 «Кавказский пленник» и «Цыганы», ряд 

других поэм. Своего рода итогом работы в  этом жанре стала выдаю-

щаяся 


философско-историческая поэма

 Пушкина «Медный всад-

ник» (1833). В ранний период творчества Лермонтов создаёт ряд поэм, 

среди которых выделяются философские поэмы позднего романтизма 

«Мцыри» (1839) и «Демон» (1841, последняя переработка поэмы).

В первой половине XIX века в  русской литературе происходит 

интенсивный процесс жанрообразования, связанный с тем, что к  на-

чалу века светская русская литература насчитывает немногим более 

ста лет самостоятельного существования и  продолжает искать свои 

жанровые формы для выражения национальных идей. На этот поиск 

влияли многие факторы: ещё недостаточный литературный опыт, не-

большое количество произведений, в  которых бы формировался ли-

тературный язык прозы и  оттачивалась поэтическая речь. На этом 

фоне появляются грандиозная 



комедия с высоким героем

 А.С. Гри-

боедова «Горе от ума» (1824), роман в  стихах А.С. Пушкина  — «энци-

клопедия русской жизни» и  камертон русской души  — «Евгений Оне-

гин» (1823–1830/1831), 

прозаическая поэма

  — 


национальная эпо-

пея

 Н.В. Гоголя «Мёртвые души» (1835–1842) и 



первый

 

оригинальный 



роман

 в  русской литературе, написанный в  прозе, — «Герой нашего 

времени» М.Ю. Лермонтова (1837–1840).

В конце XVIII — первой половине XIX века значительно расшири-

лась и окрепла Российская империя, и среди её народов и культур раз-

личные национальные литературы вступили в отношения взаимовлия-

ния с русской литературой. Назовём наиболее известных писателей 


8

и  поэтов этих народов: Иван Петрович Котляревский (1769–1838)  — 

украинский писатель и драматург; Тарас Григорьевич Шевченко (1814–

1851) — украинский поэт, автор знаменитого сборника стихотворений 

«Кобзарь»; Мирза Фатали Ахундов (1812–1876)  — азербайджанский 

писатель-просветитель и  драматург, откликнувшийся на трагическое 

событие 1837 года стихами «На смерть Пушкина»; Александр Гарева-

нович Чавчавадзе (1779–1846)  — грузинский поэт и  переводчик, отец 

Нины Чавчавадзе, жены Грибоедова; Хачатур Абовян (1809–1848)  — 

армянский прозаик, автор книги «Раны Армении»; Индрик Слепой 

(1787–1820) — первый латышский национальный поэт; Антанас Страз-

дас (1760–1833)  — литовский поэт; Фридрих Рейнхолд Крейцвальд 

(1803–1882)  — эстонский писатель, собиратель национального эпоса 

Калевипоэг и другие выдающиеся деятели культуры.



1.  Какие факты, закономерности, понятия были вам известны до 

чтения данного текста? Из каких источников? Что нового вы узна-

ли? Что в тексте показалось трудным? Интересным? В каких учебных 

и жизненных ситуациях можно применить полученные знания?



2. Перечислите главные темы и  идеи русской литературы конца 

XVIII века.



3.  Почему поэзия Жуковского названа этапной для русской литера-

туры?


4.  Опираясь на прочитанный текст, объясните, как происходит про-

цесс жанрообразования в  русской литературе первой половины 

XIX века.

Василий Андреевич Жуковский

Василий Андреевич Жуковский  — русский поэт-романтик, пере-

водчик, критик и общественный деятель.

Василий Андреевич Жуковский родился в  русской провинции, 

в  селе Мишенском Тульской губернии. Происхождение Жуковского 

и  неопределённость его положения в  семье наложили отпечаток на 

характер поэта: его отцом был богатый помещик Афанасий Ивано-

вич Бунин, а матерью — пленная турчанка Сальха. Фамилию будущий 

поэт получил от бедного дворянина, жившего на хлебах в имении Бу-

нина, — А.Г. Жуковского. Он усыновил мальчика, чтобы тот не считал-

ся незаконнорождённым. С детства Жуковский был любознательным 

и способным к наукам учеником, он получил начальное образование 

дома, затем учился в Тульском народном училище и в частном панси-

оне, в 1797 году был определён в Московский университетский Бла-



24

Подводя итог анализа трёх элегий Жуковского, сделаем выводы: 

в  элегии «Вечер» Жуковский описывает природу как наблюдатель, 

и  переживания человека сопровождают эти описания; элегия «Невы-

разимое» задаёт вопрос о возможности для художника выразить тай-

ну связи души человека и Божьего мира, знаменуя необходимость ис-

кать новые стилевые пути и решения; элегия «Море» стала произведе-

нием, которое выразило слияние, взаимопогружение души человека 

и природной стихии друг в друга.

1.  Докажите, что прочитанное стихотворение действительно эле-

гия.


2.  В чём заключается идейный смысл соотнесения мира природы 

и человека в стихотворении?



3.  Проследите, какими изобразительными средствами передаётся 

настроение стихотворения и как оно меняется на всём протяжении 

элегии.

4.  Охарактеризуйте роль эпитетов в тексте.

5.  Как называется вид звукописи, к которому прибегает Жуковский: 

«дышишь», «льёшься», «ласкаешь»? С какой целью поэт использует 

данный приём?

6.  Определите стихотворный размер, которым написано стихотво-

рение.


7.  Стихотворение построено на противопоставлении «ясного неба», 

«светлого неба» и  моря, которое бьётся, воет, рвёт, терзает. Как 

в  литературоведении называется такой композиционный приём? 

Какова его роль в стихотворении?

  Подумайте, какие особенности лирики Жуковского дали основание 

исследователю А.Н. Веселовскому назвать поэзию Жуковского «пей-

зажем души». Выберите форму ответа: развёрнутый письменный от-

вет; развёрнутый устный ответ.



Александр Сергеевич Пушкин

Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина

Главными в  жизни Пушкина-поэта, человека, мыслителя и  граж-

данина были, пожалуй, три вопроса: в  чём сущность поэзии, каково 

назначение поэзии и  какова роль поэта в  мире и  обществе? Эти во-

просы встали перед юным поэтом ещё в  лицейские годы, когда фор-

мировались его идеалы в поэзии и гражданская позиция. В петербург-



25

ский период жизни и  творчества (1817–

1820) гражданские взгляды Пушкина 

выразились в свободолюбивой лирике: оде 

«Вольность» (1817), послании «К Чаадаеву» 

(1818) и элегии-памфлете «Деревня» (1819). 

Ярче всего они были заявлены в  поэтиче-

ских декларациях: «Хочу воспеть Свободу 

миру, // На тронах поразить порок» (ода 

«Вольность») и  «О, если б голос мой умел 

сердца тревожить!» (1819). Из них видно

что поэзия была призвана служить обще-

ству, отражать высокие гражданские цели 

и  воспитывать читателей. В то же время 

в  финале стихотворения «Деревня» Пуш-

кин сожалеет о том, что его поэзия не ока-

зывает влияния на общество, говоря: «Почто в груди моей горит бес-

плодный жар // И не дан мне судьбой витийства грозный дар?» 

Глубокое осознание того, что главной ценностью в  жизни чело-

века является свобода, приходит к  Пушкину в  южной ссылке (1820–

1824), что впервые ярко выражено в  стихотворении «Узник» (1822). 

Это понимание сопровождается и более глубоким осознанием сущно-

сти поэзии, и в то же время разочарованием поэта в способности его 

поэзии служить проводником гражданских идеалов и наставником лю-

дей. Так, Пушкин пишет в  стихотворении «Свободы сеятель пустын-

ный…» (1823):

Рукою чистой и безвинной  

В порабощённые бразды  

Бросал живительное семя —

Но потерял я только время, 

Благие мысли и труды.

Южная ссылка сменяется в жизни Пушкина ссылкой в Михайлов-

ское (1824–1826). В Михайловском Пушкин много размышляет о  поэ-

зии и её роли в жизни общества. Размышления поэта обостряются ещё 

и тем фактом, что восстание декабристов 14 декабря 1825 года прои-

зошло в  то время, когда Пушкин был вдалеке от столицы и  никак не 

мог лично выразить отношение к  нему. Поэтому для Пушкина стало 

необходимым определить своё место как человека и как поэта в жиз-

ни и в обществе. Из поэтических строк того периода есть одна, наибо-

лее ясно представляющая взгляд поэта на искусство поэзии, — в сти-

хотворении «19 октября» (1825): «Прекрасное должно быть велича-

(1799–1837)


46

ченной лирическим волнением и  стремящейся излиться в  свобод-

ном проявлении  — свободном, значит, не придуманном, не сочи-

нённом. Тут поэт уже ничего не ищет: всё  — и  звуки, и  образы  — 

приходит к  нему само собой. Никакой преднамеренности и  даже 

никакого предвидения: „Плывёт… Куда ж нам плыть?“»?

 

Дайте развёрнутый письменный или развёрнутый устный ответ — по 



вашему выбору.

Туча

Перед чтением вспомните другие стихотворения, в которых исполь-

зовался образ тучи.

Последняя туча рассеянной бури!

Одна ты несёшься по ясной лазури, 

Одна ты наводишь унылую тень, 

Одна ты печалишь ликующий день.

Ты небо недавно кругом облегала, 

И молния грозно тебя обвивала;

И ты издавала таинственный гром  

И алчную землю поила дождём.

Довольно, сокройся! Пора миновалась, 

Земля освежилась, и буря промчалась, 

И ветер, лаская листочки древес, 

Тебя с успокоенных гонит небес.

1835 год

В стихотворении нет ни одного слова о  поэзии, тем не менее 

в нём содержится поэтическое повествование о стеснённом состоянии 

души, одиночестве, ропоте, словно о  творческом кризисе, о  просвет-

лении и  достижении внутренней гармонии. Это лирический монолог 

души поэта, в  образной, метафорической форме выражающий его 

жизненные переживания и поэтические сомнения. Первая строка сти-

хотворения представляет восклицание:

Последняя туча рассеянной бури! —


47

и выступает как экспозиция к нему, то есть буря прошла, осталась толь-

ко одна туча, словно грозное напоминание. Названная ситуация очень 

ёмка, поскольку вызывает разные ассоциации: то ли прошла «буря» 

в обществе и поэт чувствует себя одиноким, последним из оставшихся 

после катастрофы, то ли это душевная непогода и  лирического героя 

не покидает ощущение внутренней горечи, то ли жизненные невзгоды 

не дают покоя. Природа художественного образа такова, что он неис-

черпаем, и любое логическое объяснение будет всегда неполным.

Стихотворение «Туча» созвучно музыкальному произведению 

и выразительно, как живописное полотно. Если бы композитор пере-

кладывал «Тучу» на музыку, он непременно выразил бы грустными ак-

кордами настроение первой строфы, грозными — второй и радостью 

зазвучали бы финальные стихи. «Туча» также напоминает картину, три 

её строфы можно изобразить в триптихе (картине, состоящей из трёх 

частей): в  левой части триптиха было бы передано, как ветер несёт 

одинокую чёрную тучу, в центре — бушует гроза, правая же часть кар-

тины вместила бы просветлённое небо и  освежённую влагой землю. 

Стихотворение было написано 13 апреля, в нём ясно представлен про-

зрачный и прохладный день этого времени года, хотя не следует от по-

этического произведения ожидать фотографичности. Например, 

в  «Туче» отчётливо передаётся ощущение апрельской свежести, но 

другие природные образы относятся к поздней весне или лету. Иными 

словами, в поэзии важны образ и идея.

В стихотворении «Туча» два изобразительных плана: рассказ 

о  туче, охватывающий весь текст и  выстроенный по временной оси 

«сегодня  — вчера  — завтра», ведётся на фоне образа стремительно 

проносящейся тучи. Эта стремительность подчёркивается ритмом, 

обеспеченным сменой парных рифмованных строк, чётким синтакси-

ческим строем и  параллелизмом фраз. Убыстряют движение текста 

анафоры   («одна ты — одна ты — одна ты»), присоединяющие глаго-

лы настоящего времени «несёшься» — «наводишь» — «печалишь», 

в  первой строфе и  анафоры-союзы   («и  — и  — и») с глаголами про-

шедшего времени «облегала — обвивала — издавала». Размер же сти-

хотворения — четырёхстопный амфибрахий, благодаря которому соз-

даются медитативные интонации. Подобную ритмическую устроен-

ность мы отмечали в стихотворении «Узник».

Первая и  последняя строки стихотворения обрамляют его, с ис-

черпывающей полнотой передавая лирическую ситуацию:

Последняя туча рассеянной бури! <…> 

Тебя с успокоенных гонит небес.


48

1.  Докажите, опираясь на текст стихотворения, что ведущей в  нём 

является тема поэзии и творчества.



2.  Охарактеризуйте настроение стихотворения. Меняется ли оно? 

Дайте развёрнутый аргументированный ответ.



3.  Каков лирический герой стихотворения? Как композиция стихо-

творения помогает передать состояние лирического героя?



4.  Раскройте аллегорический смысл образа тучи в этом стихотворе-

нии. Как вы думаете, чем привлекает поэтов этот образ?



5.  Найдите в тексте старославянизмы. С какой целью они использо-

ваны в тексте?



6.  Какова роль риторических восклицаний?

7.  Укажите анафоры и  объясните смысл их использования в  тексте 

стихотворения.

 Перед чтением стихотворения вспомните известные вам переводы 

тридцатой оды Горация.



* * *

Exegi monumentum

Я памятник себе воздвиг нерукотворный, 

К нему не зарастёт народная тропа, 

Вознёсся выше он главою непокорной  

Александрийского столпа

1

.



Нет, весь я не умру — душа в заветной лире  

Мой прах переживёт и тленья убежит —

И славен буду я, доколь в подлунном мире  

Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой, 

И назовёт меня всяк сущий в ней язык, 

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой  

Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу, 

Что чувства добрые я лирой пробуждал, 

Что в мой жестокий век восславил я Свободу  

И милость к падшим призывал.

Александровская колонна, памятник Александру I в Петербурге на Дворцовой 



площади.

49

Веленью Божию, о муза, будь послушна, 

Обиды не страшась, не требуя венца, 

Хвалу и клевету приемли равнодушно  

И не оспоривай глупца.

1836 год

Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» напи-

сано Пушкиным в последний год жизни, в нём и в самом деле как бы под-

ведён итог его поэтического творчества. В качестве эпиграфа Пушкин ис-

пользует первые слова знаменитой тридцатой оды Горация: «Exegi 

monumentum». Этими же словами поэт и начинает своё стихотворение:

Я памятник себе воздвиг нерукотворный…

Мы уже встречались с обращениями к  оде Горация двух выдаю-

щихся русских поэтов — Ломоносова и Державина. Ломоносов создал 

очень близкий к  тексту Горация перевод, придав ему национальное 

звучание. Державин написал самостоятельное произведение, сохраняя 

внешнюю канву древнеримского оригинала. Главными темами держа-

винского «Памятника» были величие России и вклад поэта в её укре-

пление. Пушкин сохраняет план и структуру «Памятника» Державина: 

его стихотворение также состоит из пяти строф, совпадают отдельные 

выражения и пафос всего произведения. Однако есть и существенные 

отличия и бесспорная новизна.

Самое главное в  стихотворении Пушкина то, что поэт не декла-

рирует важность созданного вообще, а  обобщает в  нём тему поэта 

и поэзии, которая распространяется на всё его творчество. В стихотво-

рении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» можно найти от-

звук всех произведений, написанных им ранее на эту тему, независи-

мо от того, затрагивались ли в  них вопросы взаимоотношения поэта 

и власти, поэзии и общественного служения, свободы, народности, са-

мостоятельности творчества или другие.

Ритмическая особенность строф стихотворения проявляется 

в том, что первые три строки написаны шестистопным ямбом, послед-

няя, четвёртая,  — четырёхстопным. Он словно отчёркивает конец 

строфы, делая её тем самым автономной. Каждая строфа посвящена 

отдельной большой теме. Так, первая строфа построена на трёх клю-

чевых выражениях: «нерукотворный», «народная тропа» и  «вознёсся 

он». Её тема может быть определена как 



величие и значение поэзии

Уже в этой строфе намечена новизна разработки жанра «памятника» 



Пушкиным, заговорившим, в отличие от предшественников, исключи-

тельно о поэзии.



50

Начало второй строфы прямо повторяет державинское выраже-

ние: «Так! — весь я не умру», — но пушкинское продолжение этих слов 

иное, связанное с поэзией, — строфа заканчивается:

И славен буду я, доколь в подлунном мире  

Жив будет хоть один пиит.

Пушкин говорит не о своём личном бессмертии как великого по-

эта, а о «бессмертии поэзии» — такова тема строфы. Такие же сходство 

и различия намечаются и в третьих строфах державинского и пушкин-

ского текстов. Оба поэта дают поэтическую панораму российских про-

сторов, при этом Пушкин утверждает общенациональную роль поэзии, 

включая в сферу русской поэзии народы России того времени:

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой  

Тунгус, и друг степей калмык.

Таким образом, тему третьей строфы можно обозначить как 

все-

мирная, общенациональная отзывчивость поэзии

.

Четвёртая строфа пушкинского стихотворения «Я памятник себе 



воздвиг нерукотворный…» отвечает на вопрос: что поэзия даёт миру? 

Ведь поэзии нередко навязывали несвойственные ей функции, что мы 

видели, например, в  стихотворении «Поэт и  толпа», да и  сам Пушкин 

в начале своей поэтической деятельности несколько упрощал назначе-

ние поэзии, принуждая её служить выражению общественных идеалов. 

В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» великая 

роль поэзии высказана очень точно, как в  математической формуле: 

«…чувства добрые я лирой пробуждал», — поэзия не может порождать 

чувства, человек добр изначально, она способна только пробудить до-

броту в нём. Выражение «восславил я свободу» также носит принципи-

альный характер, поскольку поэзия не должна завоёвывать свободу, 

человек от природы свободен, поэзия же может указать на свободу как 

на высшую цель. И наконец, не во власти поэта даровать милость, он 

может лишь «милость к падшим призывать», как это делали и Пушкин, 

и  Жуковский, и  другие поэты. Поэтому четвёртая строфа содержит 

тему — 


нравственный вклад поэзии в жизнь общества

.

Обращение к  музе, традиционно завершающее оду, у  Пушкина 



продолжает главную мысль темы 

поэта и  поэзии

. Вспомним слова 

«Пророка»: «И Бога глас ко мне воззвал» или же сонета «Поэту»: «…не 

дорожи любовию народной», «суд глупца», «смех толпы холодной». 

Сравним их с пятой строфой:

Веленью Божию, о муза, будь послушна, 

Обиды не страшась, не требуя венца, 


51

Хвалу и клевету приемли равнодушно  

 

И не оспоривай глупца.



Тема строфы — «свобода поэзии и послушание воле Бога». Таков 

вывод и итог поэтических размышлений Пушкина о поэзии, её назна-

чении, поэте и его роли и месте в обществе.



  1   2   3


©emirsaba.org 2017
әкімшілігінің қараңыз

войти | регистрация
    Басты бет


загрузить материал